Сценарии праздников и развлечений по знакомству с малыми формами фольклора в старшем дошкольном возрасте
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему
Сценарии праздников и развлечений по знакомству с малыми формами фольклора в старшем дошкольном возрасте:
Тема: "Осенины."
Оформление: горница.
Звучит русская народная мелодия, выходит хозяйка.
На заваленках, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели и
Водили хоровод.
А играли как! В "Горелки",
Ах, "горелки" хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души!
Под русскую народную мелодию выходит хозяин.
Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться!
Хозяйка: Рады видеть вас, у себя в гостях, в нашей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный, по обычаю, по старинному "посиделками" называется.
Хозяин: Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости!
(Заходят под русскую народную мелодию: дети и взрослый. Здороваются.)
Хозяйка: Здравствуйте! Гости дорогие! Прошу в избу. Красному гостю – красное место. Проходите, будьте как дома.
Воспитатель: Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.
Ребенок: Мы пришли не с пустыми руками. Принесли вам блюдо с пирогами. Пироги капустные, очень, очень вкусные.
Ребенок: Мы к вам в гости собирались, повкусней испечь старались.
Пирогов отведайте, с нами побеседуйте.
Хозяйка: Ой, спасибо детвора, проходите вот сюда.
(Входит вторая подгруппа детей.)
Воспитатель: Скок на крылечко, бряк за колечко. Дома ли хозяева?
Хозяин: Дома, дома! Проходите гости дорогие!
Ребенок: Мы к вам в гости пришли и подарки принесли.
Ребенок: Мы все лето не ленились, все работали, трудились. Свекла вышла гладкая, а морковка сладкая.
Ребенок: Вот вам блюдо овощей и для супа, и для щей. Вкусен будет винегрет, лучше нашей свеклы нет!
Хозяин: Спасибо, ребятки, садитесь здесь по порядку!
Воспитатель: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.
(Входит третья подгруппа детей. Здороваются.)
Хозяйка: Здравствуйте! Нежданный гость лучше званных двух.
Воспитатель: Твоя правда, хозяйка! Названный гость легок, а званный тяжел. На званного и угодить надо. А мы к вам в гости пришли и грибочков принесли!
Ребенок: И Сережа, и Танюшка и опенки, и волнушки собирали, не ленились. Чуть в лесу не заблудились. Ох, грибочки, хороши, их вам дарят малыши!
(Дети садятся. Входит четвертая подгруппа детей. Здороваются.)
Хозяин: Проходите гости дорогие! Гостю почет – хозяину честь!
Воспитатель: Дома сидеть, ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.
Хозяйка: Добро пожаловать, гости дорогие! Давно мы вас поджидаем, без вас речей не начинаем.
Ребенок: Солнышку все лето радовались мы, и как солнце круглое напекли блины.
Ребенок: Ешьте блины с медом или со сметаной, и тогда красивые, добрые вы станете.
Хозяин: И у нас для каждого найдется глоток водицы из колодца.
Хозяйка: Подарки есть на всякий вкус: кому сказка, кому - быль, кому
– песенка в прикус. И хлеб- соль как в старину.
Хозяин: За хлебом – солью всякая шутка хороша, где потеснее, там и веселее.
Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Сядем рядком, да поговорим ладком!
Закончились осенние работы, заботы, урожай собрали, капусту посолили, огород перекопали, можно и отдохнуть.
Все поют: Так что ж погуляем на празднике нашем, нигде не найдете вы праздника краше.
Воспитатель: Мужики здесь – мастера, ловко правят все дела, да и женщины подстать им не станут уступать!
Воспитатель: Как праздник наступает весь народ гулять идет. Вот и девицы – красавицы и добры – молодцы заводят хоровод.
(Исполняют хоровод "ой, сад во дворе" русская народная песня. Слышится стук.)
Хозяйка: Слышите, кто-то стучит. Это небылицы в лицах сидят в теремах, да в светлицах. Щелкают орешки, да творят насмешки. А ну, кто из вас мастер рассказывать небылицы?
Дети: - Тюха, есть хочешь?
- Нет, я перекусил.
- А чего перекусил?
- Да съел краюшку хлеба!
- А ты бы ее в горшке со сметаной мочил?
- Да в горшок не влезла!
- Ваньк!
- А!
- Ну, повторь!
- Ну, иду!
- А у тебя нос в меду!
- Эх, подловил, Федясь! А у тебя под ногами грязь! Не кланяйся, я тебе не князь!
- Фома, что из леса не идешь?
- Да медведя поймал!
- Так веди сюда!
- Да, он меня не пускает!
Хозяин: Ну, и небылицы! Ай, да, молодцы! А без чего, ребята, не может обойтись на Руси ни один праздник?
Все: Без песен.
Хозяйка: Верно, недаром говориться: "Русская песня дух бодрит, где песня поется, там и весело живется".
(Исполняют русскую народную песню "Вдоль да по речке").
Хозяйка: На Руси уж так идет, что талантливый народ сам себе и швец, и жнец, и на дудочке игрец. Сам блоху он подкует, дом добротный возведет.
Утварь всю по дому справит, полной чашей дом тот станет.
Воспитатель: Среди нас есть плотнички, на все руки работнички.
(Исполняют песню "Посмотрите – ка у нас, да, в мастерской".)
Воспитатель: У вас плотнички, а у нас кузнецы, удалые молодцы.
Хозяин: Кузницы всегда нужны. А что же вы делать умеете?
Ребенок: Мы все умеем. И сейчас покажем свое умение.
(Исполняют песню "Во кузнице".)
Воспитатель: А у нас есть рукодельницы, на все руки умелицы. И шить, и чинить, и вязать, и варить. И вас веселить.
Воспитатель: Эй, сударушки – девчушки запевайте – ка частушки.
Запевайте поскорей, чтобы было веселей.
(Исполняются частушки.)
Хозяйка: Пусть сегодня никому дома не сидится, выходи, честной народ, будем веселиться!
(Исполняется русский народный танец – взрослые.)
Ребенок: Раздайся, народ, всех пляска берет. На месте нам не устоять, так и хочется плясать.
(Исполняется русская пляска детьми.)
Воспитатель: Мы и пели и плясали, а в игру-то не играли.
(Игра "Где ты был, мой черный баран".)
Воспитатель: А сейчас для всех ребяток загадаю я загадку.
Знаю, знаю наперед вы смекалистый народ.
Загадки о музыкальных инструментах:
- Морщинистый Тит всю деревню веселит.
- В лесу выросла, из лесу вынесли, в руках плачет, а кто слушает- пляшет.
- Деревянная подружка, без нее мы как без рук, на досуге веселушка и накормит всех вокруг. Кашу носит прямо в рот и обжечься не дает.
Ребенок: В нашем оркестре всего понемножку: звенит колокольчик, запели уж ложки. В нашем оркестре всего понемножку. Помогут оркестру и наши ладошки.
Воспитатель: Там, где песня льется, там весело живется. Запевай-ка песню шуточную, прибауточную.
(Исполняется песня русского народа "Сел комарик на дубочек".)
Воспитатель: Ну, что дети, пора нам прощаться. Спасибо, хозяин с хозяйкой за веселье, за ваше гостеприимство. Посидели, повеселились, пора и честь знать.
Все встают, поют:
Мы славно гуляли
На празднике нашем
Нигде не найдете
Вы праздника краше.
Так будьте здоровы, живите богато,
А мы уезжаем до дому, до хаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_prazdnikov.doc | 43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспекты праздников и развлечений по знакомству с малыми формами фольклора в старшем дошкольном возрасте:
Тема: "Осенины."
Оформление: горница.
Звучит русская народная мелодия, выходит хозяйка.
На заваленках, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели и
Водили хоровод.
А играли как! В "Горелки",
Ах, "горелки" хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души!
Под русскую народную мелодию выходит хозяин.
Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться!
Хозяйка: Рады видеть вас, у себя в гостях, в нашей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный, по обычаю, по старинному "посиделками" называется.
Хозяин: Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости!
(Заходят под русскую народную мелодию: дети и взрослый. Здороваются.)
Хозяйка: Здравствуйте! Гости дорогие! Прошу в избу. Красному гостю – красное место. Проходите, будьте как дома.
Воспитатель: Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.
Ребенок: Мы пришли не с пустыми руками. Принесли вам блюдо с пирогами. Пироги капустные, очень, очень вкусные.
Ребенок: Мы к вам в гости собирались, повкусней испечь старались.
Пирогов отведайте, с нами побеседуйте.
Хозяйка: Ой, спасибо детвора, проходите вот сюда.
(Входит вторая подгруппа детей.)
Воспитатель: Скок на крылечко, бряк за колечко. Дома ли хозяева?
Хозяин: Дома, дома! Проходите гости дорогие!
Ребенок: Мы к вам в гости пришли и подарки принесли.
Ребенок: Мы все лето не ленились, все работали, трудились. Свекла вышла гладкая, а морковка сладкая.
Ребенок: Вот вам блюдо овощей и для супа, и для щей. Вкусен будет винегрет, лучше нашей свеклы нет!
Хозяин: Спасибо, ребятки, садитесь здесь по порядку!
Воспитатель: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.
(Входит третья подгруппа детей. Здороваются.)
Хозяйка: Здравствуйте! Нежданный гость лучше званных двух.
Воспитатель: Твоя правда, хозяйка! Названный гость легок, а званный тяжел. На званного и угодить надо. А мы к вам в гости пришли и грибочков принесли!
Ребенок: И Сережа, и Танюшка и опенки, и волнушки собирали, не ленились. Чуть в лесу не заблудились. Ох, грибочки, хороши, их вам дарят малыши!
(Дети садятся. Входит четвертая подгруппа детей. Здороваются.)
Хозяин: Проходите гости дорогие! Гостю почет – хозяину честь!
Воспитатель: Дома сидеть, ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.
Хозяйка: Добро пожаловать, гости дорогие! Давно мы вас поджидаем, без вас речей не начинаем.
Ребенок: Солнышку все лето радовались мы, и как солнце круглое напекли блины.
Ребенок: Ешьте блины с медом или со сметаной, и тогда красивые, добрые вы станете.
Хозяин: И у нас для каждого найдется глоток водицы из колодца.
Хозяйка: Подарки есть на всякий вкус: кому сказка, кому - быль, кому
– песенка в прикус. И хлеб- соль как в старину.
Хозяин: За хлебом – солью всякая шутка хороша, где потеснее, там и веселее.
Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Сядем рядком, да поговорим ладком!
Закончились осенние работы, заботы, урожай собрали, капусту посолили, огород перекопали, можно и отдохнуть.
Все поют: Так что ж погуляем на празднике нашем, нигде не найдете вы праздника краше.
Воспитатель: Мужики здесь – мастера, ловко правят все дела, да и женщины подстать им не станут уступать!
Воспитатель: Как праздник наступает весь народ гулять идет. Вот и девицы – красавицы и добры – молодцы заводят хоровод.
(Исполняют хоровод "ой, сад во дворе" русская народная песня. Слышится стук.)
Хозяйка: Слышите, кто-то стучит. Это небылицы в лицах сидят в теремах, да в светлицах. Щелкают орешки, да творят насмешки. А ну, кто из вас мастер рассказывать небылицы?
Дети: - Тюха, есть хочешь?
- Нет, я перекусил.
- А чего перекусил?
- Да съел краюшку хлеба!
- А ты бы ее в горшке со сметаной мочил?
- Да в горшок не влезла!
- Ваньк!
- А!
- Ну, повторь!
- Ну, иду!
- А у тебя нос в меду!
- Эх, подловил, Федясь! А у тебя под ногами грязь! Не кланяйся, я тебе не князь!
- Фома, что из леса не идешь?
- Да медведя поймал!
- Так веди сюда!
- Да, он меня не пускает!
Хозяин: Ну, и небылицы! Ай, да, молодцы! А без чего, ребята, не может обойтись на Руси ни один праздник?
Все: Без песен.
Хозяйка: Верно, недаром говориться: "Русская песня дух бодрит, где песня поется, там и весело живется".
(Исполняют русскую народную песню "Вдоль да по речке").
Хозяйка: На Руси уж так идет, что талантливый народ сам себе и швец, и жнец, и на дудочке игрец. Сам блоху он подкует, дом добротный возведет.
Утварь всю по дому справит, полной чашей дом тот станет.
Воспитатель: Среди нас есть плотнички, на все руки работнички.
(Исполняют песню "Посмотрите – ка у нас, да, в мастерской".)
Воспитатель: У вас плотнички, а у нас кузнецы, удалые молодцы.
Хозяин: Кузницы всегда нужны. А что же вы делать умеете?
Ребенок: Мы все умеем. И сейчас покажем свое умение.
(Исполняют песню "Во кузнице".)
Воспитатель: А у нас есть рукодельницы, на все руки умелицы. И шить, и чинить, и вязать, и варить. И вас веселить.
Воспитатель: Эй, сударушки – девчушки запевайте – ка частушки.
Запевайте поскорей, чтобы было веселей.
(Исполняются частушки.)
Хозяйка: Пусть сегодня никому дома не сидится, выходи, честной народ, будем веселиться!
(Исполняется русский народный танец – взрослые.)
Ребенок: Раздайся, народ, всех пляска берет. На месте нам не устоять, так и хочется плясать.
(Исполняется русская пляска детьми.)
Воспитатель: Мы и пели и плясали, а в игру-то не играли.
(Игра "Где ты был, мой черный баран".)
Воспитатель: А сейчас для всех ребяток загадаю я загадку.
Знаю, знаю наперед вы смекалистый народ.
Загадки о музыкальных инструментах:
- Морщинистый Тит всю деревню веселит.
- В лесу выросла, из лесу вынесли, в руках плачет, а кто слушает- пляшет.
- Деревянная подружка, без нее мы как без рук, на досуге веселушка и накормит всех вокруг. Кашу носит прямо в рот и обжечься не дает.
Ребенок: В нашем оркестре всего понемножку: звенит колокольчик, запели уж ложки. В нашем оркестре всего понемножку. Помогут оркестру и наши ладошки.
Воспитатель: Там, где песня льется, там весело живется. Запевай-ка песню шуточную, прибауточную.
(Исполняется песня русского народа "Сел комарик на дубочек".)
Воспитатель: Ну, что дети, пора нам прощаться. Спасибо, хозяин с хозяйкой за веселье, за ваше гостеприимство. Посидели, повеселились, пора и честь знать.
Все встают, поют:
Мы славно гуляли
На празднике нашем
Нигде не найдете
Вы праздника краше.
Так будьте здоровы, живите богато,
А мы уезжаем до дому, до хаты.
Тема: "Рождество".
С песней "Коляда" дети вбегают в избу. Стучатся.
Дети. Пришла коляда, отворяй ворота!
Хозяйка. Кто там?
Дети. Это мы – колядовщики.
Хозяйка. Проходите, гости дорогие!
Дети. Здравствуй, хозяюшка! (Поклон.)
1-й ребенок. Позвольте в горенку войти.
2-й ребенок. Во горенку войти, да на лавочку сесть.
3-й ребенок. На лавочку сесть, да песенку спеть.(Запевают "Колядку")
Коляда, коляда
Подавай пирога,
Дай блин, дай кишку,
Свининую ножку,
Всем понемножку.
Неси, не тряси!
Давай, не ломай!
1-й ребенок. Чем вы нас, хозяюшка, подарите?
2-й ребенок. Денег мешок или каши горшок?
3-й ребенок. Кувшин молока или кусок пирога?
4-й ребенок. Копеечки на конфеточки или гривеннички на прянички?
Хозяйка. Ай вы, хитрые ребятки, отгадайте-ка загадки. (Загадывает загадки.)
Девочка. Будете нас дарить – будем вас хвалить,
А не будете нас дарить – будем вас корить.
У доброго мужика
Родись рожь хороша:
Колоском густа,
А соломкой пуста.
У скупого мужика
Родись рожь хороша:
Колоском пуста,
А соломкой густа.
Хозяйка. Дам еще заданье я – песню спеть про воробья. (Инсценировка песни "Воробей".)
Воробей. Вы что думаете, я такой недотепа? Я мастер веселиться.
Собирайся народ, в хоровод, в хоровод. (Хоровод "Скажи воробушек".)
Хозяйка. Теперь игра – не развлечение, а с большим, большим значением. Чтоб был долог колосок, чтобы лен рос высок, прыгайте как можно выше, можно прыгать выше крыши. (Игра "Скакалка".)
Хозяйка. Хоть игра, да в ней намек, добрым молодцам урок!
Слышится песня:
Уж и ходим, уж и бродим мы
По проулкам, закоулочкам.
Уж и ищем, и ищем мы,
Что Сергевнин двор светлехонький.
Хозяйка. Здесь Сергевнин двор, здесь светлехонький. Проходите , гостюшки дорогие.
Девочка. Хозяин с хозяйкой,
Слезайте с печи,
Зажигайте свечки,
Открывайте сундучок,
Вынимайте пятачок.
(Дети поют "Коляду".)
Пришла коляда накануне Рождества!
Дайте коровку, маслену головку.
А дай бог тому, кто в этом дому.
Ему рожь густа, рожь ужимиста.
Подавайте – не ломайте, не закусывайте!
Не дадите пирога – сведем корову за рога!
Хозяйка засуетилась, смотрит в печь, хватит ли на всех лепешек, считает колядовщиков.
Колядовщики.
Не дашь пирога – мы корову за рога.
Не дашь кишку – мы свинью за виску.
Не дашь блинка – мы хозяина –в пинка!
Хозяйка топнула ногой, не сердито, а смеясь, говорит:
Не плясали и не пели –
Угощенья захотели?
Погодите же, постойте,
Песенку сначала спойте.
Песня "Во горнице, во новой". Вбегает черт в виде ряженного, говорит:
Коляда, коляда! Ты подай пирога!
Или хлеба ломтину, или денег полтину,
Или курицу с хохолком, петушка с гребешком,
Или сена сноп – или вилы в бок!
1-я девочка. Не давайте, не давайте ему ничего, пусть сначала поиграет с нами добрый молодец!
Черт оглядывает всех хитро, заигрывает с девушками.
Черт. И-их! Какие все хорошенькие, жирненькие! Какую же выбрать?
(Черту завязывают глаза. Игра "Жмурки". В конце подают ряженный веник, черт его целует. У черта отваливается хвост.)
Не дадите пятака – я корову за рога.
Не дадите гривну – я коня за гриву.
2-я девочка. Да ведь это черт! Гоните его прочь.
Черт. Таусень! Таусень! Освети избу на все четыре стороны.
(Черт берет веник вместо креста, лапоть вместо кадила. У иконы черт падает, трясется.)
3-я девочка. И впрямь черт! Тьфу, нечистая сила, сгинь! (Черта выталкивают.)
1-я девочка. Фу, напугал-то как! Насилу выгнали.
2-я девочка. Это хорошо. Мы новому году дорогу расчистили, всю нечисть из дома выгнали.
3-я девочка. Тогда споем на радостях.
(Песня "У Володи на току" переходит в общие частушки.)
Хозяйка. Вы плясали в удивленье, заслужили угощенья!
Хозяйка угощает детей. Взрослые поют:
Что светел месяц –
А и наш-то господин.
Как и красно солнце –
То хозяюшка его.
Как и часты звезды –
То его детушки.
Дай, Господи,
Нашей хозяюшке
Пожилось, побылось,
На двор много лилось!
Дети. У хозяюшки в дому, чтоб велись ребятки, цыплятки, утятки, гусятки, козлятки, поросятки, телятки.
Все. Счастье да любовь! Хлеб да соль! Да совет на долгий век!
(Поклон.)
Спасибо этому дому,
Пойдем к другому.
(С песней "Коляда" уходят.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план знакомства с малыми формами фольклора
Перспективный план использование малых форм фольклора...
Использование малых форм фольклора с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, частушки, потешки и др.) – это формы, впитывающие в себя веками народную мудрость, величайший народный опыт. Благодаря своей особенной организа...
Сообщение на тему: «Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном возрасте»
Все, что пришло к нам из глубины веков, принято называть народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир...
«Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном возрасте»
Изучайте фольклор, учитесь на нём. Без знания прошлого нет будущего».А.М, Горький...
Презентация «Использование малых форм фольклора детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность:Использование в работе с детьми раннего возраста произведений устного народного творчества открывает широкие перспективы не только для развития выразительности детской речи, но и для их в...
Использование малых форм фольклора детей младшего дошкольного возраста
Предполагаемый результат:Дети познакомятся с устным народным творчеством и традициями соответственно возрасту. Это позволит расширить знания о культуре русского народа, о народ...
Статья по теме Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном возрасте
Все, что пришло к нам из глубины веков, принято называть народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир...