Мастер-класс «Влияние малых форм фольклора на развитие детей раннего возраста».
материал (младшая группа)

Григерт Олеся Геннадьевна

На протяжении нескольких лет я, работая на 1 младшей группе,  использую малые формы фольклора в своей работе. И сегодня хочу провести с вами мастер - класс по теме: «Влияние малых форм фольклора на развитие детей раннего возраста».
Что же такое фольклор?


Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка.
Сегодня им пользуются везде, оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.


Устное – из уст в уста.

Народное – автор – народ.

Творчество – создано в результате труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 130

Мастер-класс

«Влияние малых форм фольклора на развитие 
детей раннего возраста».




                                                                      Подготовила:

воспитатель 1 младшей группы № 1

                                                        Григерт  Олеся Геннадьевна

Калининград - 2019

На протяжении нескольких лет я, работая на 1 младшей группе,  использую малые формы фольклора в своей работе. И сегодня хочу провести с вами мастер - класс по теме: «Влияние малых форм фольклора на развитие детей раннего возраста».
Что же такое фольклор?


Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка.
Сегодня им пользуются везде, оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.


Устное – из уст в уста.

Народное – автор – народ.

Творчество – создано в результате труда.


Малые формы фольклора всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе детского сада, в том числе с целью   более быстрой адаптации малышей к условиям детского сада, с целью развития речи дошкольников, а также с целью приобщения детей с ранних лет к русской народной культуре.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто процесс развития речи своего ребёнка пускают на самотёк.
А произведения народного творчества практически не используют даже в младшем возрасте.

Поэтому считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.

Кто пробовал – знает, как нелегко придумать игру с малышом, которому нет и двух лет. Вот тут и помогаю игры с пальчиками! Сгибая и разгибая пальчики в игре, мы тренируем их, массируем, а зарядка для пальчиков – это успехи в развитии речи, а значит - ума.

Самый популярный вариант пальчиковой игры «Сорока-белобока» вы и ваши дети, я думаю, знаете. Я предлагаю другой вариант:

«Соня-пастушок»

Она также хороша в паре.

 «Вышел, вышел пастушок на лужок,

Он созвал, собрал бурёнок в кружок,

Наказал им никуда не ходить,

А коль волк придёт, его разбудить.

Посчитал коров и сладко зевнул.

Да под белою березкой уснул».

Пальчик ребёнка становится пастушком, ваша ладонь лугом, а пальцы – берёзками. Пастушок должен лечь под одну из березок. Березка наклоняется к пастушку и пытается дотронуться до него: «Не спи!». Ребёнок должен успеть убрать пальчик и положить его у следующего пальца. Как только пастушок будет разбужен, вы меняетесь ролями.


Большое внимание при работе с детьми раннего возраста я уделяю
потешкам.
Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.

И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если кто-то в группе из детей плачет, то остальные стараются успокоить,  приговаривая: 

«Не плачь, не плачь

я куплю тебе калач».

Погружение в фольклорную среду – важное условие работы с детьми, особенно в ранний период детства. Народом создано множество песен, попевок, потешек, дающих возможность без нарицательных, сухих нравоучений, в приятной и доступной ребенку форме обучать его. Жизнь малышей – это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры. Поэтому для работы с детьми можно использовать потешки, пестушки, колыбельные песни в режимных моментах.


Уважаемые коллеги! Прошу Вас вспомнить и рассказать потешки, используемые в процессе: умывания, кормления, одевания, укладывания ко сну. 

Во время умывания:


Водичка, водичка
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды
Чисто умываемся
Деткам улыбаемся.

***
Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Моем руки дружно
Нам обедать нужно!
***
Эх, водичка хороша,
Хороша водичка!
Накупайте малыша,
Чтоб сияло личико!

Во время кормления:

Умницы, детки
Ешьте кашку сладеньку-
Вкусную, душистую,
Мягкую, пушистую.
***
Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
***
Все по лавочкам сидят,
Кашку маслену едят
Сердце бьется,
Душа радуется.
***
Супчик надо есть всегда,
Это вкусная еда
***

Собирая детей на прогулку:


Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
***

Маша варежку надела:
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
Маша варежку сняла:
- Поглядите, я нашла!
Ищешь, ищешь – и найдешь.
Здравствуй, пальчик! - Как живешь?


Колыбельные песни 
Баю- бай, баю- бай
Ты, собачка, не лай
Белолапа, не скули,
Наших деток не буди.
***
Светел день - не спится,
Моя деточка боится.
Ты, собачка, не лай
Наших деток не пугай!
***
Вот и люди спят.
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках
Зайки спят на травушке
Утки на муравушке
Детки все по люлечкам.
Спят – поспят,
Всему миру спать велят.

Во время одевания после сончаса:

Прилетели пташечки
Принесли рубашечки,
Рубашечки цапли сшили,
Лягушки пуговки пришили.

Причесывая:
Расти, коса до пояса.
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти коса не путайся,
Маму, дочка, слушайся
***
Петушок, петушок
Подари мне гребешок,
Ну, пожалуйста, прошу!
Я кудряшки причешу!

Успокаивая малыша при падении: 

У волка боли,
У медведя боли,
У зайца боли,
У Танюшки
заживи!

При плаче:
Веселее всех игрушка
Расписная погремушка.
Дайте плаксе погремушку,
Станет плакса хохотушкой!

А теперь проведём небольшую викторину.
1. Какие малые формы фольклора, используемые в детском саду вы знаете? Перечислите. ( сказки, прибаутки, потешки, заклички)
2. Как называются короткие рифмованные стихи. Применяемые детьми,
для определения ведущего или распределения ролей в игре? (считалки)
3. Назовите форму фольклора?
У Ивашки – рубашка,
У рубашки – кормашки,
Кармашки – у рубашки,
Рубашка – у Ивашки. (скороговорка)
4. Как называются песни, которыми убаюкивают малышей? (колыбельные)
Понять тонкости человеческих взаимоотношений не всегда просто даже взрослым. Но для детей есть сказки. В которых добро всегда побеждает зло. И отличить одно от другого помогают детям сказочные герои.
5. Назовите сказки, в которых детей учат нравственным ценностям. («Теремок»- дружба; «Репка»-трудолюбие; «Кот, петух и лиса» - дружба, взаимовыручка)
6. Назовите жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ, (загадка).

Малые формы фольклора представляют собой прекрасный речевой материал.
Умелое использование, которого позволяет педагогам установить прочную связь с ребёнком, помогает принять ребёнку окружающую действительность и взаимо-действовать с ней и приобщаться с самых ранних лет к русской народной культуре.

А мне остаётся поблагодарить Вас за внимание. Творческих всем успехов!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарии праздников и развлечений по знакомству с малыми формами фольклора в старшем дошкольном возрасте

Сценарии праздников и развлечений по знакомству с малыми формами фольклора в старшем дошкольном возрасте:Тема: "Осенины."Оформление: горница.Звучит русская народная мелодия, выходит хозяйка.На завале...

Использование малых форм фольклора с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, частушки, потешки и др.) – это формы, впитывающие в себя веками народную мудрость, величайший народный опыт. Благодаря своей особенной организа...

Сообщение на тему: «Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном возрасте»

Все, что пришло к нам из глубины веков, принято называть народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир...

«Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном возрасте»

Изучайте фольклор, учитесь на нём. Без знания прошлого нет будущего».А.М, Горький...

Малые формы фольклора в группе раннего возраста

Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения-устной речью.   Поэтому проблема развития речи детей средством малых форм фольклора на сегодняшний д...

Презентация «Использование малых форм фольклора детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность:Использование в работе с детьми раннего возраста произведений устного народного творчества открывает широкие перспективы не только для развития выразительности детской речи, но и для их в...

Проект нравственно - патриотическому воспитанию «Малые формы фольклора для детей раннего возраста» в группе раннего возраста №13 «Пчёлки»

Детский фольклор необходим воспитателю , т. к. отражает в играх. песнях, сказках жизнь и деятельность людей многих поколений. Трудно переоценить ту роль, которую играет устный фольклор в процессе стан...