отчет по самообразованию на тему: "Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста"
материал
Актуальность темы.
Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена и проанализирована информация о состоянии здоровья и уровне физического развития дошкольников.
Проблемы:
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.
От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.
Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu_na_temu.docx | 27.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию на тему:
«Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста»
Актуальность темы.
Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена и проанализирована информация о состоянии здоровья и уровне физического развития дошкольников.
Проблемы:
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.
От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.
Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни.
Цель:
Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Задачи:
- сформировать у детей адекватное представление об окружающем человеке (о строении собственного тела);
- помочь ребенку создать целостное представление о своем теле,
- осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
- формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
- привить навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
- развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;
- формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.
Участники:
1.воспитатели;
2.родители;
3.медработник.
4. дошкольники.
Предполагаемый результат:
1.Овладение навыками ЗОЖ детьми;
2.Снижение заболеваемости в детском саду;
3.Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода;
4.Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников;
5.Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
Методические приемы:
►рассказы и беседы;
► моделирование различных ситуаций;
► рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
► сюжетно-ролевые игры;
►дидактические игры;
►игры-забавы;
► подвижные игры;
► малоподвижные игры;
► пальчиковая и дыхательная гимнастика;
► самомассаж;
► физкультминутки.
Формы работы:
- утренняя гимнастика (ежедневно);
- физкультурные занятия;
- прогулки с включением подвижных игр;
- зрительная, дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях
- оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
- физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
- закаливание;
- физкультурные досуги;
- беседы;
- консультации;
- родительские собрания
План работы самообразованию
Тема: «Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста»
Цели:
- расширять и закреплять представление детей о пользе для здоровья овощей, о сборе урожая и использовании в пищу различных частей огородных растений;
- формировать представления о значении санитарно-гигиенических процедур для здоровья человека;
- формировать представления дошкольников о здоровье и болезненном состоянии человека; раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил;
- формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений, приобщать детей к спорту;
- формировать у детей представления об особенностях жизни в большом городе; о факторах окружающей среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека;
- формировать у дошкольников осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье.
Задачи: охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность;
- объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной оздоровительной работы;
- формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью;
- воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры;
- развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость и др., приобщать детей к спорту;
- способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта;
- усвоить правила питания и закрепить представление о пользе овощей и фруктов;
- закреплять представления о влиянии природных факторов окружающей среды на здоровье.
Месяц | Формы работы | ||
С детьми | С педагогами | С родителями | |
Сентябрь | Индивидуальная работа: | Консультация для воспитателей младшей и средней группы | Анкетирование родителей |
Групповая работа: |
|
| |
Октябрь | Индивидуальная: Аппликация на тему: «Орешки для Белочки». | Консультация «Необычное в обычном» |
|
Групповая: Раскрашиваем продукты, полезные для здоровья. |
| Беседы с родителями | |
Ноябрь | Индивидуальная работа: Беседа «Гигиена тела. | Консультация для воспитателей | Консультация «Рисование с помощью предметов домашнего обихода» |
Групповая работа: Беседа о: «Значение для здоровья санитарно-гигиенических процедур», «Р |
| Советы- чтобы сберечь органы слуха. | |
Декабрь | Индивидуальная работа: Загадки про микробы. Д.И. «Назови полезный продукт». | Консультация для воспитателей «Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях» | Консультации родителей о профилактики заболеваний. |
Групповая работа: Беседы по теме: Признаки здоровья и болезни. Игры: «Наденем белые перчатки», |
| Консультации родителей о профилактики заболеваний | |
Январь | Индивидуальная работа Раскраски «Побеждай микробы, играя!». | Консультация для воспитателей по теме «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды» | передвижка «Здоровый образ жизни семьи» |
Групповая работа: Загадки про микробы. |
|
| |
Февраль | Индивидуальная работа: Закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр. | Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» | Консультация «Развитие мелкой моторики рук через пальчиковое рисование» |
| Групповая работа: Беседы по теме: «Утренняя гимнастика», «Оздоровительный бег», «Утренняя гимнастика». |
|
|
Март | Индивидуальная работа: «Мои защитники: кожа, ногти, волосы» | Открытое занятие «Лучики Здоровья» |
|
Групповая работа: Пальчиковая гимнастика: «Дом», «Гости», «Горшок», «Комар», «Котик», «Апельсин». |
| Индивидуальные консультации по развитию мелкой моторики рук | |
Апрель | Индивидуальная работа: Дидактические игры: «Мой день», «Как вырасти здоровым?», | Консультация для педагогов «Здоровый образ жизни дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи» |
|
Групповая работа: Беседа «Особенности жизни в большом городе» Рассказать о факторах угрозы здоровью (шум, загрязнение окружающей среды, интенсивные транспортные потоки, много людей). |
| Дать задание родителям- во время прогулки понаблюдать за движением транспорта на улице. Обратить внимание на загрязненность зеленых насаждений вблизи дорог. | |
Май | Индивидуальная работа: Д.И. Виды спорта» | Консультация для педагогов «Пусть наши дети будут здоровыми!» |
|
Групповая работа: |
|
|
В завершении своей работы по данной теме, я совершенствовала знания,как правильно прививать ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Повысила эффективность в воспитательно-образовательной работе с целью повышения уровня знаний о ЗОЖ.
Я считаю, что такой подход в организации формирования здорового образа жизни способствует укреплению физического, психологического здоровья ребёнка и снижению роста заболеваемости. Дети овладели навыками ЗОЖ, улучшились соматические показатели здоровья и показатели физической подготовленности. Приобретённые навыки помогут детям осознанно выбрать здоровый образ жизни.
В.А. Сухомлинский писал:
«Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей».
.
Литература:
1. Программа дошкольного образования «от рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. Шукшина С. Е. Я и мое тело: пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. – М.: Школьная Пресса, 2004г.
3. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.:АРКТИ, 2002г.
4. Лазарева Н. Н. Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребёнка: Методические рекомендации для работников ДОУ // Н. Н. Лазарева, А. А. Асташкина. Тольятти, 2004г.
5. Яковлева Т. С. "Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду" - М.:Школьная Пресса, 2006г.
6. Павлова М. А., Лысогорская М. В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» -Волгоград, Издательство «Учитель», 2012г.
7. Брязгунов И. П. «Научите детей не болеть» -Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004г.
8. Новикова И. М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» -М.: Мозаика-Синтез, 2010г.
9. Научно-практический журнал «Медработник» Дошкольного Образовательного Учреждения №3, 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: "Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста"
В сообщении рассказывается как важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спор...
Самообразование воспитателя на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАСТИТЕЛЬНЫМ МИРОМ"
План работы и отчет по самообразованию воспитателя....
План по самообразованию на тему «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения».
Проблема формирования основ безопасного поведения детей на дорогах является актуальной в педагогической теории и практике дошкольных образовательных учреждений....
Семинар - практикум для педагогов ДОУ по теме "Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"
Задача семинара: систематизировать знания педагогов по развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха детей дошкольного возраста.Ход семинара.1. Вводная...
План по самообразованию по теме: «Формирование художественно – эстетической направленности у детей дошкольного возраста посредством росписи на ткани »
Роспись по ткани – очень древнее и вечно юное искусство. Никогда не выходят из моды уникальные рукотворные предметы интерьера и одежда, расписанная кистью художника. Ведущие потребности ребенка ...
Самообразование по теме "Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора"
Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество.Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его...
Отчёт по самообразованию на тему «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр».
Цель: Изучение особенностей дидактических и сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста как средства формирования финансовой грамотности...