Мастер-класс для педагогов Дидактическое пособие «Кубики историй»
материал

Кузнецова Александра Александровна

«Креативность можно тренировать, как мышцы.

Кубики Историй — это тренажер для тренировки творческих способностей, памяти и мышления!»

 Рори О’Коннор, изобретатель игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_dlya_pedagogov_kubiki_istoriy.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

Мастер-класс для педагогов

Дидактическое пособие «Кубики историй»

Выполнил воспитатель: Кузнецова Александра Александровна

Соответствие занимаемой должности

2022 год

«Креативность можно тренировать, как мышцы.

Кубики Историй — это тренажер для тренировки творческих способностей, памяти и мышления!» — Рори О’Коннор, изобретатель игры.


Актуальность.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно, в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. 

В настоящее время в образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию связной речи дошкольников. Многие педагоги успешно используют в своей работе техники и технологии, заимствованные из других научных сфер. Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Кубики историй» или Сторителлинг как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Цель мастер-класса:

Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя   с дошкольниками по работе с  технологией сторителлинг.  

Задачи мастер-класса:

• Познакомить педагогов с опытом работы по использованию технологии сторителлинг с детьми дошкольного возраста;

• Обучить участников мастер-класса методам и приёмам обучения дошкольников сочинению историй в педагогическом процессе;

• Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;

• Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Современные дети - это уникальные создания, требующие особого подхода. Каким  должен быть современный ребенок?  Уверенным в себе, коммуникабельным, самостоятельным, настойчивым, обладать способностью мыслить творчески и нестандартно, видеть необычное в обычном –вот неотъемлемые качества современного ребенка. Как же нам педагогам развить перечисленное в детях? Для этого нужно быть современным воспитателем и использовать в своей деятельности современные интерактивные формы, методы и технологии.

В настоящее время в образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию связной речи дошкольников. Многие педагоги успешно используют в своей работе техники и технологии, заимствованные из других научных сфер. Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «"Кубики историй", или сторителлинг как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Принципиально важно, чтобы педагогическая технология определяла позицию ребенка по отношению к взрослому: «Мы вместе!». Совсем недавно я обратила внимание на новую интерактивную технику сторителлинг. Техника сторителлинг, заимствованная из сферы маркетинга, заинтересовала меня тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи, воображения и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Все мы, педагоги, работающие с дошкольниками, так или иначе сторителлинг используем. Встречали ли вы раньше этот термин?

Сторителлинг – это инновационная технология развития речи детей. Сторителлинг в переводе с английского означает «рассказывание историй». В русском языке ему соответствует наиболее подходящий замечательный синоним «сказительство», т. е. повествование сказок, былин, мифов и т.п.

Что такое «Кубики историй»?

«Кубики историй» (Rory’s Story cubes) – это популярная в мире настольная игра, основанная на использовании техники «сторителлинга» (storytelling), что в дословном переводе с английского звучит как рассказывание историй или искусство увлекательного рассказа.

В Ирландии в 2007 г. Рори О’Коннором впервые были придуманы «Кубики историй». Изначально они были изобретены как учебное пособие для развития креативности и навыка решения проблем. В самом начале своей задумки, Рори нанёс 54 изображения на кубик Рубика, и поворачивая стороны головоломки в случайном порядке, создавал тот или иной набор изображений на одной из сторон. Затем им же были созданы 9 разных кубиков и те же 54 изображения оказались на игральных кубиках, что сделало игру более наглядной и интересной. Существуют разные варианты игрового использования кубиков историй. Одним из самых популярных является следующий вариант. Игрок выбрасывает 9 кубиков. После этого составляет их в ряд и сочиняет историю, опираясь на изображения, расположенные на верхних гранях кубиков, начиная с первого. На девятом кубике история должна закончиться. Традиционно любая история начинается со слова «однажды…».

В структуру техники входят следующие элементы:

1.Вступление 
Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем.Вариантывступления:
•Когда-тодавным-давно….
•Садитесьпоближе,явамрасскажу…
•Однажды…
•Внекоторомцарстве,внекоторомгосударстве…
•Жили-были….
•Этопроизошлотемнойидождливойночью…
• Наш герой понятия не имел, что его ждет…

2.Развитиесобытий. 
Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается во вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а усложняется.

3.Кульминация. 
Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит победителем (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. 

4.Заключение. 
Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне – мораль.

Принципы:

- простота,

- неожиданность,

- конкретность (персонажи, истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам,

- реалистичность (самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в неё не поверят).

В подготовительной к школе группе приоритетной была задача по обучению детей составлению рассказов творческого характера. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ. Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности детей, тем более детей с тяжелыми нарушениями речи. В связи с этим, процесс обучения детей составлению творческих рассказов был длительным и осуществлялся в соответствии с принципом «от простого к сложному». На первом этапе элементы творчества включались в содержание описательных и повествовательных рассказов. Это обеспечивалось за счет размещения на 9 одной из граней одного, а далее – нескольких кубиков карточки с изображением знака вопроса. Составляя для ребенка наглядный план рассказа, педагог обязательно размещал один кубик таким образом, чтобы на его верхней грани оказывался знак вопроса, который обозначал «Расскажи о том, о чем хочешь в этом месте рассказать». Этот прием способствовал проявлению ребенком самостоятельности и инициативы в выборе содержания фрагмента рассказа. Вначале предоставленная детям свобода выбора вызывала у них значительные затруднения. Эффективным в этой ситуации стал прием «подсказывание», который помогал детям определиться с дальнейшим содержанием рассказа. При этом подсказки педагога строились таким образом, чтобы ситуация выбора у ребенка, так или иначе, оставалась. Пример такой подсказки: «Здесь ты можешь рассказать, например, о том, какие повадки есть у лисы или о том, для чего лисе нужен такой длинный и пушистый хвост».

И я предлагаю вам дорогие педагоги придумать интересную историю с помощью данного дидактического пособия

Рефлексия.
Я хочу для вас сделать небольшой подарок. Предлагаю вам взять чемодан с тем багажом, который вы получили от моего мастер-класса, и отправиться в отпуск на остров, который перекликается с вашим ощущением. Вы можете отправиться на остров «Непонимания», если вы не поняли материал. На остров «Открытий», отправиться тот, кто открыл для себя новую технологию. А остров «Творчества» для тех, кто планирует применять в своей работе  технику «Сторителлинг». Удачи Вам!!!

Список использованных источников:

1.Давыдова О. И. Осваиваем новый интерактивный метод работы с детьми – сторителлинг // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2017 - №4 – с.18-24

2./https://mbdou12krsk.ru/images/20-21/vosp goda/prozorova_opisanie_pedagogicheskogo_opyta.pdf

3. https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskoe-posobie-kubiki-istorii-trenazhyor-dlja-trenirovki-tvorcheskih-sposobnostei-pamjati-i-myshlenija.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс по изготовлению развивающего дидактического пособия «Галерея тканей»

Пособие можно использовать в сюжетно-ролевых играх: «Магазин тканей», «Ателье» и др.Благодаря пособию можно пополнять словарный запас детей прилагательными: шершавая, гладкая, прозрачная и др.; закреп...

мастер-класс для родителей "Изготовление дидактического пособия для развития мелкой моторики".

Пособие предназначено для развития мелкой моторики пальцев. Необходимые материалы: лист фетра формата А4,с нанесенным силуэтом ежика, лента-липучка, готовые фетровые вырубки (яблоки,грибы), клей ...

Мастер – класс по изготовлению развивающего дидактического пособия «Галерея тканей»

Мастер – класс по изготовлению развивающего дидактического пособия «Галерея тканей»...

Развитие воображения у детей с использованием дидактического пособие "Кубики Историй"

Дидактическое пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста по использованию "кубиков историй". Метод стал популярен в нашей стране в последнее время, используется как в досугов...

Мастер-класс на тему «Использование дидактического пособия «Кубики историй» как средство развития связной речи и воображения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Ни для кого не секрет, что проблема развития речи одна из самых острых в современном образовании, отсюда задача педагога выбрать оптимальные методы обучения и формы организации работы с детьми.Кубики ...

Методическая разработка Дидактическое пособие «Кубики историй» Для развития связной речи у детей подготовительной группы

Методическая разработка Дидактическое пособие «Кубики историй» Для развития связной речи у детей подготовительной группы              ...