Проект в подготовительной группе "ГИМН ВЕСНЕ, ДРУЖЕЛЮБИЮ И КРАСОТЕ"
проект (подготовительная группа)
Матрица проекта, консультация для родителей, краткое описание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 19.61 КБ |
matritsa_vesna.docx | 21.08 КБ |
proekt_po_muzykalnoy_deyatelnosti.docx | 15.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультации
«Экологическое воспитание детей средствами музыки»
Всё хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем?
Удивиться, узнать, полюбить?
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши!
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Если мы любим наших детей, мы обязаны нежно и бережно любить Землю и передать её грядущим поколениям во всём её многообразии и красоте, чтобы тёплым весенним днём десять тысяч лет спустя они смогли ощутить покой в море трав, полюбоваться пчелой, кружащейся вокруг цветка, прислушаться к пению жаворонка в небе и почувствовать радость жизни как таковой. (Хью.Х. Илтис.)
Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с жизнью дерева, птицы, зверя. С каждым годом лес все больше нуждается в защите! Люди должны знать, как себя вести в лесу: зверей и птиц не обижать, деревьев не ломать, следить, чтобы пожар случайно не возник. Редких представителей природы заносят в Красную книгу, их нужно охранять особенно бережно. Умение любить и беречь природу достигается лишь при постоянном общении с природой. Созерцание красоты природы дает душевную опору, будит в душе людей самые высокие стремления.
Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология - это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек - не главное действующее лицо, а особая, разумная, но всё же только часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру, основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
Задача педагогов детского учреждения на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Человек и природа …Философы, поэты, художники, музыканты всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Процесс формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста реализуется с помощью различных средств, в том числе и музыки.
Музыка имеет первостепенное значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира. Недаром величайшие композиторы прошлого и современности в своём творчестве теме природы отводили большое место. Нам известны музыкальные циклы "Времена года" П.И.Чайковского, А.Вивальди и А.К.Глазунова. В них авторы с помощью музыкальных средств рисуют яркие, красочные и поэтичные картинки природы.
Тема экологии в повседневной жизни всегда рядом с вами и с детьми в любых видах музыкальной деятельности. С самых ранних лет мы, сами того не замечая, приобщаем детей к вопросу экологии, пробуждаем и воспитываем в них чувство любви к природе.
Слушание музыки обязательно сочетается с танцевальными движениями. Представляя себя то бабочкой, то лебедем, то весенним ручейком или снежинкой, ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа, эмоциональную окраску которому даёт музыка.
Уже в младшей группе дети воспринимают образы животных в игрушках, и взрослые, обыгрывая их, напевают потешки, песенки-прибаутки, считалочки, песенки-небылицы, от нас дети узнают про «Кисоньку-Мурысоньку», «Курочку-рябушку», про котика, который качает люлечку, про заиньку. Очень нравятся детям песенки про «петушка – золотого гребешка», про всяких птичек-невеличек и про лошадку, и гусей, а детям постарше – про ворона, который «сидит на дубу, играет в трубу».
Ребятишки жалеют Мурку, которой холодно зимой, кормят зернышками птичку, поют песенки собачкам и кошечкам. Дети подражают в песенках крику и пению животных. Из дидактических музыкальных игр они узнают, что кошка – это мама котят, а курочка – мама цыплят, как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных. А если ребята поют «пейте, дети, молоко, будете здоровы», то, конечно же, с любовью они будут относиться к корове, зная, что она даёт молоко. Подрастая, дети начинают понимать, что все животные – хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать, к ним надо относиться бережно. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им.
Появляется любовь к растительному миру. Как остаться равнодушным, когда дети поют песни о березке, красоте яблоньки, расцветающей весной, о листочках, которые падают с деревьев, отчего становится грустно, про грибочки, поясняя заодно про съедобные и несъедобные, про овощи, выращенные на своем огороде и т. д.
На музыкальных занятиях и развлечениях мы с детьми часто отправляемся на прогулку в лес, где полно всяких чудес. Дети выполняют музыкальные этюды, изображая деревья, цветы и животных, слушают и поют песни о том, как красив наш край, о солнце, о листве – обо всем, что нас окружает.
Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания.
Воспитание посредством музыки - это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек - часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки - это более успешное и продуктивное воспитание.
Мы, взрослые и дети, перед природой в ответе!
Будем беречь природу: землю, лес, поля и воду.
Подготовила: Золотухина Т.Н. (музыкальный руководитель, март 2023г)
Предварительный просмотр:
Матрица проекта
1.Название проекта: «Гимн весне, жизнелюбию и красоте»
2.Тема недели: 1. Животные разных стран 2. Мамин праздник 3. Весна. Деревья, кустарники. Мы друзья природы 4. Хакасский новый год «Чыл Пазы»
3.Проблема: Воспитание экологической культуры - одно из важнейших направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, её тяжёлые последствия, экология родного края, засорённость среды обитания- всё это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей на музыкальных занятиях в детском саду. Чтобы процесс был увлекательным и познавательным, целесообразно использовать музыкальные произведения, стихи как средство формирования экологических знаний. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к музыке, поэзии способствует формированию духовного и эмоционального мира ребёнка. Приобщение детей к музыке во взаимосвязи с экологией - тема новая и очень интересная.
4.Цель: Формировать эстетический вкус и приобщать к миру природы. Показать возможность музыки в передаче картин природы. Расширить знания детей о природе. Воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к художественным произведениям, умение услышать и увидеть настроение, переданное в этих произведениях.
5.Описание продукта, полученного в результате проекта: Выставка рисунков «Музыкальный весенний вернисаж», музыкально-познавательная викторина «Знатоки природы».
6.Вид проекта: Долгосрочный с 1.03.2023г по 31.03.2023г
7.Состав участников: Музыкальный руководитель Золотухина Т.Н., воспитатели подготовительной группы компенсирующей направленности «Почемучка», дети подготовительной группы компенсирующей направленности «Почемучка», родители или законные представители воспитанников.
8.Интеграция ОО:
Название ОО | Задачи |
Познавательное развитие | Стимулировать познавательную активность. |
Социально-коммуникативное развитие | Воспитание слуховой сосредоточенности, внимательности, эмоциональной отзывчивости. Укрепление чувства коллективизма. |
Речевое развитие | Способствовать развитию мышления, памяти, воображения, обогащать словарный запас. Развивать умение отвечать на вопросы и вести диалог. |
Художественно-эстетическое развитие | Развитие чувства ритма, творческих и исполнительских навыков, желания творить, импровизировать. |
9. Материально-технические ресурсы (оборудование), необходимые для выполнения проекта: мультимедийная презентация, ноутбук, музыкальная колонка, аудиоматериалы, музыкальные инструменту, художественная литература, атрибуты для танцев (ленточки, цветы, платочки), маски, театральные костюмы, кисти, краски, карандаши, альбомы, портреты композиторов.
10. Этапы реализации проекта:
Этап | Сроки |
Поисково - аналитический | 1 – 3 марта |
Практический | 4 – 30 марта |
Обобщающий | 31 марта |
11.Организационные формы работы над проектом (если несколько участников, то каждый специалист заполняет данную таблицу):
Музыкальный руководитель Золотухина Т.Н.
Формы работы | Содержание работы |
Организованная образовательная деятельность (занятия) |
|
Взаимодействие с родителями |
|
Групповое обсуждение |
|
Воспитатели подготовительной группы
компенсирующей направленности «Почемучка»: Чеботарева С.М., Ильящук Т.В.
Формы работы | Содержание |
Организованная образовательная деятельность (занятия) |
|
Самостоятельная работа с родителями |
|
Групповое обсуждение |
|
Предварительный просмотр:
Проект по музыкальной деятельности
«Гимн весне, жизнелюбию и красоте» в подготовительной
к школе группе
Обоснование выбора темы.
Воспитание экологической культуры - одно из важнейших направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, её тяжёлые последствия, экология родного края, засорённость среды обитания- всё это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей на музыкальных занятиях в детском саду. Чтобы процесс был увлекательным и познавательным, целесообразно использовать музыкальные произведения, стихи как средство формирования экологических знаний. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к музыке, поэзии способствует формированию духовного и эмоционального мира ребёнка. Приобщение детей к музыке во взаимосвязи с экологией - тема новая и очень интересная.
Так как наш детский сад большое значение отдаёт экологической культуре развития дошкольников, я решила создать проект «Гимн весне, жизнелюбию и красоте», который поможет формировать у детей основы экологической культуры.
Цель проекта : Формировать эстетический вкус и приобщать к миру природы. Показать возможность музыки в передаче картин природы. Расширить знания детей о природе. Воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к художественным произведениям, умение услышать и увидеть настроение, переданное в этих произведениях.
Задачи:
1. Используя музыкальные произведения (цикл фортепианных пьес «Времена года П. И. Чайковского и «Времена года» А. Вивальди, Римского-Корсакова) систематизировать знания детей о весне;
2. Дать представление о П. И. Чайковском, Римском Корсакове как о композиторе, воспевающем красоту русской природы;
3. Через игры-драматизации учить детей имитировать животных и птиц, подмечая наиболее характерные особенности;
4. Учить передавать содержание музыкальных произведений, свои чувства и настроения в движениях и рисунках.
Актуальность проблемы.
Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем нас мире. Музыка имеет первостепенное значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира. Недаром тема природы издавна привлекала музыкантов. Ещё древний человек ощущал себя частью природы, а с течением времени, с развитием цивилизации эта связь разрушилась, но человек начал размышлять о том, в каких отношениях с природой он находится. Тема природы по-разному проявлялась в стихах и музыкальных произведениях разных периодов, направлений. Природа дарила звуки, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы, шуршании листвы. Для более эффективной работы по экологическому воспитанию дошкольников на музыкальных занятиях был разработан проект «Гимн весне, жизнелюбию и красоте». Приобщить ребёнка к миру природы, воспитать бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи данного проекта.
Ожидаемые результаты проекта :
1. Развить у детей фантазию, эмоциональность;
2. Накопление детьми эмоционального позитивного опыта общения с природой на музыкальных занятиях;
3. Учить понимать художественную выразительность музыки, особенности её языка.
4. Развивать словарь детей, побуждать к образным высказываниям о настроении в музыке.
5. Совершенствовать вокально-хоровые и танцевальные навыки.
6. Учить детей передавать эмоциональное состояние движениями, жестами, мимикой.
7. Развивать творческое воображение.
Этапы проекта :
Подготовительный.
1. Работа с методической литературой;
2. Подбор музыкального репертуара;
3. Разработка конспектов занятий;
4. Подбор игр- драматизаций;
5. Изготовление атрибутов;
6. Пополнение аудиотеки;
7. Разработка дидактических игр: «Какого цвета музыка?», «Море», «Три чуда», «День и ночь», «Отгадай время года»;
8. Создание предметно-развивающей среды, оформление музыкального зала;
Основной.
1. Презентация: «Формирование экологической культуры детей средствами музыки»
2. «Весна идет!» - доминантное занятие по развитию музыкальности.
3. «Подснежник» - интегрированное занятие.
4. Интегрированное занятие «Образ Весны в произведениях Н. Римского – Корсакова, М. Нестерова, А. Островского»
5. Музыкальное занятие «Жаворонки прилетели, весну в сказку принесли!»
6. Музыкально – тематическое занятие «Новоселье птиц»
7. Весеннее спортивно-экологическое занятие «Солнце, ветер и вода – наши лучшие друзья»
8. Музыкальное занятие «Праздники Весны»
9. Интегрированное занятие «Краски Весны»
10. Консультация для родителей: «Экологическое воспитание детей средствами музыки»
Заключительный.
1. Развлечение «Гимн весне, жизнелюбию и красоте»
2. Музыкально-познавательная викторина «Знатоки природы».
3. Выставка рисунков «Музыкальный весенний вернисаж».
Вид проекта : познавательно - творческий.
Реализация проекта :
Реализация проекта рассчитана на занятиях по музыкальному воспитанию; индивидуальную работу и совместную деятельность родителей, педагогов и детей.
Вывод:
Музыка обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребёнка, помогает услышать природу, её голоса, осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие- это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям.
Литература:
1. «Музыкальная палитра» № 2, 4 2014 г.
2. «Музыкальный руководитель» № 8- 2012г. ;№2-2009г. ; №2-2005г.
3. «Весну привечаем, весело встречаем…» сценарии утренников и развлечений для дошкольников. Авторы-составители О. П. Власенко, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007г.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. -М. : ТЦ Сфера, 2006.
6. Морозова Л. Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад от А до Я №2, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект в подготовительной группе "Весна"
Проект в подготовительной группе "Весна"...
Проект в подготовительной группе «Весна - красна»
Краткосрочный проект«Весна - красна»Название проекта«Весна - красна»Тип проектаПознавательно-творческийВозраст детейПодготовительная группаПродолжительностьпроектно...
творческий проект в подготовительной группе "Весна"
познавательно-творческий проект в подготовителной группе на тему "Весна"...
Проект в подготовительной группе «Весна-красна»
Познание ребенком окружающего мира включает и познание природы. Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить окружающий мир для св...
Проект в подготовительной группе "Весна -красна!"
Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе....
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Весна- красна!»
Цель проектаФормирование у детей знаний о сезонных изменениях в природе в весенний период времени, через проектную деятельность. Задачи проекта:Образовательные: Расширить и систематизировать знан...
Фотоотчет о проекте в подготовительной группе «Весна — веснянка»
Фотоотчет о проекте в подготовительной группе «Весна — веснянка»ссылка: https://www.maam.ru/detskijsad/fototchet-po-proektu-v-podgotovitelnoi-grupe-vesna-vesnjanka.html...