Проект "Мир фоновой музыки"
проект
Проблема координации деятельности всех участников образовательного процесса и поиск путей ее решения не теряют актуальности. Что может стать важнейшим фактором наиболее эффективной организации жизнедеятельности детей? Уверены, музыка!
Почему именно фоновая музыка? Фоновая музыка – это музыка, звучащая «вторым планом», без установки на осознанное восприятие, на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение жизни ребенка музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия происходит благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 28.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проект «Мир фоновой музыки»
К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.
Обоснование значимости проекта «Мир фоновой музыки»
Проблема координации деятельности всех участников образовательного процесса и поиск путей ее решения не теряют актуальности. Что может стать важнейшим фактором наиболее эффективной организации жизнедеятельности детей? Уверены, музыка!
Почему именно фоновая музыка? Фоновая музыка – это музыка, звучащая «вторым планом», без установки на осознанное восприятие, на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение жизни ребенка музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия происходит благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений.
В результате наблюдений я отметила, что на практике педагоги нашего дошкольного учреждения редко используют музыку для повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Для осуществления данной идеи использован метод проекта, т. к. он предполагает объединение усилий всего педагогического коллектива и направлен на достижение реального результата.
Основные ориентиры проекта
Срок реализации проекта: 1 год (сентябрь 2021 г. – май 2022 г.).
Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители.
Предмет исследования: воспитательно-образовательное пространство детского сада и семьи.
Социальная значимость проекта: направлен на создание благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта и на сохранение здоровья воспитанников.
Гипотеза: включение фоновой музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Открытость проекта: предполагает социальные контакты.
Особенности проекта: музыка является системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей.
Цель проекта: гармоничное воздействие на личность ребенка через непроизвольное накопление им музыкальных впечатлений, при координации деятельности всех участников образовательного процесса.
Задачи проекта:
- способствовать созданию благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта и сохранению здоровья детей;
- развивать воображение, познавательную активность детей в процессе их творческой деятельности;
- повысить качество усвоения знаний через активизацию мыслительной деятельности;
создать новые условия образовательной среды, позволяющие использовать фоновую музыку в течение всего дня;
- пополнить базу дошкольного учреждения новыми методическими пособиями.
Предполагаемые результаты
Для педагогов:
- повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;
-изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
- творческое использование фоновой музыки в разных видах детской деятельности.
Для воспитанников:
- повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности;
- появление интереса к музыкальной культуре;
- активизация эмоциональной отзывчивости в самостоятельной деятельности;
- проявление творческого самовыражения.
Для родителей:
- повышение музыкальной культуры;
- мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания;
- повышение статуса семейного воспитания.
Конечные результаты реализации проекта
- создание комплексной системы использования фоновой музыки как важнейшего компонента музыкального воспитания в детском саду;
- обобщение и распространение опыта на тему: «Фоновая музыка как важнейший компонент системы музыкального воспитания в детском саду»;
- повышение компетентности и профессионализма педагогов в музыкальной культуре;
- качественное изменение условий для художественно-эстетического воспитания через оснащение методической базы по данному направлению;
- совершенствование системы работы по музыкальному воспитанию у всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Реализация проекта
Разработаны 3 этапа реализации проекта:
1-й этап: подготовительный.
2-й этап: практический (реализация намеченных планов).
3-й этап: заключительный (подведение итогов).
Подготовительный этап.
Срок реализации: сентябрь 2021 – ноябрь 2021 г.
Задачи:
- исследовать условия для реализации проекта:
- оценить степень активности восприятия музыки детьми в образовательной деятельности;
проанализировать состояние условий для использования фоновой музыки в режимных моментах детского сада;
- изучить культурологическую компетентность родителей;
- исследовать профессиональные возможности педагогов и подготовить их к использованию новых форм музыкального сопровождения детской деятельности в течение дня.
Содержание работы | ||
с педагогами | с детьми | с родителями |
1. Составление оптимального репертуара для музыкального фона, соответствующего физиологическим особенностям детей. 3. Изучение теоретической, методической литературы по данному направлению. 4. Создание развивающей среды, позволяющей использовать фоновую музыку в течение всего дня. 5. Составление перспективного плана мероприятий. 6. Диагностирование | 1. Разработка перспективного планирования по оптимальному использованию фоновой музыки в воспитательно-образовательном процессе (по всем возрастным группам). 2. Диагностирование (определение степени активности восприятия музыки | 1. Анкетирование, беседы, наблюдения, интервьюирование. 2. Изучение литературы, культурологической компетентности родителей. 3. Выявление семейного опыта по использованию фоновой музыки. 4. Изучение степени потребности и желания сотрудничать по данному направлению |
Ожидаемый результат | ||
1. Пакет диагностических материалов по использованию фоновой музыки. 2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через использование инновационных форм работы. 3. Планирование системы работы по данной теме | Определение уровня музыкальных способностей воспитанников
| 1. Информационное просвещение родителей. 2. Мотивация родителей на активное сотрудничество. 3. Банк данных «Запросы родителей» |
Практический этап
Деятельность на втором – практическом – этапе и ожидаемые результаты
Срок реализации: декабрь 2021 г. – апрель 2022 г.
Задача: обеспечить применение практических методов использования фоновой музыки в повседневной жизни дошкольника.
Содержание работы | ||
с педагогами | с детьми | с родителями |
1. Консультации: 2. Семинар-практикум «Музыкотерапия». 3. Тренинг «Влияние музыки на умственное и психическое развитие ребенка». 5. Проведение тематических бесед по включению фоновой музыки в образовательный процесс. 6. Подбор фонотеки для каждой возрастной группы. 7. Проведение «Недели музыки». | 1. Включение фоновой музыки 2. КВН «Угадай мелодию» 3. Рисунки детей «Как я вижу музыку» 4. Рассматривание иллюстраций, плакатов, книг, наглядных пособий по музыкальной тематике. 5. Просмотр видеороликов «Мир животных», «Вальс цветов», «Времена года». 6. Совместные с родителями мероприятия с включением фоновой музыки в жизнь дошкольника. 7. Проведение «Недели музыки» 9. Диагностика и оценка промежуточных результатов проекта | 1. Совместные с родителями мероприятия с включением фоновой музыки 2. Семинар «Музыка в жизни ребенка». 3. Индивидуальные консультации «Психолого-педагогическое воздействие на ребенка посредством музыки», «Что такое фоновая музыка?». 5. Выставка семейных рисунков «Слушаем музыку». 7. Оформление информационных стендов в каждой группе. 8. Памятки для родителей: «Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендованных для слушания дома»; «Лечебная сила музыки»; «Музыка способна разбудить интеллект». 10. Подбор семейной фонотеки с учетом музыкальных вкусов родителей |
Ожидаемый результат | ||
1. Повышение уровня компетентности педагогов в музыкальной деятельности. 2. Улучшение качества проведения воспитательно-образовательного процесса. 3. Обобщение, распространение и презентация опыта работы по данной теме. | 1. Появление интереса у детей 2. Систематизация работы по данной теме. 3. Повышение уровня знаний и умений детей на основе использования фоновой музыки в жизнедеятельности воспитанников | 1. Повышение музыкальной культуры родителей. 2. Желание родителей участвовать в совместных мероприятиях в ДОУ. 3. Повышение статуса семейного воспитания через творческое сотрудничество |
4. Создание комплексной системы работы по данному направлению |
|
|
Заключительный этап.
Деятельность на третьем – заключительном – этапе и ожидаемые результаты
Срок реализации: апрель 2022 – май 2022 гг.
Задача: проанализировать эффективность реализации проекта «Мир фоновой музыки».
Содержание работы | ||
с педагогами | с детьми | с родителями |
1. Анализ уровня профессиональной компетентности в музыкальной деятельности. 2. Обмен опытом участников проекта. 3. Обобщение опыта работы по реализации проекта на уровне города, области | 1. Сравнительная диагностика умений воспитанников и усвоения ими знаний. 2. Анализ полученных результатов | 1. Анкетирование родителей. 2. Награждение грамотами самых активных родителей – участников проекта |
Ожидаемый результат | ||
1. Анализ результатов проектной деятельности. 2. Определение проблем и перспектив. 3. Творческое использование фоновой музыки в разных видах деятельности | 1. Повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности. 2. Появление интереса к музыкальной культуре. 3. Проявление творческого самовыражения | 1. Повышение статуса семейного воспитания. 2. Готовность родителей |
Расписание звучания фоновой музыки в режимных моментах.
Время звучания | Режимные моменты | Преобладающий |
7:00–8:00 | Утренний прием | Радостно-спокойный |
8:40–9:00 | Настрой на занятия | Уверенный, активный |
12:20–12:40 | Подготовка ко сну | Умиротворенный, нежный |
15:00–15:15 | Подъем | Спокойный, оптимистично-просветленный |
Включение музыки в образовательную деятельность.
Форма восприятия музыки | Непосредственно образовательная | Содержание деятельности |
Активная | Познавательно-исследовательская; игровая; музыкальная; двигательная; коммуникативная | Педагог намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.) |
Пассивная | Самообслуживание и элементарная трудовая; изобразительная; конструирование, ручной труд; восприятие художественной литературы; коммуникативная | Педагог использует музыку как фон музыка звучит негромко, как бы |
Примерный репертуар фоновой музыки
Функция фоновой музыки | Примерный репертуар |
Релаксирующая (расслабляющая) | К. Дебюсси. "Облака". А.П. Бородин. "Ноктюрн" из струнного квартета. К.-В. Глюк. "Мелодия". В.-А. Моцарт. "Реквием". К. Сен-Санс. "Карнавал животных". Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада". И. Брамс. "Вальс № 3". Р. Шуман. "Детские сцены", "Грезы". Г.-Ф. Гендель. "Музыка на воде". К.-В. Глюк. Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика" |
Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение) | Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонт". И. Брамс. "Венгерский танец № 7". А. Дворжак. "Славянский танец № 2". Ф. Лист. "Венгерские рапсодии". В. Моцарт. "Маленькая ночная серенада". Э. Григ. "Утро". И.-С. Бах. "Шутка". И. Штраус. "Весенние голоса". Ф. Шопен. "Прелюдии". Б. Монти. "Чардаш" |
Активизирующая (возбуждающая) | П.И. Чайковский. "Шестая симфония", 3-я часть. Л. Бетховен. "Увертюра Эдмонд". В.-А. Моцарт. "Турецкий марш". Ф. Шопен. "Прелюдия 1, опус 28". М.И. Глинка. "Камаринская". В.-А. Моцарт. "Турецкое рондо" |
Успокаивающая (умиротворяющая) | Ф. Шопен. Прелюдия ми минор. Т. Альбинони. Адажио для органа и струнных. М. Глинка. "Жаворонок". А. Лядов. "Музыкальная табакерка". К. Сен-Санс. "Лебедь". Ф. Шуберт. "Серенада". П.И. Чайковский. "Вальс цветов" |
Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности) | И.-С. Бах. "Ария". А. Вивальди. "Времена года". С. Прокофьев. "Марш". Ф. Шуберт. "Музыкальный момент". В.-А. Моцарт. "Гроза". В.-А. Моцарт. Симфония № 40. Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор. П.И. Чайковский. "Времена года" |
Примерный перечень музыкальных произведений для слушания дома
Музыка для утреннего подъема | Музыка, настраивающая на занятия | Музыка перед сном | Просыпательная музыка |
А. Дворжак. "Славянский танец № 2". Ф. Лист. "Венгерские рапсодии". В.-А. Моцарт. "Маленькая ночная серенада". Л. Бетховен. Увертюра Б. Монти. "Чардаш". Э. Григ. "Утро". И.-С. Бах. "Шутка". И. Брамс. "Венгерский танец № 7". И. Штраус. "Весенние голоса". Ф. Шопен. "Прелюдии" | А. Вивальди. "Времена года". С. Прокофьев. "Марш". И.-С. Бах. «Ария». П.И. Чайковский. "Времена года". Ф. Шуберт. "Музыкальный момент". В.-А. Моцарт. "Гроза". В.-А. Моцарт. Симфония № 40. Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор | Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада". И. Брамс. "Вальс № 3". К. Дебюсси. "Облака". А.П. Бородин. "Ноктюрн" из струнного квартета. К.-В. Глюк. "Мелодия". К.-В. Глюк. Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика". В.-А. Моцарт. "Реквием". Ш.-К. Сен-Санс. "Карнавал животных". Р. Шуман. "Детские сцены", "Грезы". Г.-Ф. Гендель. "Музыка на воде" | П.И. Чайковский. "Вальс цветов". Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонд". Ф. Шопен. "Прелюдия 1, опус 28". П.И. Чайковский. "Шестая симфония", 3-я часть. М.И. Глинка. "Камаринская". В.-А. Моцарт. "Турецкое рондо" |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Мир фоновой музыки"
Как влияет музыка второго плана на ребенка, его умственную активность?...
Фоновая музыка в жизни детского сада.
Фоновая музыка в жизни Детского сада!Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности. Реал...
Фоновая музыка в жизни детского сада
консультация для воспитателей и родителей...
Фоновая музыка в детском саду
Консультация для педагогов...
Консультация для воспитателей "Фоновая музыка в жизни детского сада"
В жизни человека всегда происходит чередование будней и праздников. Праздник в дет.саду - это день, наполненный радостью, весельем, музыкой.Но музыка способна украсить повседневную жизнь детского сада...
Межгрупповой долгосрочный проект «Фоновая музыка как важнейший компонент системы музыкального воспитания в детском саду».
Проблема координации деятельности всех участников образовательного процесса и поиск путей ее решения не теряют актуальности и по сей день. Что может стать фактором наиболее эффективной организац...
Реализация проекта классическая музыка в детском саду "Мир фоновой музыки"
Проблема координации всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряет своей актуальности. Что может стать фактором наиболее эффективной организа...