ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»
рабочая программа (подготовительная группа)
Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Мудрая игра была изобретена не одним человеком, а целым народом в Индии в шестом веке нашей эры. . Польза от занятий шахматами очевидна и доказана многочисленными примерами и результатами. Шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно. Занятия таким видом спорта, как шахматы, где активизируется мыслительная деятельность, тренируются психические процессы, воспитываются морально-волевые качества и эстетическое наслаждение у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_shahmatist.docx | 39.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято
на педагогическом совете
Протокол от ________№_____
С учетом мнения
Совета родителей
Протокол от ________№_____
Утверждаю
Заведующий МАДОУ №36 ______________И.С.Гарипова
Приказ от _____________№_____
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»
на 2022-2023 учебный год.
Разработчик программы: Воспитатель
группы Митаева Елена Григорьевна
г. Нефтекамск
2022 год
“Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры”.
В. А. Сухомлинский
Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Мудрая игра была изобретена не одним человеком, а целым народом в Индии в шестом веке нашей эры. Шахматы — это не просто игра, шахматы - это увлекательный мир, одна из популярных интеллектуальных игр. Польза от занятий шахматами очевидна и доказана многочисленными примерами и результатами.
Шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно. Занятия таким видом спорта, как шахматы, где активизируется мыслительная деятельность, тренируются психические процессы, воспитываются морально-волевые качества и эстетическое наслаждение у дошкольников.
Игра в шахматы даѐт возможность человеку реализовать врождѐнную потребность в состязаниях на уровне мыслительной деятельности. Удовлетворение этой потребности способствует гармоничному развитию личности. Особенно это актуально для нынешнего времени - времени решительных преобразований во всех сферах человеческой деятельности, когда для достижения успеха требуется максимальное использование всего потенциала, запасов внутренней энергии человека.
Шахматная игра - увлекательное занятие для детей. На шахматной доске сражаются два войска - белые и чѐрные. В этом войске есть главный - король. Его помощники – ферзь, ладья - башня, слоны, кони и маленькие пешки, которые в награду за их храбрость и терпеливость могут превращаться в другие фигуры. Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребѐнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем 4 учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой.
Данная дополнительная образовательная программа по шахматам направлена на развитие интеллекта личности ребѐнка дошкольного возраста, обучение детей основам шахматной игры, способствующей в большей степени развитию внимания, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.
Цель программы:
-обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития;
-создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.
Задачи программы:
а) образовательные:
- формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы;
- способствовать освоению детьми основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, дебют, шахматные часы, время, отведенное на партию, т.д.;
-познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами;
-учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры;
-содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;
-учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.
б) развивающие:
-развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;
-развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение, умственных способностей;
-способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
в) воспитывающие:
-воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;
Методы и приемы:
- Дидактические шахматные игры и задания;
- Решение шахматных задач;
- Практическая игра;
- Теоретические занятия, шахматные игры;
- Шахматные турниры, развлечения, викторины.
Календарно-тематическое планирование
месяцы | № | Тема занятий | Программные задачи |
октябрь | 1. | История шахмат (показ видео – ролика) | Рождение шахмат. История. Чемпионы мира по шахматам. Рассказать о том, что игра в шахматы – занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты. |
2. | Шахматная доска | Познакомить с новыми понятиями — «шахматная доска», «белые и черные поля», «центр» шахматной доски. Учить правильно, располагать доску между партнерами. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии, «диагональ». Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий. | |
3. | Шахматные фигуры | Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и черными (ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король), учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных. | |
ноябрь | 4. | Шахматные фигуры (продолжение) | Закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий. |
5. | Начальное положение | Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Правилами: "Ферзь любит свой цвет" | |
6. | Шахматная фигура Ладья. | Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры». Отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной доске. Упражняться в умении ходить ладьей. Учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперед. | |
7. | Шахматная фигура Слон | Познакомить детей с шахматной фигурой «слон». Показать детям, как слон выполняет взятие. Место слона в начальном положении. Ход слона. | |
декабрь | 8. | Шахматные фигуры Слон и Ладья (продолжение) | Упражняться в умении ходить ладьей. Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске. Упражняться в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске, учить детей предвидеть ход событий на доске и, в соответствии с этим, выбирать методы защиты или нападения. |
9. | Шахматная фигура Ферзь | Познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Место ферзя в начальной позиции. Ход ферзя. Познакомить детей с правилами взятия ферзем. Учить детей следовать правилам ведения шахматной партии: делать ходы поочередно, учитывая ход соперника и предвидя ответный ход; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу. | |
10. | Шахматная фигура Ферзь (продолжение) | Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «ферзь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу. | |
11. | Шахматная фигура Конь | Познакомить детей с шахматной фигурой «конь». Место коня в начальной позиции. Ход коня, взятие. Упражняться в ходе коня и во взятии. Учить детей правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу. | |
январь | 12. | Шахматная фигура Конь (продолжение) | Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. |
13. | Игровая практика | Закреплять знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность. Точно рассчитывать, правильные ходы. Игра « Кто быстрее расставит фигуры». | |
14. | Шахматный турнир «Чудо-ладья» | Закрепить знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать интерес к игре в шахматы, Развивать воображение, сообразительность, усидчивость, владение навыками простейших шахматных задач. | |
февраль | 15. | Пешка | Познакомить детей с «пешкой». Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. |
16. | Пешка (продолжение) | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе». Познакомить с новым понятием — «превращение пешки». Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-заданий. | |
17. | Король | Познакомить детей с шахматной фигурой - король. Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своѐ мнение. | |
18. | Король (продолжение) | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «король», вспомнить знания, полученные на предыдущем занятии (место короля в начальной позиции, ход короля, взятие). Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-упражнений: учить детей правильно понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. | |
март | 19. | Шах | Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закреплять новые знания посредством индивидуальных игр-заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно ее решать. |
20. | Шах и мат | Вспомнить значение понятия «шах». Познакомить с новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать. | |
21. | Ничья и пат | Познакомить детей с новыми понятиями — «ничья» и «пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции. Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий. | |
22. | Игровая практика | Закреплять знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность, мышление. Точно рассчитывать, правильные ходы, думать на шаг вперед. Игра «Чудесный мешочек» | |
апрель | 23. | Рокировка | Познакомить детей с новыми понятиями: «рокировка», «длинная и короткая рокировка». Познакомить с правилами рокировки. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий. |
24. | Шахматная партия | Познакомить детей с новыми понятиями — «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль», «ценность фигур». Учить детей во время шахматной игры действовать в соответствии с принятыми правилами поведения партнеров во время шахматной игры. | |
25. | Правила обучения шахматной игре | Знакомство детей с правилами шахматной игры «Тронул — ходи!"» «Ход считается сделанным, когда рука отнята от фигуры». | |
26. | Игровая практика | Закреплять знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность. Точно рассчитывать, правильные ходы. Загадать загадки о шахматных фигурах. | |
май | 27. | Шахматные часы | Познакомить детей с часами, которыми пользуются шахматисты во время партии. Познакомить с новыми понятиями: «шахматные» часы, «время, отведенное на партию», «контроль времени». |
28. | Просмотр познавательного мультфильма «Фиксики играют в шахматы». | Заинтересовать детей в игре шахматы через познавательный мультфильм. Активизировать мыслительную и познавательную деятельность, воспитывать интерес к игре в шахматы. | |
29. | Шахматный досуг | Активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы. | |
30. | Итоговое занятие, развлечение “Шахматное королевство”. | Создать у детей ощущение загадочности, неожиданности доставить радость от игры в шахматы; развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях; активизировать мыслительную и познавательную деятельность, воспитывать интерес к игре в шахматы; учить анализировать игру. |
Место кружка в учебном плане:
Согласно учебному плану МАДОУ Детский сад №36 занятия кружка «Юный шахматист» проводятся один раз в неделю, продолжительность -30 минут. Возраст воспитанников - подготовительная к школе группа.
Предполагаемый результат:
К концу года обучения должен знать:
- историю возникновения шахматной игры;
- правила и цель игры;
- основные шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигуры.
- ценность фигур.
Должен уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- расставлять фигуры перед игрой;
- играть каждой фигурой в отдельности и совокупности со всеми фигурами;
- рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- решать элементарные задачи.
При составлении перспективных планов и разработке тематики занятий я использую литературу:
1. И.Г. Сухин. «Шахматы, первый год, или учусь и учу». Обнинск, «Духовное возрождение», 1999.
2. И.А. Бареев. «Гроссмейстеры детского сада». М., редакция журнала «Наш малыш», 1995.
3. В.И. Линдер, И.М. Линдер. «Шахматная энциклопедия». М., ООО «Издательство Астрель», 2003.
4. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста
Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....
Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста
Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....
Конспект итогового занятия по дополнительному образованию «Юный шахматист»
Дидактические игры,загадки,задания по начальному обучению шахматной игре старших дошкольников....
программа дополнительного образования старших дошкольников по экологическому образованию "Юные эколята"
Программа модульная разноуровневая разработана на основе парциальных программ по экологическому образованию С.Н. Николаевой "Юный эколог", Н.Н. Кондратьевой "Мы", а также методичес...
Программа дополнительного образования "Юный шахматист"
Данная программа разработана для детей старшего дошкольного возраста. Целью внедрения программы «Юный шахматист» является создание условий для личностного и интеллектуального ра...
Программа дополнительного образования "Юный шахматист"
Программа дополнительного образования "Юный шахматист"...
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ» ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»...