Тренинг для родителей «Я - успешный родитель»
материал
Цель: создание условий для оптимизации детско–родительских отношений через тренинговую форму взаимодействия в группе.
Задачи:
- Способствовать повышению уровня психолого–педагогической компетенции родителей.
- Формировать в группе атмосферу взаимной поддержки и позитивного настроения.
- Обогащать родителей знаниями о культуре воспитания и детской субкультуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_ya_uspeshnyy_roditel.docx | 29.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для родителей «Я - успешный родитель»
Цель: создание условий для оптимизации детско–родительских отношений через тренинговую форму взаимодействия в группе.
Задачи:
- Способствовать повышению уровня психолого–педагогической компетенции родителей.
- Формировать в группе атмосферу взаимной поддержки и позитивного настроения.
- Обогащать родителей знаниями о культуре воспитания и детской субкультуре.
Оборудование: стулья по числу участников, цветные и простые карандаши, релаксационная музыка, ленты, рисунок сердца.
Место проведения: кабинет педагога-психолога
Продолжительность: 1,5 часа.
Форма проведения: тренинг.
Участники встречи: родители детей.
Ведущая: педагог – психолог.
Общая структура тренинга:
- Приветствие.
- Упражнение «Дарю улыбку».
- Упражнение. «Этажи».
- Сценка «Ребенок-статуя»
- Упражнение. «Кувшин чувств»
- Упражнение. «Чего хотят дети?»
- Упражнение. «Цветок»
- Упражнение «Эксперимент»
- Упражнение. «Я - хороший родитель».
- Рефлексия.
- Завершение встречи.
Ход тренинга
Звучит легкая музыка. Родители рассаживаются по кругу. Ведущий подходит к каждому из родителей, знакомится, оформляет «общую визитку» – пишет имя родителей на большом листе (в виде цветка).
Ведущий. Добрый вечер, дорогие родители. Сегодня 1 июня и сегодня праздник – Всемирный день родителей. Я благодарю вас за то, что вы пришли на тренинг. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу. Сегодня не будет никакой лекции, никаких докладов и вам не придется особенно скучать. Мы будем с вами много говорить, обсуждать, возражать, удивляться, спорить, может быть. А говорить мы сегодня с вами будем о том кто такой «Успешный родитель»?
Психологический тренинг – это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 90% того, что сам делает.
В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки-бэйджики, чтобы все знали, как к вам обращаться.
Упражнение «Дарю улыбку».
Отгадайте загадку:
Она ничего не стоит, но много дает.
Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.
Она длится мнгновение, а в памяти остается порой навсегда.
Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.
Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.
Она – отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.
И, тем не менее, ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не отдали!
Что это?
Ведь никто не нуждается так в улыбке, как те, у кого уже ничего не осталось, что можно было бы отдать!
Итак, если вы хотите нравиться людям – улыбайтесь.
«Я сейчас кому-нибудь улыбнусь, и пошлю свою улыбку вот так (улыбается и сдувает свою улыбку с ладошки). Тот, кому была послана улыбка – ловит ее в кулачок, и также посылает другому. Это нужно делать быстро и хорошо».
Как вы себя чувствуете?
- Никто из нас не рождается с навыками успешной родительской деятельности, однако многие хотят быть самыми лучшими родителями. Каким должен быть хороший, успешный во всех смыслах этого слова родитель? Давайте подискутируем.
Высказывания родителей: ответственным, целенаправленным, увлеченным, заинтересованным в развитии своего ребенка, заботливыми, любящими, понимающими, ласковыми)
- Безусловно, всеми этими качествами обладает каждый из вас. И каждый из вас желает своему ребенку только самого лучшего.
Упражнение. «Этажи».
Предлагается представить, что родители сейчас находятся перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:
на первом этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества;
на втором этаже – обычные товары средней цены и качества;
на третьем этаже продаются самые лучшие, качественные, шикарные вещи.
Вопрос: на каком этаже вы бы хотели приобретать товар?
Тезис: когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» - был умным…. Может быть, воплотим наши несбывшиеся мечты. Но, к сожалению, так в жизни не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть чуть-чуть от первого, второго, третьего этажей. И ваш ребенок не исключение, вы убедились в этом. В нем есть то, что вам нравится и то, чтобы вы хотели изменить.
Сценка «Ребенок-статуя»
Выбирается один желающий, который сыграет роль ребенка. Ему предлагается выбрать себе среди присутствующих любого человека, в котором он увидит поддержку.
Поддерживающий встает за спиной «ребенка», приложив руки к его спине и ни в коем случае не отпускает их во время всего действия.
Затем присутствующие делятся примерно на шесть групп и каждой предлагается запомнить фразы (даются на карточках), которые я буду произносить во время игры.
Ты – моя маленькая дочь. Мыс тобой спешим в детский сад, нам надо успеть на автобус. А ты очень энергичный ребенок, очень любознательный, задающий кучу вопросов, даже в тот момент, когда мы вприпрыжку пойдем к автобусу. Я тебя беру за руку, и мы побежали.
- Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.
- Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Смотри на дорогу. Перестань глазеть! – я тебе отвечаю.
И в этот момент, как только я произношу подобную фразу, ребенок может воспринять ее буквально – он закрывает глаза, как приказывает мама. (Я завязываю ей глаза).
Мы дальше спешим в детский сад. Забегаем в автобус, и я встречаю там свою подругу, начинаю с ней обсуждать вчерашний день. Дочь внимательно слушает, а потом говорит:
- Мама, мама, а ты слышала, как пропела птичка? А кто такой дядя Юра?
- Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой быстро свои уши! (Завязываю девочке уши).
Мы выходим из автобуса, распрощавшись с моей подругой, и бежим по дороге. При этом я постоянно поглядываю на часы, чтобы не опоздать.
- Ой, какой сегодня будет день, будет здорово! Мам, меня Машка ждет, я ей обещала принести ластик, тот, что…
- Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да можешь ты, в конце концов, помолчать! Быстро закрой рот! (Завязываю девочке рот).
Хватаю ребенка за руку, и мы двигаемся дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Я бью ее по рукам и говорю, какая она непослушная:
- Что у тебя за руки, ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! Убери руки! (Завязываю руки). Но тут дочь начинает скакать , задирать ноги. Я в ужасе кричу на нее:
- Где ты этому научилась? Это еще что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (И в этот раз завязываю ноги).
Я смотрю на часы, нервничаю, что мы не успеваем, и начинаю подгонять ребенка:
- Что ты тянешься, копуша, делай шире шаг, ты что, ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку! Не руки, а крюки – ни писать нормально, ни держать ничего не умеют! Гляди на дорогу, не спотыкайся, что ты как слепец идешь! Да не молчи, я тобой разговариваю, глухомань!
(И в этот момент я прошу всех в кабинете произносить громко те фразы, которые принадлежат им).
Ребенок начинает хныкать. Я уже почти кричу на нее: - что ревешь? Что ты плачешь, я спрашиваю? Нечего реветь! Позоришь только меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! (На этих словах я сильно перевязываю живот).
И продолжаю пилить свою дочь за то, что она ничего не умеет.
Я недовольна всем, что она делает, забыв о том, что сама же все ей завязала, да еще хочу, чтобы у нее все получалось, и причем – обязательно хорошо.
Спрашиваю у дочери, что ей хочется развязать. (Чаще всего – это живот, так как он туго перевязан, и это самое «больное место». Ей все запретили, да еще и плакать нельзя, т.е. наложили запрет на чувства. Ребенку это труднее всего перенести. Каждый имеет право на то, что он чувствует).
Затем я развязываю по очереди то, о чем просит девочка.
Спрашиваю:
- Что чувствовала на протяжении всего действия?
- О чем думала?
- Каково было, когда все вокруг начали приказывать тебе?
- Что являлось поддерживающим моментом в сценке, что помогало вынести несправедливые слова матери?
Спрашиваю у поддерживающего, что он чувствовал и думал на протяжении всего действия.
Предлагаю поблагодарить дочь поддерживающего. «Поддержка» садится.
Очень часто в жизни это бывает посторонний человек. И хорошо, что он оказывается рядом в нужный момент. А каково ребенку, у которого даже такой поддержки нет?
Вот в такое состояние мы вгоняем своего родного мальчика или девочку и при этом преследуем благородные цели воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от родных мамы и папы, но ведь бывает и так, что такие слова он слышит и не от родных, а от чужих людей: от прохожих, от друзей, от учителей. Что тогда делать? Как вести себя? Что предпринять?
Упражнение. «Кувшин чувств»
Давайте представим, что наши чувства и эмоции — это некий сосуд. На дне сосуда находится самое главное его содержимое, и когда нам хорошо, то сосуд невозможно выплеснуть. Когда же нам плохо, то из него льется, как говорится, через край.
Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать, — это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку. Когда ему будет достаточно, он сам отойдет.
При этом вы ни в коем случае не похлопывайте его по спине и не поглаживайте, будто бы «все это такие мелочи, что до свадьбы заживет». Вы просто его обнимайте.
Ребенок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним ни случилось.
Ребенку подобные знаки безусловного приятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.
Упражнение. «Чего хотят дети?»
Для упражнения понадобится рисунок сердца, разрезанный на части. Каждая часть нумеруется – чтобы в дальнейшем было удобнее и легче собрать мозаику.
Педагог-психолог: «Представьте мысленно, что вы вернулись в детство. Вам 5-6 лет. Вспомните, чего больше всего хотелось? Запишите одной фразой». (Участники записывают свои ответы на розданных им частях сердцах, после чего зачитывают и анализируют написанное). Затем педагог-психолог предлагает из полученных частей собрать мозаику и делает вывод: «Чего на самом деле хотят дети – это много любви, тепла и ласки».
Упражнение. «Цветок»
Педагог-психолог: Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?
Помочь найти положительные качества своего ребенка Вам поможет игра «Цветок».
Инструкция: предлагаю сделать запись в лепестке. На нем вы пишите ласковое имя своего ребенка и его положительные качества.
Вывод: Посмотрите, какая у нас получилась ласковая и добрая ромашка! Может быть, некоторые качества у вас и совпали.
- Было трудно? - Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?
- Легко ли Вам было заполнять? Почему?
Упражнение «Эксперимент»
Педагог-психолог: Сейчас давайте поставим небольшой, простой эксперимент. Я вас всех попрошу, все поднимите вверх указательный палец. Быстро, все поднимите, выше поднимите, еще выше. Теперь посмотрите, что вы сделали. Посмотрите! Я же просила поднять указательный палец, а вы подняли большой палец. Вы взрослые люди. Ведь вы же сделали, не то что я вам сказала, а вы взяли и сделали то, что я сделала. Так вот, запомните! Дети наши тем более, делают не то, что мы им говорим, а дети делают, то, что мы с вами делаем! Дети нас не слышат, они на нас смотрят.
Упражнение. «Я - хороший родитель».
Каждому участнику предлагается в течение одной минуты рассказать o своих сильных «родительских» сторонах. После каждого выступления остальные участники невербально выражают свою поддержку рассказчику (это может быть рукопожатие, дружеское похлопывание по плечу, одобрительный кивок головой).
Заключительная часть
Ну, вот и подошел к концу наш тренинг. Хотелось бы, чтобы он помог вам в воспитании ваших детей. В заключении я предлагаю упражнение «Аплодисменты».
Давайте представим на одной ладошке улыбку, а на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить аплодисментами.
Наша встреча подошла к концу, и хотелось бы услышать ответы на следующие вопросы.
- С чем вы уходите с этой встречи (настроение, переживания, мысли)?
- Что вы пожелаете себе и своим близким?
Ответы родителей.
Уважаемые родители! Надеюсь, сегодняшняя встреча показала вам, какая великая миссия быть родителем. Как не просто быть родителем и какое это счастье!
На этом наше занятие закончено.
Удачи вам и душевного благополучия! Всем спасибо! И еще раз с праздником вас, со Всемирным днем родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Академия успешных родителей"
Памятка для родителей...
Собрание-тренинг "Успешный родитель"
Данный материал нацелен на повышение педагогической культуры родителей, разнообразие форм работы с родительским составом....
Тренинг для родителей «Я - успешный родитель»
Тренинг позволяет родителям лучше понять себя и мотивы своего поведения, потренироваться в применении техник эффективного взаимодействия с ребенком, увидеть новые пути разрешения проблемных ситуаций....
Тренинг для родителей «Я-успешный родитель»
Тренинг для родителей «Я-успешный родитель»...
Тренинг "Школа успешного Родителя"
Тренинг «Школа успешного родителя»Цель: повысить компетенции родителей в опросах воспитания детей и детской психологии....
Консультация для родителей "Стили семейного воспитания" Тренинг для родителей "Я - успешный родитель"
Чтобы приблизиться к идеальному родителю необходимо соблюдать правила трёх «П»: принятие, признание, понимание....
Консультация "Успешный ребенок, успешный родитель"
Консультация "Успешный ребенок, успешный родитель"...