Конспект итогового занятия по дополнительному образованию «Юный шахматист»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Сюндюкова Елена Егоровна

Дидактические игры,загадки,задания по начальному обучению шахматной игре старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 98»

Конспект итогового занятия по дополнительному образованию

«Юный шахматист»

для детей 6-7 лет (первый год обучения)

                                                                                       Подготовила и провела

                                                                                          воспитатель группы №6

                                                                             Сюндюкова Е.Е.

Саранск

Цель:

-повторение пройденного материала.

Задачи:

- закрепить знания и понятия, изученные ранее: «шахматное поле», «шахматные линии», названия фигур, правила ходьбы;

- развивать внимание, память;

- воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.

Оборудования: демонстрационная магнитная доска с фигурами (или мольберт), «волшебная шкатулка», «чудесный мешочек», шахматные доски с полным набором фигур, эмблемы «Юный шахматист» для каждого ребенка.

Методы обучения: наглядный метод, словесный метод, самостоятельная работа на шахматной доске.

Прием обучения: игровой прием.

     Ход занятия.

- Ребята, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. (Дети здороваются, встают в линию перед воспитателем).

- Проведем артикуляционную разминку.

 В четверг четвертого числа

 В четыре с четвертью часа

 Ученик учил  уроки,

 У него в чернилах щёки.

- Ребята, вы любите играть? Название игры вы узнаете, если отгадаете загадку.

 На квадратиках доски

 Короли свели полки,

 Нет для боя у полков

 Ни патронов, ни штыков.

 Король с королевой живут без корон,

 Ладья без вёсел, без хобота слон,

 Конь без копыт, седла и уздечки,

 А рядовые – не человечки. (Это шахматы).

- Правильно. Это шахматы. Скоро в бой! И ждёт войска деревянная …( доска).

(Воспитатель подходит к мольберту и подводит к нему детей. На мольберте магнитная шахматная доска).

- Правильно. Это шахматная доска. Посмотрите – «Шахматная шкатулка» с вопросами ждет вас. Готовы отвечать?

1) Где возникли шахматы?  (В Индии).

2) Сколько линий на шахматной доске? Как они называются?  (Это 8 горизонталей, 8 вертикалей, 8 диагоналей. Все показывается на мольберте).

3) Как обозначают горизонтали на шахматной доске?  (Обозначают цифрами).

4) Как обозначают вертикали на шахматной?  ( Обозначают буквами).

5) Каких полей больше – чёрных или белых?  (Поровну).

6)  Можно ли ставить на одно поле две фигуры?  (Нельзя).

7) Как называется шахматное сражение между двумя соперниками?  (Это партия).

- Молодцы! Ответили на все вопросы из «Шахматной шкатулки». А где же фигуры? ( Воспитатель удивлённо разводит руками, смотрит за мольберт).

- Смотрите, ребята,- «Волшебный мешочек»…Может, здесь спрятались шахматные фигуры? Давайте посмотрим… (Воспитатель вместе с детьми подходит к столу, дети полукругом стоят у стола). Проводится дидактическая игра «Волшебный мешочек». Первым начинает воспитатель. Фигуры выставляются на стол (Ферзь, конь белый, пешка, ладья, слон, король, конь черный).

              Физкультминутка

Ну-ка, пешки, поиграем,

Головой мы повращаем

Вправо- влево,

А потом-3,4-приседаем,

Наши ножки разминали,

Раз, два, три-на месте шаг,

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

За столы мы поспешим!

(Дети садятся за столы по парам за шахматной доской. Около каждого стоят контейнеры с набором фигур одного цвета).

- Ребята, проведем мини соревнование «Кто быстрее расставит фигуры в начальную позицию?» За осанкой мы следим, все красиво мы сидим. Раз, два,- начали! (Дети расставляют шахматные фигуры для начала игры).

- Молодцы! У всех начальная позиция выстроена правильно.

- Ребята, без какой фигуры не бывает игры?    (Без короля).

- Какие фигуры могут ходить по диагонали?   (Слон и ферзь. Можно кому-нибудь из детей показать на своей доске).

- Какая фигура может перепрыгнуть через свои и через чужие фигуры?   (Это конь. Можно кому-нибудь из детей показать на своей доске).

- Между какими фигурами стоит конь в начальной позиции?   (Между слоном и ладьёй, показать).

- Какие фигуры остаются до конца игры?   (Это короли).

- Почему король слабее ферзя, но главнее его?   (Без ферзя игра продолжается, а без короля играть нельзя).

- Какое правило существует, чтобы не перепутать места короля и ферзя?   (Ферзь любит свой цвет).

      Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять!          (сжимают и разжимают кулаки)

Вышли пешки погулять,               («пешки»-пальчики «шагают» по столу)

Король на месте, по привычке.     (сжатые кулаки стоят на столе)

А куда ему спешить?                      (разводят руками, пожимают плечами)

Прыгнет конь! Подковы-звяк!       (ладошки вперед и-хлопок)

Необычен каждый шаг!                  (указательный палец выставляется вперед)

А ладья упряма, ходит только прямо!  (раскрытые ладошки скользят по столу вперед).

- Ребята, проведем дидактическую  игру «Что изменилось?»  (Воспитатель на каждой доске выставляет на позиции по 4-5 фигур. Дети запоминают расположение фигур, затем закрывают глаза. Воспитатель меняет позиции одной или двух фигур. Дети открывают глаза и называют изменения в позиции фигур. Игра проводится 3-4 раза.) Игру можно усложнить. Усложнение зависит от успеваемости детей. Фигур может быть и 6, и 7. Фигуры по позициям могут расставлять и сами дети под диктовку воспитателя.

- Молодцы! А у меня осталась последняя игра «Доскажи словечко». Будьте внимательны!

Это есть не пораженье,

Не фиаско и не крах,

А всего лишь предупрежденье (нападенье)-

Королю объявлен … (ШАХ).

Слабый в шахматах готов

И поймать такой «улов».

Я ответу буду рад,

Результат ничейный … (ПАТ).

Если в шахматы играешь,

То, конечно, это знаешь-

 Будет лучший результат,

Если ты поставишь … (МАТ).

Иногда король с ладьей

Ходят вместе ловко,

Шахматисты ход такой

Называют … (РАКИРОВКОЙ).

- Молодцы! Все словечки досказали правильно.

Проводится итог занятия…

- Я, надеюсь, ребята, вы и дальше будете заниматься шахматами.

( Воспитатель приглашает детей встать в одну линию.)

Если зря не зазнаваться,

Каждый день тренироваться,

Думать, размышлять, играть –

Сильным шахматистом можно стать!

( Воспитатель раздает детям эмблемы «Юный шахматист».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Юный шахматист"

Данная программа разработана для  детей старшего дошкольного возраста. Целью внедрения программы «Юный шахматист» является создание условий для личностного и интеллектуального ра...

Итоговое занятие по дополнительному образованию "Волшебный мир мячей""

Занятие подготовлена для итогового занятия по программе дополнительного образования "Здоровячок" в старшей группе с использованием элементов Хатха-йоги  и самомассажа....

Конспект итогового занятия по дополнительному образованию "Путешествие за здоровьем"

Занятие для итогового занятия по программе дополнительного образования "Здоровячок" с использованием элементов дыхательной гимнастики по Лазареву и элементов Хатха-йоги....

Программа дополнительного образования "Юный шахматист"

Программа дополнительного образования "Юный шахматист"...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»

Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Мудрая игра была изобретена не одним человеком, а целым народом в Индии в шестом веке нашей эры. . Польза от занятий...

Итоговое занятие кружка дополнительного образования психологического развития «Комфорт» «Цветик-семицветик для Зайчика»

Цель: выявить развитие эмоциональной  и познавательной сферы детей средней группы (детей 4-5 лет), способствовать снижению психоэмоционального напряжения.Задачи:Образовательные задачи:1.Закреплят...