Сценарии праздников и развлечений по знакомству с малыми формами фольклора в старшем дошкольном возрасте
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Серая Юлия Викторовна

Сценарии праздников и развлечений по знакомству с малыми формами фольклора в старшем дошкольном возрасте:

Тема: "Осенины."

Оформление: горница.

Звучит русская народная мелодия, выходит хозяйка.

На заваленках, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели и

Водили хоровод.

А играли как! В "Горелки",

Ах, "горелки" хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души!

Под русскую народную мелодию выходит хозяин.

Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться!

Хозяйка: Рады видеть вас, у себя в гостях, в нашей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный, по обычаю, по старинному "посиделками" называется.

Хозяин: Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости!

(Заходят под русскую народную мелодию: дети и взрослый. Здороваются.)

Хозяйка: Здравствуйте! Гости дорогие! Прошу в избу. Красному гостю – красное место. Проходите, будьте как дома.

Воспитатель: Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.

Ребенок: Мы пришли не с пустыми руками. Принесли вам блюдо с пирогами. Пироги капустные, очень, очень вкусные.

Ребенок: Мы к вам в гости собирались, повкусней испечь старались.
Пирогов отведайте, с нами побеседуйте.

Хозяйка: Ой, спасибо детвора, проходите вот сюда.

(Входит вторая подгруппа детей.)

Воспитатель: Скок на крылечко, бряк за колечко. Дома ли хозяева?

Хозяин: Дома, дома! Проходите гости дорогие!

Ребенок: Мы к вам в гости пришли и подарки принесли.

Ребенок: Мы все лето не ленились, все работали, трудились. Свекла вышла гладкая, а морковка сладкая.

Ребенок: Вот вам блюдо овощей и для супа, и для щей. Вкусен будет винегрет, лучше нашей свеклы нет!

Хозяин: Спасибо, ребятки, садитесь здесь по порядку!

Воспитатель: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.

(Входит третья подгруппа детей. Здороваются.)

Хозяйка: Здравствуйте! Нежданный гость лучше званных двух.

Воспитатель: Твоя правда, хозяйка! Названный гость легок, а званный тяжел. На званного и угодить надо. А мы к вам в гости пришли и грибочков принесли!

Ребенок: И Сережа, и Танюшка и опенки, и волнушки собирали, не ленились. Чуть в лесу не заблудились. Ох, грибочки, хороши, их вам дарят малыши!

(Дети садятся. Входит четвертая подгруппа детей. Здороваются.)

Хозяин: Проходите гости дорогие! Гостю почет – хозяину честь!

Воспитатель: Дома сидеть, ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Хозяйка: Добро пожаловать, гости дорогие! Давно мы вас поджидаем, без вас речей не начинаем.

Ребенок: Солнышку все лето радовались мы, и как солнце круглое напекли блины.

Ребенок: Ешьте блины с медом или со сметаной, и тогда красивые, добрые вы станете.

Хозяин: И у нас для каждого найдется глоток водицы из колодца.

Хозяйка: Подарки есть на всякий вкус: кому сказка, кому - быль, кому
– песенка в прикус. И хлеб- соль как в старину.

Хозяин: За хлебом – солью всякая шутка хороша, где потеснее, там и веселее.

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Сядем рядком, да поговорим ладком!
Закончились осенние работы, заботы, урожай собрали, капусту посолили, огород перекопали, можно и отдохнуть.

Все поют: Так что ж погуляем на празднике нашем, нигде не найдете вы праздника краше.

Воспитатель: Мужики здесь – мастера, ловко правят все дела, да и женщины подстать им не станут уступать!

Воспитатель: Как праздник наступает весь народ гулять идет. Вот и девицы – красавицы и добры – молодцы заводят хоровод.

(Исполняют хоровод "ой, сад во дворе" русская народная песня. Слышится стук.)

Хозяйка: Слышите, кто-то стучит. Это небылицы в лицах сидят в теремах, да в светлицах. Щелкают орешки, да творят насмешки. А ну, кто из вас мастер рассказывать небылицы?

Дети: - Тюха, есть хочешь?

- Нет, я перекусил.

- А чего перекусил?

- Да съел краюшку хлеба!

- А ты бы ее в горшке со сметаной мочил?

- Да в горшок не влезла!

- Ваньк!

- А!

- Ну, повторь!

- Ну, иду!

- А у тебя нос в меду!

- Эх, подловил, Федясь! А у тебя под ногами грязь! Не кланяйся, я тебе не князь!

- Фома, что из леса не идешь?

- Да медведя поймал!

- Так веди сюда!

- Да, он меня не пускает!

Хозяин: Ну, и небылицы! Ай, да, молодцы! А без чего, ребята, не может обойтись на Руси ни один праздник?

Все: Без песен.

Хозяйка: Верно, недаром говориться: "Русская песня дух бодрит, где песня поется, там и весело живется".

(Исполняют русскую народную песню "Вдоль да по речке").

Хозяйка: На Руси уж так идет, что талантливый народ сам себе и швец, и жнец, и на дудочке игрец. Сам блоху он подкует, дом добротный возведет.
Утварь всю по дому справит, полной чашей дом тот станет.

Воспитатель: Среди нас есть плотнички, на все руки работнички.

(Исполняют песню "Посмотрите – ка у нас, да, в мастерской".)

Воспитатель: У вас плотнички, а у нас кузнецы, удалые молодцы.

Хозяин: Кузницы всегда нужны. А что же вы делать умеете?

Ребенок: Мы все умеем. И сейчас покажем свое умение.

(Исполняют песню "Во кузнице".)

Воспитатель: А у нас есть рукодельницы, на все руки умелицы. И шить, и чинить, и вязать, и варить. И вас веселить.

Воспитатель: Эй, сударушки – девчушки запевайте – ка частушки.
Запевайте поскорей, чтобы было веселей.

(Исполняются частушки.)

Хозяйка: Пусть сегодня никому дома не сидится, выходи, честной народ, будем веселиться!

(Исполняется русский народный танец – взрослые.)

Ребенок: Раздайся, народ, всех пляска берет. На месте нам не устоять, так и хочется плясать.

(Исполняется русская пляска детьми.)

Воспитатель: Мы и пели и плясали, а в игру-то не играли.

(Игра "Где ты был, мой черный баран".)

Воспитатель: А сейчас для всех ребяток загадаю я загадку.
Знаю, знаю наперед вы смекалистый народ.
Загадки о музыкальных инструментах:

- Морщинистый Тит всю деревню веселит.

- В лесу выросла, из лесу вынесли, в руках плачет, а кто слушает- пляшет.

- Деревянная подружка, без нее мы как без рук, на досуге веселушка и накормит всех вокруг. Кашу носит прямо в рот и обжечься не дает.

Ребенок: В нашем оркестре всего понемножку: звенит колокольчик, запели уж ложки. В нашем оркестре всего понемножку. Помогут оркестру и наши ладошки.

Воспитатель: Там, где песня льется, там весело живется. Запевай-ка песню шуточную, прибауточную.

(Исполняется песня русского народа "Сел комарик на дубочек".)

Воспитатель: Ну, что дети, пора нам прощаться. Спасибо, хозяин с хозяйкой за веселье, за ваше гостеприимство. Посидели, повеселились, пора и честь знать.

Все встают, поют:

Мы славно гуляли

На празднике нашем

Нигде не найдете

Вы праздника краше.

Так будьте здоровы, живите богато,

А мы уезжаем до дому, до хаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_prazdnikov.doc43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспекты праздников и развлечений по знакомству с малыми формами фольклора в старшем дошкольном возрасте:

Тема: "Осенины."

        Оформление: горница.

        Звучит русская народная мелодия, выходит хозяйка.

На заваленках, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели и

Водили хоровод.

А играли как! В "Горелки",

Ах, "горелки" хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души!

        Под русскую народную мелодию выходит хозяин.

        Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться!

        Хозяйка: Рады видеть вас, у себя в гостях, в нашей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный, по обычаю, по старинному "посиделками" называется.

        Хозяин: Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости!

(Заходят под русскую народную мелодию: дети и взрослый. Здороваются.)

        Хозяйка: Здравствуйте! Гости дорогие! Прошу в избу. Красному гостю – красное место. Проходите, будьте как дома.

        Воспитатель: Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.

        Ребенок: Мы пришли не с пустыми руками. Принесли вам блюдо с пирогами. Пироги капустные, очень, очень вкусные.

        Ребенок: Мы к вам в гости собирались, повкусней испечь старались.
Пирогов отведайте, с нами побеседуйте.

        Хозяйка: Ой, спасибо детвора, проходите вот сюда.

(Входит вторая подгруппа детей.)

        Воспитатель: Скок на крылечко, бряк за колечко. Дома ли хозяева?

        Хозяин: Дома, дома! Проходите гости дорогие!

        Ребенок: Мы к вам в гости пришли и подарки принесли.

        Ребенок: Мы все лето не ленились, все работали, трудились. Свекла вышла гладкая, а морковка сладкая.

        Ребенок: Вот вам блюдо овощей и для супа, и для щей. Вкусен будет винегрет, лучше нашей свеклы нет!

        Хозяин: Спасибо, ребятки, садитесь здесь по порядку!

        Воспитатель: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.

(Входит третья подгруппа детей. Здороваются.)

        Хозяйка: Здравствуйте! Нежданный гость лучше званных двух.

        Воспитатель: Твоя правда, хозяйка! Названный гость легок, а званный тяжел. На званного и угодить надо. А мы к вам в гости пришли и грибочков принесли!

        Ребенок: И Сережа, и Танюшка и опенки, и волнушки собирали, не ленились. Чуть в лесу не заблудились. Ох, грибочки, хороши, их вам дарят малыши!

(Дети садятся. Входит четвертая подгруппа детей. Здороваются.)

        Хозяин: Проходите гости дорогие! Гостю почет – хозяину честь!

        Воспитатель: Дома сидеть, ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

        Хозяйка: Добро пожаловать, гости дорогие! Давно мы вас поджидаем, без вас речей не начинаем.

        Ребенок: Солнышку все лето радовались мы, и как солнце круглое напекли блины.

        Ребенок: Ешьте блины с медом или со сметаной, и тогда красивые, добрые вы станете.

        Хозяин: И у нас для каждого найдется глоток водицы из колодца.

        Хозяйка: Подарки есть на всякий вкус: кому сказка, кому - быль, кому
– песенка в прикус. И хлеб- соль как в старину.

        Хозяин: За хлебом – солью всякая шутка хороша, где потеснее, там и веселее.

        Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Сядем рядком, да поговорим ладком!
        Закончились осенние работы, заботы, урожай собрали, капусту посолили, огород перекопали, можно и отдохнуть.

        Все поют: Так что ж погуляем на празднике нашем, нигде не найдете вы праздника краше.

        Воспитатель: Мужики здесь – мастера, ловко правят все дела, да и женщины подстать им не станут уступать!

        Воспитатель: Как праздник наступает весь народ гулять идет. Вот и девицы – красавицы и добры – молодцы заводят хоровод.

(Исполняют хоровод "ой, сад во дворе" русская народная песня. Слышится стук.)

        Хозяйка: Слышите, кто-то стучит. Это небылицы в лицах сидят в теремах, да в светлицах. Щелкают орешки, да творят насмешки. А ну, кто из вас мастер рассказывать небылицы?

        Дети: - Тюха, есть хочешь?

- Нет, я перекусил.

- А чего перекусил?

- Да съел краюшку хлеба!

- А ты бы ее в горшке со сметаной мочил?

- Да в горшок не влезла!

- Ваньк!

- А!

- Ну, повторь!

- Ну, иду!

- А у тебя нос в меду!

- Эх, подловил, Федясь! А у тебя под ногами грязь! Не кланяйся, я тебе не князь!

- Фома, что из леса не идешь?

- Да медведя поймал!

- Так веди сюда!

- Да, он меня не пускает!

Хозяин: Ну, и небылицы! Ай, да, молодцы! А без чего, ребята, не может обойтись на Руси ни один праздник?

        Все: Без песен.

                Хозяйка: Верно, недаром говориться: "Русская песня дух бодрит, где песня поется, там и весело живется".

(Исполняют русскую народную песню "Вдоль да по речке").

        Хозяйка: На Руси уж так идет, что талантливый народ сам себе и швец, и жнец, и на дудочке игрец. Сам блоху он подкует, дом добротный возведет.
        Утварь всю по дому справит, полной чашей дом тот станет.

        Воспитатель: Среди нас есть плотнички, на все руки работнички.

(Исполняют песню "Посмотрите – ка у нас, да, в мастерской".)

        Воспитатель: У вас плотнички, а у нас кузнецы, удалые молодцы.

        Хозяин: Кузницы всегда нужны. А что же вы делать умеете?

        Ребенок: Мы все умеем. И сейчас покажем свое умение.

        (Исполняют песню "Во кузнице".)

        Воспитатель: А у нас есть рукодельницы, на все руки умелицы. И шить, и чинить, и вязать, и варить. И вас веселить.

        Воспитатель: Эй, сударушки – девчушки запевайте – ка частушки.
Запевайте поскорей, чтобы было веселей.

        (Исполняются частушки.)

        Хозяйка: Пусть сегодня никому дома не сидится, выходи, честной народ, будем веселиться!

        (Исполняется русский народный танец – взрослые.)

        Ребенок: Раздайся, народ, всех пляска берет. На месте нам не устоять, так и хочется плясать.

        (Исполняется русская пляска детьми.)

        Воспитатель: Мы и пели и плясали, а в игру-то не играли.

        (Игра "Где ты был, мой черный баран".)

        Воспитатель: А сейчас для всех ребяток загадаю я загадку.
Знаю, знаю наперед вы смекалистый народ.
Загадки о музыкальных инструментах:

        - Морщинистый Тит всю деревню веселит.

        - В лесу выросла, из лесу вынесли, в руках плачет, а кто слушает- пляшет.

        - Деревянная подружка, без нее мы как без рук, на досуге веселушка и накормит всех вокруг. Кашу носит прямо в рот и обжечься не дает.

        Ребенок: В нашем оркестре всего понемножку: звенит колокольчик, запели уж ложки. В нашем оркестре всего понемножку. Помогут оркестру и наши ладошки.

        Воспитатель: Там, где песня льется, там весело живется. Запевай-ка песню шуточную, прибауточную.

(Исполняется песня русского народа "Сел комарик на дубочек".)

        Воспитатель: Ну, что дети, пора нам прощаться. Спасибо, хозяин с хозяйкой за веселье, за ваше гостеприимство. Посидели, повеселились, пора и честь знать.

Все встают, поют:

Мы славно гуляли

На празднике нашем

Нигде не найдете

Вы праздника краше.

Так будьте здоровы, живите богато,

А мы уезжаем до дому, до хаты.

Тема: "Рождество".

        С песней "Коляда" дети вбегают в избу. Стучатся.

Дети. Пришла коляда, отворяй ворота!

Хозяйка. Кто там?

Дети. Это мы – колядовщики.

Хозяйка. Проходите, гости дорогие!

Дети. Здравствуй, хозяюшка! (Поклон.)

        1-й ребенок. Позвольте в горенку войти.

        2-й ребенок. Во горенку войти, да на лавочку сесть.

        3-й ребенок. На лавочку сесть, да песенку спеть.(Запевают "Колядку")

Коляда, коляда

Подавай пирога,

Дай блин, дай кишку,

Свининую ножку,

Всем понемножку.

Неси, не тряси!

Давай, не ломай!

        1-й ребенок. Чем вы нас, хозяюшка, подарите?

        2-й ребенок. Денег мешок или каши горшок?

        3-й ребенок. Кувшин молока или кусок пирога?

        4-й ребенок. Копеечки на конфеточки или гривеннички на прянички?

        Хозяйка. Ай вы, хитрые ребятки, отгадайте-ка загадки. (Загадывает загадки.)

        Девочка. Будете нас дарить – будем вас хвалить,

        А не будете нас дарить – будем вас корить.

У доброго мужика

Родись рожь хороша:

Колоском густа,

А соломкой пуста.

У скупого мужика

Родись рожь хороша:

Колоском пуста,

А соломкой густа.

        Хозяйка. Дам еще заданье я – песню спеть про воробья. (Инсценировка песни "Воробей".)

        Воробей. Вы что думаете, я такой недотепа? Я мастер веселиться.
Собирайся народ, в хоровод, в хоровод. (Хоровод "Скажи воробушек".)

        Хозяйка. Теперь игра – не развлечение, а с большим, большим значением. Чтоб был долог колосок, чтобы лен рос высок, прыгайте как можно выше, можно прыгать выше крыши. (Игра "Скакалка".)

        Хозяйка. Хоть игра, да в ней намек, добрым молодцам урок!

        Слышится песня:

Уж и ходим, уж и бродим мы

По проулкам, закоулочкам.

Уж и ищем, и ищем мы,

Что Сергевнин двор светлехонький.

        Хозяйка. Здесь Сергевнин двор, здесь светлехонький. Проходите , гостюшки дорогие.

        Девочка. Хозяин с хозяйкой,

Слезайте с печи,

Зажигайте свечки,

Открывайте сундучок,

Вынимайте пятачок.

        (Дети поют "Коляду".)

Пришла коляда накануне Рождества!

Дайте коровку, маслену головку.

А дай бог тому, кто в этом дому.

Ему рожь густа, рожь ужимиста.

Подавайте – не ломайте, не закусывайте!

Не дадите пирога – сведем корову за рога!

        Хозяйка засуетилась, смотрит в печь, хватит ли на всех лепешек, считает колядовщиков.

        Колядовщики.

Не дашь пирога – мы корову за рога.

Не дашь кишку – мы свинью за виску.

Не дашь блинка – мы хозяина –в пинка!

Хозяйка топнула ногой, не сердито, а смеясь, говорит:

Не плясали и не пели –

Угощенья захотели?

Погодите же, постойте,

Песенку сначала спойте.

        Песня "Во горнице, во новой". Вбегает черт в виде ряженного, говорит:

Коляда, коляда! Ты подай пирога!

Или хлеба ломтину, или денег полтину,

Или курицу с хохолком, петушка с гребешком,

Или сена сноп – или вилы в бок!

        1-я девочка. Не давайте, не давайте ему ничего, пусть сначала поиграет с нами добрый молодец!

        Черт оглядывает всех хитро, заигрывает с девушками.

Черт. И-их! Какие все хорошенькие, жирненькие! Какую же выбрать?

        (Черту завязывают глаза. Игра "Жмурки". В конце подают ряженный веник, черт его целует. У черта отваливается хвост.)

        Не дадите пятака – я корову за рога.

        Не дадите гривну – я коня за гриву.

        2-я девочка. Да ведь это черт! Гоните его прочь.

Черт. Таусень! Таусень! Освети избу на все четыре стороны.

(Черт берет веник вместо креста, лапоть вместо кадила. У иконы черт падает, трясется.)

        3-я девочка. И впрямь черт! Тьфу, нечистая сила, сгинь! (Черта выталкивают.)

        1-я девочка. Фу, напугал-то как! Насилу выгнали.

        2-я девочка. Это хорошо. Мы новому году дорогу расчистили, всю нечисть из дома выгнали.

        3-я девочка. Тогда споем на радостях.

(Песня "У Володи на току" переходит в общие частушки.)

        Хозяйка. Вы плясали в удивленье, заслужили угощенья!

        Хозяйка угощает детей. Взрослые поют:

Что светел месяц –

А и наш-то господин.

Как и красно солнце –

То хозяюшка его.

Как и часты звезды –

То его детушки.

Дай, Господи,

Нашей хозяюшке

Пожилось, побылось,

На двор много лилось!

        Дети. У хозяюшки в дому, чтоб велись ребятки, цыплятки, утятки, гусятки, козлятки, поросятки, телятки.

        Все. Счастье да любовь! Хлеб да соль! Да совет на долгий век!

(Поклон.)

Спасибо этому дому,

Пойдем к другому.

(С песней "Коляда" уходят.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план знакомства с малыми формами фольклора

Перспективный план использование малых форм фольклора...

Использование малых форм фольклора с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, частушки, потешки и др.) – это формы, впитывающие в себя веками народную мудрость, величайший народный опыт. Благодаря своей особенной организа...

Сообщение на тему: «Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном возрасте»

Все, что пришло к нам из глубины веков, принято называть народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир...

«Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном возрасте»

Изучайте фольклор, учитесь на нём. Без знания прошлого нет будущего».А.М, Горький...

Презентация «Использование малых форм фольклора детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность:Использование в работе с детьми раннего возраста произведений устного народного творчества открывает широкие перспективы не только для развития выразительности детской речи, но и для их в...

Использование малых форм фольклора детей младшего дошкольного возраста

Предполагаемый результат:Дети познакомятся с устным народным  творчеством  и традициями соответственно  возрасту. Это позволит расширить знания о культуре  русского народа, о народ...

Статья по теме Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном возрасте

Все, что пришло к нам из глубины веков, принято называть народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир...