занятие с триз
план-конспект занятия

Гусева Ангелина Юрьевна

копилка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon triz.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТРИЗ в старшей группе

Тема: « В гостях у сказки».

Ход НОД

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Собрало друзей всех в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

Вот как дружно мы живем .

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Воспитатель: Я приготовила для вас сказку, а поможет мне волшебный экран, который не только расскажет, но покажет сказку. Рассаживайтесь поудобней. Итак, свет мой зеркальце, скажи, да всю правду покажи.

(Включается компьютер , на экране появляется сказочница).

Сказочница: В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь Тимофей. И была у царя дочь да такая красавица, что глаз не оторвать, да такая умница-разумница, что не переспорить, а звали царевну Василиса. Вот однажды задумал царь государь выдать свою дочь замуж. Разослал царь Тимофей по всему белу свету гонцов с приглашением. И вот со всех сторон стали съезжаться женихи к Василисе. Но не один жених не пришёлся Василисе по нраву, т.к. пожелала она, чтобы муж её будущий был не только красив, но и умён. Насмехалась Василиса над женихами, капризничала. И вот однажды, посватался к Василисе волшебник Крушило, но и он не приглянулся царевне, и над ним она посмеялась. И тогда разозлился Крушило злобой лютою, и разрушил всё царство Тимофея и разогнал всех его жителей по окрестным лесам. А царя Тимофея и дочку его Василису запер Крушило на веки вечные в единственной уцелевшей комнате. С той давней поры сидят взаперти царь с царевной. И по сей день, они там сидят, помощи ждут, но никак их не найдут.

(Компьютер выключается).

Воспитатель: Вот так сказка ребята! Что же делать? Дети: Надо помочь царю с царевной.

Воспитатель: Да ребята, надо выручать . Нам пора отправляться в путь, выручать царя и царевну. А как же нам попасть в сказку?

Дети: Полететь в сказку на ковре самолёте, вызвать волшебника, и он нас отправит в сказку и т. д.

Воспитатель: Но ,на пути нас ждут преграды которые преодолеют только смелые и дружные ребята ,так за каждое правильно выполненное задание вы получите ключ ,чтоб мы смогли освободить царя и царевну .

У меня есть волшебная палочка , которая поможет оказаться нам в королевстве-сказке . Я взмахну ей и произнесу слова «Три раза повернись и в сказке волшебной окажись!» .

Конспект занятия с детьми

старшей группы по развитию речи

на тему «Путешествие на планету Вообразилия ».

 

 Задачи.

1.Развивать образную речь детей с помощью лексических и грамматических упражнений, учить подбирать к словам антонимы, прилагательные; обогащать словарь сравнениями, эпитетами.

2.Продолжать учить отождествлять самого себя с кем-либо, и как следствие – сопереживать этому объекту, описывать его состояние в разных ситуациях.

3.Продолжать учить детей осваивать алгоритм системной «Да-нетки», отгадывая главного героя знакомой сказки.

4.Развивать фонематический слух при подборе рифм к предложенному слову.

5. Формировать у детей умение давать большое количество идей в рамках заданной темы.

6. Упражнять в умении пользоваться Кольцами Луллия (узнавать и называть знакомые сказки).

 

   План.

 1.Вводная часть, сообщение цели путешествия.

 2.Игра «Хорошо – плохо».

 3.Подбор прилагательных к слову «путешественники».

 4.Работа с антонимами.

 5. Игра «Собери и назови сказку» (Кольца Луллия).

 6. Игра «Да-нетка».

 7. Физминутка «Царевна-лягушка» (эмпатия).

 8.Составление загадок детьми.

 9.Игра «Слово-цвет».

10.Приветствие Маленькой Страны.

11.Игра «Собери портрет».

12.Игра «Придумай рифму».

13.Возвращение на Землю, нацеливание на продуктивную деятельность.

 

 

 

   1.Высоко-высоко, за далекими холодными звездами парит удивительная страна Вообразилия: как чья-то надежда, как маяк для маленьких фантазирят, как голубая мечта непосед, влюбленных в далекие путешествия к неизведанным мирам. На этой планете нет слов «не может быть», «так не бывает», «это не получится». Это главное правило Вообразилии.

   На планете есть разные страны: Сказок, Загадок, Маленькая страна и др. Наши космические разведчики узнали, что на Маленькую страну планеты Вообразилии напал злой волшебник Бурун и заколдовал всех жителей этой страны: они стали невидимые. Хорошо быть невидимыми? (игра «Хорошо – плохо») А чем плохо? Значит, быть невидимым – плохо! Вот поэтому, по спутниковой связи жители Маленькой страны просят их расколдовать, но это сделать не просто.

   Вы готовы к сложному, но интересному путешествию в страну Вообразилию? Какими должны быть путешественники? (смелыми, сильными, умелыми, находчивыми, любознательными, дружными, внимательными, отважными, сообразительными, умелыми, знающими). Молодцы! Именно такими мы должны себя показать! Нас ждет ковер-космолет. Занимайте свои места! В путь! (звучит космическая музыка)

   Первое непростое задание для нас. Нужно расколдовать карту планеты Вообразилия. Я буду называть вам слово, а вы быстро находите его противоположное значение (антонимы):

сказка-быль; далеко-близко; высоко-низко; быстро-медленно; великан-карлик; взлетать-падать; вместе - врозь; герой-трус; добро-зло; легко-трудно; начало-конец.

   Карта разгадана! Приготовиться к посадке!

Мы прибыли на планету Вообразилию, в страну Сказок. Перед нами Волшебные круги (Кольца Луллия) на которых перепутались сказки. Нужно с помощью вращения и совмещения секторов собрать героев сказки и правильно назвать ее.

(Дети по очереди работают с Кольцами Луллия).

      Смело двигаемся дальше на помощь жителям Маленькой Страны.

   Перед нами Страна Загадок. Чтобы продолжить наш путь, угадайте сказочного героя с помощью игры «Да-Нет».

В.: -Я загадала сказочного героя из природного мира.

Д.: - Это птица?

В.: - Нет.

Д.: - Это рыба?

В.: - Нет.

Д.: - Это животное?

В.: - Да.

Д.: - Домашнее животное?

В.: - Нет.

Д.: - Оно живет в лесу?

В.: - Да.

Д.: - Животное большого размера?

В.: - Нет.

Д.: - Оно бегает?

В.: - Нет.

Д.: - Оно прыгает?

В.: - Да.

Д.: - Плавать умеет?

В.: - Да.

Д.: - Живет в воде?

В.: - Да.

Д.: - Это лягушка?

В.: - Да. Вспомните сказку, в которой лягушка является одной из главных действующих лиц.

Д.: - Это Царевна-Лягушка.

В.: - Да! Молодцы!

   Представьте себе, что вы Царевна-Лягушка (эмпатия), которая сидит на листе кувшинки и ждет своего Ивана-Царевича. Егор, расскажи, что ты чувствуешь?

   А, теперь покажите Царевну-Лягушку за изготовлением хлеба для царя. Настя, расскажи, что ты делаешь?

   Царевна-Лягушка приехала на пир во дворец и вышла танцевать. (Все выполняется под различную музыку)  

   У всех вас получились очень интересные Царевны-Лягушки, как - будто мы побывали в сказке.

   Еще одна преграда преодолена. Теперь мы должны показать свои умения в составлении загадок разными способами: сравнение со словами но, как, а, по признакам, действию. Выбирайте картинку и составляйте для всех загадку. Старайтесь способы не повторять. Я тоже хочу загадать вам загадку. Хорошо справляемся мы со всеми трудностями.

   Вот и Страну Загадок успешно прошли и совсем близко Маленькая Страна.

Осталось еще одно последнее задание. Чары злого волшебника Буруна падут, если мы составим Слово-цвет. Нужно взять любой лепесток от цветка и прикрепить его к серединке, давая другое название цвету.

Примеры:

Оранжевый – апельсиновый,

Синий – васильковый, колокольчиковый,

Ярко-зеленый – изумрудный,

Ярко-красный – клубничный, малиновый,

Темно-красный – вишневый,

Коричневый – шоколадный,

Желтый – солнечный, лимонный, цыплячий     

Белый – снежный, сахарный,

Сине-зеленый – цвет морской волны,

Фиолетовый – сливовый, баклажановый,

Светло-коричневый – цвет какао,

Голубой – небесный,

Светло-зеленый – травяной.

   Как только цветок собран полностью, звучит песня «Маленькая страна».

В.: Я что–то слышу! Давайте скорей вместе произнесем волшебные слова и расколдуем невидимок:

Здравствуй, чудная страна,

Что с Земли нам не видна!

Явитесь невидимки ниоткуда,

Пусть скорей свершится чудо!

Мы их уже слышим! Чтобы увидеть жителей Маленькой Страны нужно собрать разрезные картинки с их портретами (дети за столами собирают разрезные картинки «вообразилят»). Вот они какие! Похожи на нас? 

 Путешественники, мы помогли расколдовать невидимок, и сделали их видимыми. Пора на Землю. Возвращаемся на ковер - космолет. Полетели. (Звучит космическая музыка) Чтобы не скучать в пути, давайте поиграем в рифмовки с космическим мячом.

Примеры:

Кошка – мошка, плошка, картошка, окошко, поварешка, матрешка.

Подушка – лягушка, квакушка, погремушка, раскладушка, ватрушка.

Грядка – тетрадка, помадка, зарядка, перчатка, загадка, тетрадка.

Цветок – лепесток, игрок, шнурок, сок, кружок.

Шутка – минутка, прибаутка, утка, побудка,

Зубки – шубки, юбки, покупки, трубки.

Боль – соль, король, пароль, тролль.

Бочка – почка, кочка, квочка,

Оса – коза, стрекоза, коса,

Яйцо – кольцо, лицо, письмецо,

Книжка – мишка, трусишка, зайчишка.

Мак – лак, табак, гамак.

Крот – рот, пароход, бутерброд.

Слон – батон, тритон, бутон.

Огурец – молодец, сорванец,

   Вот мы и в детском саду. Понравилось вам путешествие? Что вам сложно в нашем путешествии? Не забудьте рассказать дома о нашем полете, что вам больше всего запомнилось


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ТРИЗ "Противоречия в колличестве"

Активизация мышления путём разрешения проблемной ситуации....

Занятия по ТРИЗ тема: "Путешествие в лес"

Занятие по ТРИЗ тема: "Путешествие в лес"...

Конспект занятия по Триз "Предметы природного и рукотворного мира"

Занятие проводиться в виде игр: 1."Все в мире перепуталось", 2."Сочинить загадки" 3."Карусель"....

Цикл занятий по ТРИЗу

Очень полезный для работы цикл занятий по ТРИЗу на тему: "Я - это кто?"...

Конспект познавательного занятия по ТРИЗ "Встреча с ежиком"

Цель: познакомить детей с ежиком.   Задачи: . формирование способов чувственного познания мира;. создать  положительный микроклимат;. активизировать словарный запас п...