Конспект итогового занятия по дополнительному образованию «Юный шахматист»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Дидактические игры,загадки,задания по начальному обучению шахматной игре старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 98»
Конспект итогового занятия по дополнительному образованию
«Юный шахматист»
для детей 6-7 лет (первый год обучения)
Подготовила и провела
воспитатель группы №6
Сюндюкова Е.Е.
Саранск
Цель:
-повторение пройденного материала.
Задачи:
- закрепить знания и понятия, изученные ранее: «шахматное поле», «шахматные линии», названия фигур, правила ходьбы;
- развивать внимание, память;
- воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.
Оборудования: демонстрационная магнитная доска с фигурами (или мольберт), «волшебная шкатулка», «чудесный мешочек», шахматные доски с полным набором фигур, эмблемы «Юный шахматист» для каждого ребенка.
Методы обучения: наглядный метод, словесный метод, самостоятельная работа на шахматной доске.
Прием обучения: игровой прием.
Ход занятия.
- Ребята, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. (Дети здороваются, встают в линию перед воспитателем).
- Проведем артикуляционную разминку.
В четверг четвертого числа
В четыре с четвертью часа
Ученик учил уроки,
У него в чернилах щёки.
- Ребята, вы любите играть? Название игры вы узнаете, если отгадаете загадку.
На квадратиках доски
Короли свели полки,
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
Король с королевой живут без корон,
Ладья без вёсел, без хобота слон,
Конь без копыт, седла и уздечки,
А рядовые – не человечки. (Это шахматы).
- Правильно. Это шахматы. Скоро в бой! И ждёт войска деревянная …( доска).
(Воспитатель подходит к мольберту и подводит к нему детей. На мольберте магнитная шахматная доска).
- Правильно. Это шахматная доска. Посмотрите – «Шахматная шкатулка» с вопросами ждет вас. Готовы отвечать?
1) Где возникли шахматы? (В Индии).
2) Сколько линий на шахматной доске? Как они называются? (Это 8 горизонталей, 8 вертикалей, 8 диагоналей. Все показывается на мольберте).
3) Как обозначают горизонтали на шахматной доске? (Обозначают цифрами).
4) Как обозначают вертикали на шахматной? ( Обозначают буквами).
5) Каких полей больше – чёрных или белых? (Поровну).
6) Можно ли ставить на одно поле две фигуры? (Нельзя).
7) Как называется шахматное сражение между двумя соперниками? (Это партия).
- Молодцы! Ответили на все вопросы из «Шахматной шкатулки». А где же фигуры? ( Воспитатель удивлённо разводит руками, смотрит за мольберт).
- Смотрите, ребята,- «Волшебный мешочек»…Может, здесь спрятались шахматные фигуры? Давайте посмотрим… (Воспитатель вместе с детьми подходит к столу, дети полукругом стоят у стола). Проводится дидактическая игра «Волшебный мешочек». Первым начинает воспитатель. Фигуры выставляются на стол (Ферзь, конь белый, пешка, ладья, слон, король, конь черный).
Физкультминутка
Ну-ка, пешки, поиграем,
Головой мы повращаем
Вправо- влево,
А потом-3,4-приседаем,
Наши ножки разминали,
Раз, два, три-на месте шаг,
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы поспешим!
(Дети садятся за столы по парам за шахматной доской. Около каждого стоят контейнеры с набором фигур одного цвета).
- Ребята, проведем мини соревнование «Кто быстрее расставит фигуры в начальную позицию?» За осанкой мы следим, все красиво мы сидим. Раз, два,- начали! (Дети расставляют шахматные фигуры для начала игры).
- Молодцы! У всех начальная позиция выстроена правильно.
- Ребята, без какой фигуры не бывает игры? (Без короля).
- Какие фигуры могут ходить по диагонали? (Слон и ферзь. Можно кому-нибудь из детей показать на своей доске).
- Какая фигура может перепрыгнуть через свои и через чужие фигуры? (Это конь. Можно кому-нибудь из детей показать на своей доске).
- Между какими фигурами стоит конь в начальной позиции? (Между слоном и ладьёй, показать).
- Какие фигуры остаются до конца игры? (Это короли).
- Почему король слабее ферзя, но главнее его? (Без ферзя игра продолжается, а без короля играть нельзя).
- Какое правило существует, чтобы не перепутать места короля и ферзя? (Ферзь любит свой цвет).
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимают и разжимают кулаки)
Вышли пешки погулять, («пешки»-пальчики «шагают» по столу)
Король на месте, по привычке. (сжатые кулаки стоят на столе)
А куда ему спешить? (разводят руками, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы-звяк! (ладошки вперед и-хлопок)
Необычен каждый шаг! (указательный палец выставляется вперед)
А ладья упряма, ходит только прямо! (раскрытые ладошки скользят по столу вперед).
- Ребята, проведем дидактическую игру «Что изменилось?» (Воспитатель на каждой доске выставляет на позиции по 4-5 фигур. Дети запоминают расположение фигур, затем закрывают глаза. Воспитатель меняет позиции одной или двух фигур. Дети открывают глаза и называют изменения в позиции фигур. Игра проводится 3-4 раза.) Игру можно усложнить. Усложнение зависит от успеваемости детей. Фигур может быть и 6, и 7. Фигуры по позициям могут расставлять и сами дети под диктовку воспитателя.
- Молодцы! А у меня осталась последняя игра «Доскажи словечко». Будьте внимательны!
Это есть не пораженье,
Не фиаско и не крах,
А всего лишь предупрежденье (нападенье)-
Королю объявлен … (ШАХ).
Слабый в шахматах готов
И поймать такой «улов».
Я ответу буду рад,
Результат ничейный … (ПАТ).
Если в шахматы играешь,
То, конечно, это знаешь-
Будет лучший результат,
Если ты поставишь … (МАТ).
Иногда король с ладьей
Ходят вместе ловко,
Шахматисты ход такой
Называют … (РАКИРОВКОЙ).
- Молодцы! Все словечки досказали правильно.
Проводится итог занятия…
- Я, надеюсь, ребята, вы и дальше будете заниматься шахматами.
( Воспитатель приглашает детей встать в одну линию.)
Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться,
Думать, размышлять, играть –
Сильным шахматистом можно стать!
( Воспитатель раздает детям эмблемы «Юный шахматист».)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Юный шахматист"
Данная программа разработана для детей старшего дошкольного возраста. Целью внедрения программы «Юный шахматист» является создание условий для личностного и интеллектуального ра...

Итоговое занятие по дополнительному образованию "Волшебный мир мячей""
Занятие подготовлена для итогового занятия по программе дополнительного образования "Здоровячок" в старшей группе с использованием элементов Хатха-йоги и самомассажа....

Конспект итогового занятия по дополнительному образованию "Путешествие за здоровьем"
Занятие для итогового занятия по программе дополнительного образования "Здоровячок" с использованием элементов дыхательной гимнастики по Лазареву и элементов Хатха-йоги....

Программа дополнительного образования "Юный шахматист"
Программа дополнительного образования "Юный шахматист"...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»
Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Мудрая игра была изобретена не одним человеком, а целым народом в Индии в шестом веке нашей эры. . Польза от занятий...
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ» ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»...

Программа кружка дополнительного образования "Юный шахматист"
Программа кружка разработанна для детей старшей возрастной группы детского сада....