Транслирование опыта
материал

Галуза Ирина Сергеевна

Материалы к пункту 3.5

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение высшего образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Сургутский государственный педагогический университет»

Отдел дополнительного образования

Галуза Ирина Сергеевна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НОД ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ГРУППЫ С ТНР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  СОЦИО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «МИР ДИКИХ ЖИВОТНЫХ»

аттестационная работа

Исполнитель: Галуза Ирина Сергеевна 

        

(подпись)

Оценка         

Преподаватель: Богатая О.Ф., старший преподаватель_________________________________

                                           (подпись)

Сургут 2020 г

Цель: коррекция и формирование всех компонентов речевой системы у детей с тяжёлыми нарушениями речи возраста 5-6 лет с помощью данной методологии, создание социально-игровой технологии.

Задачи:

  1. Развитие у детей мелкой моторики, зрительного восприятия.
  2. Формирование грамматического строя речи.
  3. Устранение дефектов звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
  4. Развитие коммуникативности, успешности в общении.
  5. Воспитывать у детей усидчивость, внимание, активность в работе.

Предварительная работа: чтение стихотворений о животных, рассматривание иллюстраций и фотографий на тему «Дикие животные», заучивание стихотворения «Лиса» Т. Патракаева, прослушивание аудио-материала «В мире животных».

Оборудование: игровой, среднего размера мяч; карточки с дикими животными Севера, изображения разного количества животных одного вида на нескольких карточках; пластилин (специальный «песок»); карточки с жилищами диких животных разного типа; зеркало для артикуляционных упражнений.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.  Сообщение темы занятия ведущим специалистом, отгадывание загадок по заданной теме.

А) Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её?...(Лиса)    

Б) Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (Бобры)                                                  

В) Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёных.

Любит снежные луга. (Олень)

Г) Вперевалку зверь идёт

По малину и по мёд.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (Медведь)

Дети отгадывают загадки, на доску выставляются предметные картинки диких животных. Беседа:

- о ком сегодня на занятии мы будем говорить?

- почему мы называем их дикими?

- чем питаются эти животные? (хищники и травоядные)

2. Упражнение «Скажи наоборот» с использованием мяча. Дети должны логически обдумывать свои действия и речь в форме развивающей игры, нужно закончить высказывания и отдать мячик обратно ведущему-специалисту.

У волка длинный хвост, а у медведя…                                           Лось большой, а заяц…

Белка слабая, а волк…                                                     Лиса хищное животное, а заяц…

  1. Дыхательная гимнастика. Упражнение «Ворона», цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох-разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «кар-р-р», максимально растягивая звук [р].

Упражнение «Сердитый ёжик», цель: развитие плавного и длительного выдоха.

ИП: встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте как ёжик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите,  произнеся на выходе «п-ф-ф» - звук издаваемый сердитым ёжиком, а затем «ф-р-р» - а это уже довольный  ёжик. Повторять с детьми три-пять раз.

  1. Упражнение «Подбери, назови, запомни!». Воспитанникам нужно закончить высказывания (подобрать как можно больше слов, схожих по признакам и действиям к объектам). Пример:

Белка (какая?) – рыжая, маленькая, быстрая, ловкая, пушистая…

Белка (что делает?) – ищёт, закапывает, лазает, прячет…

  1. Упражнение «Было-стало» с помощью карточек. Детям показываются изображения с одним количеством животных на ней и соответственно меняют её на ту, где животных одного вида больше/меньше, чем на предыдущей. Воспитанники должны правильно произнести число и его форму. Пример:

Было…пять зайчат – стало…два зайчонка;

Было… трое медвежат – стало…3 медвежонка;

Было…четыре ежа – стало…семь ежей.

  1. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Необыкновенные следы». Ребёнок берёт кусочек пластилина (специального «песка» для лепки), раскатывает его и разминает по поверхности листа или досточки. Дальше он/она надавливает на данную поверхность пальцами, ладошками и кулачками для имитации следов различных животных.

Упражнение «Звери». Выполнение:

Зайцы спрятались от волка.

Чья-то им досталась норка…

(Прячут по одному пальцы одной руки в «норку» - колечко, сделанную другой рукой)

Серый волк зубами щёлк –

(Соединяют по очереди большой палец с другими)

Ах, какой зубастый волк!

(Руки к щекам, качают головой)

Белочка в своём дупле

Орешки щёлкает в тепле.

(Щелчки пальцами)

Пересчитала мама медвежат –

В берлоге все послушные лежат.

(Соединяют соответствующие пальцы рук друг с другом, пальцы в замок).

  1. Рассмотреть вместе с детьми картинки с изображением диких животных, отметить их внешний вид и признаки. Уточнить названия частей тел. Рассказать, кто где живёт (берлога, дупло, нора, логово). Вспомнить, кто чем питается. Закрепить в словаре обобщающее понятие «дикие животные».
  2. Артикуляционные упражнения.

Упражнение «Зайчик», цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

Описание: ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется 10 раз.

Упражнение «Обезьянка», цель: отрабатывать движения языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

За нижнюю губку заложен язык –

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

Описание: чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

Упражнение «Бобёр»,цель: тренировать подъём языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

За верхнюю губку заложен язык –

Бобёр никому уступать не привык.

Описание: чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

Упражнения «Обезьянка» и «Бобёр» лучше всего чередовать.

После проведенной гимнастики рассадить детей на свои места и перейти к рефлексии.

  1. Итог занятия, оценка деятельности воспитанников по поставленным ранее задачам. Задать вопросы детям: « О чём бы они хотели рассказать своим родителям после этого занятия?»,  «Что хотели бы ещё узнать о диких животных?»,  «Что было интересного на занятии?».

Использованные ресурсы:

  1. Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/06/12/kartoteka-dyhatelnoy-gimnastiki-dlya-detey-6-7-let-s-tnr , свободный - (18.09.2020).
  2. Гладкина М.А.Картотека Артикуляционные упражнения для детей 6-7 лет с ТНР [Электронный ресурс] /М.А. Гладкина// 2019. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/06/12/kartoteka-artikulyatsionnye-uprazhneniya-dlya-detey-6-7-let-s-tnr , свободный - (17.09.2020).
  3. Программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fautizmy-net.ru%2Fprogramma-dlya-detey-s-tyazhelyimi-narusheniyami-rechi%2F , свободный – (19.09.2020)
  4. Ведущий образовательный портал России [Электронный ресурс] // Методическая разработка НОД для детей с ТНР. - URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-nod-dlya-detej-s-tnr-4126544.html , свободный - (19.09.2020).


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи

в подготовительной группе

«Лесные жители»

Цель: развитие связной речи у детей. 

Задачи:

Образовательные: систематизировать знания детей о диких животных, через словесные дидактические игры; закрепить знания детей о диких животных: особенностях внешнего вида, семье, повадках, питании; упражнять в образовании качественных прилагательных.

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание; развивать связную речь.

Воспитательные: воспитывать интерес, желание помочь, доброе отношение к животным; воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание картин «Дикие животные».

Материал: изображение «осенний лист», картинки с изображением животных, картинки питание для животных, карточка со словами: школа, музыкальное сопровождение (звуки леса), разноцветные конверты (изображения для загадок), маски на ободке с изображением животных, ламинированные изображения листьев (для лесной тропы), сюжетные картинки (для коллективного рассказывания), медальки для вручения детям.

Ход.

В группу входят гости.

Воспитатель. Ребята давайте возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга и тех и наших гостей.

В этот чудесный осенний день

Нам здороваться не лень

Шлем привет мы всем вокруг.

Я твой друг и ты мой друг!

Шлем привет мы всем гостям.

Очень, очень рады вам!

- емкость Ребята, щепяной пока мы с предъявить вами олеандр ходили на частное гимнастику, М.М вдовица проветривала щепяной группу, и к нам в экспорт окно емкость залетел подготовительный осенний экспорт листок. щебенка Воспитатель эмиссия берет химикат листок и щепяной обнаруживает на нем желание письмо хворост (демонстрирует хвойный детям минимум находку). юстиция Спрашивает у ловушка воспитанников: эмиссия «Ребята, здание давайте экспорт посмотрим от вдовица кого же это заканчивать письмо и что в нем подготовительный написано?». юрисдикция Зачитывается щебенка текст здание письма:

 

Дорогие юстиция ребята!

Срочно юстиция приходите,

Срочно юстиция помогите!

Происходят юстиция чудеса,

Не юстиция поделим мы эмиссия леса.

Мы юстиция забыли, кто мы эмиссия есть,

Что нам юстиция пить и что нам эмиссия есть.

Выручайте, юстиция приходите.

И нас юстиция срочно эмиссия помирите.

(лесные юстиция жители)

- Скажите, кто юстиция живёт в эмиссия лесу? исполин (дети хвойный перечисляют хвойный животных)

- А что это за юстиция животные? эмиссия (дикие)

- юстиция Почему они так эмиссия называются? исполин (живут в хвойный лесу, хвойный сами здание добывают нарасти себе шелест еду)

- Как вы юстиция думаете, мы эмиссия сможем исполин помочь?

- юстиция Тогда эмиссия давайте исполин поспешим. хвойный Пойдем по хвойный этой здание тропинке.

Воспитанники и юстиция гости эмиссия спускаются в исполин музыкальный хвойный зал. хвойный Дети здание входят в зал под нарасти музыкальное шелест сопровождение юрисдикция (звуки честный леса), юрисдикция педагог добрать обращает ловушка внимание цветной детей на юрисдикция лесную хвойный тропинку.

Воспитатель:

Тропинка, подготовительный тропинка,

Ты нас подготовительный проведи,

Пойдём за подготовительный тобою,

А ты подготовительный впереди.

Гости подготовительный рассаживаются в жительство зале, а заканчивать педагог с экспорт детьми по чувство тропинке желание походит к шелест магнитной щепяной доске.

- подготовительный Куда мы с жительство вами заканчивать пришли? (в экспорт лес) чувство Посмотрите, желание ребята шелест внимательно, что щепяной необычного в юстиция этом феномен лесу? (не финансы видно хвойный животных) а что это за ловушка разноцветные феномен конверты? здание Воспитатель хвойный заглядывает в химикат конверт. объем Здесь гладкий изображено юрисдикция животное, но, организованного чтобы химикат увидеть цветной его, феномен надо добрать отгадать олеандр загадку.

1. Все подъезд время по организованного лесу он щепяной рыщет,

Он в подъезд кустах организованного кого-то щепяной ищет.Из организованного кустов беднеть зубами емкость щёлк,Кто химикат скажите, хвойный это… эмиссия (волк)2.Хозяин жительство леснойПросыпается щепяной весной,А гладкий зимой под ловушка вьюжный гладкий войСпит в щебенка избушке хворост снеговой? организованного (медведь)3.За жительство деревьями, химикат кустамиПромелькнула здание будто щепяной пламя,Промелькнула, щепяной пробежала, емкость -Нет ни организованного дома, ни землепользование пожара. хвойный (лиса)4. Кто по объем ёлкам гладкий ловко заканчивать скачетИ артикул взлетает на частное дубы?Кто в олеандр дупле цветной орехи хвойный прячет,

Сушит на химикат зиму феномен грибы? беднеть (белка)

5.Ловко химикат прыгает феномен зверек,

Вместо химикат хвостика феномен пушок. (заяц)

 

-Молодцы! химикат Справились с феномен загадками, беднеть всех химикат животных чувство увидели. ловушка Ребята, подготовительный здесь артикул какая-то форпост корзинка здание стоит. хвойный Давайте форпост посмотрим, что в щепяной ней. экзамен (угощение для экзамен животных) честный Правильно. жительство Кого и чем вы эмиссия накормите? эмиссия (Медведю юрисдикция -мед, щепяной ягоды. емкость Белке – землепользование орехи, хворост шишки. желание Зайцу – ловушка веточку, химикат листья. щебенка Волку хвойный –мясо. добрать Лисе – заканчивать мышей, минимум зайцев.)

 

Молодцы, емкость нашли щепяной всех предъявить животных, олеандр рассказали о частное них, вдовица накормили. щепяной Идем экспорт дальше.

Тропинка, емкость тропинка,

Ты нас емкость проведи,

Пойдём за емкость тобою,

А ты емкость впереди.

- емкость Ребята, щепяной посмотрите, я предъявить вижу олеандр впереди частное табличку с вдовица надписью. щепяной Давайте экспорт прочтем, что на ней емкость написано? подготовительный (Школа) экспорт Здесь щебенка учатся эмиссия зверята – химикат детеныши щепяной лесных желание животных. хворост Назовите их? хвойный (лисята, минимум зайчата, юстиция медвежата, ловушка волчата, эмиссия бельчата) А вы здание хотите экспорт превратиться в вдовица лесных заканчивать зверят и подготовительный поучиться в юрисдикция лесной щебенка школе?Дети здание рассаживаются за щепяной столы (на экспорт которых химикат подготовлены цейтнот маски с цветной изображением предъявить животных).

- А подготовительный сейчас, по жительство моим заканчивать словам, вы экспорт превратитесь в чувство лесных желание жителей.

Девочки и подготовительный мальчики

Вокруг подготовительный себя жительство повернись,

В подготовительный лесных жительство зверят заканчивать превратись. экспорт (дети чувство надевают желание маски и шелест превращаются в щепяной зверей).

А в подготовительный каких жительство зверят вы заканчивать превратились мы экспорт сейчас чувство узнаем! желание (спрашиваю у шелест детей за щепяной каждым юстиция столом в феномен кого они финансы превратились).

Звенит подготовительный колокольчик.

- подготовительный Начинаем жительство первый заканчивать урок. Но экспорт сначала нам чувство нужно желание подготовить наш шелест речевой щепяной аппарат. юстиция Проводится феномен артикуляционная финансы гимнастика.

«Хомячок»

Языком подготовительный давить жительство стараюсь,

В подготовительный щёку жительство сильно заканчивать упираюсь.Раздалась моя экспорт щека,Как чувство мешок у желание хомяка.

- подъезд Сейчас за организованного каждый щепяной стол я организованного раздам по беднеть сюжетной емкость картинке. химикат Ваша хвойный задача эмиссия придумать жительство краткий щепяной рассказ по гладкий картинке, ловушка распределить кто гладкий будет щебенка начинать, хворост продолжать и организованного заканчивать жительство рассказ. химикат Дети здание вызываются по щепяной очереди и щепяной повествуют емкость свои организованного истории.

Звонит подъезд колокольчик.

- подъезд Перемена.

Физкультминутка. « Мишка подъезд вылез из организованного берлоги…»

Мишка подъезд вылез из организованного берлоги,

Огляделся на подъезд пороге                    Повороты организованного влево - щепяной вправо.

Чтоб подъезд скорей организованного набраться щепяной сил,

Головой подъезд медведь организованного крутил. Вращения щепяной головой.

Наклонился подъезд взад вперёд,      Наклоны организованного вперёд и щепяной назад.

Вот он по подъезд лесу организованного идёт.

Ищет подъезд мишка организованного корешки                Наклоны: щепяной коснуться организованного ступней

И подъезд трухлявые организованного пеньки.        

Наконец подъезд медведь организованного наелся

И на емкость брёвнышко щепяной уселся. Дети предъявить садятся.  

 

- емкость Следующие щепяной задание, а предъявить теперь олеандр нужно частное будет вдовица продолжить щепяной предложение за экспорт мной и емкость назвать, где дом подготовительный зверят? Я экспорт буду щебенка спрашивать, а вы эмиссия отвечайте.

емкость зайчат дом …  (под щепяной кустом)

У емкость лисят дом … ( Нора )

- У емкость волчат дом … щепяной (Логово.)

- У емкость медвежат дом … щепяной (Берлога.)

У емкость бельчат дом … щепяной (Дупло.)

 

- А юстиция теперь эмиссия назовем исполин семью хвойный животных.

- юстиция Заячья эмиссия семья: исполин заяц, хвойный зайчиха, хвойный зайчата.- здание Медвежья нарасти семья: шелест медведь, юрисдикция медведица, честный медвежата.

- юстиция Лисья эмиссия семья: исполин лис, хвойный лиса, хвойный лисята.- здание Волчья нарасти семья: шелест волк, юрисдикция волчица, честный волчата.

Звонит юстиция колокольчик.

 

- юстиция Уроки эмиссия закончены. исполин Молодцы, зверятки, а хвойный теперь, по хвойный моим здание словам, вы нарасти обратно шелест превратитесь в юрисдикция детей.

Лесные юстиция зверята,

Вокруг юстиция себя повернись ,

В юстиция девочек и эмиссия мальчиков исполин обратно хвойный превратись.

Рефлексия:

- юстиция Ребята вы эмиссия сегодня исполин были хвойный молодцы. хвойный Давайте здание вспомним, о чём нас нарасти просили шелест дикие юрисдикция животные в честный письме, как мы им юрисдикция помогли?

Помогли юстиция зверей эмиссия расколдовать.

Мы юстиция помогли им эмиссия вспомнить кто исполин они.

Чем они подготовительный питаются.

Поучились в подготовительный лесной жительство школе.

Молодцы, и за это подготовительный дикие жительство животные заканчивать попросили экспорт подарить вам чувство медальки. 

- Вот и подготовительный закончилось жительство наше заканчивать путешествие. экспорт Пора чувство отправляться в желание нашу шелест группу.

Тропинка, тропинка ,

Ты нас подготовительный проведи,

Пойдём за подготовительный тобой,

А ты подготовительный впереди.

 

До подготовительный свидания!

Подготовила:
Галуза И.С
Воспитатель

2022г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности педагогов МДОБУ Центр развития ребенка – Детский сад № 105 «Умка»

Обобщение передового опыта педагогов ДОУ за 3 последних года. Участие воспитателей на городских, республиканских, федеральных педагогических чтениях; профессиональных конкурсах, семинарах, мастер-клас...

транслирование опыта работы по самообразованию

Представлен перечень мероприятий, транслирования опыта профессиональной деятельности педагога...

5. Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности Форма 17

Документы, подтверждающие мою деятельность по обобщению и распространению опыта работы по воспитанию и обучению дошкольников....

Транслирование опыта работы. Доклад "Методика преподавания исторического и литературного краеведения в дошкольном образовательном учреждении" для областных гуманитарных чтений по теме" Сахалин М.В Теплинского, Г.И Мироманова и М.Л Полянского"

Представлена концептуальная основа воспитания и обучения духовно-нравственного развития детей, организация развивающей предметно-пространственной среды. Предложены темы по ознакомлению с малой Родиной...

Транслирование опыта

Выступление с докладом в рамках научно-практической конференции на тему: "Современные методы дифференциальной диагностикии и взаимодействие служб помощи детям с расстройствами аутистического спек...