программа "Мир равных возможностей"
рабочая программа (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга»
Принято на заседании Педагогического совета Протокол №__________ « »____________2022 г. | Утверждаю Заведующий МБДОУ детский сад «Радуга» ____________О.В. Синельникова « » ___________________2022 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
« Мир равных возможностей»
срок реализации – 1 год
Составитель: Педагог Д.О
Комашев Ч.Н.
2022г.
Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются базисные основы личности. Активно развиваются различные виды его самостоятельной деятельности. Возникает способность к произвольности поведения и инициативности как основа творчества, развивается воображение, речь, в ее коммуникативной и обобщающей знания ребенка функции. Эти и другие важнейшие качества формируются, прежде всего, в игре, специфической детской деятельности, приобретающей значение ведущей. Отечественные психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития.
Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре раскрывается перед ребенком мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры, нет и не может быть полноценного развития детей. В этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни.
Подчеркивая социальную значимость игрушек, и сравнивая их с мини предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представления об окружающем мире, можно отметить, что готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому.
В то время как даже самый маленький набор строительных элементов открывают ребенку новый мир. Манипулируя с элементами ЛЕГО, ребенок учится добру, творчеству, созиданию. Ребенок не потребляет, он творит: создает собственные предметы, мир и жизнь.
Введение государственных стандартов общего образования характеризуется усилением внимания педагогов к проблемам детей, имеющих особые образовательные потребности. Эффективность обучения этих детей связана с изучением специфики их развития и поиском способов психолого-педагогической помощи в процессе интеллектуально-личностного развития.
Мыслительная деятельность детей является сложным объектом изучения. Особенно важным представляется развитие наглядно-образной формы этой деятельности.
Мышление детей с отклонениями развития интеллектуальной сферы характеризуется как несформированностью отдельных мыслительных операций, так и нарушением развития мыслительной деятельности в целом. Отмечается поверхностность мышления, его направленность на случайные, единичные признаки, инертность, малоподвижность мыслительных процессов, склонность к копированию, подражательности.
Актуальность исследования заключается в том, что педагоги дошкольных образовательных организаций встали перед проблемой поиска эффективных технологий коррекционной работы с детьми с разными стартовыми возможностями.
Новизна программы. Данная программа составлена на основе методических рекомендаций Е.В.Фешиной «Конструирование в детском саду», «Методический комплект заданий к набору первые механизмы Legoeducation. Отличительная особенность и новизна программы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов Лего. Дошкольники проходят 4 этапа усвоения данной программы:1-восприятие; 2-мышление;3-действие;4-результат (продукт). По окончанию каждого занятия ребенок видит результат своей работы.
Внедрение разнообразных Лего-конструкторов во внеурочную деятельность детей разного возраста способствует многостороннему развитию личности ребенка.
И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления и возможность выполнение задания в игровой форме.
Лего - конструирование теснейшим образом связанно с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие речи, расширение словарного запаса. Созданные ЛЕГО-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, игры-театрализации.
Цели и задачи программы
Главной целью использования ЛЕГО - конструирования в системе дополнительного образования является решением трудных учебных задач при помощи увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться. Развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.
А также, развитие пространственных представлений через конструирование; развитие умения самостоятельно решать поставленные конструкторские задачи.
Основные задачи программы Лего- конструирования:
- обеспечивать комфортное самочувствие ребенка;
- учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить отличия и общие черты в конструкциях;
- закрепить понятия о плоских и объемных геометрических фигурах;
- учить создавать различные конструкции по рисунку, схеме, плану;
- способствовать приобретению навыков самостоятельной творческой конструкторской и проектно-исследовательской деятельности;
- развивать мышление и умение выразить свой замысел;
- развивать умения излагать мысли, находить ответы на вопросы.
Принципы организации
В работе по Лего - конструированию с дошкольниками применяются:
принципы реализации инновационного опыта:
-принцип последовательности;
-принцип наглядности;
-принцип доступности;
-принцип учёта индивидуальных особенностей,
-принцип интегрированного подхода.
методы и приёмы:
– наглядно-практические,
– словесные,
– проблемных ситуаций,
– систематизации знаний и умений,
– игровые.
виды занятий:
- конструирование по образцу,
- конструирование с опорой на схемы,
- конструирование по собственному замыслу.
Наборы ЛЕГО ДУПЛО наиболее доступны детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста с отклонениями в развитии. Крупные детали в этих наборах, окрашенные в основные цвета: красный, зеленый, желтый, синий, отличаются особой яркостью, разнообразием форм элементов, модификационностью, большим диапазоном типов построек и игровых ситуаций и очень нравятся детям.
ЛЕГО- элементы имеют достаточно большие размеры и разнообразны по форме. Основные элементы ЛЕГО напоминают кирпичики разных размеров. Их можно различать числом кнопочек, специальных прочных приспособлений для скрепления расположенных вертикально и горизонтально.
Обучение необходимо проводить живо, непринужденно, эмоционально. В этот период дети должны овладеть предметными действиями, для того чтобы впоследствии использовать их в творческой конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО и в процессе обучения.
Темы для конструирования подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач расширять кругозор ребенка в самых разных областях. Особенность программы является предоставление детям выбирать самостоятельно тот или иной конкретный объект конструирования в рамках схемы.
Воспитанники сначала обдумывают, а затем создают различные модели. При этом активизация усвоения материала достигается благодаря тому, что мозг и руки «работают вместе». Они ещё и вовлечены в игровую деятельность.
В процессе конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО педагог используют разнообразную систему работы:
– задания задает педагог, выполняются они детьми;
– задания формулируются ребенком и выполняются детьми и педагогом;
– задания задают дети друг другу;
– задания задает педагог, их выполняют родитель с ребенком.
В теме каждого занятия, кроме теоретических и практических знаний по конструированию, присутствует познавательная информация по ознакомлению с окружающим миром.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Возраст детей, участвующих в программе - от 5 до 7 лет.
Сроки реализации данной дополнительной образовательной программы
Срок реализации данной дополнительной образовательной программы составляет 1 год.
Формы и режим занятий
Основная форма занятий – индивидуальная.
Работа с конструктором ЛЕГО состоит из 2 этапов: знакомства и непосредственного обучения. Перед началом использования ЛЕГО на занятиях необходимо провести серии спонтанных игр, используя ЛЕГО - элементы, так как велико желание ребенка (и с нормальным интеллектуальным развитием, с речевыми отклонениями, имеющего умственную отсталость) потрогать, пощупать эти кирпичики и просто поиграть.
Занятия проводятся раз в неделю по 20 - 30 минут индивидуальное и групп (1–2 человек) Большое внимание уделяется анализу образца: дети учатся определять и называть постройку, её части, форму, цвет, величину конструктивных деталей.
- Организационный раздел
2.1. Перспективный план совместной образовательной деятельности
Первое полугодие:
- Учить называть детали лего-конструктора «Дупло»
- Простейшему анализу сооружённых построек (выделять форму, величину, цвет деталей)
- Выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями.
- Сравнивать предметы по длине и ширине.
- Обогащать речь словосочетаниями.
- Конструировать по образцу и условиям.
- Различать по цвету и форме.
- Развивать зрительно-моторную координацию при соединении деталей конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий.
Второе полугодие:
- Познакомить с новыми деталями.
- Учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное решение.
- Оформлять свой замысел путём предварительного называния будущей постройки.
- Развивать и поддерживать замысел в процессе развёртывания конструктивной деятельности, помогать её осуществлять.
- Формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу.
Ожидаемые результаты
К концу учебного года предполагается видеть следующие результаты обучения:
Дети будут знать:
- названия и различие деталей Лего-конструктора «DUPLO» ;
- о плоских и объемных геометрических фигурах и их параметрах;
- свободно оперирует изученными геометрическими и математическими понятиями;
- многообразие деталей «Лего» по форме, цвету, размеру и ориентироваться в них;
- способы скрепления Лего-деталей;
- конструировать по схеме, плану, условиям.
Дети будут уметь:
- работать в коллективе и паре;
- воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное решение.
- оформлять свой замысел путём предварительного называния будущей постройки.
-поддерживать замысел в процессе развёртывания конструктивной деятельности.
- конструировать по заданной схеме, учитывая прочность и устойчивость конструкции.
- различать геометрические фигуры независимо от их цвета и расположения;
- уметь объединять фигуры по цвету и форме;
- использовать Лего-постройки в играх театрализациях, сюжетно-ролевых играх.
Курс рассчитан на 32 часа.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Задачи | Количество часов | |
1. | Знакомство с ЛЕГО Спонтанная коллективная и индивидуальная игра детей с ЛЕГО. | Познакомить детей с конструктором ЛЕГО «Дупло». Создания простых построек по собственному замыслу. Научить спокойно воспринимать яркие ЛЕГО – элементы; сформировать навыки управления поведением. | 4 | |
2. | Обучение ЛЕГО-игре Знакомство с цветом ЛЕГО- элементов. | Знакомства с цветовой гаммой лего - элементов. | 1 | |
3. | Знакомство с формой ЛЕГО-элементов. Кирпичики. Игра «Найди деталь как у меня» | Закрепить цвет. Развивать внимание, речь, мышление. Знакомство с формой, отдельными частями ЛЕГО- элементов (кнопки). Учить детей применять приемы зрительного обследования формы. Закрепить способы соединения ЛЕГО деталей. Формировать умение различать и называть элементы конструктора. Научить детей воспринимать словесную инструкцию и выполнять ее, используя детали конструктора, выполнять действия по показу. | 2 | |
4. | Знакомство с формой ЛЕГО-элементов. Формочки. Игра «Принеси и покажи» | 3 | ||
5. | Знакомство с формой ЛЕГО-элементов. Кирпичики и формочки. Игра «Собери такую же» | 2 | ||
6. | «Формирование пространственных представлений о предметах». Игра «Разложи детали «Лего» Игра «Волшебный мешочек» | Продолжать знакомство с названиями деталей лего, учить различать и называть их. Понятия «длинный» - «короткий», «широкий»- «узкий», «низкий» - «высокий». Понятия «аналогичность», «симметричность». | 1 | |
7. | « Дом и мебель» Игра «Запомни и выложи ряд» | Учить строить по предложенным инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO; | 2 | |
8. | Моделирование заборов, оград. Тема: «Постройка ограды (вольер) для животных» Игра «Волшебный мешочек» | Продолжать знакомить детей с конструктором лего. Показать новые способы соединения деталей. | 2 | |
9. | «Деревья и кустарники» Игра «Чего не стало» | Познакомить с разными видами растений, развивать произвольное внимание, умение самостоятельно работать, собирать модель по чертежу, развивать речь, мышление. | 2 | |
10. | «Жираф, тигр и лев» Игра «Собери модель» | Закреплять представления о многообразии животного мира. Знакомство с обитателями зоопарка. Учить строить животных (тигр, лев и жирафа) из лего – конструктора. | 2 | |
11. | «Домашние животные» Игра «Запомни и выложи ряд» | Учить строить кошку, собаку. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. | 2 | |
12. | «Домашние птицы» | Закрепить название домашних птиц. Рассматривание схемы, подбор деталей, конструирование. Анализ полученной конструкции на соответствие деталей, правильности и прочности их скрепления. | 2 | |
13. | «Машина» | Учить конструировать модель автомобиля из лего – конструктора, используя схему. Учить правильно, соединять детали, совершенствовать конструктивные навыки детей. | 2 | |
14. | « Гоночная машина» | |||
15. | «Самолёт» | Формировать понятия: воздушный вид транспорта, закреплять знания о профессии лётчика. Учить строить самолёт по схеме, выделяя функциональные части. | 2 | |
16. | «Корабль, парусник» | Рассказать о водном транспорте. Учить правильно, соединять детали, совершенствовать конструктивные навыки детей. | 2 | |
17. | Итоговое занятие по курсу. | Составление собственного творческого проекта и защита его. | 1 | |
Итого: 32 |
Список литературы:
- Фешина Е.В. « Лего-конструирование в детском саду» - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с.
- Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
- Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.
- Парамонова Л. А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» – М.: Академия, 2009. – 97 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...
Эссе на тему «Специальное образование и инклюзивное образование - ступени равных возможностей».
Краевой профессиональный конкурс «От специальности к профессии - 2013 год»...
Выступление на предметном метод объединении учителей – логопедов Представление проекта: «Школа равных возможностей!»
Проект предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья, с целью боле лучших результатов по адаптации и социализации особенных детей....
Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Правильно - организованная коррекционно- развивающая среда- залог успешного получения образования...
"Образование детей с ограниченными возможностями здоровья : равные возможности - новые перспективы"
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.. ...
Открытый Московский Фестиваль "1+1": равные условия - равные возможности
В конкурсе участвовали воспитанники с особыми возможностями здоровья. Тренировались серьезно, осознано. Выступили достойно!...
Открытый московский фестиваль "1+1": равные условия - равные возможности.
В феврале 2023 года мои воспитанники группы "Солнышко" ДОП "Сказка", дети с ОВЗ и нормотипичные дети приняли участие в открытом московском фестивале "1+1": равные условия...