занятие с триз
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
ТРИЗ в старшей группе
Тема: « В гостях у сказки».
Ход НОД
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Вот как дружно мы живем .
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
Воспитатель: Я приготовила для вас сказку, а поможет мне волшебный экран, который не только расскажет, но покажет сказку. Рассаживайтесь поудобней. Итак, свет мой зеркальце, скажи, да всю правду покажи.
(Включается компьютер , на экране появляется сказочница).
Сказочница: В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь Тимофей. И была у царя дочь да такая красавица, что глаз не оторвать, да такая умница-разумница, что не переспорить, а звали царевну Василиса. Вот однажды задумал царь государь выдать свою дочь замуж. Разослал царь Тимофей по всему белу свету гонцов с приглашением. И вот со всех сторон стали съезжаться женихи к Василисе. Но не один жених не пришёлся Василисе по нраву, т.к. пожелала она, чтобы муж её будущий был не только красив, но и умён. Насмехалась Василиса над женихами, капризничала. И вот однажды, посватался к Василисе волшебник Крушило, но и он не приглянулся царевне, и над ним она посмеялась. И тогда разозлился Крушило злобой лютою, и разрушил всё царство Тимофея и разогнал всех его жителей по окрестным лесам. А царя Тимофея и дочку его Василису запер Крушило на веки вечные в единственной уцелевшей комнате. С той давней поры сидят взаперти царь с царевной. И по сей день, они там сидят, помощи ждут, но никак их не найдут.
(Компьютер выключается).
Воспитатель: Вот так сказка ребята! Что же делать? Дети: Надо помочь царю с царевной.
Воспитатель: Да ребята, надо выручать . Нам пора отправляться в путь, выручать царя и царевну. А как же нам попасть в сказку?
Дети: Полететь в сказку на ковре самолёте, вызвать волшебника, и он нас отправит в сказку и т. д.
Воспитатель: Но ,на пути нас ждут преграды которые преодолеют только смелые и дружные ребята ,так за каждое правильно выполненное задание вы получите ключ ,чтоб мы смогли освободить царя и царевну .
У меня есть волшебная палочка , которая поможет оказаться нам в королевстве-сказке . Я взмахну ей и произнесу слова «Три раза повернись и в сказке волшебной окажись!» .
Конспект занятия с детьми
старшей группы по развитию речи
на тему «Путешествие на планету Вообразилия ».
Задачи.
1.Развивать образную речь детей с помощью лексических и грамматических упражнений, учить подбирать к словам антонимы, прилагательные; обогащать словарь сравнениями, эпитетами.
2.Продолжать учить отождествлять самого себя с кем-либо, и как следствие – сопереживать этому объекту, описывать его состояние в разных ситуациях.
3.Продолжать учить детей осваивать алгоритм системной «Да-нетки», отгадывая главного героя знакомой сказки.
4.Развивать фонематический слух при подборе рифм к предложенному слову.
5. Формировать у детей умение давать большое количество идей в рамках заданной темы.
6. Упражнять в умении пользоваться Кольцами Луллия (узнавать и называть знакомые сказки).
План.
1.Вводная часть, сообщение цели путешествия.
2.Игра «Хорошо – плохо».
3.Подбор прилагательных к слову «путешественники».
4.Работа с антонимами.
5. Игра «Собери и назови сказку» (Кольца Луллия).
6. Игра «Да-нетка».
7. Физминутка «Царевна-лягушка» (эмпатия).
8.Составление загадок детьми.
9.Игра «Слово-цвет».
10.Приветствие Маленькой Страны.
11.Игра «Собери портрет».
12.Игра «Придумай рифму».
13.Возвращение на Землю, нацеливание на продуктивную деятельность.
1.Высоко-высоко, за далекими холодными звездами парит удивительная страна Вообразилия: как чья-то надежда, как маяк для маленьких фантазирят, как голубая мечта непосед, влюбленных в далекие путешествия к неизведанным мирам. На этой планете нет слов «не может быть», «так не бывает», «это не получится». Это главное правило Вообразилии.
На планете есть разные страны: Сказок, Загадок, Маленькая страна и др. Наши космические разведчики узнали, что на Маленькую страну планеты Вообразилии напал злой волшебник Бурун и заколдовал всех жителей этой страны: они стали невидимые. Хорошо быть невидимыми? (игра «Хорошо – плохо») А чем плохо? Значит, быть невидимым – плохо! Вот поэтому, по спутниковой связи жители Маленькой страны просят их расколдовать, но это сделать не просто.
Вы готовы к сложному, но интересному путешествию в страну Вообразилию? Какими должны быть путешественники? (смелыми, сильными, умелыми, находчивыми, любознательными, дружными, внимательными, отважными, сообразительными, умелыми, знающими). Молодцы! Именно такими мы должны себя показать! Нас ждет ковер-космолет. Занимайте свои места! В путь! (звучит космическая музыка)
Первое непростое задание для нас. Нужно расколдовать карту планеты Вообразилия. Я буду называть вам слово, а вы быстро находите его противоположное значение (антонимы):
сказка-быль; далеко-близко; высоко-низко; быстро-медленно; великан-карлик; взлетать-падать; вместе - врозь; герой-трус; добро-зло; легко-трудно; начало-конец.
Карта разгадана! Приготовиться к посадке!
Мы прибыли на планету Вообразилию, в страну Сказок. Перед нами Волшебные круги (Кольца Луллия) на которых перепутались сказки. Нужно с помощью вращения и совмещения секторов собрать героев сказки и правильно назвать ее.
(Дети по очереди работают с Кольцами Луллия).
Смело двигаемся дальше на помощь жителям Маленькой Страны.
Перед нами Страна Загадок. Чтобы продолжить наш путь, угадайте сказочного героя с помощью игры «Да-Нет».
В.: -Я загадала сказочного героя из природного мира.
Д.: - Это птица?
В.: - Нет.
Д.: - Это рыба?
В.: - Нет.
Д.: - Это животное?
В.: - Да.
Д.: - Домашнее животное?
В.: - Нет.
Д.: - Оно живет в лесу?
В.: - Да.
Д.: - Животное большого размера?
В.: - Нет.
Д.: - Оно бегает?
В.: - Нет.
Д.: - Оно прыгает?
В.: - Да.
Д.: - Плавать умеет?
В.: - Да.
Д.: - Живет в воде?
В.: - Да.
Д.: - Это лягушка?
В.: - Да. Вспомните сказку, в которой лягушка является одной из главных действующих лиц.
Д.: - Это Царевна-Лягушка.
В.: - Да! Молодцы!
Представьте себе, что вы Царевна-Лягушка (эмпатия), которая сидит на листе кувшинки и ждет своего Ивана-Царевича. Егор, расскажи, что ты чувствуешь?
А, теперь покажите Царевну-Лягушку за изготовлением хлеба для царя. Настя, расскажи, что ты делаешь?
Царевна-Лягушка приехала на пир во дворец и вышла танцевать. (Все выполняется под различную музыку)
У всех вас получились очень интересные Царевны-Лягушки, как - будто мы побывали в сказке.
Еще одна преграда преодолена. Теперь мы должны показать свои умения в составлении загадок разными способами: сравнение со словами но, как, а, по признакам, действию. Выбирайте картинку и составляйте для всех загадку. Старайтесь способы не повторять. Я тоже хочу загадать вам загадку. Хорошо справляемся мы со всеми трудностями.
Вот и Страну Загадок успешно прошли и совсем близко Маленькая Страна.
Осталось еще одно последнее задание. Чары злого волшебника Буруна падут, если мы составим Слово-цвет. Нужно взять любой лепесток от цветка и прикрепить его к серединке, давая другое название цвету.
Примеры:
Оранжевый – апельсиновый,
Синий – васильковый, колокольчиковый,
Ярко-зеленый – изумрудный,
Ярко-красный – клубничный, малиновый,
Темно-красный – вишневый,
Коричневый – шоколадный,
Желтый – солнечный, лимонный, цыплячий
Белый – снежный, сахарный,
Сине-зеленый – цвет морской волны,
Фиолетовый – сливовый, баклажановый,
Светло-коричневый – цвет какао,
Голубой – небесный,
Светло-зеленый – травяной.
Как только цветок собран полностью, звучит песня «Маленькая страна».
В.: Я что–то слышу! Давайте скорей вместе произнесем волшебные слова и расколдуем невидимок:
Здравствуй, чудная страна,
Что с Земли нам не видна!
Явитесь невидимки ниоткуда,
Пусть скорей свершится чудо!
Мы их уже слышим! Чтобы увидеть жителей Маленькой Страны нужно собрать разрезные картинки с их портретами (дети за столами собирают разрезные картинки «вообразилят»). Вот они какие! Похожи на нас?
Путешественники, мы помогли расколдовать невидимок, и сделали их видимыми. Пора на Землю. Возвращаемся на ковер - космолет. Полетели. (Звучит космическая музыка) Чтобы не скучать в пути, давайте поиграем в рифмовки с космическим мячом.
Примеры:
Кошка – мошка, плошка, картошка, окошко, поварешка, матрешка.
Подушка – лягушка, квакушка, погремушка, раскладушка, ватрушка.
Грядка – тетрадка, помадка, зарядка, перчатка, загадка, тетрадка.
Цветок – лепесток, игрок, шнурок, сок, кружок.
Шутка – минутка, прибаутка, утка, побудка,
Зубки – шубки, юбки, покупки, трубки.
Боль – соль, король, пароль, тролль.
Бочка – почка, кочка, квочка,
Оса – коза, стрекоза, коса,
Яйцо – кольцо, лицо, письмецо,
Книжка – мишка, трусишка, зайчишка.
Мак – лак, табак, гамак.
Крот – рот, пароход, бутерброд.
Слон – батон, тритон, бутон.
Огурец – молодец, сорванец,
Вот мы и в детском саду. Понравилось вам путешествие? Что вам сложно в нашем путешествии? Не забудьте рассказать дома о нашем полете, что вам больше всего запомнилось
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ТРИЗ "Противоречия в колличестве"
Активизация мышления путём разрешения проблемной ситуации....
Занятия по ТРИЗ тема: "Путешествие в лес"
Занятие по ТРИЗ тема: "Путешествие в лес"...
Конспект занятия по Триз "Предметы природного и рукотворного мира"
Занятие проводиться в виде игр: 1."Все в мире перепуталось", 2."Сочинить загадки" 3."Карусель"....
Цикл занятий по ТРИЗу
Очень полезный для работы цикл занятий по ТРИЗу на тему: "Я - это кто?"...
Презентации занятий по ТРИЗ
Фотоотчет...
Конспект познавательного занятия по ТРИЗ "Встреча с ежиком"
Цель: познакомить детей с ежиком. Задачи: . формирование способов чувственного познания мира;. создать положительный микроклимат;. активизировать словарный запас п...