Взаимосвязь развития познавательных процессов и математических способностей дошкольников.
материал
Взаимосвязь развития познавательных процессов и математических способностей дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной мотивации
в дошкольном возрасте
Четкая познавательная направленность активности ребенка, как отмечает А.А. Люблинская, — это следствие таких качеств его личности, как любозна тельность, пытливость, наблюдательность.
Но как показывают исследования психологов, возникновение у детей интере са к предметам и явлениям окружающего мира прямо зависит от тех знаний, которыми обладает ребенок в той или иной области, а также от тех способов, которыми воспитатель открывает для него «меру его незнания», т. е. тоновое, что дополняет его знания о предмете.
При этом чем больше ребенок познает, тем сильнее растет его интерес. Рост интереса беспределен. Интерес имеет огромное прогрессивное и перспектив ное значение в развитии личности.
Познавательные способности дошкольников.
Познавательные способности подразделяются на две большие группы: сенсорные способности и интеллектуальные способности. Сенсорные способности обусловливают непосредственное восприятие окружающего мира. Интеллектуальные способности обусловливают его осмысление. Таким образом очевидно, что в основе сенсорных познавательных способностей лежит такой познавательный процесс, как восприятие, а в основе интеллек туальных познавательных способностей — мышление.
При этом остальные познавательные процессы (внимание, память, воображе ние) выступают как условия активной и успешной реализации.
Таким образом, познавательные способности носят процессуальный характер. Их наличие (сформированность) означает, что они могут обеспечить продуктивный познавательный процесс на любом содержательном материале. Это как бы «процессуальная решетка», обеспечивающая познавательную дея-
тельность ребенка. Прекрасно, когда эта система дана ребенку от природы уже вполне в «рабочем» состоянии, в этом случае педагогу и родителям остается только выполнять роль «кочегара», активно подбрасывающего материал в «топку» познавательной активности ребенка. В этом случае срабатывает именно та закономерность, о которой говорила А. А. Люблинская: чем больше ребенок познает, тем сильнее растет его познавательный интерес.
Практика показала, что недостаточно, например, развивать ребенку память или работать над развитием воображения. Без включения во взаимодействие
и без тренировки этого взаимодействия система может и не заработать. Например, у ребенка может быть прекрасная память или буйное фантазирование, но при этом он совершенно не умеет осмысливать имеющуюся информацию и интерпретировать ее прицельно (генерировать осмысленные идеи, разрабатывать их и т. п.)
Способ выстраивания взаимодействия компонентов познавательных способностей — систематическое включение ребенка в деятельность, необходимо требующую активизации того или иного познавательного процесса (или сразу нескольких).
Так же поступает спортивный тренер, прицельно развивая у своего подопечного ту или иную группу мышц через систему упражнений. И так же, как и в спорте, средством выстраивания является система заданий (упражнений), выполнение которых «тренирует» тот или иной познавательный процесс или его отдельные элементы (в частности, в процессе мышления можно выделить отдельные приемы умственных действий, формировать каждое из которых методически удобнее раздельно или в парной комбинации). Для того чтобы делать это осознанно (понимать, что именно взрослый собирается развивать у ребенка на данном занятии при работе с данным материалом), воспитатель должен четко дифференцировать эти процессы.
Взаимосвязь развития познавательных процессов и математических способностей ребенка.
Для развития математических способностей важно избирательное восприятие специфических характеристик внешнего мира: формы, размера, простран ственного расположения и количественных характеристик объектов. Очевидно, что из этих характеристик быстрее и легче всего воспринимаются сенсорикой форма, размер и пространственное расположение. Для формирования и развития восприятия необходимо обеспечить ребенку возможность обследования воспринимаемого объекта, способы и средства создания его адекватной модели (его подобия) сначала в вещественной фор-ме во внешней деятельности, чтобы обеспечить затем его интериоризацию во внутреннюю форму — представление. Таким образом будет происходить накопление запаса образов воображения. В продуктивном восприятии предмета наиболее важным для ребенка является действие, которым он при этом пользуется: деятельность тактильного обследования должна пред-шествовать деятельности визуального наблюдения и анализу наблюдаемого предмета, явления и т. п.
Такую последовательность действий ребенка с изучаемым материалом легко обеспечить при преимущественной работе с геометрическим материалом, поскольку для любой геометрической фигуры или геометрического тела несложно сконструировать самые разнообразные модели из самого различного материала, причем все они будут адекватно отражать основные его характеристики. Например, квадрат из бумаги, палочек, пластилина, конструктора, ткани, нитки, а также его рисунок на песке, глине, восковой дощечке, классной доске и т. д. будет моделью одного и того же понятия, отражающей его основные свойства: наличие четырех равных прямолиненых сторон и четырех прямых углов. Все перечисленные модели ребенок может выполнить самостоятельно, собственными руками, а затем провести целую серию наблюдений (выражая их словесно) при обследовании любой из них — сравнить длины сторон, сосчитать их, сравнить форму и равенство углов, а также установить и многие другие его свойства путем простых манипуляций с моделью. Способом организации такой познавательной деятельности ребенка является соответствующим образом разработанное задание (упражнение), выполняя которое, ребенок осуществляет продуктивное восприятие объекта (обследование, моделирование) и осмысление воспринятой сенсорной информации (сопровождает чувственное восприятие словом).
Упражнение 1
Цель. Подготовить детей к последующей моделирующей деятельности посредством простых конструктивных действий, актуализировать счетные умения, организовать внимание.
Материалы. Счетные палочки двух цветов, фланелеграф с картонными моделями папочек у педагога.
Задание.
— Возьмите из коробки столько палочек, сколько у меня. Положите перед собой так же (11). Сколько палочек? (Две.)
— У кого палочки одного цвета? У кого разного цвета? Какого цвета у тебя палочки? (Одна — красная, одна — зеленая.)
— Один да один. Сколько вместе? (Два.)
Упражнение 2
Цель. Организовать конструктивную деятельность по образцу, упражнять в счете, развитие воображения, речевой деятельности.
Материалы. Счетные палочки, фланелеграф.
Задание.
— Возьмите еще одну палочку и положите ее сверху (I I). Сколько стало палочек? Сосчитаем. (Три.)
— На что похожа фигура? (На ворота, на букву П). Кто знает слова, начинающиеся на П?
Дети говорят слова.
Упражнение 3
Цель. Развивать наблюдательность, воображение и речевую деятельность; формировать умение оценивать количественную характеристику видоизменяющейся конструкции (без изменения количества элементов); подготовка к правильному восприятию смысла арифметических действий.
Материалы. Счетные палочки, фланелеграф.
Задание.
— Верхнюю палочку переложите так: П. Изменилось ли количество палочек? Почему не изменилось? (Палочку переставили, но не убрали и не добавили.)
— На что теперь похожа фигура? (На букву Н.) Назовите слова, начинающиеся на Н.
Упражнение 4
Цель. Формировать конструкторские умения, воображение, память и внимание.
Задание.
— Сложить из этих трех палочек разные фигурки. Дети складывают фигурки и буквы. Называют их, придумывают слова. Кто-нибудь из детей обязательно сложит треугольник.
Упражнение 5
Цель. Формировать образ треугольника, первичное обследование модели треугольника.
Материалы. Счетные палочки, фланелеграф.
Способ выполнения. Педагог предлагает всем сложить такую фигуру;
— Сколько палочек вам понадобилось для этой фигуры? (Три.) Кто знает, что это? (Треугольник.) Кто знает, почему он так называется? (Три угла.)
Если дети не могут назвать фигуру, педагог подсказывает ее название и просит детей объяснить, как они его понимают.
Педагог просит обвести фигуру пальцем, сосчитать углы (вершины), касаясь их пальцем.
Упражнение 6
Цель. Закреплять образ треугольника на кинестезическом и визуальном уровне. Распознавать треугольник среди других фигур (объем и устойчивость восприятия). Обводить и штриховать треугольники (развивать мелкие мышцы руки).
Материалы. Рамка-трафарет с прорезями в форме геометрических фигур, бумага, карандаши.
Примечание. Задание является проблемным, поскольку на используемой рамке есть несколько треугольников и фигур, на них похожих острыми углами (ромб, трапеция).
Задание.
— Найдите на рамке треугольник. Обведите его. Заштрихуйте треугольник по рамке. (Штриховка производится внутри рамки, кисть движется свободно, карандаш «стучит» по рамке.)
Упражнение 7
Цель. Закреплять визуальный образ треугольника. Распознавать нужные треугольники среди других треугольников (точность восприятия). Развивать воображение и внимание, мелкую моторику.
Материалы. Трафарет, бумага, карандаши.
Задание.
— Посмотрите на этот рисунок: Кошка-мама, кот-папа и котенок. Из каких фигур они составлены? (Круги и треугольники.)
Кто нарисовал такой треугольник, какой нужен для котенка? Для кошки-мамы? Для кота-папы? Дорисуйте своего кота.
Дети дорисовывают, используя тот треугольник, который у них есть, т. е. у каждого получается свой кот. Затем они дорисовывают остальных кошек, ориентируясь на образец, но самостоятельно.
Педагог обращает внимание на то, что кот-папа самый высокий. Правильно поставьте рамку, чтобы кот-папа получился самый высокий.
Данное упражнение не только способствует накоплению у ребенка запасов образов геометрических фигур, но и развивает его пространственное мышление, поскольку фигуры на рамке расположены в различных положениях и, чтобы найти нужную, необходимо узнать ее в другой позиции, а затем повернуть рамку для ее рисования в такой позиции, которую требует рисунок.
Приведенные фрагменты занятий показывают способ построения взаимосвязанной системы заданий для формирования и развития сенсорных познавательных способностей на математическом материале. Очевидно, что деятельность ребенка в данном фрагменте является также организующей его
внимание и стимулирующей воображение.
Перейдем к другой группе познавательных способностей к интеллектуальным способностям. Как уже было сказано, в их основе лежит развитое мышление. Процесс развития мышления методически состоит в формировании и развитии
обобщенных приемов умственных действий (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование, аналогия и др.), что является общим условием функционирования самого мышления как процесса в любой области познания, в том числе и в математике. Безусловным является то, что сформированность умственных действий является абсолютной необходимостью для развития математического мышления, не случайно эти умственные действия именуются также приемами логических умственных действий. Их формирование стимулирует развитие математических способностей ребенка. Одним из самых значительных исследований в этой области явилась работа швейцарского психолога Ж. Пиаже «Генезис числа у ребенка», в которой автор достаточно убедительно доказывает, что формирование понятия числа (а также и арифметических операций) у ребенка коррелятивно развитию самой логики: формированию логических структур, в частности формированию иерархии логических классов, т. е. классификации, и формированию асимметричных отношений, т. е. качественных сериаций. Классификация и сериация являются приемами умственных действий, форми-
рование которых невозможно без предварительного развития у ребенка операций сравнения, обобщения, анализа и синтеза, абстрагирования, аналогии и систематизации. Легко показать на приведенном выше фрагменте занятия, что каждое из приведенных упражнений одновременно «работает»
также на формирование всех этих мыслительных приемов. Например, упражнение 1 учит ребенка сравнивать; упражнение 2 —сравнивать и обобщать, а также анализировать; упражнение 3 -учит анализу и сравнению; упражнение 4 — синтезу; упражнение 5 — анализу, синтезу и обобщению; упражнение 6 — фактическая классификация по признаку; упражнение 7 учит сравнению, синтезу и элементарной сериации.
Таким образом, математическое содержание оптимально для развития всех познавательных способностей (как сенсорных, так и интеллектуальных), приводит к активному развитию математических способностей ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для воспитателей "Значение проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников".
Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенк...
Значение проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников.
консультация для педагогов...
Значение проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников.
«Значение проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников»....
Комплексное решение задач социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития в процессе формирования математических способностей в реализации ФГОС ДО
«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний» Л.А. Венгер...
Доклад "Роль родителей в развитии познавательной сферы и интеллектуальных способностей дошкольников"
Текст, сопровождающий презентацию "Роль родителей в развитии познавательной сферы и интеллектуальных способностей дошкольников"...
Консультация для педагогов. "Значение проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников".
Актуальность темыОдним из принципов дошкольного образования, прописанных вфедеральном государственном стандарте дошкольного образования, является:«Построение образовательной деятельности на осно...