Полифункциональная дидактическая игра – лото «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»
картотека (подготовительная группа)
Полифункциональная дидактическая игра – лото
«НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»
Цель игры: Приобщать детей к культурному наследию народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи игры: Закрепить знания о видах народного декоративно-прикладного искусства и центре развития промысла, основных мотивах росписей, обогащать зрительные впечатления, тренировать произвольное внимание, память, логическое мышление и мелкую моторику, формировать интерес и эстетический вкус у дошкольников.
Состав игры: 5 блок-конвертов: «хохлома», «городецкая роспись», «гжель», «дымковская роспись», «филимоновская игрушка». На центральной карточке блока (их по 6 штук на каждый блок-конверт) изображены изделия одного из народных промыслов. Ребёнок может выбрать себе любой понравившийся. И по 36 маленьких квадрат-карточек, выполненных в том же стиле. 2 вида рабочих полей (с картинками и без картинок) для разных вариантов игр.
Варианты и правила игры:
1. «Узнай, какая роспись»
Дидактические задачи:закрепить умения детей узнавать и называть ту или иную роспись, уметь обосновывать свой выбор, называть элементы росписи, основные цвета, отгадывать загадки. Воспитывать у детей чувство гордости за умельцев и мастеров родной страны.
2. «Лото с картинками»
Игровые правила:Участники игры берут по одному игровому полю с изображениями (их может быть и несколько) из одного или разных блок-конвертов. У ведущего маленькие квадрат-карточки, кладутся обратной стороной вверх. Ведущий достаёт по одной карточке, дети определяют, какая роспись и чья карточка. Выигрывает тот, кто первым закроет все карточки на своих "полях".
3. «Узнай роспись»
Игровые правила: Берётся пустое разлинованное поле. Игроки выбирают себе картинку с изображением промысла или её может выдать ведущий. Ведущий открывает по одной квадрат-карточке, спрашивает, что на ней изображено и кому нужна такая карточка, а участники подбирают их себе в соответствии с выбранным промыслом. Побеждает тот, кто первым полностью правильно соберёт свои блоки.
Игру можно проводить с одним ребёнком, а также в форме соревнования команд от 2 до 10 человек. При этом каждой команде выдаётся сразу несколько карт для одновременного заполнения.
4. «Найди лишнее»
Дидактические задачи: развитие логического мышления, установление причинно-следственных связей, умение видеть к какой группе предметов относится лишний предмет. Для игры нужны четыре квадрат-карточки, изображающие 4 предмета, один из которых отличается от остальных по одному или нескольким ключевым признакам.
Педагог предлагает воспитанникам рассмотреть изображения, назвать каждый объект и его предназначение, затем указать на 4 лишний предмет (постепенно число изображений можно увеличивать). Важно, чтобы дошкольник развёрнуто объяснил, почему выбрал именно этот объект.
В ходе игры могут появляться усложнения. Выставить можно 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно.
5. «Найди пару»
Дидактические задачи: закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, находить квадрат-картинку, соответствующую заданному виду промысла. Развивать внимательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.
Игровые правила: Игроки получают по 5 картинок разных видов промыслов и подбирают парную картинку по смыслу к каждому предмету из квадрат-карточек. Выигрывает тот, кто первым подберёт пары всех заданных промыслов.
6. «Мемори»
Игровые правила: На поверхность стола выкладываются по 8 квадрат-картинок 4-х разных промыслов изображением вниз. Игроки по очереди переворачивают по одной карточке и ищут пару определённому виду промысла. Если карточка подходит-игрок забирает её себе и имеет право на следующий ход. Если же нет-кладёт карточку на место изображением вниз. Все игроки стараются запомнить, где какие карточки лежат. В игре побеждает тот, кто первым соберёт большее количество карточек. Это самый внимательный игрок.
7. «Угадай и расскажи»
Дидактические задачи: закрепить знания детей о видах декоративно-прикладного искусства и народных промыслах. Закреплять умение узнавать роспись по изображению, объяснять свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.
Игровые правила: 5 игроков выбирают себе по 5 квадрат-карточек с любыми понравившимися изображениями. Игроки поочерёдно друг у друга вытаскивают карточку и отгадывают, изделие какого промысла изображено. Поощряется, если ребёнок может доказать правильность своего ответа и получить фишку.
8. «Что изменилось»
Дидактические задачи: закреплять представление о видах росписей, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять их.
Правила игры: Воспитатель или ведущий выкладывает перед игроками пять больших карточек с различными видами промыслов. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, игроки отворачиваются. Ведущий меняет карточки с изображениями местами, убирает какую-либо или добавляет новую. Задача играющих угадать, что изменилось. Игроки могут не только назвать новый предмет или тот, что убрал ведущий, но и описать его. Если задача решена, выбирается другой ведущий, игра продолжается.
9. «Музей народных промыслов»
Дидактические задачи: систематизировать знания детей о народных промыслах; воспитывать интерес к народной культуре, развивать эстетические представления и творчество.
Игровые действия: исполняя роль экскурсовода, каждый ребёнок рассказывает о понравившемся ему изделии, поясняя, чем именно оно ему понравилось.
10. «Как мы знаем народные промыслы»
Дидактические задачи: Дать оценку знаниям детей о народных промыслах. Игра носит контрольный характер.
Ребёнок закрывает глаза и пальчиком непроизвольно указывает на картинку. Открыв глаза, называет изделие, вид росписи, из какого материала сделана, где находится основной центр производства данного народного промысла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ «ЛОТО «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ...
Дидактическая игра-лото "Народная роспись"
Игра-лото для детей дошкольного возраста с разрезными картинками....
Дидактическая игра-лото "Народные промыслы
Задачи:1. закрепить знания детей о народных промыслах2. упражнять в правильном назывании предметов разных видов промыслов...
Дидактическая игра лото "Народное творчество"
Дидактическая игра лото "Народное творчество"...
Игра Лото «Народные промыслы»
Игра Лото «Народные промыслы» Подготовил воспитатель: Трибрат-Климак Е.В. Цель игры. 3накомство с различными народными промыслами; развитие внимания. Игру можно проводить как дома в паре ...
Игра-лото "Народные промыслы"
Развивающая игра для индивидуальных и групповых занятий с детьми 5-7 летЦель: закреплять знания детей о русских народных промыслах; развивать внимание и памяти.Комплектация игры: 7 карт с изображением...
Дидактическая игра Лото народные промыслы
Дидактическая игра лото-пазл «Народная роспись» Декоративно-прикладное искусство – уникальный мир духовных ценностей. Это тот корень, который питает все дерево культуры общества. Народ веками стремил...