ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И LEGO-ТЕХНОЛОГИИ
статья
В данном обзоре рассматривается конструктивное творчество, а именно лего- конструирование, и его значимость в ранней профессиональной ориентации дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11.docx | 16.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
И LEGO-ТЕХНОЛОГИИ
В Стратегии развития воспитания Российской Федерации на период до 2025 года трудовое воспитание реализуется посредством содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. Приобщение к данной деятельности, способствует развитию представлений детей о различных профессиях. Учитывая веяние современного мира и технический прогресс, большинство дошкольников проявляют большой интерес к техническому творчеству. Дети, начиная с младшего дошкольного возраста, многим игрушкам предпочитают, именно, конструкторы, с интересом создавая разного рода постройки. Таким образом, явный интерес к техническому и конструктивному творчеству задает воспитателям направленность для выявления ранней профориентации у дошкольников и развития у них инженерно – конструкторского мышления. Подготовка к изучению технических наук - это одновременно и обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей. Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности дошкольников и развивать их в этом направлении. Это своего рода подготовительный курс к занятиям техническим творчеством в школьном возрасте.
Для развития конструктивных способностей детей была выбрана парциальная образовательная программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», так как в ходе педагогических наблюдений, бесед с детьми, решения конструкторских задач в играх, было выявлено, что технические наклонности воспитанников не соответствуют современному инженерно-конструкторскому мышлению. То есть, дети имеют представления о простейших постройках, но не имеют представления о профессиях проектировщика, конструктора, инженера, и соответственно, не знают последовательности создания построек.
Учитывая реалии современного мира и стремление родителей к получению детьми хорошего профессионального образования, а также в связи с потребностью государства в одаренных, творческих и способных самостоятельно создавать что-то новое специалистах, необходимо акцентировать внимание на ранней профориентации дошкольников, что позволит обеспечить становление высококвалифицированных кадров для промышленности и развитие инженерного мышления на начальном этапе образования. Для выполнения этой задачи важно подготовить специалистов, ориентирующихся не только в современном техническом прогрессе, но и умеющих планировать и предвидеть результат своей деятельности. Учитывая то, что дошкольный возраст, это – сензитивный период для закладки азов инженерного мышления, внедрение лего- технологии является актуальным. Данная технология сформирует привычку к интеллектуальному труду, поможет освоить и впоследствии самостоятельно разрабатывать высокие наукоемкие технологии, внедрять их в производство.
Современный инженер должен обладать умением создавать цепочку «исследование – конструирование – технология – изготовление – доведение до конечного потребителя – обеспечение эксплуатации», то есть осуществлять перенос научных идей в технологию, а затем и в производство.
Применение LEGO-технологии в дошкольном возрасте способствует не только развитию интереса дошкольников к конструированию, но и развивает мышление, логику, инженерное мышление, учит прогнозировать и предвидеть результат, а также способствует ранней профориентации подрастающего поколения. Задача знакомства детей с инженерными профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении.
Современная государственная политика в области образования, отраженная в Федеральном законе «Об образовании в РФ» ст.3, предполагает вариативность дошкольного образования и диктует спрос на профессии, требующие навыков работы с инновационными программируемыми устройствами, а также на изобретение и создание таких устройств.
Ранняя профориентация ребенка, по мнению многих педагогов, должна происходить в стенах дошкольного учреждения.
Ранняя профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого ребенка для оказания ему помощи для развития индивидуальных возможностей. Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.
Вопрос о развитии конструктивной деятельности, ее значении для умственного развития детей, специально изучался А.Р. Лурия. Им был сделан вывод о том, что упражнения в конструировании моделей действительно оказывает существенное влияние на развитие ребенка, радикально изменяя характер познавательной деятельности.
В дошкольном возрасте ребенок способен овладевать первоначальными практическими конструкторскими знаниями, самостоятельно выделять существенные признаки и устанавливать отношения и связи между деталями и предметами. Это открывает большие возможности для познавательного развития дошкольников средствами инновационных конструктивных технологий и обеспечивает адекватное особенностям дошкольников обучение.
В процессе образовательной деятельности, во время совместной деятельности педагога с детьми, а впоследствии, и в самостоятельной деятельности через обыгрывание различных ситуаций или повторение уже знакомых происходит обогащение сознания ребенка разнообразными представлениями о мире профессий.
Детское конструирование, в силу его созидательно-преобразующей природы, при определенной организации обучения может носить развивающий характер. Исследования Л.А. Парамоновой доказали, что конструирование в дошкольном возрасте может быть творческой развивающейся и развивающей деятельностью, если в ее процессе у ребенка формируется универсальная способность к построению новых конструкций и наделению их индивидуальным смыслом.
Опираясь на психолого-педагогические исследования вопросов психических процессов Н.Н. Поддъякова, а также об основополагающих характеристиках воображения, о «зоне ближайшего развития», об интеллектуализации аффекта» (Л.С. Выготский), об «предвосхищающих эмоциях» (А.В.Запорожец), которые позволяют учитывать закономерности психического и личностного развития детей, авторы опыта считают, что в процессе использования инновационных технологий создаются условия для профессиональной ориентации и становления сознания дошкольников.
Инновационные процессы в связи с тенденциями развития образования на современном этапе включают в себя разработку, распространение, освоение и применение нововведений внутри образовательной системы. Нововведение (инновация) в образовательной системе– сознательно инициируемое и целенаправленное реальное изменение, которое вносит в ее внутреннюю среду и строение новые, относительно стабильные элементы и отношения, содержащие в себе новшество и улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы как целого. Инновации в конструктивной деятельности с детьми дошкольного возраста представляют собой роботоконструирование из конструкторов нового поколения, позволяющее детям освоить основы робототехники, создавать и программировать модели. В процессе конструирования формируется умение планировать и прогнозировать, проводить исследования и таким образом получать представления о профессии инженера-конструктора.
С учетом того, что игра, а в старшем дошкольном возрасте – сюжетно-ролевая игра, является ведущим видом деятельности, задача педагогов состоит в том, чтобы организовать игру с элементами конструирования, с использованием современных ЛЕГО-технологий, для обогащения знаний детей и умения обыгрывать элементарные профессиональные навыки для систематизации знаний о технических профессиях .
Тенденции последних лет свидетельствуют о возможности ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста, поскольку в этом возрасте интенсивно развивается креативное мышление ребенка, следовательно, внедрение лего-технологий, конструирования и робототехники в детском саду становится одним из приоритетных направлений современного дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на тему :"Непрерывное профессиональное образование в ДОУ"( из опыта работы)
Система непрерывного профессионального образования педагогов в ДОУ...
Профессиональное образование лиц с нарушением слуха за рубежом
Учебный материал для студентов ВУЗов...
План профессионального образования воспитателя. Тема: Сенсорное воспитание детей через дидактические игры.
Тема:Сенсорное воспитание детей через дидактические игры.В этом документе дана цель, перспективный план работы работы по данной теме, используемая литература....
Профессиональное образование
Мое самообразование...
профессиональное образование
мое образование...
Индивидуальный план профессионального образования воспитателя Кондратьевой Т.Н.
В данном материале представлен индивидуальный план профессионального образования воспитателя Кондратьевой Татьяны Николаевны на 2015-2020 уч. г....
"Примерная документация инструктора по физической культуре дошкольной образовательной организации Ярославской области" Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образован
Информационно-методические материалы включают в себя примерную документацию инструктора по физической культуре, структурированную по ч...