"Учим мыслить детей играя!"
занимательные факты (старшая группа)

Тупикова Наталья Андреевна

Доклад

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, помочь им войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

            Задачи: расширять знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; знакомить детей с деньгами разных стран, развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры; воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

Методы и приемы, которые применяла в работе с детьми, просмотр мульт – видео роликов, чтение рассказов и сказок, творческие игры, дидактические игры, интерактивные игры, сюжетно-ролевая игра.

Работа с детьми строилась в несколько этапов: первый  этап это знакомство детей с профессиями, которые приносят доход, и которую придется выбрать в дальнейшем, чтобы зарабатывать деньги и тратить их.

Просматривали мультфильмы:  Смешарики «Азбука финансовой грамотности», Азбука денег тетушки Совы «Работа и зарплата», читали,  сказки и рассказы финансовой направленности, после прочтения, которых дети делали выводы правильно или нет,  поступили герои, делали предположения как нужно поступить, находили верное решение.

На втором этапе в своей работе я использовала интерактивный «Банкомат Алма Банк»,  где поэтапно и очень подробно детям даются знания по финансовой грамотности и закрепляются интерактивными играми.  Начали мы с первого раздела, который называется  «Номинал денег», в нем просмотрели проморолик, где ребятам даются представления о том, какие бывают деньги :  монеты и банкноты, а затем полученные знания закрепляли на практике - игра  «Собери банкноту» - в ней дети из разрезанных картинок, собирали по памяти банкноту разного номинала, в игре «Найди размен» - дети научились крупную банкноту разменивать на более мелкую,  в игре «Номинал» - научились собрать монеты/банкноты от самого маленького номинала, до самого большого. Параллельно с интерактивными играми,  использовались дидактические игры:  «Хочу - Надо»,  «Доход - Расход», «Продолжи ряд», «Найди лишнее»,  «Найди и обведи только деньги», «Копилка», «Обменяй», демонстрация презентаций: «Деньги», «Купюры разных стран», «Для чего нужны деньги», творческие игры «Рисование денег для кукол», «Выдуманные монеты и банкноты ».

В интерактивной игре  «Больше - меньше», дети научились складывать сумму денег и сравнивать ее. Очень понравился ребятам виртуальный Банкомат, в процессе игры ребята  научились придумывать пин-код, вставлять виртуальную банковскую карту в банкомат – вносить и снимать деньги, игра получилась очень веселой, познавательной и интересной. Не менее интересен и виртуальный  «Магазин», где дети отправляются со списком необходимых товаров в магазин и выбирают нужные продукты в корзину, затем самостоятельно сканируют их и  расплачиваются, в этой игре дети научились выбирать только нужные продукты ,которые есть в списке, а не те которые хочется .

В игре «На что накопил?», мы с детьми  помогали мальчику посчитать деньги (банкноты и монеты) в копилке и выбрать подарок на который хватит денег, ребята научились считать сначала банкноты-  затем монеты, складывать сумму и правильно выбирать подарок.

 Заключительная игра дает ребенку почувствовать себя настоящим бизнесменом и дает применить все полученные знания и умения в процессе обучения называется она «Я - предприниматель» сначала ребята отправляются в магазин, чтобы купить продукты для имбирных пряников, затем в пекарне изготавливают и пекут их – в миску добавляют нужные продукты, взбивают миксером, раскатывают тесто и вырезают фигурки, после того как они испеклись ребята раскрашивают их,  в заключительном этапе,  на  ярмарке – продаем наши пряники, вырученные деньги раскладываем в кошельке, каждой банкноте свое место. В итоге мы подсчитали, сколько мы потратили на изготовление пряников, сколько заработали на их продаже и увидели прибыль.

Чтобы закрепить все полученные знания на практике мы с ребятами организовали сюжетно-ролевую игру «Магазин», где распределяли роли, готовили среду, изготавливали атрибуты (кошельки, ценники, вывески), дети самостоятельно тратили деньги. Играть детям очень понравилось, они постоянно меняли  товары (продукты питания, игрушки, бытовые приборы и др.),  хотели попробовать себя в разных ролях, применяли полученные знания.

На протяжении данной работы у детей были сформированы такие понятия основ финансовой грамотности как: 

  • деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
  • Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  • Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).

В результате освоения знаний по формированию финансовой грамотности дети научились в играх и повседневной жизни использовать деньги, пластиковые карты,  знать их цену, откуда они берутся,  уважать труд своих родителей, знают, как и где правильно их хранить. Совокупность методов и приемов, которые я использовала  дает эффективные результаты по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

ССылка на презентацию https://disk.yandex.ru/i/YGyp3PwKdG9QNA

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Учимся мыслить"

Чтобы подготовить ребенка к школе, необходимо научить ребенка научить мыслить. Роль мышления в развитии речи огромна. Усвоение  знаний об окружающем мире и о себе,овладение нормами поведения, при...

презентация для педсовета "Учимся мыслить"

Готовая презентация к выступлению на педагогическом совете по теме «Развитие познавательно - исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»...

Презентация "Учимся мыслить логично". Цель работы - развить логическое мышление дошкольников. Данные логические задачи доступны детям 4-7 лет.

В основу данной презентации положено пособие «Учимся мыслить логично» автора Зак А.З., психолога, который много лет изучает мышление детей....

Мыслим позитивно сами и учим этому детей.

Статья для педагогов и родителей по формированию позитивного мышления у детей....

Учимся мыслить логично

Учимся мыслить логично.Для успешного обучения в школе умение рассуждать играет большую роль. Учителя отмечают , что тот ученик , у которого хорошо развито логическое мышление, легче одноклассников пон...

Из опыта работы "Учимся мыслить, рассуждать, представлять"

Данные игровые упражнения рекомендовано педагогам и родителям...

Методический материал на развитие логики детей среднего возраста «Учимся мыслить логично»

Методический материал на развитие логики детей среднего возраста «Учимся мыслить логично»...