Проект по сенсорному воспитанию детей 3-4 лет "Я познаю играя"
проект (младшая группа)

Дятлова Наталья Ильвировна

Организация работы педагога, направленная на повышение уровня сенсорного развития детей младшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_sensorike.docx30.98 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по сенсорному воспитанию детей 3-4 лет

«Я познаю играя»

План работы  по реализации проекта для второй младшей группы

«Ягодка»

 

Цель проекта: Создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей раннего возраста

 

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:   

  1. Определить уровень сенсорного развития детей раннего возраста.  

2.Воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельность. 

3.Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей, средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. 

  1. Формировать сенсорные представления детей о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. 
  2. Изготовить игры и пособия на развитие сенсорных навыков. 
  3. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.

Предполагаемые результаты:

  • Разработка системы сенсорного развития детей раннего возраста;
  • Дети получат представления о форме, величине, цвете предметов;
  • Дети могут группировать предметы по заданному признаку;
  • Дети освоят навыки действия с предметами домашнего обихода и игрушками, могут определять их положение в пространстве;
  • Родители получат необходимые педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста, примут активное участие в изготовлении пособий и оборудований по сенсорному развитию.

1-й этап (подготовительный) – поисково-теоретический (сентябрь – октябрь)

      1.Изучение литературы по данной проблеме, нормативно-правовых документов.

      2.Составление перспективного планирования по развитию сенсорного воспитания детей на учебный год.

      3.Анализ содержания предметно-пространственной  среды с учетом возраста детей.

2-й этап (основной) – организационно-технологический

(выполнение проекта) сентябрь – май

  1. Организация практической работы с детьми.
  2. Формирование устойчивого интереса, положительного отношения детей к занятиям.
  3. Формирование практических навыков.
  4. Работа с родителями воспитанников: наглядное информирование, открытые просмотры, консультации.

3-й этап (итоговый) – контрольно-регулирующий (май)

  1. Определение эффективности проведённой работы

2.Проведение анализа полученных результатов

  1. Доработка проекта с учетом внесённых корректив.

 

Работа с детьми

1.Проведение итоговой диагностики 

Работа с родителями

1.Составление информационных листов и памяток.

2.Определение уровня компетенции родителей по организации проектов с детьми, желание сотрудничать с педагогом.

3.Повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

 

Перспективный план по сенсорному развитию

 

Содержание работы

Сроки

Проведения НОД

Тема: «Знакомство с величиной предметов»

Цель: учить детей выполнять простейшие действия с предметами (вынимать и вкладывать), обогащать сенсорный опыт малышей в процессе знакомства с большими и маленькими игрушками.

Тема «Большая и маленькая собачка». 

Цель: обращать внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов большая и маленькая к повторению фраз.

Тема: «Найди такой же листик».

Цель: Познакомить детей с желтым цветом закрепить знание красного и зеленого цветов. Учить соотносить предмет по цвету. 

Тема «Помоги куклам найти свои игрушки». 

Цель: закрепить у детей умение группировать и соотносить их по цвету.

Тема «Чудесный мешочек». 

Цель: научить детей раскладывать предметы по форме, называть форму: кубик, шарик, кирпичик.

Тема «Поймай рыбку». 

Цель: Учить различать и называть их, выполнять простые действия с предметами, познакомить с понятием «много».

Тема: «Складывание двухместной матрешки»

Цель. Учить детей выполнять простые действия с предметами: открывать и закрывать матрешки, вкладывать и вынимать предметы. Обогащать сенсорный опыт малышей при знакомстве с величиной. Продолжать применять в речи понятия слов большой, маленький.

Тема: «В гости к матрешке».

Цель: закреплять умение: внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы, длина: короткий, длинный, величина: большой, маленький, цвет: желтый, красный, развивать наглядно-образное мышление, воспитывать культуру поведения (учить детей здороваться и прощаться).

«Воздушный шарик»

Цель: обогащать сенсорный опыт детей путем выделения формы предметов, обведения их по контору поочередно то одной, то другой рукой. Учить детей изображать предметы округлой формы (шар); различать цвета, правильно называть их.

Дидактические игры:

«Коврик с картинками» (цвет)

«Матрешки» (величина)

«Крупа» (Тактильные ощущения)

«Фигура» (цвет, геометрические фигуры)

«Вкладыши-стаканчики» (величина, цвет)

«Шарики на стержнях» (цвет)

«Веселая полянка» (цвет, мелкая моторика)

Выкладывание цветной мозаики на тему: «Елочки и грибочки»

Настольные дидактические игры:

«Игра-малышка. Цвет» (цвет)

«Большой-маленький» (величина)

«Прищепки» (цвет, мелкая моторика)

Просмотр презентаций:

« Фигуры»

«Цвета»

«Большой-маленький, много-один»

Разучивание стихотворений, пальчиковых игр, физминуток.

Изготовление развивающих пособий:

«Разноцветные шумелки»

«Пересыпалочки» 

«Озорные ладошки» 

«Сенсорное панно с пуговицами»   и т.д.

Проведение индивидуальной работы с детьми.

Проведение итоговой диагностики.

Работа с родителями:

Консультации:

«Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?»;

«Дидактическаяигрушка – в жизни ребенка»;

 «Как занять малыша с пользой для ума»;

«Пальчиковые игры»;

«Возрастные особенности развития детей раннего возраста»; «Возрастные особенности развития моторики и координации».

Анкетирование родителей.

Родительские собрания (онлайн)

Сентябрь

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

 

Методические рекомендации для родителей по созданию развивающей предметно-пространственной среды в семье.

Для детей 2,5 – 4 года.

  • Развивающую среду разумно дополнить следующими предметами:
  • Разрезные картинки, кубики с картинками;
  • Парные картинки;
  • Трехместные матрешки, пирамидки, формы-вкладыши;
  • Несколько видов мозаики;
  • Разнообразные некомплектные конструкторы;
  • Игрушки с разным принципом звукоизвлечения (пианино, бубен, маракасы, гитара, трещотка и др.); и банки разного размера;
  • Шнуровки, застегивающиеся коврики.
  • Машинки крупные и средние, куклы разной величины,  мебель;
  • Игрушечные животные;
  • Тканевые мячики;
  • Книги с реальными изображениями животных, окружающих предметов.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Консультация для родителей младшей группы

«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.). Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития. Интеллектуальное развитие осуществляется в процессе игр их самостоятельной деятельности. Сенсорный чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущение в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы.

Каково же значение сенсорного воспитания?

Значение состоит в том, что сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый), формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.), величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.), вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный), обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.).

Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.) Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.) Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.).

Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребёнка.

Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об окружающем мире. 

Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

В семье необходимо создать предметно-развивающую среду. Игрушки ребёнка должны быть изготовлены из различных материалов, игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.

Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука.

Шумящие и гремящие игрушки можно изготовить самостоятельно. Необходимо иметь несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги с изображением окружающих предметов, животных.

Уважаемые родители! Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.

1.Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.

2.Говорите с ребенком- сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои  суждения.

3.Задавайте ребенку как можно больше вопросов.

4.Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.

5.Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение — это всегда немного общение «навырост».

6.По возможности, много путешествуйте с ребенком.

7.Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».

8.Ходите с ребенком в музеи.

9.Проводите совместные наблюдения и опыты.

10.Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.

11.Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.

Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.

Путь дошкольника очень – ответственный. Поэтому нам надо помнить: все, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе, а Вам родители нужно только развивать способности Вашего ребёнка, ценить его потенциал и помогать ему во всём.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

 

Родительское собрание на тему

«Роль родителя в сенсорном воспитании»

Задачи:

  1. Повысить уровень знаний родителей по сенсорному развитию младших дошкольников
  2. Раскрыть понятие «дидактическая игра» и как она влияет на обогащение словаря детей
  3. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости у родителей по данной проблеме
  4. Предложить родителям подборку дидактических игр по сенсорному воспитанию для применения в домашних условиях

Ожидаемые результаты:

– активное включение родителей в практическую и игровую деятельность

– повышение уровня знаний родителей по сенсорному развитию младших дошкольников

– желание применять полученные знания в семье

Материалы и оборудование:

– дидактические игры по теме,

  1. Приветствие.

Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы с вами поговорим о сенсорном воспитании и о том, как оно влияет на развитие детей младшего дошкольного возраста. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, кожа, которая обладает чувствительностью, позволяющей осязать предмет, игрушку. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Вот об этом мы с вами сегодня поговорим.

  1. Вступительное слово.

Главной составляющей полноценного развития детей в младшем дошкольном возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форма, цвет, величина и пространственные отношения. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно развивает наблюдательность, готовит к реальной жизни, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, обогащает словарный запас детей.

Ведущим видом деятельности детей данного возраста является игра, она оказывает особое воздействие на его познавательное развитие. С детьми младшего дошкольного возраста проводятся игры – занятия, в которых усвоение материала проходит незаметно для малышей, в практической деятельности.

А сейчас вам предлагаю перечень дидактических игр, направленных на развитие сенсорных представлений детей:

– «Разложи по величине»

– «Найди пару»

– «Найди фигуру такую же, как эта»

– «Найди предмет такого же цвета»

– «Отбери фигуры»

– «Из чего сделано»

– «Кто в домике живет»

– «Игры с пробками»

– Игра «Песочница»

А теперь я предлагаю вам родители стать детьми и поиграть в некоторые из перечисленных игр.

1.Игра «Песочница» на кухне

Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

2.Игра «Мозаика из пробок»

Подберите пуговицы разного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник).

3.Игра «Шагаем в пробках»

Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаем устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог. 

 Мишка косолапый, по лесу идёт…

Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.

  1. Пальчиковая гимнастика

Устали пальчики от такой ходьбы?! Им тоже надо отдохнуть.  Предлагаем сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят Ваши малыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой), поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:

Сильно кусает котенок-глупыш,                                                            

 Он думает, это не палец, а мышь.        

Смена рук.

Но я, же играю с тобою, малыш,                                                        

 А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.

А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать…что?

Яблоко! А ещё?

  1. «Найди пару»
  2. «Найди предмет, такого же цвета»        

Мы вас познакомили с некоторыми дидактическими играми, рассказали о том, как они влияют на развитие детей в младшем дошкольном возрасте

Заключительное слово.

В заключении хотелось бы поблагодарить вас за активное участие в нашей сегодняшней встрече и выразить надежду на дальнейшее успешное сотрудничество. А ещё хочется предложить вам дома со своими детьми активнее заниматься развитием сенсорного восприятия с использованием дидактических игр, которые совсем не сложно и не долго изготовить в домашних условиях. В этом вам поможет памятка, которую сейчас получит каждый из вас.

 

Список литературы

 

  1. Аралова М.А. «Игры с детьми раннего возраста». М., 2011 г.
  2. Божкова И.Г. «Обучение в игре» Конспекты коррекционно-развивающих занятий по математике и развитию речи для детей 3-4 лет. Волгоград изд. «Учитель» 2008
  3. Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности». М., 2014 г.
  4. Калмыкова Л.Н. «Здравствуй, пальчик! Как живешь?» – Учитель 2014;
  5. Хохрякова Ю.М. «Сенсорное воспитание детей раннего возраста». М., 2014 г.
  6. Чирикова С.В «Родительские собрания в детском саду». М., 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста "Я познаю мир"

Целью проекта стало  создание оптимальных условий обучения, направленного на повышение сенсорного уровня развития детей 2 младшей группы....

Проект "Радуга" Сенсорное воспитание детей раннего возраста

План реализации проекта.№Этапы проектаМероприятияСроки1.Подготовительный1.Взаимодействие с родителями.2.Поставка цели и задач.3.Методическое сопровождение.1. Составление диагностических карт.2. Провед...

Проект "Радуга" Сенсорное воспитание детей раннего возраста

План реализации проекта.№Этапы проектаМероприятияСроки1.Подготовительный1.Взаимодействие с родителями.2.Поставка цели и задач.3.Методическое сопровождение.1. Составление диагностических карт.2. Провед...

Проект "Радуга" Сенсорное воспитание детей раннего возраста

План реализации проекта.№Этапы проектаМероприятияСроки1.Подготовительный1.Взаимодействие с родителями.2.Поставка цели и задач.3.Методическое сопровождение.1. Составление диагностических карт.2. Провед...

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Познаем мир природы с помощью игры»

Игра как средство экологического образования дошкольников это формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение пр...