Полифункциональная дидактическая игра – лото «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»
картотека (подготовительная группа)

Мальцева Светлана Викторовна

Полифункциональная дидактическая игра – лото

«НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»

           

Цель игры: Приобщать детей к культурному наследию народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи игры: Закрепить знания о видах народного декоративно-прикладного искусства и центре развития промысла, основных мотивах росписей, обогащать зрительные впечатления, тренировать произвольное внимание, память, логическое мышление и мелкую моторику, формировать интерес и эстетический вкус у дошкольников.

Состав игры: 5 блок-конвертов: «хохлома», «городецкая роспись», «гжель», «дымковская роспись», «филимоновская игрушка». На центральной карточке блока (их по 6 штук на каждый блок-конверт) изображены изделия одного из народных промыслов. Ребёнок может выбрать себе любой понравившийся. И по 36 маленьких квадрат-карточек, выполненных в том же стиле. 2 вида рабочих полей (с картинками и без картинок) для разных вариантов игр.

Варианты и правила игры:

1. «Узнай, какая роспись»   

                           

           Дидактические задачи:закрепить умения детей узнавать и называть ту или иную роспись, уметь обосновывать свой выбор, называть элементы росписи, основные цвета, отгадывать загадки.                       Воспитывать у детей чувство гордости за умельцев и мастеров родной страны.

 

2. «Лото с картинками»

Игровые правила:Участники игры берут по одному игровому полю с изображениями (их может быть и несколько) из одного или разных блок-конвертов. У ведущего маленькие квадрат-карточки, кладутся обратной стороной вверх. Ведущий достаёт по одной карточке, дети определяют, какая роспись и чья карточка. Выигрывает тот, кто первым закроет все карточки на своих "полях".

  

3. «Узнай роспись»

Игровые правила: Берётся пустое разлинованное поле. Игроки выбирают себе картинку с изображением промысла или её может выдать ведущий. Ведущий открывает по одной квадрат-карточке, спрашивает, что на ней изображено и кому нужна такая карточка, а участники подбирают их себе в соответствии с выбранным промыслом. Побеждает тот, кто первым полностью правильно соберёт свои блоки.

Игру можно проводить с одним ребёнком, а также в форме соревнования команд от 2 до 10 человек. При этом каждой команде выдаётся сразу несколько карт для одновременного заполнения.

4. «Найди лишнее»

Дидактические задачи: развитие логического мышления, установление причинно-следственных связей, умение видеть к какой группе предметов относится лишний предмет. Для игры нужны четыре квадрат-карточки, изображающие 4 предмета, один из которых отличается от остальных по одному или нескольким ключевым признакам.

Педагог предлагает воспитанникам рассмотреть изображения, назвать каждый объект и его предназначение, затем указать на 4 лишний предмет (постепенно число изображений можно увеличивать). Важно, чтобы дошкольник развёрнуто объяснил, почему выбрал именно этот объект.

В ходе игры могут появляться усложнения. Выставить можно 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно.

5. «Найди пару»

Дидактические задачи: закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, находить квадрат-картинку, соответствующую заданному виду промысла. Развивать внимательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Игровые правила: Игроки получают по 5 картинок разных видов промыслов и подбирают парную картинку по смыслу к каждому предмету из квадрат-карточек. Выигрывает тот, кто первым подберёт пары всех заданных промыслов.

 

6. «Мемори»

Игровые правила: На поверхность стола выкладываются по 8 квадрат-картинок 4-х разных промыслов изображением вниз. Игроки по очереди переворачивают по одной карточке и ищут пару определённому виду промысла. Если карточка подходит-игрок забирает её себе и имеет право на следующий ход. Если же нет-кладёт карточку на место изображением вниз. Все игроки стараются запомнить, где какие карточки лежат. В игре побеждает тот, кто первым соберёт большее количество карточек. Это самый внимательный игрок.

7. «Угадай и расскажи»

Дидактические задачи: закрепить знания детей о видах декоративно-прикладного искусства и народных  промыслах. Закреплять умение узнавать роспись по изображению, объяснять свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.

Игровые правила: 5 игроков выбирают себе по 5 квадрат-карточек с любыми понравившимися изображениями. Игроки поочерёдно друг у друга вытаскивают карточку и отгадывают, изделие какого промысла изображено. Поощряется, если ребёнок может доказать правильность своего ответа и получить фишку.

8. «Что изменилось»

Дидактические задачи: закреплять представление о видах росписей, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять их.

Правила игры: Воспитатель или ведущий выкладывает перед игроками пять больших карточек с различными видами промыслов. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, игроки отворачиваются. Ведущий меняет карточки с изображениями местами, убирает какую-либо или добавляет новую. Задача играющих угадать, что изменилось. Игроки могут не только назвать новый предмет или тот, что убрал ведущий, но и описать его. Если задача решена, выбирается другой ведущий, игра продолжается.

 

9. «Музей народных промыслов»

Дидактические задачи: систематизировать знания детей о народных промыслах; воспитывать интерес к народной культуре, развивать эстетические представления и творчество.

Игровые действия: исполняя роль экскурсовода, каждый ребёнок рассказывает о понравившемся ему изделии, поясняя, чем именно оно ему понравилось.

10. «Как мы знаем народные промыслы»

Дидактические задачи: Дать оценку знаниям детей о народных промыслах. Игра носит контрольный характер.

Ребёнок закрывает глаза и пальчиком непроизвольно указывает на картинку. Открыв глаза, называет изделие, вид росписи, из какого материала сделана, где находится основной центр производства данного народного промысла.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра-лото "Народная роспись"

Игра-лото для детей дошкольного возраста с разрезными картинками....

Дидактическая игра-лото "Народные промыслы

Задачи:1. закрепить знания детей о народных промыслах2. упражнять в правильном назывании предметов разных видов промыслов...

Дидактическая игра лото "Народное творчество"

Дидактическая игра лото "Народное творчество"...

Игра Лото «Народные промыслы»

Игра Лото «Народные промыслы» Подготовил воспитатель: Трибрат-Климак Е.В. Цель игры. 3накомство с различными народными промыслами; развитие внимания. Игру можно проводить как дома в паре ...

Игра-лото "Народные промыслы"

Развивающая игра для индивидуальных и групповых занятий с детьми 5-7 летЦель: закреплять знания детей о русских народных промыслах; развивать внимание и памяти.Комплектация игры: 7 карт с изображением...

Дидактическая игра Лото народные промыслы

Дидактическая игра лото-пазл «Народная роспись» Декоративно-прикладное искусство – уникальный мир духовных ценностей. Это тот корень, который питает все дерево культуры общества. Народ веками стремил...