Организация проектно-исследовательской деятельности детей
консультация

Жаркова Елена Владимировна

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникает необходимость поиска новых средств, различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками таких качеств личности как: любознательность, самостоятельность, активность, инициативность, а также познавательного развития.

Одними из таких технологий являются метод проектов и метод создания интеллект-карт, которые обеспечивают высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности и способствует взаимодействию детей с взрослыми и сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад общеразвивающего вида № 45 муниципального образования город Новороссийск

Организация проектно-исследовательской деятельности детей

                                                                Подготовила: Жаркова Е. В.

                                                                                          воспитатель

                                                                                         

г. Новороссийск

2023 год

     Организация проектно-исследовательской деятельности детей

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникает необходимость поиска новых средств, различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками таких качеств личности как: любознательность, самостоятельность, активность, инициативность, а также познавательного развития.

Одними из таких технологий являются метод проектов и метод создания интеллект-карт, которые обеспечивают высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности и способствует взаимодействию детей с взрослыми и сверстниками.

Метод проектов актуален и очень эффективен. В ходе работы с этой технологией, дети учатся ставить перед собой цель и планировать свою работу, представлять результаты своей деятельности и хода работы в различных формах; работать с макетами, плакатами, моделями и схемами и конечно, применять свои знания в различных ситуациях.

Целью исследовательской проектной деятельности является получение ответа на вопросы: «Почему существует это явление?», «Как его можно объяснить?». В ходе проектной деятельности ребенок не просто усваивает то, что ему рассказывает воспитатель, а превращается в исследователя, при этом педагог создает условия, в которых ребенок сам получает ответ на свой вопрос.

Каждый дошкольник – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя мир. Он стремится к активной деятельности.

Как поощрять детскую любознательность, утолять жажду познания маленьких «почемучек»? Это можно сделать в детском саду, создав комфортные условия для детского экспериментирования. Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка.

В нашем детском саду созданы все условия для успешной проектно-исследовательской деятельности детей. Активно используется метод проектов, при реализации которого педагоги, совместно с детьми, применяют метод 3х вопросов, метод «мозгового штурма», составляют интеллект-карты.

Более подробно об организации проектно-исследовательской деятельности я вам расскажу на примере проекта «Хочу все знать» в подготовительной группе №12.

1 этап проектной технологии - постановка проблемы. Как же нам выбрать тему? У нас с вами есть два пути: от педагога и от детей.

Мы наблюдаем за детьми, выявляем их интерес или проблему и направляем проект на их решение. Также мы можем направить детей на создание проекта в зависимости от предстоящих событий. Например: День рождения Деда Мороза (сделать подарок), Синичкин день и тд. Ну и конечно же «заражать» детей какими-то идеями.

Конкретно эту тему мы выбрали исходя от детей. В нашей группе есть дерево Почемучек, куда крепятся интересные вопросы или темы проектов, предложенные детьми. Затем методом голосования выбирается тема проекта. В нашем проекте ребята объединили несколько интересующих их тем («Как появились камни?», «Что такое магнит?», «Опыты с водой») и придумали название проекта «Хочу все знать»

2 этап- определение цели деятельности. Мы ставим две цели: одну для педагога, другую для детей.  В нашем проекте цель педагога разработать систему работы по организации опытно - экспериментальной деятельности дошкольников в изучении неживой природы. Детская цель провести опыты и эксперименты и пополнить картотеку алгоритмов для самостоятельного экспериментирования.

3 этап проекта-конкретный замысел. Мы организовали «мозговой штурм», задавая наводящие вопросы и фиксирует ответы детей. Дети предлагали знакомые опыты и эксперименты, различные варианты решения проблемы, вплоть до нестандартных. Затем совместно обсуждали и принимали уже конкретные решения проблемы

4 этап-планирование

Для определения степени знаний у детей о магнитах, воде, камнях, мы воспользовались методом «Трёх вопросов».

Его целью было выявить степень информированности детей перед началом проекта и сравнить знания по окончании проекта. Совместно с детьми обсудили, что они знают по данной теме, зафиксировали ответы в таблице. Далее поинтересовались, что бы они хотели узнать? Ответы также зафиксировали. Предложили детям подумать, как можно найти ответы на вопросы? Дети решили спросить у взрослых, прочитать в книгах, узнать из телепередач и интернета.

Далее мы перешли к созданию интеллект карты.

В нашем саду активно используется метод создания интеллект карт, причем не только в проектах, но и при планировании тематических недель. Почему же все-таки интеллект-карта и в чем ее особенность? Представьте себе прожилки на листе, ветви дерева или даже нервную систему человека. Представили? Вот именно так мыслит наш мозг и так выглядит структура интеллект-карты. Она активирует «целостное» мышление, задействуя, как логическое левое, так и творческое правое полушарие мозга. И конечно-же наглядность, которая так необходима дошкольникам. Создатель методики интеллект карт или «карт ума (памяти)» -Тони Бьюзен - британский психолог, автор методики запоминания, творчества и организации мышления.

Итак правила создания интеллект-карты:

  • Лист располагаем горизонтально, чем больше формат, тем больше пространства для творчества и дополнений.
  • В центре находится главная идея- ядро карты. «Читаем» интеллект-карту с верхнего правого угла по часовой стрелке.
  • Создавая карту с детьми используйте цветные маркеры, фломастеры, карандаши. Цвет вдыхает в изображение жизнь и делает его более привлекательным для детей.
  • От основной идеи(центрального ядра) отходят ветви. Проявляйте творчество! Им не обязательно быть прямыми, они могут быть изогнутыми и фигурными. У каждой ветви свой цвет
  • Желательно, чтобы главных ветвей было не больше семи, иначе дети перестают воспринимать информацию. Каждый блок заключаем в контуры, чтобы они не смешивались.

Важно составлять их совместно с детьми, не давать готовых шаблонов. Не идти за красотой и эстетикой. Важна суть, а не картинка. Интеллект-карта висит на видном месте и пополняется по ходу проекта. Именно на этом этапе наши ребята решили добавить в проект исследование песка, воздуха и бумаги.

5 этап-реализация проекта и постоянная рефлексия, т.е пошаговая реализация плана. Наш проект реализовывался на утреннем и вечернем кругах, во время образовательной деятельности, некоторые элементы мы изготавливали дома с родителями. Были проведены опыты «Воздух есть везде»; «Вода и её свойства»; «Удивительный магнит»; «Свойства камней»; «Бумага и ее свойства»; «Свойства песка». Затем были изготовлены алгоритмы проведения этих опытов. Дети рисовали «Круговорот воды в природе». Делали оригами из бумаги, пробовали рисовать мыльной пеной и тд. 

После каждой проделанной работы заполняли интеллект-карту. Не забывали отмечать в таблице, что шаг выполнен. Показывали детям – если постепенно выполнять все шаги, то получится достичь цели, которая в начале могла казаться неподъемной.

Итоговым мероприятием проекта стало развлечение «Волшебный мир опытов и экспериментов». Дети совместно с родителями готовили дома занимательный опыт, зарисовывали алгоритм действий по его выполнению, а затем самостоятельно показывали его в группе для всех ребят.

6 этап анализ результатов и презентация.

Дети рассказали об итогах своей деятельности, обсудили достигнута ли поставленная цель, были ли какие-то трудности в реализации проекта.  А также самостоятельно презентовали свой проект через ленту проекта (Фотоколлажи помогли составить родители).

Продукты проекта

для детей: картотека алгоритмов для самостоятельного проведения опытов и экспериментов. Пополнение коллекции камней.

для педагогов: презентация проекта на педсовете;

для родителей: фоторепортаж «Юные исследователи»; Буклет по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»; выставка рисунков «Круговорот воды в природе».

При формировании естественнонаучных представлений в процессе опытно –экспериментальной деятельности у дошкольников развиваются наблюдательность и любознательность, способствующие повышению познавательной активности детей.

А участие в проектной деятельности позволяют решать познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, которые  учат сомневаться, мыслить критически, повышают уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний, к проверке имеющихся.

Итак, мы пришли к выводу, что внедрение метода проектов в образовательный процесс ДОУ- это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно – исследовательской деятельности в ДОУ

•Работа по проекту является исследовательской•Проект  педагогически значим (учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий)•...

Статья "Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста".

Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников" послужит помощью в работе воспитателям....

«Организация проектно–исследовательской деятельности с дошкольниками». «Организация проекта».

К о н с у л ь т а ц и я «Организация проектно–исследовательской деятельности с дошкольниками».«Организация проекта».Одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми –...

Консультация для воспитателей «Организация проектно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания»

Данная косультация раскрывает значение экспериментирования для психического развития ребенка. Поможет организовать работу по исследовательской детельности. Создать мини-лаборатории в ДОУ....

Организация проектно-исследовательской деятельности в ДОУ

все по организации проектно-исследовательской деятельности в доу...

Организация проектно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания

Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума....