Воспитание нравственно – волевых качеств и самостоятельности будущих первоклассников (в вопросах и ответах).
консультация (подготовительная группа)

Елена Федоровна Орбитан

Переход из детского сада в школу – важный этап в жизни детей. Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками, основная деятельность которых – учение, а не игровая деятельность, как в детском саду. Хорошо, если родители объясняют дошкольникам, что учёба в школе – серьёзный труд, занимаясь которым они будут каждый день узнавать что - то новое, нужное и интересное, но нельзя запугивать их предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя: «Вот пойдёшь в школу, там за тебя возьмутся» и т.д. и т.п.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание нравственно – волевых  качеств и самостоятельности будущих первоклассников

(в вопросах и ответах).

Переход из детского сада в школу – важный этап в жизни детей. Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками, основная деятельность которых – учение, а не игровая деятельность, как в детском саду. Хорошо, если родители объясняют дошкольникам, что учёба в школе – серьёзный         труд, занимаясь которым они будут каждый день узнавать что - то новое, нужное и интересное, но нельзя запугивать их предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя: «Вот пойдёшь в школу, там за тебя возьмутся» и т.д. и т.п.

Вопрос: Какой должна быть позиция родителей в данном случае?

 Мотивировать  учение ребёнка можно так, говорить ему, что дома его понимают, верят в его силы. Можно говорить ребёнку, что у тебя появится новая интересная работа, такая как у папы и у мамы.

 Вопрос: Чем же характеризуется самостоятельный ребёнок?

Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его стремлении действовать без помощи взрослого, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Самостоятельный ребёнок, прежде всего ребёнок, который в результате  опыта успешной деятельности, подкреплённой одобрением окружающих, чувствует себя уверенно.

Вся ситуация школьного обучения – это новые требования к поведению и деятельности ученика, новые права, обязанности, отношения, основываются на том, что за годы дошкольного детства у ребёнка сформировались основы самостоятельности, элементы саморегуляции, организованности. Умение относительно самостоятельно  решать доступные задачи – всё это и составляет предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе.

Опыт показывает, что первоклассник, у которого не развито это качество, испытывает серьёзные нервно-психические перегрузки. Новая обстановка, новые требования вызывают у ребёнка чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеки взрослого, исполнительная модель поведения, сложившаяся у такого ребёнка в дошкольном детстве мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении заданий.

Непродуманная тактика воспитания, стремление взрослого, даже из самых лучших побуждений, постоянно опекать и помогать ребёнку в элементарных делах, заранее создают серьёзные трудности для его обучения.

Поэтому цель подготовки к школе – формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности. Задача дошкольного учреждения и родителей – это помочь ребёнку. Дети, которые не привыкли стараться, не научились внимательно слушать указания взрослых и следовать им  всё это является причиной отсутствия у них привычки к волевому усилию. Поэтому так важно своевременно позаботиться о нравственно волевой подготовке  ребёнка к обучению в школе. Ребёнок должен обладать такими качествами, как самостоятельность, организованность, дисциплинированность,  настойчивость.  Нравственно – волевая подготовка должна начинаться с раннего возраста, но особое внимание следует ей в старшем дошкольном возрасте.

Вопрос: «Как формировать у ребёнка нравственно – волевые качества?»

Для успешного обучения в школе важно, чтобы дети имели доступные их возрасту трудовые обязанности. Несли ответственность за их выполнение. Родители не должны сами делать то, что дети забыли или не захотели выполнить.

Вопрос: «Как убедить ребёнка выполнять поручения?

Как правило, дети с удовольствием выполняют просьбу взрослого. Если нет, это можно объяснить тем, что у ребёнка отсутствует интерес к предложенному виду деятельности.

Конечно, взрослому легче самому выполнить какую – то часть работы, но в этом случае допускается серьёзная ошибка. С одной стороны подаётся пример безответственного отношения к порученному делу, а с другой – укрепляется неуверенность в себе. Кроме того, дети привыкают, что родители делают трудную работу за них. Не следует забывать, что преодоление трудностей приносит чувство удовлетворения, радости, вместе с которым приходит любовь к учёбе.

Воспитание нравственно-волевых качеств и самостоятельности как предпосылки успешному обучению  в школе, как важные школьно – значимые познавательные функции, которые помогут ребёнку заниматься учебной деятельностью сосредоточенно и целенаправленно работать под руководством учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей будущих первоклассников в вопросах и ответах.

В настоящее время проблема готовности ребенка к школе является наиболее актуальной. Это связанно с тем, что в школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы...

Ваш ребенок - будущий первоклассник. Воспитание самостоятельности.

Как научить ребенка самостоятельно делать уроки....

Ответы на часто задаваемые вопросы родителей будущих первоклассников

ответОтветы на  часто задаваемые вопросы родителей будущих первоклассников: как распределяют детей по школам?  во сколько лет ребенок должен идти в школу? каким должен б...

Нравственно-волевые качества необходимые будущему первокласснику.

Учеба в школе нелегкий труд, к которому ребенок  должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением, подчинять его нормам и правилам ......

ответы на вопросы родителей "Что должен знать будущий первоклассник к школе?"

Консультация для родителей "Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в 1-й класс". Предлагаются вопросы, на которые ребенок должен знать ответы, по "Общему кругозору", &quo...

Методические рекомендации для родителей будущих первоклассников. Вопросы и ответы.

Материал содержит ответы на более часто задаваемые вопросы родителей при поступлении в школу детей, касающиеся определения готовности к школе, что проверяется на первичном собеседовании с ребенком, ка...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...