Конспект итогового занятия по дополнительному образованию «Юный шахматист»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Дидактические игры,загадки,задания по начальному обучению шахматной игре старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 98»
Конспект итогового занятия по дополнительному образованию
«Юный шахматист»
для детей 6-7 лет (первый год обучения)
Подготовила и провела
воспитатель группы №6
Сюндюкова Е.Е.
Саранск
Цель:
-повторение пройденного материала.
Задачи:
- закрепить знания и понятия, изученные ранее: «шахматное поле», «шахматные линии», названия фигур, правила ходьбы;
- развивать внимание, память;
- воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.
Оборудования: демонстрационная магнитная доска с фигурами (или мольберт), «волшебная шкатулка», «чудесный мешочек», шахматные доски с полным набором фигур, эмблемы «Юный шахматист» для каждого ребенка.
Методы обучения: наглядный метод, словесный метод, самостоятельная работа на шахматной доске.
Прием обучения: игровой прием.
Ход занятия.
- Ребята, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. (Дети здороваются, встают в линию перед воспитателем).
- Проведем артикуляционную разминку.
В четверг четвертого числа
В четыре с четвертью часа
Ученик учил уроки,
У него в чернилах щёки.
- Ребята, вы любите играть? Название игры вы узнаете, если отгадаете загадку.
На квадратиках доски
Короли свели полки,
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
Король с королевой живут без корон,
Ладья без вёсел, без хобота слон,
Конь без копыт, седла и уздечки,
А рядовые – не человечки. (Это шахматы).
- Правильно. Это шахматы. Скоро в бой! И ждёт войска деревянная …( доска).
(Воспитатель подходит к мольберту и подводит к нему детей. На мольберте магнитная шахматная доска).
- Правильно. Это шахматная доска. Посмотрите – «Шахматная шкатулка» с вопросами ждет вас. Готовы отвечать?
1) Где возникли шахматы? (В Индии).
2) Сколько линий на шахматной доске? Как они называются? (Это 8 горизонталей, 8 вертикалей, 8 диагоналей. Все показывается на мольберте).
3) Как обозначают горизонтали на шахматной доске? (Обозначают цифрами).
4) Как обозначают вертикали на шахматной? ( Обозначают буквами).
5) Каких полей больше – чёрных или белых? (Поровну).
6) Можно ли ставить на одно поле две фигуры? (Нельзя).
7) Как называется шахматное сражение между двумя соперниками? (Это партия).
- Молодцы! Ответили на все вопросы из «Шахматной шкатулки». А где же фигуры? ( Воспитатель удивлённо разводит руками, смотрит за мольберт).
- Смотрите, ребята,- «Волшебный мешочек»…Может, здесь спрятались шахматные фигуры? Давайте посмотрим… (Воспитатель вместе с детьми подходит к столу, дети полукругом стоят у стола). Проводится дидактическая игра «Волшебный мешочек». Первым начинает воспитатель. Фигуры выставляются на стол (Ферзь, конь белый, пешка, ладья, слон, король, конь черный).
Физкультминутка
Ну-ка, пешки, поиграем,
Головой мы повращаем
Вправо- влево,
А потом-3,4-приседаем,
Наши ножки разминали,
Раз, два, три-на месте шаг,
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы поспешим!
(Дети садятся за столы по парам за шахматной доской. Около каждого стоят контейнеры с набором фигур одного цвета).
- Ребята, проведем мини соревнование «Кто быстрее расставит фигуры в начальную позицию?» За осанкой мы следим, все красиво мы сидим. Раз, два,- начали! (Дети расставляют шахматные фигуры для начала игры).
- Молодцы! У всех начальная позиция выстроена правильно.
- Ребята, без какой фигуры не бывает игры? (Без короля).
- Какие фигуры могут ходить по диагонали? (Слон и ферзь. Можно кому-нибудь из детей показать на своей доске).
- Какая фигура может перепрыгнуть через свои и через чужие фигуры? (Это конь. Можно кому-нибудь из детей показать на своей доске).
- Между какими фигурами стоит конь в начальной позиции? (Между слоном и ладьёй, показать).
- Какие фигуры остаются до конца игры? (Это короли).
- Почему король слабее ферзя, но главнее его? (Без ферзя игра продолжается, а без короля играть нельзя).
- Какое правило существует, чтобы не перепутать места короля и ферзя? (Ферзь любит свой цвет).
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимают и разжимают кулаки)
Вышли пешки погулять, («пешки»-пальчики «шагают» по столу)
Король на месте, по привычке. (сжатые кулаки стоят на столе)
А куда ему спешить? (разводят руками, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы-звяк! (ладошки вперед и-хлопок)
Необычен каждый шаг! (указательный палец выставляется вперед)
А ладья упряма, ходит только прямо! (раскрытые ладошки скользят по столу вперед).
- Ребята, проведем дидактическую игру «Что изменилось?» (Воспитатель на каждой доске выставляет на позиции по 4-5 фигур. Дети запоминают расположение фигур, затем закрывают глаза. Воспитатель меняет позиции одной или двух фигур. Дети открывают глаза и называют изменения в позиции фигур. Игра проводится 3-4 раза.) Игру можно усложнить. Усложнение зависит от успеваемости детей. Фигур может быть и 6, и 7. Фигуры по позициям могут расставлять и сами дети под диктовку воспитателя.
- Молодцы! А у меня осталась последняя игра «Доскажи словечко». Будьте внимательны!
Это есть не пораженье,
Не фиаско и не крах,
А всего лишь предупрежденье (нападенье)-
Королю объявлен … (ШАХ).
Слабый в шахматах готов
И поймать такой «улов».
Я ответу буду рад,
Результат ничейный … (ПАТ).
Если в шахматы играешь,
То, конечно, это знаешь-
Будет лучший результат,
Если ты поставишь … (МАТ).
Иногда король с ладьей
Ходят вместе ловко,
Шахматисты ход такой
Называют … (РАКИРОВКОЙ).
- Молодцы! Все словечки досказали правильно.
Проводится итог занятия…
- Я, надеюсь, ребята, вы и дальше будете заниматься шахматами.
( Воспитатель приглашает детей встать в одну линию.)
Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться,
Думать, размышлять, играть –
Сильным шахматистом можно стать!
( Воспитатель раздает детям эмблемы «Юный шахматист».)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Юный шахматист"
Данная программа разработана для детей старшего дошкольного возраста. Целью внедрения программы «Юный шахматист» является создание условий для личностного и интеллектуального ра...
Итоговое занятие по дополнительному образованию "Волшебный мир мячей""
Занятие подготовлена для итогового занятия по программе дополнительного образования "Здоровячок" в старшей группе с использованием элементов Хатха-йоги и самомассажа....
Конспект итогового занятия по дополнительному образованию "Путешествие за здоровьем"
Занятие для итогового занятия по программе дополнительного образования "Здоровячок" с использованием элементов дыхательной гимнастики по Лазареву и элементов Хатха-йоги....
Программа дополнительного образования "Юный шахматист"
Программа дополнительного образования "Юный шахматист"...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»
Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Мудрая игра была изобретена не одним человеком, а целым народом в Индии в шестом веке нашей эры. . Польза от занятий...
Итоговое занятие кружка дополнительного образования психологического развития «Комфорт» «Цветик-семицветик для Зайчика»
Цель: выявить развитие эмоциональной и познавательной сферы детей средней группы (детей 4-5 лет), способствовать снижению психоэмоционального напряжения.Задачи:Образовательные задачи:1.Закреплят...
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ» ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»...