«Целостная модель деятельности Службы ранней психолого-педагогической помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет в условиях дошкольной организации»
материал (подготовительная группа)

Бесшапочникова Лариса Николаевна

«Целостная модель деятельности Службы ранней психолого-педагогической помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет в условиях дошкольной организации»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Целостная модель деятельности Службы ранней психолого-педагогической помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет в условиях дошкольной организации»

Бесшапочникова Л.Н.

Проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их социальной адаптации в общество является в настоящее время чрезвычайно актуальной в области образования и здравоохранения.

 Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ – это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования.

 В последние годы в Российской Федерации сохраняются негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей. По данным официальной статистики, численность детского населения неуклонно сокращается, а распространенность патологии и заболеваемость среди детей ежегодно увеличивается на 4–5 %.

• Доля здоровых новорожденных за последние годы снизилась с 48 % до 26 %.

 • 74 % новорожденных рождаются физиологически незрелыми, с проблемами здоровья.

• До 86 % имеют неврологическую патологию (перинатальное поражение ЦНС).

 • Не более 10 % детей дошкольного возраста и 4 % детей подросткового возраста абсолютно здоровы

Исследования доказывают, что при условии раннего выявления (не позднее 4–6-месячного возраста ребенка) и организации адекватного медико-психолого-педагогического воздействия практическое выздоровление и нормализация функций могут быть достигнуты в 60 % случаев к 3 годам.

Чудеса компенсации возможны только в первые годы жизни, когда мозг удивительно пластичен, его развитие еще не завершено и малыш обладает большими потенциальными компенсаторными возможностями развития.

 То есть ранняя систематическая помощь помогает добиться поразительных результатов.

В настоящее время в практику все больше входит ранняя диагностика отклонений развития у детей. К сожалению, на деле коррекция нарушений познавательной и речевой деятельности у детей в большинстве случаев начинается только в дошкольном возрасте (после 3–5 лет), когда уже сформирован стойкий патологический стереотип психических и речевых нарушений. При этом оказывается упущенным сензитивный (наиболее благоприятный) период развития психики и речи, который приходится на первые три года жизни ребенка.

Развитие служб ранней помощи сократит число детей с ОВЗ, которые по достижении школьного возраста смогут без дополнительной поддержки учиться в общем образовательном потоке. Именно те дети успешны в инклюзии, которые прошли раннюю коррекционно-развивающую помощь с рождения,  могут успешно обучаться в обычной школе, дружить со своими сверстниками, быть «как все». И это происходит при условии, что в течение первых месяцев жизни выявляются отклонения двигательного, психического, речевого и социального развития.

Программы ранней помощи, которые действуют сегодня, формируются не только на основе известных теорий развития Пиаже, Выготского, Лурии и др., но и под влиянием концепций, разработанных учеными в последние десятилетия. Среди них теория экологических систем, предложенная У. Бромфенбреннером, транзакционная модель А. Самерова и Б. Фиса  и теория модифицируемости когнитивных структур Р. Файерштейна. Эти модели объединяют следующие характерные особенности: признание важности социально-коммуникативного обмена между ребенком и средой; признание того, что ребенок – активный участник процесса усвоения новых навыков и знаний; признание того, что сам этот процесс должен протекать в естественных условиях, для достижения поставленных учебных целей необходимо использовать функциональные виды деятельности, которые имеют очевидный для ребенка смысл и включены в его повседневную жизнь; и, наконец, признание того, что родители – главные агенты вмешательства и – в неменьшей степени – его получатели.

 «С каким бы случаем ни пришлось иметь дело, у каждого специалиста будут свои предпочтения и он обратится к тем исходным положениям, которые наилучшим образом согласуются с его личным и профессиональным опытом. Время показало, что мы становимся эклектичными в своей работе, берем лучшее из имеющихся моделей, пока не создадим то, что можно будет назвать “костюмом, сшитым профессиональным портным»

В последние годы во многих городах Российской Федерации действуют различные организационные формы дошкольных образовательных учреждений, в которых оказывается ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии и их семьям

 -группы кратковременного пребывания,

-службы ранней помощи,

- лекотеки,

- консультационные пункты,

- центры игровой поддержки).

Механизм:  Несколько раз в неделю «проблемные» дети приходят на занятия с логопедом, дефектологом, психологом, воспитателем.

Основные направления деятельности Службы ранней помощи в дошкольном образовательном учреждении  являются:

 • Ранняя диагностика отклонений по основным «линиям развития» (двигательному, познавательному, речевому, социальному); определение актуального уровня развития. Определение возможного прогноза развития.

• Разработка индивидуальной программы развития.

• Медицинская реабилитация (неврологическая, психоневрологическая, физиотерапевтическая, ортопедическая и др.). 10

• Психолого-педагогическая работа в условиях семьи и специально организованной среды, отвечающая особым образовательным потребностям ребенка.

• Психологическая поддержка семьи; периодическое консультирование семьи.

• Координация деятельности всех социальных служб в оказании полного комплекса услуг ребенку и семье при реализации индивидуальной программы развития.

 • Динамическое наблюдение за ходом дальнейшего психофизического и речевого развития (не реже одного раза в шесть месяцев). Корректировка индивидуальных программ развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические средства адаптации детей разного возраста в группе детского сада

СОДЕРЖАНИЕ   ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА  В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА 5 1.1. Понятие, значение и причины адаптации...

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем....

Положение об организации деятельности Службы ранней помощи

Документ регламентирующий организацию деятельности структурного подразделения Служба ранней помощи...

Стребелева Е.А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного...

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»

Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....

«Изобразительная деятельность как средство психолого- педагогической коррекции речи детей 4-5 лет»

Консультация для педагогов.Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению сло...