Образовательная программа «Путешественники»
рабочая программа
Программа реализуемая в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 21 «Золотой ключик» города Канска, разработана на основе примерных (типовых) программ для системы дополнительного образования детей «Юные туристы», «Юные туристы-спасатели», одобренной и утвержденной Министерством образования РФ и Министерством по чрезвычайным ситуациям РФ, в соответствии с законом «Об образовании» и Федеральным законом «Об основах туристической деятельности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_puteshestvenniki.docx | 66.97 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка программы.
Образовательная программа «Путешественники», реализуемая в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 21 «Золотой ключик» города Канска, разработана на основе примерных (типовых) программ для системы дополнительного образования детей «Юные туристы», «Юные туристы-спасатели», одобренной и утвержденной Министерством образования РФ и Министерством по чрезвычайным ситуациям РФ, в соответствии с законом «Об образовании» и Федеральным законом «Об основах туристической деятельности».
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям.
Очень важно, чтобы ребёнок уже в дошкольном детстве почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Любовь и бережное отношение к своей малой Родине, понимание значимости всего, что происходит на земле, которой ты живёшь - это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Формирование привязанности к родной земле зависит от воспитания подрастающего поколения. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой Родины, потом – гражданином России, и только потом жителем планеты Земля.
Новизна и теоретическая значимость образовательной программы «Путешественники» заключается:
• в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к дошкольному возрасту;
• в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры дошкольника;
• в создании системы формирования краеведческой культуры у дошкольников
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости: вовлечение детей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников и культуры юного туриста.
Направленность Программы: туристско-краеведческая предусматривает повышение уровня краеведческих знаний среди учащихся, формирование и развитие личностных гуманистических качеств ребенка, воспитание гражданственности и патриотизма.
Программа «Путешественники» рассчитана на детей подготовительного дошкольного возраста (6-7 лет).
В группах предшкольной подготовки занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия 25–30 минут.
Программа педагогически целесообразна, так как решается не только образовательная задача - усвоение ребенком суммы сведений, краеведческих знаний, идет процесс воспитания, формирование просвещенной личности, таких нравственных качеств, как патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу города, воспитание общей культуры, в том числе туристической. Реальная гуманизация воспитания сегодня возможна, прежде всего, на национальном, региональном материале – конкретной семьи, малой родины. Изучив историю города, края, получив о них дополнительные сведения, ребенок познает и общечеловеческие ценности. Актуальность охраны окружающей среды не подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования.
Объединение туризма и краеведения явилось одним из приоритетных направлений работы детского сада - это формирование у детей туристско-краеведческого миропонимания.
Туристско – краеведческая деятельность – самая массовая форма активного отдыха и оздоровления детей, одно из важных средств воспитания подрастающего поколения. Во время путешествий туристы знакомятся с прошлым настоящим нашей Родины, ее естественными богатствами, памятниками культуры, проводят наблюдения над природой, охраняют ее. Вместе с тем это и мощное средство воспитания, так как предполагает общность интересов, чувство локтя, взаимовыручку, физическую закалку. В путешествиях можно познать свой край, получить первые навыки походной жизни. Туристско-краеведческая деятельность решает вопросы воспитания социальной активности детей, воплощающейся в успешном овладении знаниями законов общественного развития, в осознании смысла труда и взгляда на него как на жизненную позицию, потребность в овладении ребенком множества социальных ролей. Туризм успешно решает воспитательные, оздоровительные и познавательные задачи.
Цели программы:
- дать детям понятие о туризме и элементах ориентирования.
- содействовать физическому, интеллектуальному, нравственному, патриотическому воспитанию и развитию ребенка.
Задачи программы:
- совершенствовать естественные виды движения и обогащать двигательный опыт;
- способствовать развитию психических процессов и расширять объем знаний в области физической культуры и туризма, краеведения;
- формировать межличностные, в частности, дружеские отношения дошкольников в процессе игровой туристской деятельности, адаптированной к их возможностям;
- воспитывать у дошкольников бережное отношение к культурному наследию родного края и желание сохранить историческую память;
- приобщить воспитанников к краеведческой и поисково – исследовательской деятельности.
Психолого-педагогические особенности детей. 6-7 лет – старшего дошкольного возраста. В этом периоде в организме детей происходит физиологический сдвиг. Это приводит к повышению утомляемости, ранимости ребенка. Этот школьный возраст характеризует большую потребность в движении, игре, интерес ко всему новому, необычному. Во время занятий педагогу необходимо учитывать эти особенности школьного возраста и строить учебный материал, сочетая разнообразные формы и методы, позволяющие менять физическую нагрузку, вводить в обучение игровые элементы, менять место проведения занятий. Умственная работоспособность детей еще не устойчива, сопротивляемость утомлению еще низкая, поэтому на занятиях необходимо сочетать познавательный материал с физической нагрузкой, переключать детей с одного задания на другое, проводить физкультминутки и игры. Во время походов и экскурсий необходимо рассчитывать физическую нагрузку, правильно определять длительность походов, вес туристского снаряжения, физическую подготовку каждого ребенка. Дети активно овладевают навыками общения, происходит установление дружеских контактов, приобретение навыков взаимодействия со сверстниками.
Принципы построения программы
1. Принцип культуросообразности предусматривает становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании природных, историко-географических, этнических особенностей малой Родины, с учетом национальных ценностей и традиций.
2. Принцип развития понимается как появление у ребенка нового отношения к миру, себе и другим людям, новых способностей, интересов и побуждений к действию, освоение новых способов деятельности. Всѐ это находит свое отражение в детской инициативности, самостоятельности и творчестве.
3. Принцип самоценности дошкольного детства, его полноценное проживание предполагает, что каждый период детства рассматривается не как подготовка к будущей жизни, а как настоящая, самобытная, неповторимая жизнь.
4. Принцип деятельности предполагает, что решение образовательных задач в дошкольном возрасте должно опираться на характерные для каждого возрастного этапа виды детской деятельности и общения со взрослым. В соответствии с этим содержание программы построено на включении детей в самостоятельные и совместные со взрослым разнообразные виды деятельности.
5. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, который реализуется в личностно-ориентированном взаимодействии взрослых с детьми. Личностно-ориентированное взаимодействие предполагает создание условий для эмоционального благополучия каждого ребенка, уважение к его интересам и потребностям, предоставление права на реализацию своей индивидуальности. Личностно-ориентированное взаимодействие позволяет осуществлять индивидуальный подход в воспитании и обучении старших дошкольников.
6. Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности предусматривает предоставление каждому ребенку возможности выбора содержания своего образования, в результате чего ребенок становится субъектом образовательного процесса.
7. Принцип полноты содержания образования предполагает обеспечение условий для всестороннего развития ребенка. Содержание дошкольного образования включает следующие сферы развития ребенка: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие.
8. Принцип интеграции содержания образования предполагает гибкое планирование педагогического процесса, которое позволяет интегрировать содержание данной программы в ООП ДО, предоставляет возможность воспитателям и педагогам объединять предметно-практическую, игровую, познавательную, художественно-эстетическую и другие виды детской деятельности в разных сочетаниях.
9. Принцип сотрудничества с семьей и социальными партнерами реализуется в данной программе, как в организационном, так и в содержательном плане. Программа включает рекомендации по организации взаимодействия педагогов, родителей и социальных партнеров.
Программа предполагает интеграцию следующих видов деятельности: игровой, познавательной, физкультурно-оздоровительной и туристско-краеведческой. Программа тесно связана с содержанием следующих учебных направлений: «Познание окружающего мира», «Физическая культура», «Художественная литература», «Художественное творчество» и «Художественный труд».
Основные организационные формы:
• непосредственно-образовательная деятельность;
• в свободной деятельности;
• целевые прогулки по городу;
• экскурсии с различной тематикой о городе;
• праздники, развлечения;
• тематические выставки;
• работа в мини-музеи детского сада «Русская изба».
Методы и приемы:
• диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;
• игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
• проблемные ситуации;
• проектирование;
• конкурсы, викторины;
• экспериментирование;
• коллективно-творческие дела;
• наблюдения;
• целевые прогулки и экскурсии;
• рассматривание картин, иллюстраций.
Ожидаемые результаты усвоения программы:
Дошкольники будут знать:
• Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения.
• Наиболее важные исторические события истории родного города и края.
• Символику города и края.
• Писателей и поэтов города и края, их творчество.
• Национальный состав края, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества.
• Историю города, края.
• Топографические обозначения.
• Иметь понятие о туризме, его разновидностях.
• Элементарные правила поведения в природе, в походах, на дороге.
• Представление о туристском снаряжении.
• Способы оказания первой медицинской помощи.
Дошкольники будут уметь:
• Вести самостоятельные наблюдения в природе.
• Узнавать изученные растения и животных.
• Работать с элементами народного творчества.
• Применять игры разных народов края для организации собственного досуга.
• Применять полученных знаний о Канске в добрых делах и поступках на благо родного города.
• Творчески мыслить и рассуждать.
• Ориентироваться по плану в группе, по карте на участке д/с.
• Преодолевать различные туристические препятствия.
Механизм отслеживания результатов:
— анализ детской деятельности (рассказы о городе, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры)
— наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах)
— анкетирование родителей.
Уровни усвоения программы
Низкий
Объем представлений о растениях и животных Красноярского края незначителен. Ребенок знает некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения движения, отдельные части растений. Интерес к природе не постоянен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо развиты. Знает домашний адрес. Умеет ориентироваться в помещении детского сада и на территории детского сада.
Средний
Ребенок узнает и называет несколько растений, некоторых животных, опираясь на отдельные признаки. Интерес и желание ухаживать за растениями и животными не устойчивы. Имеет представление о природных богатствах недр Красноярского края. Знает, что такое Красная книга; какие растения и животные Красноярского края занесены в нее. Знает понятие «улица» «город», знает название прилегающих к детскому саду улиц. Знаком с достопримечательностями города Канска.
Высокий
Ребенок знает достаточно большое количество растений и животных Красноярского края, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие попавшим в беду. Знаком с проблемой загрязнения окружающей среды. Знает свой полный адрес, памятные места и историю города Канска. Знает о городах края, их достопримечательностях, символике. Знает обычаи, традиции русского народа, других народов Красноярского края.
«Путешественники»
№ | Количество часов | ||
п/п Наименование тем и разделов | всего | теория | Практ. |
I Введение | 3ч | 1ч | 2ч |
1.1. Туристские путешествия, история развития туризма | 1ч | 1ч | |
1.2. Правила поведения путешественников | 1ч | 1ч | |
1.3. Я, моё тело и моё здоровье | 1ч | 1ч | |
11. Мой город | 6ч | 3ч. | 3ч. |
2.1. «Острогу на Кану быть» | 2ч. | 1ч | 1ч |
2.2. Уездный город | 2ч. | 1ч | 1ч |
2.3. Улицы моего города | 2ч. | 1ч | 1ч |
III Архитектурное наследие | 10ч. | 5ч. | 5ч. |
3.1. Деревянное зодчество | 2ч. | 1ч | 1ч |
3.2. Усадьба Гадаловых | 2ч | 1ч | 1ч |
3.3. Царские ворота | 2ч. | 1ч | 1ч |
3.4. Храмы | 2ч | 1ч | 1ч |
3.5. Памятники истории | 2ч. | 1ч | 1ч |
IV Родословная | 10ч. | 5ч. | 5ч. |
4.1. Я, моё имя, фамилия, адрес | 2ч. | 1ч | 1ч |
4.2. Моя семья | 2ч | 1ч | 1ч |
4.3. Люди моего города | 2ч. | 1ч | 1ч |
4.4. Канцы - герои Советского Союза | 2ч | 1ч | 1ч |
4.5. Экскурсия на мемориал и в музей | 2ч. | 1ч | 1ч |
V Азбука топографии и ориентирования | 2.5ч. | 0.5ч. | 2ч. |
5.1. План. Условные знаки | 1ч | 0.5ч | 0.5ч |
5.2. Стороны горизонта. Компас. | 0.5ч | ||
5.3. Ориентирование по плану | 0.5ч | ||
5.4. План ДОУ. Ориентировка по плану | 0.5ч | ||
VI Азбука туристско – бытовых навыков | 3.5ч. | 1ч | 2.5ч. |
6.1. Туристское снаряжение. Собираем рюкзак. | 1ч | 0.5ч | 0.5ч |
6.2. Оказание первой помощи | 0.5ч | 0.5ч | |
6.3. В гостях у путешественников — героев сказок
| 0.5ч | 0.5ч | |
6.4. Питание в походе | 0.5ч | 0.5ч | |
6.5. Охрана природы | 0.5ч | 0.5ч | |
6.6. Экскурсия в рощу | 0.5ч | 0.5ч | |
VII Физическая подготовка | 5ч. | 5ч. | |
. | |||
Итого: : | 40 часов | 15.5 | 24.5 |
Содержание программы
- Основы туристской подготовки.
Туристские путешествия, история развития туризма.
Туризм - средство развития своего края, физического и духовного развития,
развития самостоятельности. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития туризма в России. Организация туризма в России. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный. Характеристика каждого вида.
Значение туристско-краеведческой деятельности в развитии личности, в формировании общей культуры личности, правильного поведения в природе и обществе.
Волевые усилия и их значение в походах и тренировках. Воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, самостоятельности и инициативы, решительности и смелости. Выдержки и самообладания.
Форма организации обучения:
- беседа с презентацией о путешествиях человека с целью познания окружающего мира и самого себя, оздоровления своего организма.
Правила поведения юных путешественников
Правила поведения юных путешественников на занятиях в группе, спортивном зале, в лесу. Требования по соблюдению техники безопасности во время туристской прогулки, экскурсии и при занятиях физическими упражнениями. Правила поведения юных путешественников на экскурсии по зданию детского сада.
«Кодекс чести юного путешественника»:
- юные путешественники – хорошие товарищи и друзья. Они не ссорятся, дружно и коллективно делают общее дело, помогают друг другу;
- юные путешественники вместе готовят и совершают туристские прогулки, экскурсии; участвуют в физкультурно-оздоровительных играх, состязаниях и соревнованиях. Стараются, чтобы каждое совместное мероприятие было хорошо подготовлено и интересно проведено, а затем красиво были оформлены его результаты. По завершении каждого мероприятия они доброжелательно обсуждают работу друг друга и коллектива (команды) в целом. Достижения и успех каждого для всех большая радость;
- юные путешественники стремятся добросовестно выполнять порученные им дела. Каждый член туристского коллектива готовит и организует проведение порученного ему коллективом или педагогом задания по экскурсии или туристской прогулке, а по их окончании оформляет результаты в рисунках, поделках и в других формах. Юные путешественники стараются, чтобы задание было выполнено полностью, аккуратно и в срок;
- юные путешественники выполняют девизы: «В здоровом теле – здоровый дух», «Чистота – залог здоровья». Обязанности санинструктора туристской группы.
Правила поведения участников физкультурно-туристских состязаний, соревнований и игр. Права и обязанности участников. Капитан команды его права и обязанности, взаимоотношения капитана и участников команды.
Я, моё тело и моё здоровье
Правила соблюдения личной гигиены на туристских прогулках, при организации чаепития и перекусов. Личная гигиена на занятиях физкультурой и туризмом. Зарядка. Комплекс физических упражнений для утренней зарядки. Утренний и вечерний туалет. Соблюдение гигиенических требований. Уход за личным снаряжением. Обязанности санитара туристской группы.
Форма организации обучения:
- изучение правил поведения юных путешественников и техники безопасности, действий в аварийных ситуациях;
- принятие «Кодекса чести юного путешественника».
- Мой город
«Острогу на Кану быть»
Основание Канского острога. Красноярский атаман Милослав Кольцов. Основание Канского острога. Милославом Кольцовым. Месторасположение острога. Разрушения, которым подвергался острог со стороны врагов. Окончательное восстановление острога. Заселение острога бело-местными казаками, жизнь жителей Канского острога. Первые деревянные постройки начала XVIII столетия.
Канск - уездный город.
Причины, вызвавшие увеличение численности населения. Канский острог
- сельскохозяйственное поселение. Его особенности. Трудовая деятельность жителей, посредством которой выручались средства для развития острога. Социальные контрасты. Присвоение Канску звания окружного города. Город Канск - торгово - ремесленный город. Его особенности. Состояние г. Канска к концу XIX столетия. Деревянные и каменные постройки начала XVIII столетия.
Улицы моего города.
План города с указанными изменениями Канских улиц. Иорданская улица. Гостинодворская улица. Сенная улица. Старинная часть города. Береговая улица. Московская улица. Большая улица. Старо - озёрная улица.
Качественные изменения, произошедшие с улицами прошлого. Старинные улицы «сегодня». Заочное путешествие по улицам прошлого. Начало путешествия. Въезд в город Канск по Московскому тракту. Старинное кладбище. Деревянная часовня. Расположение въезда в город. Тюремный острог. Городская больница. Московская улица. Денежная кладовая. Базарная площадь. Храм Спаса Духовное правление. Жилой квартал примыкающий к церковному участку. Причины, вызывающие изменения названий улиц. Городские названия, хранящие информацию о прошлом города, страны, мира.
Улицы, названные в честь участников революции и Гражданской войны в Сибири. Улицы, названные в честь государственных и революционных деятелей. Улицы, названные в честь русских и советских писателей и ученых. Улицы, названные в честь участников ВОВ и работников тыла. Улицы, названные в честь известных выдающихся людей страны и мира. Улицы, названные в честь ведущих идеологов марксизма - ленинизма. Улицы, названные в честь русских художников.
Форма организации обучения:
- беседа с презентацией основания города и деятельностью жителей.
- игра – соревнование «Я путешествую по улицам города».
- рассматривание книг с историей города Канска.
- конструирование из бумаги город Канск в прошлом.
Ш. Архитектурное наследие
Деревянное зодчество.
Преобладание деревянных построек с самого начала, освоение Канского острога. Здания, составляющие основную часть города. Несохранившиеся постройки прошлого. Половодья р. Кан, повлиявшие на сохранность старинных построек. Особенность построения жилых деревянных домов прошлого, сохранившихся до нашего времени.
Жилые дома на рубеже XIX - XX веков. Традиционные Канские деревянные кружева - красота и гордость Канцев.
Усадьба Гадаловых.
Герасим Петрович Гадалов - глава династии известных сибирских купцов Гадаловых. Приобретение участка усадебной земли в городе Канске, на углу Московской улицы и соборной площади. Первая каменная жилая постройка в Кансле - Дом Гадаловых. Второй этап застройки усадьбы Гадаловых. Частичные сведения о третьем периоде застройки усадьбы Гадаловых. Особенности архитектуры усадьбы Гадаловых. Гадаловские ряды конца XX и начала XXI столетия.
Царские ворота.
Подготовка к торжественному событию - Проезду будущего царя Николая Второго. Решение городских властей о достойной встречи царя: завершение ремонтных работ в городских зданиях; исправление трактовой дороги, строительство каменной арки. Завершение строительства «Царских ворот». Художественные особенности арки, расположение арки. Сохранившиеся фотографии и рисунки арки.
Храм Спаса.
Первая, деревянная, написанная Варлаамом, Архиепископом Тобольским и Сибирским. Строительство каменной церкви. Личности, которые принимали участие б строительстве церкви. Трудности, препятствующие возведения храма. Особенности архитектуры Спасского собора. Причины, вызвавшие частичные разрушения собора. Спасский собор «Сегодня».
Храм Божьей Матери. «Все скорбящие радости».
Первые упоминания о постройке на Канском городском кладбище нового храма. Рисунок плана церковных построек. Начало закладки Храма. Освещение выстроенного каменного Храма во имя Божьей матери
Есть города величественней, краше
Лидия Шляпцева - поэтесса г. Канска. Краткий обзор о развитии промышленности в г.Канске. Краткий обзор о развитии образовании в г. Канске. Исторические ценности г. Канска, сохранившиеся на сегодняшний день.
Форма организации обучения:
- беседа с презентацией о памятных местах города и памятников.
- рассматривание книг с историей города Канска.
- рисование об увиденном и услышанном.
- Моя родословная
Я, моё имя и фамилия. Моя семья.
История возникновения имён. Составление гениологического древа (с помощью родителей) и продолжение фамилии рода.
Ознакомление с понятием «Семья», роль и профессии каждого из членов семьи, их обязанности.
Канцы - Герои Советского Союза.
Жители Канска, героически сражавшиеся с немецко-фашисткими захватчиками. Канцы - Герои Советского Союза. Владимир Шабалин, Леонтий Котляр, Амелия Кживонь, Николай Чапаев.
Герои-Канцы, в честь которых названы улицы города. Улица Шабалина, Ушакова, Котляра, Кживонь.
Развитие промышленности в годы ВОВ. Промышленность г. Канска до начала ВОВ. Развитие промышленности г. Канска в годы ВОВ. Гидролизный завод. Прядильно-ткацкая фабрика (ХБК). Ремонтный завод. Табачно-махорочная фабрика. Крупные предприятия, посредством которых выросли жилые поселки. БХЗ, Рем. Завод, Табачная фабрика, ХБК «Сегодня».
Памятные места воииов-Канцев.
Мемориал «Победа»: (значение мемориала» Победа» для Канцев, торжественное открытие мемориала «Победа». Месторасположение мемориала «Победа», состав сооружений мемориала «Победа»).
Мемориал «Землянка»: (значение, торжественное открытие, месторасположение, состав).
Братская могила умерших в госпиталях г. Канска
Форма организации обучения:
- беседа с презентацией о памятных местах города и памятников.
- рассматривание книг с историей города Канска.
- рисование об увиденном и услышанном.
III. Азбука топографии ориентирования
Я и мой дом, мой детский сад, территория детского сада. Выявление представлений воспитанников о своём доме (квартире), детском саде и его территории, назначении различных кабинетов в здании.
Ориентирование по сторонам горизонта. Понятия: горизонт, стороны горизонта, ориентирование. Туристское ориентирование. Стороны горизонта. Определение сторон горизонта по солнцу, объектам растительного и животного мира, по местным признакам. Определение сторон горизонта в условиях парка (леса) или района школы, на пришкольном участке.
Компас и его устройство. Компас — прибор для определения сторон горизонта. Устройство компаса и его работа. История компаса. Обязанности штурмана группы.
Ориентирование по компасу. Определение сторон горизонта по компасу. Ориентирование по компасу.
Ориентирование по компасу и плану. Чтение плана местности (школьного двора). Ориентирование плана местности по компасу, по предметам на местности. Движение по плану местности при помощи компаса.
Формы организации обучения:
- выявлять характерные особенности своего дома (квартиры), детского сада и его территории, определять назначение различных комнат, кабинетов в здании, выявлять различия в их назначении;
- пересказывать маршрут движения;
- определять стороны горизонта;
- ориентироваться по компасу и карте (плану) в детском саду и территории;
- читать, рисовать, понимать условные обозначения (знаки) планов местности;
- организовывать движение по карте (плану) местности;
- выявлять и характеризовать отличительные признаки условных обозначений на планах местности в зависимости от цвета;
- осваивать технику ориентирования по карте и компасу на местности;
- проявлять внимательность и сосредоточенность;
- соблюдать правила работы с компасом и картой;
- проектировать маршрут движения путешественника из пункта А в пункт Б;
- взаимодействовать при движении по маршруту.
- Азбука туристско – бытовых навыков.
Туристское снаряжение.
Понятие о туристском снаряжении. Перечень личного снаряжения для похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в них. Одежда и обувь для летних и зимних походов.
Групповое снаряжение, требование к нему. Типы палаток, их назначения, преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры и пилы. Состав и назначение ремонтной аптечки. Хозяйственный набор: оборудование для костра, рукавицы, ножи, половник и др.
Практические занятия: укладка рюкзаков. Работа со снаряжением, уход за снаряжением.
Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к месту привала и бивака. Организация работы по развёртыванию и свёртыванию лагеря: планирование лагеря (выбор места для палаток, костра, Определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров.
Практические занятия: определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов. Развёртывание и свёртывание лагеря.
Питание в туристском походе. Значение правильного питания в походе. Два варианта организации питания в однодневном походе: на бутербродах и с приготовлением горячих блюд. Организация питания в 2-3- дневном походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках.
Туристские должности в походе.
Должности в группе постоянные и временные. Командир группы. Требования к командиру группы (туристский опыт, ровные отношения с членами группы, авторитет). Его обязанности: руководство действиями членов группы, контроль выполнения заданий, поддержание нормального микроклимата в группе. Другие постоянные должности в группе. Временные должности.
В гостях у путешественников — героев сказок
Русские народные сказки и сказки народов мира о путешественниках: «Лягушка-путешественница», «Маугли», «Снежная Королева», «Кот в сапогах» и др.
Способы, которые использовали для путешествий сказочные герои: пешком (сапоги-скороходы, туфельки), на лыжах, на плавсредствах (лодки, корабли), на летательных аппаратах (ковёр-самолёт, корабли, ступа и метла), на оленях или лошадях и т.п.
Личностные качества героев сказок, необходимые в путешествиях: смелость, решительность, настойчивость, бесстрашие, общительность, доброта, трудолюбие, сообразительность, упорство в достижении цели, терпимость, любовь к ближнему, уважение к старшим, выносливость, мужество, хитрость, отзывчивость и др.
Предметы ориентирования на местности, которые использовали сказочные герои: растения, звёздное небо, легенды (описание и рассказы), карты (планы), дорожно-тропиночная сеть, речные системы и т.д.
«Проводники» — путеводители сказочных героев в сказках: клубок ниток, перья птиц, сказочные герои и животные. Способы преодоления естественных препятствий сказочными героями.
Театрализованная постановка различных сказок в туристском путешествии
Форма организации обучения:
- загадочный мир моего детского сада, назначение кабинетов;
- знакомство с экспонатами и экспозициями музея «Русская изба».
- пешеходные путешествия: способы передвижения и преодоления препятствий;
- организация передвижения в туристском походе;
- виды естественных и искусственных препятствий, техника безопасности при их преодолении;
- туристская полоса препятствий;
- туристская эстафета;
- пешеходная туристская прогулка.
- театрализованное представление «Путешествуем в сказку».
- описывать и характеризовать сказочных персонажей как путешественников;
- выявлять положительные и отрицательные качества сказочных героев-путешественников;
- выявлять и описывать способы преодоления естественных препятствий сказочными персонажами;
- участвовать в сюжетно-ролевой театрализованной игре;
- примерять на себя качества сказочных персонажей;
- оценивать деятельность сказочных персонажей, формулировать выводы;
- формировать личностные качества: смелость, решительность, настойчивость, общительность, доброту, трудолюбие, сообразительность, упорство в достижении цели, терпимость, любовь к ближнему, уважение к старшим, выносливость, мужество, отзывчивость и др.;
- взаимодействовать при инсценировании сказок;
- общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.
VП. Физическая подготовка.
Роль и значение физической подготовки для роста мастерства туристов. Характеристика и методика развития физических качеств, необходимых туристу: выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, силы. Основная мысль тренировочных походов- приспособление организма к походным условиям.
Практические занятия: Упражнения на развития выносливости. Упражнения на развитие быстроты. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкости, на растягивание и расслабление мышц.
Формы организации обучения:
- «Игра – путешествие» по территории детского сада.
- экскурсия в рощу.
- соревнования в спортивном зале и на свежем воздухе.
Методическое обеспечение программы
Методические ресурсы складываются из количественных и качественных характеристик информационно-методического оснащения информационно-библиотечного центра образовательного учреждения, поддерживающего организацию дополнительного образования детей; комплектности обеспечения внеурочной деятельности учебными пособиями, учебно-методической литературой, дополнительной литературой, электронными образовательными ресурсами с учётом достижения целей и планируемых результатов освоения программы; качественных характеристик сервера, сайта, внутренней (локальной) сети, внешней сети.
Материально-техническое обеспечение
Материально-технические ресурсы:
- игровой спортивный зал;
- площадка для организации подвижных спортивных игр на открытом воздухе;
- площадка для проведения тренировок по физической культуре и туризму;
- кабинет для проведения аудиторных занятий.
Работая по данной программе, будет более эффективной при создании в группе предметно-пространственной среды, которая включает в себя:
— Уголок «Город мой Назарово», в котором дети могут заниматься разными видами деятельности – смотреть, и читать книги о городе современном и старинном; решать познавательные задачи о городе; путешествовать по районам города (карта);
-Уголок «Моя семья», где дети могут не только показать свои семейные фотографии, но и составить семейное дерево; или наоборот уединится одному, рассматривая фото;
— Центр Экологии и экспериментирования, где собраны коллекции полезных ископаемых, гербарии, макеты природных зон, растения и животные; Здесь дети проводят опыты, ведут наблюдения, изучают свойства предметов и материалов и утверждаются в своих предположениях;
— Библиотека — книги о Назарово, городах Красноярского края; картотеки: «Игры разных народов», «Загадки народов Сибири», «Пословицы, поговорки», подборка произведений и стихов местных авторов
Список литературы
- Бардин К. Азбука туризма - М.: Просвещение, 1981.
- Безруких В.А., Кириллов В. Физическая география Красноярского края и республики Хакасии - К.: Красноярское книжное издательство, 1993.
- Минделевич С. Пора в поход - М.: Молодая гвардия, 1985
- Минаева В.Г. Лекарственные растения Сибири - Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1991.
- Попчиковский В.Ю. Организация и проведение Туристских походов - М.: Профиздат, 1
- Прокушев В.И. Канск - Красноярскре книжное издательство, 1986
- Сергеев В.Н. Туризм и здоровье - М.: Профиздат, 1987.
10.Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению, организации отдыха детей и молодежи. Сост. Ю.С. Константинов - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1999.
П.Фирсанкова Л.И. Канск православный - Красноярск: Издательство ООО «Версо», 2006.
12.Шальков Ю.Л. Здоровье туриста - М.: ФиС 1987.
13.Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные -М.: ФиС, 1983.
14.Энциклопедия туриста. Гл. ред. Е. И. Тамм - М.: БРЭ , 1993.
15.Ильичев А.А. Большая энциклопедия выживания - М.: Эксмо-пресс,1999.
16.Крыштопа Н.С. Город над Каном - Красноярск: ООО «Горница», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад №123» г.Чебоксары на 2016-2017 учебный год в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Музыкальное искусств
В материале дана структура рабочей программы музыкального руководителя конкретного дошкольного образовательного учреждения, разработанной на основе федеральных государственных образовательных ст...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...
Рабочая программа По освоению детьми образовательной области " Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность )Основной общеобразовательной программ-образовательной программы дошкольного образования для детей 3-7 лет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПо освоению детьми образовательной области- «Художественно – эстетическое развитие»...
Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)
Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет ( старшая группа № 2) «КОЛОКОЛЬЧИК» составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой, образовательной программы МКД
Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование о...
• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От
Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...
Образовательная программа дошкольного образования составлена на основе основной образовательной программы МДОУ №28 «Снегирёк» и с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (срок реализации программы 2020-2021гг.)
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравс...