РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ ДЕТСКОГО САДА № 5 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
рабочая программа
Настоящая рабочая образовательная программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_mladshey_gruppy.docx | 88.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом Заведующий МБДОУ детский сад № 5 МБДОУ детский сад № 5 _______________ Давыдова Н.М.
(протокол № ___ от ________2022г. Приказ №___от___________2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ ДЕТСКОГО САДА № 5
МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ --------___________
РАЗРАБОТЧИКИ:
Воспитатели Юденкова С.В.
Иванова Е.В.
Музыкальный руководитель:
Юркова А.И.
2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………………3
- Целевой раздел…………………………………………………………….…………….3
1.Пояснительная записка…………………………………………….…………….3
1.1Цели и задачи реализации программы…………………………………………..3
1.2 Принципы и подходы к формированию программы…………………………..6
1.3. Принципы построения образовательного процесса………………………….6
1.4. Значимые для разработки и реализации РОП ДО характеристики…………….7
1.5. Планируемые результаты освоения образовательной программы …………9
1.5.1. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования 9
1.5.2. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками
РОП дошкольного образования (вариативная часть РОП, формируемая
участниками образовательных отношений)………………..………..11
1.5.3. Система оценки результатов освоения программы……………………11
1.5.4. Педагогическая диагностика……………………………………………..12
II. Содержательный раздел…………………………………………………………13
2.1 Формы, способы, методы и средства реализации РОП ДО……………….13
2.1.1. Организация деятельности группы общеразвивающей
направленности……………………………………………………….…….14
2.1.2 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников……………………………………………………………….14
2.2 Содержание психолого – педагогической работы по образовательным
областям (обязательная часть)……………………………………………….17
2.3. Содержание психолого – педагогической работы по образовательным
областям (формируемая часть)……………………………………………….23
III. Организационный раздел…………………………………………………….25
3.1. Материально –технические условия реализации программы…………..25
3.2. Режим дня……………………………………………………………………….26
3.3. Учебный план……………………………………………………………………27
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий………28
3.5. Организация предметно – развивающей среды (центры деятельности)..29
3.6. Методическое обеспечение образовательного процесса…………………. 30
3.7.Календарный план воспитательной работы в младшей группе ………... 31
3.8. План работы с родителями в младшей группе общеразвивающей направленности на 2022 – 2023 учебный го…………………………………………33
Введение
Настоящая рабочая образовательная программа, далее по тексту (РОП) разработана воспитателямиЮденковой С.В., Ивановой Е.В., музыкальным руководителем Юрковой А.И. МБДОУ детский сад № 5.
РОП определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей. РОПразработана с учётом ФГОС дошкольного образования и Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождениядо школы» под редакциейН. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой (2014 г.).
РОП – рабочая образовательная программа
ДО - дошкольное образование
СаНПиН –санитарно –эпидемиологические правила и нормативы
ИКТ – информационно-коммуникационные технологии
ОВЗ- ограниченные возможности здоровья
ФГОС ДО – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (пр № 11.55 от 17.10.2013 г.)
Целевой раздел
1.Пояснительная записка
1.1 Цели и задачи реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Программа направлена на:
создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
● охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
● обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
● обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
● создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
● объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
● формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
● обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
● формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
● обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
● определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
Уточняя и дополняя задачи реализации образовательной программы, необходимо отметить, что средствами Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС осуществляется решение следующих задач:
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
- обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы дошкольников.
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями Смоленской области.
Основной целью работы является формирование целостных представлений о родном крае через решение следующих задач:
- приобщение к истории возникновения родного города (села, поселка); знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившими Смоленский край.
- формирование представлений о достопримечательностях родного города (района); его государственных символах.
- воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду.
- формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном городе (районе; селе)
- формирование представлений о животном и растительном мире родного края; о Красной книге Смоленской области.
- ознакомление с картой Смоленской области (своего города, поселка);
1.2. Принципы и подходы к формированию образовательной программы.
Рабочая программа группы сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами:
- поддержки разнообразия детства;
- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
- индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
- партнерство с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
- обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.
1.3. Принципы построения образовательного процесса, сформулированные на основе особенностей Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС:
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
1.4. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
Общие сведения о коллективе детей, работников, родителей.
Основными участниками реализации программы являются: дети младшей группы детского сада, родители (законные представители), педагоги.
Формы реализации программы: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность, проектная деятельность. Реализация Программы осуществляется в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка, в организованной образовательной деятельности.
Характер взаимодействия взрослых и детей: личностно-развивающий и гуманистический.
Особенностей развития детей дошкольного возраста.
Возрастные особенности детей 3 – 4лет
В возрасте 3 – 4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младше дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам – культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжается развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младше дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательной управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
1.5. Планируемые результаты освоения образовательной программы
1.5.1. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынос-
лив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
• Проявляет ответственность за начатое дело.
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
• Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
• Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
1.5.2 Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками РОП дошкольного образования (часть, формируемая участниками образовательных отношений).
Ребенок имеет первичные представления о своей семье, родном городе Ярцево (ближайшем социуме), природе Смоленской области, истории родного края, о людях, прославивших Смоленскую землю. Может рассказать о своем родном городе, назвать его, знает государственную символику родного города Ярцево, Смоленской области. Имеет представление о карте родного края. Проявляет интерес к народному творчеству, узнает и называет изделия народного промысла Смоленской области (Смоленский лен). Знает представителей растительного и животного мира родного края. Имеет первичные представления о правилах поведения дома, на улице, в транспорте, знает правила обращения с опасными предметами, элементарные правила поведения на дороге, в лесу, парке.
1.5.3.Система оценки результатов освоения программы
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
1.5.4.Педагогическая диагностика
Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе: коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.); игровой деятельности; познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности); проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность); художественной деятельности; физического развития.
Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности воспитатель, музыкальный руководитель создают диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей. Данные наблюдений фиксируются в таблицах, анализируя которые педагог имеет возможность скорректировать свои действия.
- Содержательный раздел.
2.1 Формы, способы, методы и средства реализации РОП ДО.
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях РОП является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с ОП носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с ОП не тождественно школьному уроку и не является его аналогом.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных ОП, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу музыкального руководителя, воспитателей и родителей дошкольников.
Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит воспитатель,так же предусматривается совместная работа с музыкальным руководителем и родителями дошкольника.
В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, музыкальный руководитель. Воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации.
Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель.
Работу в образовательных области «Физическое развитие» осуществляют воспитатели при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников.
Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.
2.1.1. Организация деятельности группы общеразвивающей направленности
Деятельность младшей группы общеразвивающей направленности строится с учетом групповых и подгрупповых видов образовательной деятельности, реализующих задачи основной образовательной программы в соответствии с возрастом и требованиями СаНПиН.
При планировании работы учитывается баланс между спокойными и активными видами деятельности, занятиями в помещении и на воздухе, индивидуальными занятиями, работой в малых и больших группах, структурированным и неструктурированным обучением.
Характеристики предметно-развивающей среды:
• безопасность;
• комфортность;
• соответствие возрастным особенностям развития детей и их интересам;
• вариативность;
• информативность.
В младшей группе общеразвивающей направленности для детей проводятся подгрупповые, групповые, интегрированные занятия продолжительностью 15мин., что не превышает допустимой недельной нагрузки, рекомендованной СаНПиН.
Учебный год в группе начинается первого сентября, длится девять месяцев.
Первые две недели сентября отводятся на адаптацию детей в группе, индивидуальную работу с детьми, совместную деятельность с детьми в режимных моментах.
С середины сентября начинается реализация образовательной деятельности младшей группы, организованная с детьми во всех возрастных подгруппах в соответствии с утвержденным планом работы.
2.1. 2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы в каждой группе ДОУ.
Для детей младшего возраста родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформированы в предыдущей возрастной группе, должна стать одной из основ домашней совместной деятельности с детьми. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.
Материалы родительских уголков помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.
Установления взаимосвязи ДОУ и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного образования. Основной целью установления взаимоотношений ДОУ и семьи является создание единого пространства семья – детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно.
С целью построения эффективного взаимодействия семьи и ДОУ педагогическим коллективом были созданы следующие условия:
- Социально-правовые: построение всей работы основывается на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, а также с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения;
- Информационно-коммуникативными: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ;
- Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнейшую перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для педагогов и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов, программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка;
- Потребностно-стимулирующие: взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения строится на результатах изучения семьи.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равно ответственность родителей и педагогов.
На сегодняшний день в ДОУ осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:
- с семьями воспитанников;
- с будущими родителями.
Задачи:
- формирование психолого- педагогических знаний родителей;
- приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
- оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
- изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
- ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
- ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
- целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
2.2 Содержание психолого – педагогической работы по образовательным областям (обязательная часть)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Основные цели и задачи
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
Ребенок в семье и сообществе. Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной принадлежности;
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Формирование основ безопасности.
Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них. Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».
Основные цели и задачи.
Формирование элементарных математических представлений.
Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Ознакомление с предметным окружением.
Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойство и качество предмета); восприятие предмета, как творения человеческой мысли и результата труда. Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения, о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.
Ознакомление с социальным миром.
Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к родине, гордости за её достижения, патриотических чувств . Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Ознакомление с миром природы.
Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Основные цели и задачи.
Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
Основные цели и задачи
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Приобщение к искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.
Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.
Изобразительная деятельность. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.
Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.
Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Конструктивно-модельная деятельность. Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.
Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы
будет выполнять.
Музыкально-художественная деятельность. Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса. Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».
Основные цели и задачи
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
Физическая культура. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления. Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
2.3. Содержание психолого – педагогической работы по образовательным областям (часть, формируемая участниками образовательных отношений)
Основной целью работы является формирование целостных представлений о родном крае через решение следующих задач:
- приобщение к истории возникновения родного города (села, поселка); знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившими Смоленскую область.
- формирование представлений о достопримечательностях родного города (района); его государственных символах.
- воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду.
- формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном городе (районе; селе)
- формирование представлений о животном и растительном мире родного края; о Красной книге Смоленской области.
- ознакомление с картой Смоленской области (своего города, поселка);
Принципы работы:
- Системность и непрерывность.
- Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.
- Свобода индивидуального личностного развития.
- Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.
- Принцип регионализации (учет специфики региона)
В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др.
Образовательная область | Задачи |
социально-коммуникативное развитие | Воспитывать у детей младшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам. Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Смоленской области, стремление сохранять национальные ценности. |
Познавательное развитие | Приобщать детей к истории города Ярцево. Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой |
Речевое развитие | Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой Смоленской области. |
Художественно-эстетическое развитие | Приобщать детей младшего дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций Смоленской области Формировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности. |
Физическое развитие | Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы Смоленской области. |
Методическое обеспечение
АВТОР | НАЗВАНИЕ | |
1. | В.А.Суханова | Памятные места Смоленщины/Культурно-исторический атлас Смоленского края. |
2. | Воробьев М.В. Усов В.В. | Подвигам жить в веках |
3. | И. Ефименков Н. Потапенков. | Город на Вопи |
III. Организационный раздел
3.1. Материально –технические условия реализации программы
Основные требования к организации среды
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
• содержательно-насыщенной, развивающей;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной;
• здоровьесберегающей;
• эстетически-привлекательной.
Основные принципы организации среды
Оборудование помещений дошкольного учреждения
безопасное, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Развивающая предметно-пространственная среда насыщенная, пригодная для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающая потребностям детского возраста.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивает доступ к объектам природного характера; побуждает к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов
с природным материалом.
Развивающая предметно-пространственная среда организуется как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).
Пространство группы организовано в виде разграниченных зон (центров, уголков, площадок, оснащенных развивающими материалами). Все предметы доступны детям.
3.2. Режим дня
Режим дня в младшей группе общеразвивающей направленности (3 – 4 года)
Прием детей, игровая деятельность (совместная и самостоятельная) | 7.30 - 8.10 |
Утренняя гимнастика | 8.10 – 8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.20 – 8.55 |
Игры, самостоятельная деятельность | 8.55 – 9.00 |
Образовательная деятельность по возрастным подгруппам (образовательные ситуации, включая время перерыва) | 9.00 – 9.40 |
Игры, самостоятельная деятельность | 9.40 - 10.10 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.10 – 12.05 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность | 12.05-12.20 |
Подготовка к обеду. Обед | 12.20 – 12.50 |
Подготовка ко сну. Сон | 12.50 – 15.00 |
Постепенный подъем. Закаливание. Спокойные игры | 15.00 – 15.25 |
Полдник | 15.25 – 15.50 |
Игры самостоятельные и организованная детская деятельность | 15.50 – 16.30 |
Подготовка к прогулке. Прогулка. Уход домой. | 16.30 – 18.00 |
3.3. Учебный план МБДОУ детский сад № 5
(младшая группа общеразвивающей направленности)
Инвариантная (обязательная часть) | |
Направление | Кол-во занятий /мин |
Познавательное развитие | |
ФЭМП | 1/15 |
Ознакомление с окружающим и природой | 1/15 |
Речевое развитие | |
Развитие речи | 1/15 |
Чтение художественной литературы | ежедневно |
Социально-коммуникативное развитие | |
Социализация | ежедневно |
Труд | ежедневно |
Безопасность | ежедневно |
Художественно-эстетическое развитие | |
Музыкальное | 2/15 (30) |
Лепка | 0,5/ 7,5 |
Аппликация | 0,5/ 7,5 |
Рисование | 1/15 |
Физическое развитие | |
Начальные представления о здоровом образе жизни | ежедневно |
Физкультурное | 3/15 (45) |
Итого: | 10/150 |
Вариативная часть (модульная) | |
Итого; | 10 занятий /150 мин |
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Тематические недели
Название недели | Сроки реализации | Категория детей | Ответственные |
«Смоленщина в годы войны» | Сентябрь | Дети 5-8 лет | Лещева С.В. |
«Осторожно, дорога» | Сентябрь | Дети 4-7 лет | Мушкина Е.А. |
Неделя здоровья | Ноябрь | Все | Никтина Н.А. |
«Широкая масленица» | Февраль | Дети 4-7 лет | Муз.руководитель |
«Мамочки любимые» | Март | Все | Воспитатели |
«День Победы» | Май | Дети 5-7 лет | Воспитатели |
Организация мероприятий, досугов и праздников
Перспективное планирование праздников и развлечений для младшей группы на 2022-2023 г.
Месяц | Мероприятия ДОУ младшей группы | Групповые мероприятия |
Сентябрь | «День знаний» уличный праздник «Постучим-позвеним» развлечение | «Здравствуй детский сад» Развлечение |
Октябрь | «Осенняя сказка» праздник | Развлечение на улице «Собери самый красивый букет из листьев» «Осень в гости к нам пришла» Развлечение |
Ноябрь | «Мои любимые игрушки» Развлечение «День матери» Праздник | Игровой досуг «Скачет зайка маленький» |
Декабрь | «Новогодний праздник» Праздник | Инсценировка по мотивам сказки «Рукавичка» «Новогодние чудеса» Развлечение |
Январь | «Игры-забавы Зимушки Зимы» Развлечение | Спортивное развлечение «Зимние забавы» Игровой хоровод «Народные игры» |
Февраль | «Ладушки в гостях у бабушки» Развлечение | Вечер загадок «Волшебница зима» Развлечение «А ,ну-ка, мальчики» |
Март | «Мамин праздник» Праздник «Веселая масленица» Развлечение | Литературный досуг «Весна -красна идет» «Маму крепко я люблю» Тематический досуг |
Апрель | «Весна красна» Развлечение | Инсценировка по мотивам сказки «Теремок» Развлечение «день птиц» |
Май | «Есть у солнышка друзья» Музыкально-спортивный праздник «Здравствуй солнечное лето» Развлечение | Спортивное развлечение «За здоровьем в детский сад» Развлечение «День Солнца» |
3.5. Организация предметно – развивающей среды (центры деятельности)
Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды
Организуя предметно-пространственную развивающую среду в группе, мы учитывали возрастные и психологические особенности дошкольников нашей группы. Были организованы следующие зоны развития по пяти образовательным областям.
Физическое развитие
Уголок двигательной активности
Художественно-эстетическое развитие
Уголок творчества
Музыкальный уголок
Уголок рисования
Уголок «Парикмахерская»
Уголок конструирования «Уголок для мальчиков»
Уголок «Ряженья»
Речевое развитие
Театральный уголок
Социально-коммуникативное развитие
Уголок кукольный, Уголок сюжетно-ролевых игр, Уголок именинника,«Наши успехи», Уголок дежурств «Мы дежурим»
Познавательное развитие
Уголок природы, Уголок дидактических игр, Книжный уголок, Патриотический уголок, Уголок безопасности, Уголок Познавательного развития, Уголок Песка и воды.
3.6. Методическое обеспечение образовательного процесса.
№ | Название | автор | год | кол-во |
Физическое развитие | ||||
1. | Физическая культура в детском саду | Л.И.Пензулаева | 2014 | 1 |
2. | Сборник подвижных игр с детьми 2-7 лет | Э.Я.Степаненкова | 2014 | 1 |
Художественно-эстетическое развитие | ||||
1. | Изобразительная деятельность в детском саду | Т.С.Комарова | 2014 | 1 |
2. | Обучение детей рисованию в детском саду | Н.Т.Третьякова | 2009 | 1 |
Речевое развитие | ||||
1. | Развитие речи в детском саду | В.В. Гербова | 2015 | 1 |
2. | Конспекты занятий детского сада. Развитие речи | Н.В. Степанова В.Н. Волчкова | 2010 | 1 |
Социально-коммуникативное развитие | ||||
1. | Развитие игровой деятельности | Н.Ф. Губанова | 2014 | 1 |
2. | Ознакомление с природой в детском саду | О.А.Соломенникова | 2015 | 1 |
3. | Здоровьесберегающая система ДОУ | М.А.Павлова М.В. Лысогорская | 2014 | 1 |
Познавательное развитие | ||||
1. | Формирование элементарных математических представлений | И.А.Помораева В.А.Позина | 2014 | 1 |
2. | Математика для детей 3-4 лет (метод.пособие) | Е.В. Колесникова | 2015 | 1 |
3. | Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» | Под ред. Н.Е.Вераксы | 2016 | 1 |
3.7. Календарный план воспитательной работы в младшей группе
Тема | Направления воспитания | Развернутое содержание работы | Период | Варианты итоговых мероприятий |
До свиданья,лето, здравствуй детский сад! | Социальное | Вызвать у детей радость от возвращения в детский сад. Продолжать знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка: профессии сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник), предметное окружение, правила поведения в детском саду, взаимоотношения со сверстниками. Знакомить детей друг с другом в ходе игр (если дети уже знакомы, помочь вспомнить друг друга). Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми (коллективная художественная работа, песенка о дружбе, совместные игры). | Развлечение для детей, организованное сотрудниками детского сада с участием родителей. Фотовыставка «Ах,это лето..» | |
1 – 2 неделя сентября | ||||
Осень | Патриотическое,познавательное, этико –эстетичес кое | Расширять представления детей об осени, о времени сбора урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Знакомить с сельскохозяйственными профессиями (тракторист,доярка и др).Расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада).Знакомить с правилами безопасного поведения на природе. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью.Расширять знания о домашних животных и птицах. Разучивать стихотворения об осени.Побуждать рисовать,лепить,выполнять аппликацию на осенние темы. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать умения замечать красоту осенней природы, вести наблюдения за погодой. Воспитывать любознательность , формировать опыт познавательной инициативы. | 3-4 неделя сентября | Выставка детского творчества. Праздник «Осень". |
Я и моя семья | Социальноефизическое и оздоровительное | Сформировать начальные представления о здоровье, здоровом образе жизни;умение называть свои имя,фамилию,имена членов семьи;развивать представления о своей семье.Сформировать образ Я,умение говорить о себе в первом лице,элементарные навыки ухода за своим лицом и телом;развивать представления о своем внешнем облике,гендерные представления. Воспитывать навыки поведения в обществе, формировать представление о здоровье и безопасном образе жизни. Формировать представления о добре и зле, позитивный образ семьи с детьми, распределение ролей в семье. | 1-2 неделя октября | Спортивное развлечение |
Мой дом, мой город | Патриотическое, познавательное | Знакомить с домом, с предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами. Знакомить с видами транспорта, в том числе с городским, с правилами поведения в городе, с элементарными правилами дорожного движения. Знакомить с профессиями (полицейский, продавец, парикмахер, шофер, водитель автобуса).Ознакомить с родным городом,его названием,основными достопримечательностями, Воспитывать культуру поведения в городе, общественных местах. Формировать любовь к родному краю, городу, дому. Проявлять интерес к окружающему миру. | 3-4 неделя октября – 1- 2 неделя ноября | Сюжетно-ролевые игры по ПДД |
Новогодний праздник | Социальное этико-эстетичес кое | Организовать все виды детской деятельности вокруг темы новогоднего праздника,обратить внимание детей на изменения в природе в первый месяц зимы. Беседовать с детьми о новогоднем празднике,рассказать о гостях,которые посетят детский сад в праздник(Дед Мороз,Снегурочка,Снеговик,персонажи сказок).Вызывать у детей желание готовиться к празднику,учить песни,танцы,украшать группу. Вызвать у детей желание подготовить подарки друзьям и близким к празднику. Формировать чувство прекрасного на основе восприятия художественного слова на родном языке. | 3-4 неделя ноября 1-4 неделя декабря | Новогодний утренник. |
Зима | Этико-эстетичес кое, познавательное | Расширять представления о зиме,сезонных изменениях в природе(изменения в погоде, растениях зимой, одежде людей);воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы. | 1-4неделя января | Праздник«Зима». Выставка детскоготворчества. Физкультурный досуг. |
День Защитника Отечества | Патриотическое, физическое оздорови тельное | Осуществлять патриотическое воспитание. Знакомить с «военными» профессиями. Способствовать расширению представлений о здоровье, здоровом образе жизни. Воспитывать любовь к Родине. Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины). | 1-4 неделя февраля | Праздник, посвященный Дню защитника Отечества. Спортивные соревнования |
Мамин день | Социальноетрудовое | Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать желание заботиться о членах семьи, уважение к воспитателям. Воспитывать уважение и любовь к маме, бабушке, побуждать детей рассказывать о своих мамах, бабушках, дарить им подарки. | 4неделя февраля-1неделя марта | Праздник 8 Марта. Выставка детского творчество, игры детей. |
Народная игрушка | этико-эстетичес кое, познавательное | Расширять представления о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.). Знакомить с народными промыслами,особенностями того или иного ремесла. Продолжать знакомить с устным народным творчеством; использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. Воспитывать любовь к родному краю, народным традициям, играм. Воспитывать уважительное отношение к результатам творчества детей. | 2-4 неделя марта | Фольклорный праздник. Выставка детского творчества. Народные игры |
Весна | Патриоти ческое, познава тельное, трудовое | Расширять представления о весне. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту весенней природы. Расширять представления о сезонных изменениях (изменения в погоде, растения весной, поведение зверей и птиц). Расширять представления о простейших связях в природе (потеплело — появилась травка и т. д.). Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, окружающему миру. Воспитывать трудолюбие, формировать ценностное отношение детей к труду весной. Воспитывать желание отражать впечатления о весне в разных видаъ художественной деятельности. | 1-4 неделя апреля | Праздник «Весна» Выставка детского творчества. |
Лето | Фиическое Оздовитель ное познавательное, этико –эстетичес кое | Расширять представления детей о лете, о сезонных изменениях (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Формировать элементарные представления о садовых и огородных растениях. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и песком. Формировать культурно – гигиенических навыки, как часть воспитания культуры здоровья. Формировать целостную картину мира. Воспитывать экологическую культуру, умение безопасного поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту летней природы. | 1-4неделя мая | Развлечение «Правил дорожных на свете немало» Праздник«Лето». |
3.8. План работы с родителями в младшей группе общеразвивающей направленности на 2022 – 2023 учебный год
Месяц | Название мероприятие | Цель мероприятия |
Сентябрь | 1.Оформление папки–передвижки «Золотая осень» 2. Проведение родительского собрания на тему: «Семья и детский сад единое образовательное пространство» 3. Консультация на тему: «Здоровое питание – здоровый ребенок» 4. Подбор материала по теме: «Осенние пальчиковые игры» | Информирование родителей о способах ознакомления ребенка с сезонными изменениями в природе Оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Пропаганда здорового образа жизни. Привлечение внимания семьи к вопросам оздоровления детей в домашних условиях |
Октябрь | 1.Проведение праздника : «Осенняя сказка» 2. Консультация для родителей на тему: «Как одеть ребенка осенью» 3. Индивидуальная беседа с родителями вновь прибывших детей на тему: «Одежда детей в группе и на улице» 4. Консультация для родителей «Учет новых стандартов в воспитании гендерной направленности у дошкольников» | Информирование родителей о способах ознакомления ребенка с сезонными изменениями в природе Привлечение внимания родителей к вопросам оздоровления детей. Формирование единого подхода к вопросам воспитания детей. |
Ноябрь | 1.Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребенка» 2.Консультация для родителей «Роль сюжетной игры в развитии детей младшего дошкольного возраста» 3.Оформление стенда ко дню матери 4.Проведение праздника «День матери» | Дать рекомендации о способах воздействия на ребенка посредством сказки. Познакомить детей с разновидностью игр. Поздравление мам. Способствовать созданию положительных эмоций. |
Декабрь | 1.Оформление папки-передвижки «Зима. Зимние забавы для больших и маленьких» 2.Родительское собрание «Безопасный Новый год», «Семейный новый год». 3.Консультация для родителей «Безопасное поведение зимой» 4.Наглядно-информационное сотрудничество: Полезные советы и рекомендации для родителей «Новогодние поделки своими руками» 5.Подготовка к Новогоднему утреннику. | Расширять представление детей и родителей о времени года Дать рекомендации о безопасном времяпровождении во время зимних каникул. Формирование знаний о правилах безопасности поведения на улице зимой. Вовлечь родителей и детей в подготовку к новогоднему празднику |
Январь | 1.Семейное творчество. Выставка рисунков «Зимние фантазии» 2.Консультация для родителей «Любимые книги в нашем доме» 3.Наглядно-информационное сотрудничество «Игры, которые можно провести дома» 4.Беседа с родителями «Прогулки с детьми в зимний период» | Привлечение родителей к семейному творчеству. Информировать родителей о пользе книг и чтения в семейном кругу Картотека игр для дома Информирование родителей о необходимости прогулок в зимний период. |
Февраль | 1.Консультация для родителей «ЗОЖ в семье. Точечный массаж при ОРЗ» 2.Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста» 3. Акция «Покормите зимующих птиц» | Привлечь внимание семьи к вопросам оздоровления детей. Информирование о необходимости патриотического воспитания. Приобщить родителей и детей к бережному отношению к природе. |
Март | 1.Оформление папки-передвижки «Весна красна!» 2.Консультация «Игры перед сном» 3.Консультация для родителей «Приучение ребенка к помощи» 4.Наглядно-информационное сотрудничество «Веселая масленица» | Информирование родителей о способах ознакомления ребенка с сезонными изменениями в природе. Информирование родителей о важности и способах приучения детей к домашним хлопотам. Приобщение к народной культуре детей и родителей |
Апрель | 1.Консультация для родителей «Приход весны – изменения природы. Весенняя одежда»» 2.Беседа с родителями «Болезни грязных рук», «Проблемы ребенка в общении» 3.Консультация «День космонавтики» 4. Привлечение родителей к субботнику на участке группы | Расширять представление детей и родителей о времени года Обсудить интересуемые вопросы. Расширить представление о празднике. Способствовать развитию трудовой деятельности детей и родителей |
Май | 1.Индивидуальные беседы «Секреты воспитания вежливого ребенка» 2.Консультация для родителей «Волшебство добрых слов» 3.Оформление папки-передвижки «Что должен знать и уметь выпускник младшей группы» «Что мы узнали и чему научились» 4.Итоговое родительское собрание «Воспитываем добротой» 5.Оформление папки-передвижки «День победы» | Обсудить с родителями интересуемые вопросы. Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, подготовить родителей к началу следующего года. Формирование единого подхода к воспитанию ребенка в ДОУ и семье. Расширить представление о празднике |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста» Заприкутенко Н.А., воспитатель, МБДОУ детского сада «Золушка» г.Холмска, первая квалификационная категория
laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...
Выступление «Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста» Заприкутенко Н.А., воспитатель, МБДОУ детского сада «Золушка» г.Холмска, первая квалификационная категория 2018 г.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации....
Тезисы «Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста» Заприкутенко Н.А., воспитатель, МБДОУ детского сада «Золушка», первая квалификационная категория 2019 год
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности....
Презентация на тему:"Роль детского сада в подготовке к школе." Выполнила воспитатель МБДОУ детского сада №42 Смирнова Любовь Владимировна.
Среди функций, которые выполняет детский сад в системе общего образования, помимо всестороннего развития ребёнка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколь...
Мониторинг освоения воспитанниками программы воспитателя МБДОУ детский сад №3 общеразвивающей направленности
Мониторинг освоения воспитанникамипрограммы воспитателя МБДОУ детский сад №3общеразвивающей направленности...
Протоколы мониторинга освоения воспитанниками программы воспитателя МБДОУ детский сад №3 общеразвивающей направленности
Протоколы мониторинга освоения воспитанникамипрограммы воспитателя МБДОУ детский сад №3общеразвивающей направленности...
Мониторинг освоения воспитанниками программы воспитателя МБДОУ детский сад №3 общеразвивающей направленности
Мониторинг освоения воспитанниками программы воспитателя МБДОУ детский сад №3общеразвивающей направленности...