Артикуляционная гимнастика на музыкальных занятиях
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Немкова Илонна Владиславовна

Артикуляционная гимнастика на музыкальных занятиях

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ПЕРЕД ПЕНИЕМ

на музыкальных занятиях в детском саду

Основная цель: выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произношению фонем.

 Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях: — формировать артикуляцию различных звуков; — закреплять артикуляционные уклады различных звуков в слогах, словах, фразах; — совершенствовать подвижность и точность движений языка и губ (активизация движений кончика языка, выполнение дифференцированных движений кончиком языка, отграничение движений языка и нижней челюсти); — увеличить объем слуховой памяти и внимания; — учить выделять сильные доли в цепочке слогов; — развивать музыкальную память, запоминания текста песен; — совершенствовать дикцию; — развивать чувство ритма; — совершенствовать пространственную ориентировку в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперед-назад. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На моих музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет с хлопками под музыку, а так же в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной и продолжаться не более 3-х минут перед пением. Упражнения выполняем с детьми сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, ноги и руки находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого и, если есть возможность, свое лицо в зеркале.

https://i.mycdn.me/image?id=835758524629&t=3&plc=WEB&tkn=*A1L0w9b49OrA8-__PZQyj7GKxMc

Артикуляционная гимнастика перед пением

в подготовительной к школе группе

СЕНТЯБРЬ

Заборчик-улыбка-трубочка

Из зубов заборчик строй,

Губы широко открой.

А теперь смыкаем зубы

И в улыбке тянем губы.

Будем в трубы дуть стараться.

Губы в «улыбке», зубы смыкаются «трубочкой», «заборчик» - правая рука лежит на левой, так чтобы кончики пальцев касались локтя противоположной руки.

ОКТЯБРЬ

Желобок

Я послушный язычок Превращаю в желобок.

Узкий, узкий желобок,

По нему ручей течёт.

Язык лежит на нижней губе, кончик узкий, а боковые края загнуты в желобок. Ладони соединены, от кистей до кончиков мизинцев.

НОЯБРЬ

Грибок

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять –

Гриб мне надо удержать.

Язык присасывается к нёбу, рот широко открыт, чтобы растянулась уздечка языка. Одна рука стоит на столе, ладонь сжата в кулак. Вторая лежит на кулаке (шляпка).

ДЕКАБРЬ

Иголочка

Я иголку острую

Для шитья готовлю.

Крепко я её держу,

Никого не уколю.

Рот приоткрыт, кончик языка узкий, губы не касаются языка, ладонь одной руки сжата в кулак, пальцы другой собраны в «пучок» и «воткнуты» в другую руку.

ЯНВАРЬ

Качели

Эх, раз, ещё раз.

Мы качаемся сейчас.

Вверх-вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим.

Язык, не касаясь губ кончиком, производит движения вверх-вниз, руки ладонями вниз.

ФЕВРАЛЬ

Гармошка

На гармошке мы играем,

Рот пошире открываем.

Челюсть вверх, челюсть вниз,

Ты смотри, не ошибись.

Язык присасывается к нёбу, нижняя челюсть то опускается, то  поднимается, растягивая уздечку языка. Руки сжаты в «замок». Кисти отводятся в стороны, разжимая «замок» и возвращаются в исходное положение.

МАРТ

Барабан

В барабан мы бьём

Нашим язычком.

Громкий, громкий звук,

Слышен звонкий стук.

Язык ударяет по верхней стороне д-д-д. пальцы одной руки соединяются с пальцами другой на каждый удар языка.

АПРЕЛЬ

Часики

Мой весёлый язычок,

Словно маятник часов.

Вправо-влево, вправо-влево,

Он всегда ходить готов.

Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, касаясь уголков рта. Руки ладонями вниз, качаются вправо-влево.

МАЙ

Непослушный язычок

Провинился язычок,

Ничего сказать не смог.

Мы его похлопаем,

Губками пошлёпаем.

Широкий язык лежит на нижней губе, а верхняя губа ударяет по нему: пя-пя-пя. Ладони рук ударяют по коленям.

ИЮНЬ

Чашечка

Мы чаёк горячий

Будем пить на даче.

Чашечку мы держим

Крепче, крепче, крепче.

Язык удерживает «чашечку», локоть левой руки на столе, ладонь сжата в кулак, правая лежит на кулаке (чашечка).

ИЮЛЬ

Лошадка

Скачем, скачем на лошадке,

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают, язычок им помогает.

Языком «присосаться» к нёбу и щёлкать им под хлопки ладоней.

Артикуляционная гимнастика перед пением

в старшей группе

СЕНТЯБРЬ

Улыбка-трубочка

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнёмся малышам.

А теперь сужаем губы,

Словно дуем, дуем в трубы.

Губы то в улыбке, то трубочкой. Все пальцы рук, кроме больших, сцеплены. Локти отведены в стороны (улыбка). Кисти рук соединяются, образуя из ладоней круг (трубочка).

ОКТЯБРЬ

Лопатка

Язычок наш, как лопатка,

Очень ровный, очень гладкий.

А такой лопаткой

И копать приятно.

Широкий язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт. Левая рука согнута, ладонь сжата в кулак, правая сверху ладонью вверх.

НОЯБРЬ

Горка

Горка длинная у нас,

Мы прокатимся сейчас.

Ты на горке удержись,

Плавно, медленно катись.

Язык выгибается к нижним зубам, нижняя челюсть опущена. Ладонь одной руки сжата в кулак, кисть второй лежит на первой, а пальцами касается стола (горка).

ДЕКАБРЬ

Вкусное варенье

Мы сегодня ели

Вкусное варенье.

А теперь по кругу

Мы оближем губы.

Язык по часовой стрелке облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Ладони движутся сначала в правую сторону (вместе с языком), затем в левую.

ЯНВАРЬ

Грибок

Язычком грибок держу,

Ни за что не положу.

А руками соберу грибочков

Много я в лесу.

Языком выполнять движение «грибок». Руки попеременно строят «грибок», язык присасывается к нёбу.

ФЕВРАЛЬ

Часики-качели

Вправо, влево язычок,

Словно маятник часов.

Вверх-вниз, вверх-вниз,

На качелях удержись.

Язык влево-вправо, вверх-вниз. Также ладонями.

МАРТ

Иголочка

Я иголкой острой шью,

Никого не уколю.

Я иголочку втыкаю,

Ей руками помогаю.

Языком выполнять движение «иголочка». У левой руки пальцы растопырены, правая сжата в кулак. Одним пальцем тыкать между пальцами левой руки.

 

АПРЕЛЬ

Блюдечко

Крепче блюдечко держи, язычок не урони.

А руками помоги,

Есть всё время подноси.

Языком выполнять движение «блюдечко». Ладони в форме блюдечка попеременно подносятся ко рту.

МАЙ

Желобок

Я послушный язычок Превращаю в желобок.

Узкий, узкий желобок,

По нему ручей течёт.

Язык лежит на нижней губе, кончик узкий, а боковые края загнуты в желобок. Ладони соединены, от кистей до кончиков мизинцев.

ИЮНЬ

Непослушный язычок

Провинился язычок,

Ничего сказать не смог.

Мы его похлопаем,

Губками пошлёпаем.

Широкий язык лежит на нижней губе, а верхняя губа ударяет по нему: пя-пя-пя. Ладони рук ударяют по коленям.

ИЮЛЬ

Чищу зубы

Чищу зубы чисто, чисто

И снаружи, и внутри.

Я хочу, чтоб всегда были

Белые они.

Языком проводят сначала по внешней поверхности зубов, а затем по внутренней. Ладонью правой руки проводим по внешней стороне руки, затем по внутренней.

Артикуляционная гимнастика перед пением

в средней группе

СЕНТЯБРЬ

Змеиный язычок

Рот открыт, язык вытянут, как можно дальше вперёд. Медленно двигается вправо-влево, вверх-вниз.

ОКТЯБРЬ

Уколы

Острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки, стараясь сильно надавить.

НОЯБРЬ

Чей длиннее язычок?

Вытянуть язык, как можно дальше. Попытаться достать им до носа, подбородка, внешней стороны щёк.

 

ДЕКАБРЬ

Лошадка

Фыркать, как лошадка, губы дрожат.

ЯНВАРЬ

Едем на машине

Заводим мотор машины: р-р-р. крутой поворот – звук усиливается, наскочили на кочку, проехали «лежащего полицейского», едем по шоссе.

ФЕВРАЛЬ

Трубочка-улыбочка

Вытянуть губы вперёд «трубочкой». Растянуть их в улыбке, не показывая зубы.

МАРТ

Весёлая дудочка

Вытягивать вперёд сомкнутые губы и двигать ими по кругу вправо-влево.

 

АПРЕЛЬ

Послушные губки

Обиделись (нижняя губа вниз). Улыбка. Нижняя губа на верхнюю взобралась, посмотрела, что там вдалеке и на место вернулась.

Верхняя на нижнюю спустилась, посмотрела, что там внизу и на место вернулась.

МАЙ

Потерялся котёнок  

Произнести «мяу», широко открывая рот, поворачивая голову влево-вправо.

ИЮНЬ

Непослушная свечка

Сделать бесшумный вдох через нос, подуть тихонько (через улыбку) на воображаемую свечу. Свеча не гаснет. Сложить губы трубочкой и дунуть чуть сильнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ»

«Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ» (старшая группа) .Цель: с помощью артикуляционной и пальчиковой гимнастик вырабатывать у детей старшей группы техник...

Артикуляционная гимнастика. Для индивидуальных занятий с детьми

Упражнения на каждую группу звуков, для индивидуальных занятий с детьми. С занимательным картинным материалом....

План-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ»

«Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ» (старшая группа) .Цель: с помощью артикуляционной и пальчиковой гимнастик вырабатывать у детей старшей группы техник...

«Дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях в ДОУ» Рекомендации для музыкальных руководителей.

Система музыкально - оздоровительной работы предполагает использование на музыкальном занятии здоровье - сберегающих технологий, одним из которых является дыхательная гимнастика.Предлагается комплекс ...

Артикуляционная гимнастика на музыкальных занятиях.

При разучивании песен на музыкальных занятиях часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно пропевают отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Взрослые мог...

Артикуляционная гимнастика на музыкальных занятиях

Артиукляционные упражнения на музыкальных занятиях...