Методическое пособие к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», авторы Л. В. Абрамова, И.Ф. Слепцова
учебно-методическое пособие (младшая, средняя группа)
Серия книг по социально-коммуникативному развитию дошкольников – это методическое пособие к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», авторами которого являются Любовь Владимировна Абрамова и Ирина Федоровна Слепцова. Данное пособие рекомендовано для педагогов дошкольных образовательных организаций, а также студентам педагогических колледжей и вузов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_vystuplenie.docx | 35.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое пособие к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»,
авторы Л. В. Абрамова, И.Ф. Слепцова
Войнова Н.Н., ГБОУ «Школа № 842», г. Москва, г. Зеленоград
Серия книг по социально-коммуникативному развитию дошкольников – это методическое пособие к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», авторами которого являются Любовь Владимировна Абрамова и Ирина Федоровна Слепцова. Данное пособие рекомендовано для педагогов дошкольных образовательных организаций, а также студентам педагогических колледжей и вузов,
Содержание книги разработано в соответствии с концептуальными положениями ФГОС ДО, которые отражают самоценность и разнообразие детства, а именно:
- позитивная социализация ребёнка;
- индивидуализация ребёнка;
- поддержка детской инициативы.
В пособии представлены вариативные формы работы с детьми 3-4 и 4-5 лет. Это беседы, ситуативный разговор, игра, речевая, проблемная ситуация.
Интеграция задач социально – коммуникативного развития с другими образовательными областями решается в форме партнёрских взаимоотношений взрослого с детьми в детских видах деятельности таких как продуктивная, познавательно – исследовательская, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы
Для работы с детьми авторы пособия предлагают задания, направленные на развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, привязанности; на формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Методические материалы носят практико – ориентированный характер, соответствуют содержанию программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» и мы их успешно используем в своей повседневной работе с детьми.
В данном пособии учтены содержание задач программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», содержание образовательных областей, цели и задачи социально-коммуникативного развития, а именно Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование первичных ценностных представлений, воспитание способности к общению (коммуникативные способности); целенаправленности и саморегуляции (регуляторные способности), формирование социальных представлений, умений и навыков (развитие игровой деятельности, навыков самообслуживания, приобщение к труду, формирование основ безопасности)
Содержание, описанное в работе с детьми, способствует формированию первичных ценностных представлений.
Образ я. Это направление в развитии ребёнка отражено в общении в ходе самостоятельной деятельности «Назови своих друзей». Здесь воспитывается доброжелательное отношение друг другу, формируется стремление участвовать в общем разговоре. Методический материал содержит описание деятельности детей, выстроенной в соответствии прописанными целями и задачами. Содержание методического материала способствует развитию у дошкольников положительной самооценки, учитывая, что в этом возрасте самооценка и положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
Нравственное воспитание. Содержание методического материала способствует решению задач нравственного воспитания дошкольников. Используя методические разработки, предлагаемые авторами, развиваем у детей элементарные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо; воспитываем социальный и эмоциональный интеллект: обращаем внимание детей на личностные (доброжелательный, чуткий) и деловые (трудолюбивый, аккуратный) качества человека; формируем опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
Методические разработки, предложенные авторами УМК, позволяют воспитывать уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье. Выстраивая образовательную деятельность на основе содержания, предложенного авторами книг, проводим беседы о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и пр.). Используя методические рекомендации, учим детей заботиться о близких людях, с чувством благодарности относиться к родителям и близким.
Занятия построены на понятном для детей материале, с участием знакомых и любимых персонажей. Содержание образовательной деятельности позволяет воспитывать у дошкольников уважительное отношение к сотрудникам детского сада (музыкальный руководитель, медицинская сестра, старший воспитатель и др.), их труду; напоминать их имена и отчества.
Достаточно внимания уделяется воспитанию культуры поведения в социуме, нравственным качествам ребенка, например, «Зачем нужны вежливые слова», «Я нуждаюсь в помощи» «Надо вещи убирать, не придётся их искать» стр. 10, «Поможем куклам разыскать свои вещи» стр. 11 «Я поздравляю бабушку с днём рождения», «Чтобы мама улыбалась».
Патриотическое воспитание. Методические материалы пособия позволяют успешно решать задачи по патриотическому воспитанию. Формирование представлений, понятий о Родине у маленького ребенка начинается с окружающих близких: мамы, папы, с семьи, в которой он живёт. В общении в ходе самостоятельной деятельности «Мы рисуем дом» формируются первичные представления о малой родине: учим с детьми название города, в котором они живут; обсуждаем с детьми, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке). В дни праздников обращаем внимание детей на красочное оформление зала детского сада, воспитывается чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения, страны. Все это реализуем, используя методические рекомендации, предложенные авторами книг.
Реализуя Проект инновационной деятельности «Профессиональная компетентность педагогов как условие позитивной социализации ребенка», направление «развитие коммуникативных способностей детей» приобретает особую значимость.
Для того, чтобы этот процесс был успешным, используем в педагогической деятельности различные технологии и методические разработки, развивающие навыки общения, коммуникативные способности детей, готовность к сотрудничеству. Включаем в образовательную деятельность и материалы данных пособий.
Занятия, предложенные авторами, предполагают объединения детей в игры по 2–3 человека на основе личных симпатий. В процессе реализации методических материалов у детей развивается умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре. Дети учатся соблюдать в игре элементарные правила общения (договариваться, уступать, соблюдать договоренности), общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т.п.).
Удобно, что в разработках авторов пособий предлагаются образцы обращения к взрослым, с которыми знакомим воспитанников в процессе образовательной деятельности. («Скажите: „Проходите, пожалуйста“», «Предложите: „Хотите посмотреть...“», «Спросите: „Понравились ли наши рисунки?“»). В быту, в самостоятельных играх дети учатся взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: „Стыдно драться! Ты уже большой“»). Упражнения и занятия, разработанные авторами книг, учат детей эмоционально отзываться на просьбы окружающих и сверстников, пожалеть сверстника, обнять его, помочь; создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим, развивают умение инициативно обращаться к знакомому взрослому или сверстнику (с вопросом, просьбой, предложением и т.п.).
Методическое пособие можно включать в образовательный процесс с целью реализации целей и задач по формированию детско-взрослого сообщества. Включая в план работы с детьми материалы пособия, направленные на реализацию задач данного направления, педагог, организуя с детьми деятельность, формирует положительное отношение к детскому саду, к сверстникам, воспитывает такие качества, как доброта, дружелюбие, доброжелательное отношение друг к другу. Развивает у воспитанников умение делиться с товарищем, жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу; приучать детей общаться спокойно, дружелюбно.
Содержание деятельности, предлагаемое авторами, способствует вовлечению детей в жизнь группы, стремление поддерживать чистоту и порядок, формирует бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам и пр. Все это формирует у детей чувство общности, значимости каждого ребенка для детского коллектива.
Авторы предлагают много игровых сюжетов, игр, игровых занятий в процессе общения, которые развивают регуляторных способностей ребенка. Любая игра предполагает соблюдение правил и норм поведения. Это дает положительный результат на Освоение общепринятых правил и норм. С этой целью педагог успешно может использовать авторские разработки данного пособия. Задания для детей способствуют освоению общепринятых правил и норм, закрепляют навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице, учат детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь), соблюдению порядка и чистоты в помещении и на участке детского сада.
Развитие целенаправленности, саморегуляции, самостоятельности. Задачи этого направления возможно решать, используя материалы пособия. Организуя образовательный процесс, выбирая тему и сюжет занятия, игры, предлагаемые авторами книги, педагог учит детей соблюдать элементарные правил поведения (не отнимать игрушки, не толкать друг друга, не мешать сверстнику, не ломать постройки), способствует первичным проявлениям целенаправленности, саморегуляции собственных действий, поощряет стремление детей к самостоятельности («я сам»). Кроме того, обучает детей умению находить себе интересное занятие, соблюдая правила, существующие в группе.
Формирование социальных представлений, умений, навыков
Развитие игровой деятельности. В пособии методические разработки построены на игровом сюжете, что соответствует возрастным особенностям детей, развивает самостоятельность в выборе игровых действий, интерес к различным видам игр, а, следовательно, успешной реализации целей и задач образовательного процесса. Персонажи игровых сюжетов хорошо знакомы и понятны детям. Это любимые куклы, игрушки близкие люди, друзья.
Планируя занятия построенные на основе методики предложенной авторами учебного пособия мы развиваем умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить). Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (мама — дочка, врач — больной); в индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку. Показываем способы ролевого поведения, используя обучающие игры данного пособия. Способствуем обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Поощряем попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.
Содержание занятий, рекомендованных в пособии построены на формирование элементарных навыков самообслуживания на развитие навыков самообслуживания. Дети учится правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; учить самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.). Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
В ходе самостоятельной деятельности, рекомендованной авторами, дети учатся самостоятельно выполнять элементарные трудовые поручения, а значит, приобщаются к труду. В интересной занимательной форме дети обучаются убирать игрушки, строительный материал, книги после игры на место. Используя игровые формы занятий, предложенные авторами книг, педагоги формируют навыки, необходимые для дежурства по столовой (раскладывать ложки, расставлять хлебницы, салфетницы и т.п.). Примером может стать материал по организации общения в ходе самостоятельной деятельности «Напоим кукол чаем». В игровой инсценировке дети выполняют элементарные трудовые поручения, формируется бережное отношение к результатам труда.
Формирование основ безопасности. В содержании любого занятия, общения в ходе самостоятельной деятельности, в ходе игровой деятельности, в ходе прогулки дети знакомятся с правилами безопасного поведения в природе (не есть грибы и ягоды, не трогать животных, не отходить от группы и др.). В процессе игры «Мы едем на машине» формируются первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить через дорогу только вместе со взрослым, держась за руку взрослого).
В ходе игр, которые предлагают авторы данного пособия, формируются навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку). Совершенствуются умение свободно ориентироваться в помещениях и на участке детского сада. Формируются навыки безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом, с мелкими предметами (не брать их в рот, не бросаться песком, не засовывать предметы в ухо, нос и пр.). Обсуждаем с детьми, что произойдет, если не соблюдать правила безопасности. Развивать умение обращаться при необходимости за помощью к взрослым.
Для воспитателей нашего холдинга социально-коммуникативное развитие это основа нашей инновационной деятельности «Профессиональная компетентность педагогов как условие успешной социализации детей дошкольного возраста». Социально – коммуникативное развитие является основой успешной социализации ребёнка дошкольного возраста.
Предполагаемое методическое пособие позволяет нам, педагогам решать задачи социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста с учётом концептуальных положений и принципов ФГОС ДО.
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Задача построения культуроемкого процесса в детском саду предусматривает психологизацию деятельности педагога, обладающего умением действовать в зоне ближайшего развития ребенка: наблюдать, замечать, фиксировать личностные проявления, а также через взаимодействие с другими специалистами изменять, индивидуализировать маршрут развития дошкольника;
- принцип интеграции, направленный на решение задач социальнокоммуникативного развития во взаимосвязи с другими образовательными областями: «познавательное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие». При этом интеграция осуществляется по трем направлениям: интегрируются образовательные задачи, детские виды деятельности и формы работы с детьми;
- принцип вариативности форм работы с детьми, в соответствии с которым занятие понимается как образовательная деятельность, организуемая посредством вариативных форм работы с детьми. Согласно этому принципу, программное содержание реализуется в процессе совместной партнерской деятельности взрослого с детьми и самостоятельной деятельности детей. Задачи психолого-педагогической работы решаются не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов с помощью разнообразных форм работы с детьми;
- психологическое сопровождение участников образовательных отношений.
В данном методическом пособии авторами представлено примерное содержание работы с детьми по месяцам на весь календарный год в соответствии с возрастной группой.
Описан практический материал, который педагог может использовать в своей работе в различных видах детской деятельности:
- в ходе самостоятельной деятельности (педагог может обратиться к детям с ситуативным разговором, беседой, общении, театрализованная деятельность)
- подготовки к прогулке, прогулки;
- в ходе организации проведения режимных моментов.
Авторы предлагают готовые конспекты бесед с детьми, как правильно выстроить ситуативный разговор, организовать общение, театрализованную деятельность. Четко прописаны задачи, оборудование и методика проведения определенной формы работы.
В современных условиях модернизации, в реализации инновационной программы, где поставлены акценты на профессиональную компетентность педагогов, мы должны осознанно подходить к выбору методических материалов, используемых в работе с детьми дошкольного возраста. Методическое пособие «Социально-коммуникативное развитие дошкольников» выстроено в соответствии с концепцией инновационной программы и рекомендовано для современного педагога.
Авторами прописано всё чётко, понятно и доступно для повседневной работы с детьми по данному направлению. Профессия педагога, это творческая профессия, поэтому каждый из нас вправе дополнить и включить свои авторские элементы, которые соответствуют той возрастной категории детей, с которой работает педагог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь. Учебно-методическое пособие к программе педагога дополнительного образования А.А.Волковой "Английский для дошкольников"
Вы держите в руках Рабочую тетрадь, разработанную специально к курсу А. Волковой « Английск...
Методическое пособие к программе «С чего начинается Родина»
В последнее время в нашем мире идей стремительное развитие науки, когда на смену одной технической новинке приходит другая с такой быстротой, что мы не всегда успеваем следить за этим прогрессом. Совр...
Методическое пособие к программе "Ритмика и хореография". Проучивание позиций рук с малышами.
Проучивать позиции рук можно с раннего возраста. Естественно, это должно происходить в игровой форме. Т.к. дети в этом возрасте не терпимы и просто стоять, держа руки в нужной позиции не будут. Очень ...
Методическое пособие к программе "Ритмика и хореография".Виды шага,бега,прыжки.
В пособии предложены основные виды движения - виды шага, бега, прыжков, которыми должны овладеть дети дошкольного возраста за время занятий по программе дополнительного образования "Ритмика и хо...
Организационно-методическая поддержка к программе "От рождения до школы"
Данный материал поможет профессионально вести необходимую документацию педагогам....
Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы»
Управление в ДОО Методические пособияЗацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду, (готовится к печати).Комарова И. И., Ту л и к о в А. В. Информационно-коммуникационные те...
Методические пособия и программы для музицированияПеречень пособий, способствующих реализации программы в образовательной области «Музыкальное развитие»
Перечень пособий, способствующих реализации программы в образовательной области «Музыкальное развитие»...