Описание проекта "Масленица"
проект
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
на тему:
«ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»
во второй младшей группе
Разработала: Герасименко Е.С
Актуальность: в нашем стремительно меняющемся мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Наш долг – успеть сохранить все ценное и достойное будущего из народной культуры, его материального и духовного наследия. Известный русский ученый Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «В том случае, когда культура, духовность народностей лишена своеобразия, то нет надобности, или даже смысла в существовании этого народа. До тех пор, пока мы не научимся уважать и любить свои традиции, язык, мы никогда не научимся уважать самих себя. Данная тема помогает детям глубже познакомиться с русскими обычаями, традициями и обрядами. В результате этого проекта ребята также знакомятся с русскими песнями, сказками, играми, закличками. Это все воспитывает у детей эмоционально положительное отношение к Родине, традициям и обычаям.
Цель:
Продолжить знакомить детей с народным праздником, обычаями и традициями.
Задачи:
1.Образовательные:
- формирование у детей представления о русском народном празднике Масленица, ее значением, символами, традициями;
- знакомить детей с обрядами масленичной недели;
- формировать умение ориентироваться во времени;
- закреплять знания о цвете и длине;
- разучивание народных подвижных игр;
- упражнять в рисовании, лепке, аппликации;
2. Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.
3. Воспитывать у детей чувство музыкального ритма, правильно передавать несложные танцевальные движения.
Взаимодействие с родителями:
-обсуждение с родителями темы проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Определение содержания деятельности всех участников проекта, поиск материала из Интернет-ресурсов. Обсуждение темы семейной гостиной, чаепития, совместного выпекания блинов или каждый принесет из дома; создание куклы – Масленицы, проведение мастер-класса родителями по изготовлению Масленичной куклы из салфеток с последующим ее сжиганием.
Предполагаемый результат:
- В результате реализации этого проекта дети приобретут первичные знания о празднике Масленица, как называется каждый день недели, приобретут первичные навыки ориентирования во времени, обогатят свой активный и пассивный словарь;
- Узнают новые игры, стихи, заклички. Приобретут знания правильного обращения с огнем, приобретут навыки как сделать куклу-масленицу из салфеток своими руками.
- Научатся заводить тесто для блинов (узнают какие понадобятся продукты для теста для блинов)
Этапы реализации проекта:
Первый этап - разработка проекта.
- . Определение целей и задач.
- Изучение специальной методической литературы
- Составление плана реализации проекта и т. д. Дидактическое обеспечение проекта (наглядность, раздаточный материал) ноутбук, подбор наглядно-дидактического материала, фольклорный материал, художественной
литературы по теме проекта, подготовка сюрпризного момента;
- Установить связь с родителями воспитанников детского сада для проведения совместного праздника «Масленицы»
Второй этап – основной:
- Создание условий, побуждающих детей к познавательной и творческой деятельности.
- Беседы о праздниках, традициях и обрядах русского народа; о правилах поведения во время праздника; о сезонных изменениях в природе;
- Разучивание стихотворений, чтение русского фольклора (закличек, пословиц о зиме, весне, Масленице, частушек, поговорок, русских народных наигрышей); русских народных песен отгадывание загадок по данной теме;
- Знакомство с народными играми;
Третий этап заключительный
- Проведение развлечения «Масленица»
Этапы реализации проекта:
Первый этап - разработка проекта.
- предоставление информации родителям о предстоящем проекте;
- подбор методической литературы, дидактических и подвижных игр, презентации;
- подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы по теме проекта;
Второй этап - выполнение проекта.
- формирование у детей представления о русском народном празднике
- Показ презентации «Масленица»
Первый день недели называется «Встреча». В этот день делают куклу-чучело и строят снежные горки, и ,конечно же начинают печь блины.
Вторник называется «Заигрыши». В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр. Мы с ребятами тоже решили построить, но у нас была не просто горка, мы делали снежную юбку для Куклы-Масленицы изо льда.
- развивать умение украшать снежные постройки разноцветной водой;
Среда называется « Лакомка».
- формировать правила безопасного поведения с огнем;
- развитие мелкой и крупной моторики, равновесия и гибкости;
- развитие глазомера в метании блинов.
В этот день приходят в гости на блины. Блины пекут на огне и это часто небезопасно. Перед игрой мы поговорили о том, что может произойти, если неправильно обращаться с огнем. К нам в гости пришла печь, и мы с удовольствием поиграли. После этого мы с ребятами сделали блинчики из соленого теста, а потом раскрасили их.
Блинчиками мы накормили наших кукол и даже еще сделали лапшу собственного производства.
- Дидактическая игра «Разложи блины на сковороде по величине». Ребятам нужно было разложить блины на сковороде подходящего размер;
Четверг – Разгуляй, Широкий Четверток или Перелом. Гулянья идут полным ходом. Раньше люди совсем не работали и веселились. Устраивали кулачные бои, разные конкурсы и состязания, катания на лошадях. Выступают скоморохи, девушки водят хороводы и поют веселые песни;
Прослушивание песни «Мы давно блинов не ели», «Пришла к нам Масленица»;
- Подвижная игра «Карусель» (с обручами и лентами)
- упражнять детей ходьбе и беге по кругу, взявшись за обруч;
-развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции;
Подвижная игра «Гори, гори ярче» (В центре круга «Солнце» - на голову ребенку надевают шапочку в виде солнца. Дети хором произносят:
Гори солнце ярче, летом будет жарче, а зима теплее, а весна милее.
Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к солнцу и сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю» - «солнце догоняет детей.
Пятница – Тещины Вечерки. В этот праздничный день теща идет на блины к зятю. Пригласили и мы на семейную гостиную наших пап и мам, чтобы показать свое уважение и любовь;
Итоги
Во время проведения этого проекта ребята приобрели первичные знания о русском празднике Масленица, о названиях каждого дня и что на Руси делали в эти дни;
- обогатили словарь по данной теме;
- выучили новые подвижные игры;
- нарисовали «Колобок»;
провели развлечение.
Итоговое занятие : Развлечение " Масленница"
Цель:
Продолжить знакомить детей с народным праздником, обычаями и традициями.
- Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.
- Воспитывать у детей чувство музыкального ритма, правильно передавать несложные танцевальные движения.
Атрибуты (платки, кепки, фартуки, колпаки),обручи с лентами, метелки.
самовар, чай, скатерть, салфетки, варенье, мед, .
Ход развлечения:
Пританцовывая под рус.народную песню , дети выходят на участок, ( в центре стоит стол ,на нем самовар с баранками , угощениями ) выстраиваются полукругом, здороваются с гостями и приглашают всех на широкую Масленицу.
1.От души вас поздравляем
И сердечно приглашаем:
Все заботы бросьте,
Приходите в гости,
Прямо к нашему крыльцу
К нам на Масленицу.
Убедитесь сами:
Угостим блинами,
На сметане пышками,
Пирогами пышными,
Февралю - помашем,
Марту - "здравствуй" скажем .
- Февралю пришел конец,
Знает стар и даже юнец,
Сегодня Масленицы пришел черед,
Веселись, гуляй, народ!
Ведущий : Здравствуйте ,гости дорогие. Рады мы ,что вы пришли ,станцуем вместе от души
(под рус. народную мелодию дети и гости пляшут.)
Ведущий :
- Какие молодцы !
-Дети, какое сейчас время года?
- Какие вы знаете зимние месяцы?
-Какой народный праздник мы отмечаем в феврале? (Масленица)
Ведущий: В феврале люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы. Масленица — это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Ее встречали и провожали с неудержимой удалью. Масленицу в народе всегда любили и ласково называли «касаточка»,
«сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», « объедуха», «ясочка».
Масленица - это время, когда зима встречается с весной.
Дети исполняют частушки:
1.Мы частушки пропоем ,
Как мы Масленицу ждем,
Как тоскуем по блинам,
И по теплым вешним дням.
- Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя — Будьте счастливы, как мы!
. 3.Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.
4.Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.
5 .Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!
Ведущий: Да, на Руси этот праздник встречали песнями, плясками и веселыми играми.
(Дети водят хоровод под русскую народную песню «Во поле березка стояла»)
Ведущий: Что является символом Масленицы ,вы знаете?
-Правильно! Блины, непременный атрибут масленицы, имели и имеют ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являют собой символ солнца, которое все ярче разгорается, удлиняя дни. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица - это праздник встречи с солнышком.
Ведущий:
-Давайте, вместе с гостями споем песню и «Блиночки мои»
(Дети поют песню и сопровождают пение показом)
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Ой. блины, ой , блины.
Ой, блиночки мои.
Ведущий:
-А сейчас скорей давайте, гостей наших собирайте, будем весело играть ,весну в гости зазывать.
Игра «Гори, гори ясно!»
Играющие поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо - птички летят,
Колокольчики звенят:
Динь-дон, динь-дон,
Выбегай из круга вон!
Ведущий: Давайте пригласим наших гостей и поиграем с ними .Посмотрим ,кто быстрее на «волшебной метле» пройдет препятствия.
Проводится игра
-А мы с вами , будем дружно хлопать и ногами дружно топать .
Ведущий:
-Правильно говорят: «Как зима не злится, а весне покорится»
Потому что с каждым днем солнышко будет светить больше ,под его теплыми лучами снег будет быстро таять и скоро на деревьях появятся почки ,все звонче с каждым днем будут слышны голоса птиц.
А теперь в круг большой вставайте,
Ленты разбирайте
Веселой каруселью, праздник завершайте!
Под музыку дети , держась за ленты обруча играют в игру «Карусель» ( с ускорением)
Ребенок: Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте.
Дети уходят под музыку в группу ,где угощаются вкусным чаем с блинами.
Ход проекта
Этапы проектной деятельности | дата | Работа с детьми | Работа с родителями | Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды | |
I | Выбор темы | Тема проекта определена педагогом на основании тематической недели и Все Российского праздника Воспитатель раскрывает проблему – что такое масленица? Для чего мы празднуем этот праздник ? Где будем праздновать масленницу ? | Центр «Центр изобразительной деятельности», рисунки детей «ой блины, блины ой блиночки мои» | ||
Сбор сведений | 20.02. | В связи с этим использована модель 3-х вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы это будем делать? | Сообщили родительской общественности о начале реализации проекта и поместили в родительский уголок нашу модель 3-х вопросов. Воспитатель предложил родителям стать участниками проекта. Предложение было принято активно. Провести анкетирование . | Центр « Познания и Дидактической игры»: лото «Что понадобится для теста, чтобы испечь блины»? пазлы «Масленица» | |
Выбор проекта | 21.02 | Проводится общее обсуждение с детьми и записываются все ответы детей, после того как дети высказались составлена модель активности ребенка и взрослых в проекте. (Приложение 1) Педагог совместно с детьми определяет цель, намечает задачи для реализации поставленной цели. На этом этапе происходит вхождение детей в проект. Определили с детьми, в какой последовательности будем проводить мероприятия. | Разместили объявление о начале проекта на информационном стенде для родителей. | ||
II | Реализация проектов | 22.0-02.11 | Изучение литературы, подготовка материала, сбор сведений о масленице, проведение беседы, Беседа «Как на Руси Масленицу встречали!». Рассматривание картинки «Масленичные гуляния». | Работа над созданием презентации про «Масленицу» (по заданиям воспитателя). | Центр «Книги»: дополнили картиной «Масленичные гуляния» Центр «Музыки и театра» дополнить музыкальными композициями которые пели на масленичном гулянье. |
Подготовить контейнер с продуктами, приготовить рецепты , буклеты для родителей «С разными рецептами» | Подготовка продуктов | Организовать место для замешивания теста | |||
Сюжетно-ролевая игра- | Изготовление пособий для игры | Центр « Музыки и театра» дополнить костюмами, атрибутами для игры | |||
Совместный сбор макулатуры | Центр «Науки и природы» | ||||
Исследовательская деятельность: «Создание бумаги из макулатуры» | Подготовить материал для коллекции и исследовательской деятельности | Центр «Науки и природы» Внесение коллекции «Картон и бумага» | |||
Экскурсия в лес | Сопровождение детей при экскурсии | Сквер | |||
Продуктивная деятельность: создание подставок для пластилина из макулатуры
| Центр «Конструирования»: старые газеты, ножницы, клей. | ||||
III | Презентация | 10.11 | Презентация проделанной работы. | Приглашение, участие в роли зрителей | Музыкальный зал |
Подведение итогов взвешивание макулатуры, которую собрали в ходе проекта. Награждение участников. | Центр «Науки и природы» альбом с фотографиями участников | ||||
Презентация проекта для дошкольников ДОУ и родителей | Музыкальный зал Презентация проекта | ||||
Рефлексия проекта | Обсуждение проекта. |
Результат:
В результате проектной деятельности у детей были сформированы представления о русском народном празднике Масленица, символах праздника, народных гуляниях. Повысился интерес к народным подвижным играм, забавам, развлечениям. Проект способствовал развитию у детей любознательности, творческих способностей, двигательной активности. Все проводимые мероприятия были направлены на стремление изучить традиции родной страны.
Родители активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению с педагогами и сверстниками через совместную проектную деятельность
Педагог повышает профессиональный уровень, реализует свои творческие умения.
Пальчиковая игра «СОЛНЫШКО-ВЕДРЫШКО»
(Дети встают и повторяют за воспитателем:)
- Солнышко-вёдрышко! (Руки поднять вверх и развести в стороны).
Взойди поскорей,
Освети, обогрей (Руки развести перед собой).
Телят да ягнят, (Пальчиками правой руки «пробежаться» по левой руке снизу вверх).
Ещё маленьких ребят (Пальчиками левой руки «пробежаться» по правой руке сверху вниз).
Игра «Солнышко» для малышей
Нужно встать в круг и взяться за руки, ведущий в центре изображает солнышко. Дети ведут хоровод и поют:
Гори, солнце, ярче –
Лето будет жарче,
А зима теплее (круг сжимается),
А весна милее (круг расширяется).
Потом ведущий неожиданно кричит «Горю!!!». Это сигнал деткам разбегаться в разные стороны. А ведущий их ловит.
Игра Ледяные ворота.
Стихотворение для разучивания:
Радость – в каждый дом!
Встанем утром рано,
Напечём блинов
С творогом, сметаной,
С мёдом. Будь здоров!
С маслом и вареньем,
Вот Вам угощенье!
Закличка на Масленицу:
«Трынцы-брынцы, пекитесь, блинцы. Мажьтесь масленее — будет повкуснее»..
Пословицы , поговорки:
-«Как на масляной неделе в потолок блины летели»,
-«Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.»
-«Солнышко-вёдрышко, нарядись!
Солнышко-вёдрышко, покажись!»
Загадки на масленицу: (Автор загадок: Ирис Ревю)
Зиму с ней мы провожаем,
И Весну-Красну встречаем,
Ей блины вкусны пекут,
Даму эту как зовут?
Ответ: Масленица
Чучелом ее сжигаем,
Едим масло и блины,
И весну мы ожидаем,
Это — праздник старины.
Ответ: Масленица
С сыром, маслом и сметаной,
Дырчаты и румяны,
Ароматны и вкусны,
Аппетитные …(блины).
Масленица – день за днем.
Беседа с детьми
Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике — Масленице. Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник — Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника — это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла. Масленица называлась сырною неделю, на которой едят сыр, яйца. Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой, приговаривают: "Душа ли ты, моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости в тесовый дом, душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!" А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица!". Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: "Здравствуй, широкая Масленица!". Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица". Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день —блинища, во второй — блины, в третий — блинцы, в четвертый — блинчики, в пятый— блинки, в шестой — блиночки, в седьмой — царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца. Блин хорош не один. Блин не клин, брюхо не расколет! Как на масленой неделе из трубы блины летели! Уж вы, блины мои, уж блиночки мои! Широкая Масленица, мы тобою хвалимся, На горах катаемся, блинами объедаемся! На Масленой неделе выпекались ритуальные блины — олицетворение солнца; девушки водили хороводы, пели песни. В песнях говорилось об изобилии масла, сыра, творога. Парни и девушки надевали лучшие одежды. Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" — сжигают чучело, изображающее Масленицу. Масленица, прощай! А на тот год приезжай! Масленица, воротись! В новый год покажись! Прощай, Масленица! Прощай, красная! Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.
Понедельник — встреча. Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
Вторник — заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях.
Среда — лакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.
Четверг — широкий, разгуляй-четверток. В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
Пятница — тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.
Суббота — золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.
Воскресенье — прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили:"Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание детского сада "Звездочка"
Общие сведения, описание деятельности детского сада...
ОПИСАНИЕ «МОДЕЛИ» ВЫПУСКНИКА
ОПИСАНИЕ «МОДЕЛИ» ВЫПУСКНИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 1320...
Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». Тема: «Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима»».
Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». (Интегрированное занятие во второй младшей группе по развитию речи и изодеятельности.)Тема: «Рассматривание и описание карти...
Обмен опыта работы. Тема: «Задачи формирования навыков рассказывания.» (Составить рассказ – образец описания игрушки, соблюдая композицию описания).
Обмен опыта работы.Тема: «Задачи формирования навыков рассказывания.» (Составить рассказ – образец описания игрушки,соблюдая ком...
Описание предметов посуды; составление описания по предметной картине (2 младшая группа)
Программное содержание: образовательные: Систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении, материала, из которого она сделана; формировать умение называть части посуды и внешние...
Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». Тема: «Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима»»
Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». (Интегрированное занятие во второй младшей группе по развитию речи и изодеятельности.)Тема: «Рассматривани...
Презентация "Описание описание овощей и фруктов"
Презентация к конспекту по развитию речи "Описание овощей о фруктов"....