Консультация для педагогов ДОУ "Учимся слушать музыку"
консультация

Шайхеева Татьяна Викторовна

Материал рекомендован музыкальным руководителям, воспитателям детского сада, а также родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_slushat_muzyku.docx26.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Учимся слушать классическую музыку»

Дата проведения: 23.03.23 г.

Развитие эмоциональной сферы в свою очередь

стимулирует работу мозга. И.И. Павлов писал, что «…главный импульс для деятельности коры полушарий головного мозга идёт от подкорки. Если исключить … эмоции, то кора лишается главного источники силы».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155. внес определенные изменения в образовательное содержание программы в художественно – эстетическом развитии.

Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму.

Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» предполагает:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства {словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру:
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.).

  

Сегодня мы с уверенностью говорим, что каждый ребёнок рождается с врождёнными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности вовремя.

Дошкольное детство - период, наиболее благоприятен в отношении становления музыкальности. Музыка окружает нас с самого рождения. Малыш еще не знает язык, не понимает слов, но, слушает и понимает ее.

На музыкальных занятиях дети слушают классическую музыку с 1 младшей группы. Дети раннего возраста учатся различать веселую и грустную музыку в музыкально-ритмических движениях «Гуляем и пляшем», играют с колокольчиками под музыку В.А.Моцарта «Колокольчики». Ребятам понятен и очень нравится «Детский альбом» П. И. Чайковского. Такие пьесы, как «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Марш деревянных  солдатиков» сразу находит отклик в душе ребенка (вызывают чувства сопереживания, радости). Для усвоения эмоций играем с детьми в игру «Весело-грустно», где дети показывают изображения смайликами или солнышком и тучкой.

 В образовательной деятельности используется парциальная программа О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры». Дети слушают музыку по разным темам:

  1. «Настроение, чувства в музыке»
  2. «Песня, танец, марш»
  3. «Природа и музыка»
  4. «Музыка о животных и птицах»
  5. «Сказка в музыке»

Дошкольники знакомятся с композиторами, учатся слушать музыкальные произведения, высказываться о прослушанной музыке, фантазировать, размышлять и развивать эмоционально-образное мышление, а также танцевать, импровизировать и музицировать.

Изучение или просто регулярное прослушивание классической музыки: - позволяет расширить познания в музыке,  способствует поддержанию интереса к музыке, побуждает детей проявлять свои эмоции в творческой деятельности. Без сомнения, для детей полезно слушать классику, ведь им хочется потом выражать свои впечатления в рисунке, образном слове, различных инсценировках. И не важно, будет это музыка Моцарта для детей, Чайковского или Глинки. Дети становятся более эмоционально отзывчивыми, учатся сопереживать музыке, а значит, и всему окружающему.

Поэтому основная моя задача как музыкального руководителя в детском саду – формировать музыкальный вкус у детей, умение знать и любить шедевры мировой классической музыки, уметь использовать эти знания в разнообразных видах деятельности.

Цель нашего семинара – раскрыть основные методы формирования музыкальной культуры дошкольников на основе восприятия шедевров классической музыки.

Приведу примеры по слушанию классической музыки.

10 способов активного слушания музыки

Способ № 1. Отгадываем

Перед тем, как слушать классическую музыку с ребенком, задается вопрос, ответ на который можно найти, внимательно слушая произведение. Вопросы могут быть самые разные: «продвинутые» вопросы о средствах музыкальной выразительности, особенностях мелодии, ритма или музыкальной формы, или очень простые — сколько раз прозвучали тарелки, когда музыка носила веселый или грустный характер. Вопросы определяются уровнем музыкальной подготовки взрослого или ребёнка, но принцип одинаковый: интересный вопрос и ответ, который можно найти при прослушивании музыкального отрывка.

Способ № 2. Сравниваем

Заключается он в следующем: я пою или играю на фортепиано знакомую ему мелодию и в какой-то момент ее чуть-чуть меняю. Задача ребенка ― услышать это изменение. Можно сравнивать самые разные характеристики: громкость, высоту звука, исполнение разными инструментами и так далее.

Способ № 3. Сюжеты и образы

Основа этого способа в том, что музыкальное произведение — это не просто красивое сочетание звуков. Каждый композитор закладывает в свое творение какую-то историю, эмоции и образы. С малышами лучше брать контрастные образы и придумывать интересный сюжет в соответствии с возрастом ребенка, а для взрослых образы могут лишь немного отличаться оттенками.

Способ № 4. Фантазируем

Этот способ очень интересный: активно развивает воображение, фантазию и правое полушарие мозга. Для него нужна тишина и несколько минут времени, когда вас никто не отвлекает. Закройте глаза и попробуйте представить себе картинку, которую навевает музыка. Малыши как раз очень легко включаются в такую игру.

Способ № 5. Визуальная картинка

Один из самых активных каналов восприятия информации у многих людей — это зрение. Поэтому использование визуальной картинки — ещё один способ слушать музыку, чтобы было интересно и ребенку, и взрослому. В этой роли могут выступать и фильмы, и спектакли, и музыкальные истории, а также мультфильмы. Здесь мы уже не фантазируем, а просто наблюдаем.

Способ № 6. Нарисуем музыку

Этот способ будет связан с фантазией и визуальной картинкой, но в нем мы выступаем не наблюдателями, а творцами. Включаем музыку и рисуем!

Способ № 7. Увлекательная история

Расскажи не только о музыкальном произведении, но и о том, что происходило в жизни композитора в то время, когда он писал свое творение. Это могут быть какие-то интересные малоизвестные факты, которые помогают посмотреть на произведение под другим углом зрения и достичь нужного результата — концентрации внимания.

Способ № 8. Эмоции и музыка

Как научиться слушать музыку, пропуская ее через сердце? Возьмите лист бумаги, включите музыку и запишите свои эмоции: восторг, порыв, напряжение или тревога, сарказм? Понаблюдайте за своими чувствами как бы со стороны и

зафиксируйте их в словах. 

Способ № 9. Движемся и чувствуем музыку телом

Это один из самых лучших способов активного слушания с малышами — движение! Мы подключаем наше тело, танец и через него соединяемся с музыкой.

Совместные танцевальные импровизации облегчают восприятие музыки детьми. Такие упражнения для развития музыкального слуха у детей можно использовать снова и снова, подбирая разные мелодии на вкус вашего малыша. 

Способ № 10. Исполнение

Слушать музыку для детей и взрослых — это замечательное занятие. Но еще лучше попробовать ее исполнить! Это самый эффективный из методов активного слушания. Если вы когда-либо пели какую-то песню или играли на музыкальном инструменте, учили наизусть, разбирали каждую фразу, то вы были не просто слушателем, а исполнителем. После того как вы решите перейти снова от роли исполнителя к слушателю, степень погружения в музыку будет максимальной. Вы словно придете в гости к близкому другу.

Восприятие музыки детьми, конечно, зависит от возраста, образы должны быть простыми и понятными для ребенка, музыкальные отрывки должны быть короткими, предварительно нужно подробно объяснить и показать, что нужно делать.

В средней группе, слушая музыкальное произведение Д.Б.Кабалевского «Три подружки» (тема «Настроение, чувства в музыке»), дети знакомятся с композитором, смотрят иллюстрации к данному музыкальному произведению. После прослушивания дети угадывают, кто из девочек плакса, резвушка или злюка. Здесь выполняются задачи по развитию тембрового и динамического слуха, эмоционально-образного мышления, кроме этого дошкольники определяют музыкальный инструмент, который озвучивает музыку (скрипка – плакса, флейта – резвушка, труба – злюка). Развивается словарный запас: мелодия плаксы звучит тихо, жалобно, печально, медленно, передает всхлипывания. «Злюка» звучит громче, быстрее, в сопровождении аккордов жестких сердитых, колючих. У Резвушки совсем другой характер, музыка легкая, полетная, шаловливая, озорная. Дети с удовольствием изображают мимикой характер музыки.

Слушая музыку «Танец воробьев», дети импровизируют танцевальные движения и озвучивают эту музыку музыкальными инструментами.

Так как именно этот возраст является самым подходящим для восприятия всего прекрасного, важно учитывать, чтобы классическая музыка для детей была разнообразна.

Малыши хорошо понимают термин «музыка умеет рассказывать» и никогда не боятся этих образов. Они часто просят послушать еще и еще эти пьесы. Пьесы «Аквариум», «Слон», «Длинноухие» К. Сен-Санса, «Балет невылупившихся птенцов» М. П. Мусоргского, «Бабочка» Куперена   вызывают просто восторг у малышей и желание подражать данным персонажам.

Для детей подготовительных групп проведена беседа – концерт «Король музыки – вальс» с презентацией. Дети познакомились с историей вальса, его видами и композиторами, которые писали музыку вальса, импровизировали под музыку вальса в паре, играли в игру «Принц и принцесса».

Яркие впечатления получают дети старшего дошкольного возраста  слушая музыкальное произведение «Клоуны» Д.Б.Кабалевского. Они с удовольствием, очень активно  рассказывают о музыке и изображают клоуна в движении, а потом исполняют в оркестре это музыкальное произведение.

Умение детей   старшего дошкольного возраста услышать смену частей музыки в музыкальном произведении развивается в игре «Прохлопай смену части музыки». «Смелый наездник» Р.Шумана дает детям возможность выполнить это задание.

Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.

Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. В других семьях слушают современную музыку, которая заглушает процесс развития музыкальной культуры ребенка.

Слушание музыки как процесс развития музыкального слуха у детей несет огромный положительный эмоциональный заряд, он позволяет ребенку проживать собственные эмоциональные переживания, ведь музыка является основой личностного становления ребенка!

Литература:

  1. О.П. Радынова, «Музыкальные шедевры» -  М.: Гном и Д, 2000.

  1. М.А.Михайлова. «Развитие музыкальных способностей детей». Ярославль, 1997 г.

  1.  Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 2008.

  1. Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова, С.Ю. Мещерякова. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги», Москва «Русское слово».

  1. М.Б.Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду». Москва, 2005 г.

  1. Э.Костина. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. Москва, 2008 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Малыши слушают музыку"

Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции. А положительные эмоции - это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье....

Консультация для родителей "Учимся слушать музыку"

Прежде всего помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень постараться внимательно следить за тем,...

Консультация для воспитателей "Учитесь слушать музыку"

Консультация предназначена помочь воспитателям интересно и творчески разнообразить свою работу. ...

Консультация для родителей "Как слушать музыку"

Как слушать музыку?Непременное условие - тишина в комнате. Ничто не должно отвлекать малыша. Мама сидит рядом с ребенком, или малыш находится на ее руках, или оба сидят на диванчике. Мама тоже слушает...

Консультация для родителей "Как слушать музыку"

Советы как правильно слушать музыку в дома...

Консультация для родителей. Учимся слушать музыку.

Памятка родителям, которые хотят научить детей слушать музыку....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК СЛУШАТЬ МУЗЫКУ С РЕБЁНКОМ»

Есть такое человеческое качество-тонкость, эмоциональность души. Если Вы хотите, чтобы сердце Вашего ребёнка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте научить его любить и понимать музыку!...