Проект "Яркий мир фольклора"
проект

Перец Юлия Олеговна

Актуальность

       На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

       Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.

       Основная задача педагога, как можно полнее познакомить воспитанников с русским народным творчеством, привить им любовь к русской музыкальной культуре и русским традициям. Сделать так, чтобы и они, в свою очередь, передали эту любовь своим детям.

       Проблема

       Проанализировав результаты работы с воспитанниками, был сделан вывод, что у детей недостаточный слуховой багаж произведений музыкального фольклораДля решения этой задачи и будет продолжаться работа с ребятами, педагогами и родителями по «вплетению» музыкального фольклора в жизнь ребенка.

       Цель проекта: создание условий для приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народным фольклором.

Задачи проекта:

  • формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора, традициями и обрядами русского народа;
  • познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов;
  • формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;
  • развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
  • развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;
  • развивать воображение, творческие и актерские способности;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь;
  • воспитывать нравственные качества личности дошкольника, устойчивый интерес и любовь к народному искусству.
  • воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yarkiy_mir_folklora_perets_yu.o.docx64.35 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД С. ЗОРКАЛЬЦЕВО» ТОМСКОГО РАЙОНА

 

Творческий проект

«Яркий мир фольклора»

для дошкольников 3-6 лет

C:\Users\Dell\Desktop\image026.jpg

 

Томск, 2022

       Разработчики: Перец Ю.О., старший воспитатель, Вострикова И.М., музыкальный руководитель.

       Участники: дети младшего и старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

      Тип проекта: практико-ориентированный, познавательно-творческий.

       По продолжительности: долгосрочный.

       По численному составу: межгрупповой.

       По  содержанию: интегративный.

       Образовательная область: речевое развитие.

       Интеграция в образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие,  физическое развитие.

       Срок реализации: сентябрь 2022 г. – май 2023 г.

       Актуальность

       На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

       Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.

       Основная задача педагога, как можно полнее познакомить воспитанников с русским народным творчеством, привить им любовь к русской музыкальной культуре и русским традициям. Сделать так, чтобы и они, в свою очередь, передали эту любовь своим детям.

       Проблема

       Проанализировав результаты работы с воспитанниками, был сделан вывод, что у детей недостаточный слуховой багаж произведений музыкального фольклораДля решения этой задачи и будет продолжаться работа с ребятами, педагогами и родителями по «вплетению» музыкального фольклора в жизнь ребенка.

       Цель проекта: создание условий для приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народным фольклором.

Задачи проекта:

  • формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора, традициями и обрядами русского народа;
  • познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов;
  • формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;
  • развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
  • развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;
  • развивать воображение, творческие и актерские способности;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь;
  • воспитывать нравственные качества личности дошкольника, устойчивый интерес и любовь к народному искусству.
  • воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

Ожидаемые результаты:

  • дети проявят активный интерес и желание заниматься музыкальным фольклором;
  • у детей будут сформированы навыки актёрского мастерства, коммуникативные способности;
  • воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения;
  • педагоги сделают вхождение в мир фольклора для ребёнка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым;
  • родители воспитанников приобретут опыт в изготовлении костюмов бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями;
  • будет создана модель взаимодействия детского сада и социума;
  • опыт работы по реализации проекта будет оформлен в виде презентации для рекомендации педагогам дошкольных учреждений ДОУ.

Необходимые условия реализации проекта

Владение педагогами особенными художественными средствами: умением петь, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах

Взаимодействие с семьями воспитанников и социумом по созданию предметно – развивающей среды и условий внесения в жизнь ДОУ детского фольклора

Активное сотворчество взрослых и детей, их общее переживание, чувство сопричастности с действиями героев народного фольклора, умение включиться в игровое взаимодействие с детьми, поощрение их творчества и фантазии

Данная работа рассчитана на следующие этапы, соответствующие возрастным  

     категориям дошкольного возраста:

  • младший (3-4 года) – введение в мир фольклора, знакомство с азами народной культуры;
  • старший дошкольный возраст (5-6 лет), активный этап освоения проекта.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством: 

  • заучивание потешек, прибауток, закличек;
  • использование пословиц, загадок, поговорок;
  • чтение художественной литературы;
  • использование пальчиковых игр, русских народных песен и танцев;
  • проведение русских народных подвижных игр;
  • использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
  • применение игрушек и изделий народных промыслов;
  • представление кукольного театра;
  • разыгрывание сценок и эпизодов сказок;
  • рассказ о народных обычаях и традициях;
  • смотр иллюстраций и презентаций о русском быте;
  • прослушивание произведений народного фольклора;
  • беседы, викторины, разъяснения.

Формы образовательной работы с детьми: 

  • Организованная образовательная деятельность.
  • Совместная деятельность.
  • Праздники и развлечения, театрализованная деятельность.
  • Наблюдения в быту и природе.
  • Экскурсии в музей и детскую библиотеку.
  • Организация концертных мероприятий, конкурсов рисунков и поделок.
  • Посещение тематических выставок.
  • Просмотр видеофильмов, слушание музыки.

Материально-техническое и методическое обеспечение:

  • музыкальные народные инструменты;
  • проектор, экран;
  • ТСО (видео- и аудиоаппаратура, компьютер); 
  • наборы СD - дисков, микрофоны и др.;
  • национальные костюмы;
  • демонстрационный материал;
  • дидактический и раздаточный материал;
  • в группах уголки ряженья для игровой, музыкальной и театрализованной деятельности;

Реализация проекта

I этап - организационно-подготовительный (10.09 -15.09)

  • обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
  • определение цели и задач проекта;
  • разработка плана-программы сотрудничества ДОУ, семьи и социума (заключение договоров о сотрудничестве);
  • мониторинг творческих способностей детей;
  • подбор методической и художественной литературы, пособий, атрибутов;
  • создание развивающей среды в группах для реализации проекта;
  • обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта;
  • анкетирование родителей по теме проекта.

II этап – основной-практический (16.09 – 20.05) 

Месяц

Формы работы

с детьми

Взаимодействие с педагогами

Сотрудничество с родителями и социумом

Сентябрь

  • Беседа с детьми о народных праздниках, обычаях, традициях.
  • Разучивание прибауток и потешек.
  • Работа с раскрасками (народные промыслы).
  • Просмотри презентации о народных музыкальных инструментах.
  • Консультация для воспитателей «Роль музыкального фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста».
  • Изготовление картотеки «Потешки для самых маленьких»
  • Изготовление дидактической игры «Математические пазлы для малышей «Народные промыслы России»
  • Анкетирование родителей по теме «Народные праздники и обычаи».
  • Посещение дворового клуба, разработка плана взаимодействия с дошкольниками

Октябрь

  • «Один за всех…» развлечение с народными подвижными играми.
  • Рассматривание с детьми методического пособия «Загадка жестовских узоров».
  •  Просмотр презентации о народных промыслах России
  • Дидактические игры с математическими пазлами («Народные промыслы России»)  
  • Семинар-практикум «Использование фольклора в процессе организации организованной образовательной деятельности» (обучение для педагогов ДОУ)
  • Изготовление картотеки народных подвижных игр.
  • Изготовление дидактических игр для малышей «Собери матрёшку», «Построй матрёшек по росту»
  • Папка-передвижка для родителей «Как приобщить ребёнка к русской культуре»
  • Консультация для родителей «Фольклорные народные игры».

Ноябрь

  • Пение пестушек с малышами.
  • Рассматривание с малышами картинок, иллюстраций, игрушек.
  • Заучивание потешек.
  • Исполнение попевок на детских музыкальных инструментах.
  • Организация выставки рисунков «Мой любимый праздник».
  • Изготовление картотеки «Пальчиковые потешки – малышам».
  • Подготовка презентации для педагогов «УНТ. Малые жанры фольклора»

Посещение библиотеки. Беседа о народных праздниках, традициях.

Декабрь

  • Разучивание считалочек.
  • «Русский чай» посиделки в горенке с использованием детского музыкального фольклора.
  • Работа с раскрасками.
  • Разучивание новых народных подвижных игр.
  • Изготовление картотеки «считалочки для дошкольников».
  • Изготовление детских музыкальных инструментов вместе с детьми
  • Организация выставки детских рисунков (раскрасок) «Моя матрёшечка»
  • Помощь в изготовлении папки раскрасок для малышей «Мои матрёшки».
  • Посещение дворового клуба, подготовка мероприятия «Давайте с вами поиграем»

январь

  • Знакомство детей с Рождественскими песнями и колядками.
  • Разучивание колядок
  • «Пришла коляда – отворяй ворота» развлечение.
  • Разыгрывание сценок
  • Разучивание потешек и прибауток с малышами.
  • Разучивание пальчиковой гимнастики
  • Подготовка костюмов и атрибутов для ряженья и проведение развлечения.
  • Изготовление презентации «Рождество» для ознакомления малышей с праздником.
  • Подготовка презентации «Славянские куклы-обереги. История и традиции»
  • Консультация для родителей «Приобщение к истории, традициям и культуре России».
  • Мастер-класс с родителями и детьми «Народные очумельцы» (изготовление оберегов)

Февраль

  • Беседа о празднике Масленице, о традициях, обрядах,

обычаях.

  • Знакомство с масленичными песнями.
  • Разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен.
  • Разгадывание загадок.
  • Организация детского оркестра народных инструментов, исполнение несложных песенок.
  • «Приди, весна» масленичные гуляния
  • Подготовка методического пособия «Народные пословицы и поговорки».
  • Изготовление пособия «Игры наших бабушек и дедушек»
  • Изготовление дидактической игры для малышей «Наряди матрёшечку»
  • Помощь в изготовлении атрибутов к праздникам, пошив костюмов.
  • Экскурсия в библиотеку «Выставка литературы о народных промыслах России», беседа.

Март

  • Беседа о праздновании «Пасхи».
  • Проведении русских народных игр: «Верба-вербочка», «Солнышко-вёдрышко», «Прялица
  • Знакомство с пасхальными песнями. Разучивание приговорок и пасхальных песен.
  • ОД «Раскрась пасхальное яичко»
  • Организация выставки творческих работ родителей и воспитанников «Наша Пасха».
  • Оформление картотеки музыкальных произведений, видео-материалов.
  • Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии речи дошкольников».
  • Посещение дворового клуба «Игры да потехи» (проведение народных подвижных игр)

Апрель

  • «Смех да веселье» развлечение для всех групп к 1 апреля
  • «День рождения матрёшки» ОД в старшей группе.
  • Изготовление с детьми кукол-оберегов (кукла-куватка) из ткани

  • Консультация для педагогов «Использование детского фольклора в образовательной деятельности по развитию речи».
  • Пополнение развивающей среды в группах атрибутами и костюмами для инсценирования сказок
  • Помощь родителей в изготовлении масок для театрализации

Май

  • День открытых дверей «Чем богаты, тем и рады».
  • Организация Дня открытых дверей «Чем богаты, тем и рады!»
  • Помощь в проведении Дня открытых дверей

3 этап – заключительный (обобщающий) 20.05 – 25.05

  • подведение итогов работы над проектом;
  • оформление материалов и презентации;
  • итоговая диагностика знаний, умений и навыков детей, полученных в ходе работы над проектом (беседы, наблюдения, игры).
  • обобщение опыта.

Результаты реализации проекта

Чтобы выявить результативность нашей работы по теме мы воспользовались диагностической картой, реализуемой в ДОУ.

 Было проведено диагностическое обследование детей    в начале и в конце реализации проекта. В процессе диагностики широко использовалось 
систематическое наблюдение за поведением детей в разных видах деятельности (игры, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная, конструктивная, театрализованная, музыкальная, элементарная трудовая деятельность и др.) Такие наблюдения нужны для того, чтобы проникнуть во внутренний мир каждого ребенка, определить уровень освоения им знаний по народной культуре. 
Индивидуальные беседы с использованием детской литературы, предметных и сюжетных картинок, сохранение и анализ продуктов детского творчества, игровые приемы дали нам возможность получить достоверные данные о накопленном опыте детей и сделать вывод об успешности проведенной работы в развитии детей. 
      Таким образом, педагогическая оценка помогла выстроить весь педагогический процесс наиболее эффективно с точки зрения развития каждого ребенка и всех групп детей в целом. Она дала возможность творчески подходить к обучению и воспитанию, получить хорошие результаты работы. Уровень развития детей, в основном, высокий и средний.


     Появились новые взгляды на организацию ежедневной деятельности педагогов с детьми.  

В работе с детьми:

  • Изложенные в проекте концепции, положения, идеи, наблюдения послужили основанием для построения педагогического процесса на основе ознакомлению детей с фольклором;
  • Проект позволил повысить качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. У детей возрос интерес к народной культуре, активизировалось познавательное и художественно-творческое развитие, сформировались задатки нравственных качеств.
  • Произошли существенные качественные изменения в сфере эмоциональной отзывчивости детей при восприятии фольклора, представлениях детей о фольклоре, их знаниях о народных играх и традициях.

В работе с педагогами:

  • Разработано перспективное планирование по использованию фольклора в работе с детьми разных возрастных подгрупп.
  • Сформировано умение самостоятельно моделировать организационно–педагогическую деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.

В работе с социумом и семьей:

  • Создана модель взаимодействия детского сада и социума по использованию произведений детского фольклора в развитии дошкольников.
  • По результатам анкетирования у родителей изменились взгляды на воспитание детей в домашних условиях.

По итогам анкетирования на начало проекта:

• 92% родителей считают, что дети должны знать народную культуру;

• 80% родителей с детьми празднуют дома народные праздники, 5% - празднуют не регулярно, а 15% считают не нужным;

• 90% родителей считают положительно, что в детском саду празднуются различные народные праздники;

• 25% родителей считают, что детям нравится русское народное творчество, 15% относятся к творчеству равнодушно, а 70% любят и слушают более современную и популярную музыку;

• 10% родителей с детьми слушают и поют дома русские народные песни, 45% не слушают совсем, а 45% или слушают по телевизору, или на городских мероприятиях;

• 41% родителей имеют какой-либо музыкальный инструмент, а 19% собираются приобрести музыкальный инструмент для обучения ребёнка в музыкальной школе, 40% родителей не имеют музыкальных инструментов и не собираются обучать детей музыке.

Теоретическая значимость:

Внедрение данного проекта вносит вклад в разработку проблемы приобщения детей к русской народной культуре, нравственно-патриотическому и познавательно – речевому развитию подрастающего поколения.

Практическая значимость проекта состоит в том, что разработанная технология использования детского фольклора в работе с детьми дошкольного возраста способствует совершенствованию процесса приобщения дошкольников к традиционной народной культуре, нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, приносит пользу родителям для занятий с детьми в семейном кругу.

Список литературы

  1. Бундарина Т.А Знакомство детей с русским народным творчеством С.Петербург, 1998\
  2. Боронина,Е.Г. «Оберег» Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду.‒ М.:, ‒Владос,1999
  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка М.Просвещение,1988
  4. Дзержинская И.Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и музыкальных руководителей детского сада (из опыта работы)-М.:Просвещение,1985-160с.
  5. Дошкольная педагогика,5 - издание, С. Л. Козлова, Т. А. Куликова, Москва, Академия 2004
  6. Закон РФ» Об образовании (в редакции 20.07.2004 года)
  7. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Как у наших у ворот», Композитор. С-Птб., 2016.
  8. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. М.,2006
  9. Картушина.М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников.  Управление дошкольного образования №5/2005
  10. Калинина Р.Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка. С.-Петербург, 2002
  11. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве Ж. Управление ДОУ 2008
  12. Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание №5.1993
  13. Князева О. Л. Маханёва, М. Д  Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
  14. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики, Новосибирск, Просвещение, 1987
  15. Науменко Г.М. «ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР В САДУ И ШКОЛЕ» М., 2015.
  16. Остроух Г.А. Музыкальный фольклор как средство музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание №1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.

Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...

Образовательная область "Чтение художественной литературы". Подготовительная группа. Русский фольклор. Фольклор народов мира.

Материал представляет собой сборник текстов художественных  произведений для детей подготовительной группы по разделам: "Русский фольклор", "Фольклор народов мира"....

Фольклор в детском чтении. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. РЕФЕРАТ

Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоцион...

Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника. Классификация и терминология детского музыкального фольклора.

Познакомить родителей с  с русским народным фольклором, приобщить родителей к русскому народному фольклору, дать представление о терминологии детского музыкального фольклора....

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возрастаФольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.Классификация и терминология детского музыкального фольклорСобирание и изу...

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...