Ребёнок и природа
статья
Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства.
Этот удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения.
Здоровье ребенка в значительной степени зависит от состояния окружающей его среды и от его собственного поведения, например, умения избегать экологически неблагоприятных участков во время игр, прогулок, не употреблять загрязненную воду, пищевые продукты.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей. Повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. С помощью экологического воспитания педагоги пытаются воздействовать на духовное развитие человека, помогают ему приобрести необходимые установки и ценности, а также нормы морали. Они однозначно повлияют на дальнейшее взаимодействие с окружающей средой. Для этого следует в первую очередь обращать внимание педагогов не на рациональные приемы работы с детьми, а на эмоциональные.
Дети должны научиться получать эстетическое удовольствие от наблюдения за природными объектами и явлениями, что поможет предотвратить отрицательные проявления пренебрежительного отношения к природе в более взрослом возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ребёнок и природа | 848.14 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕБЁНОК И ПРИРОДА
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства.
Этот удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения.
Здоровье ребенка в значительной степени зависит от состояния окружающей его среды и от его собственного поведения, например, умения избегать экологически неблагоприятных участков во время игр, прогулок, не употреблять загрязненную воду, пищевые продукты.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей. Повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. С помощью экологического воспитания педагоги пытаются воздействовать на духовное развитие человека, помогают ему приобрести необходимые установки и ценности, а также нормы морали. Они однозначно повлияют на дальнейшее взаимодействие с окружающей средой. Для этого следует в первую очередь обращать внимание педагогов не на рациональные приемы работы с детьми, а на эмоциональные.
Дети должны научиться получать эстетическое удовольствие от наблюдения за природными объектами и явлениями, что поможет предотвратить отрицательные проявления пренебрежительного отношения к природе в более взрослом возрасте.
Для того, чтобы сформировать правильное экологическое осознание мира, важно передать детям необходимые экологические знания и внутренние установки в отношении природы.
И.Т. Суравегина пишет, что экологическое воспитание должно ставить перед собой задачу – сформировать чувство ответственности по отношению к природе, которое развивается благодаря новым формам мышления. Необходимо пропагандировать идеи по оптимизации природопользования, нужно соблюдать нравственные и законодательные принципы использования ресурсов, важно активно изучать окружающую местность и охранять ее от негативного воздействия людьми.
Благодаря вовремя полученному экологическому воспитанию, у детей сформируется система ценностей, которая поможет им бережно относиться к природе и будет являться побуждением к разрешению проблемы экологического кризиса, существующего в современном мире.
Воспитание это не просто должно быть основано на передачи определенных знаний детям, но на том, чтобы помочь им сформировать целую систему убеждений, подготовить их морально к активным действиям, которые связаны с охраной природы и с рациональным использованием ее ресурсов. Экологическое воспитание тогда достигнет своей цели, когда у воспитанников будет сформировано мировоззрение, включающего в себя понимание системы «человек-природа», которое будет побуждать человека действовать и направлять свои шаги так, чтобы сохранить эту систему в здоровом состоянии.
Для того, чтобы дети действительно приобрели необходимые убеждения и качества, важно решить следующие задачи:
-Важно сформировать у дошкольников все элементы экологической осознанности. Приобретение экологического осознания возможно в том случае, если у него есть определенные глубокие познания о природе. Важно, чтобы дети видели, как связаны природные явления с деятельностью человека.
- Важно также сформировать у детей не только знания, но и определенную систему умений и навыков, которые помогут им правильно взаимодействовать с окружающим миром. Важно, чтобы дети понимали, как на практике можно заботиться о природе. Например, приучать к этому можно с помощью ухода за животными или растениями, которые есть в помещениях детского сада. Дети должны приучаться создавать для растений такие условия, которые были бы максимально близки к естественным природным условиям, учитывая при этом их потребности. Нужно, чтобы дети легко определяли последствия неправильных действий и имели желание не нарушать баланс природы.
- Необходимо сформировать гуманное отношение к окружающему миру. Необходимо передавать детям такие знания, которые будут помогать гуманно относиться к природе и животным. Особенно важно, чтобы дети, в силу своих способностей, понимали важнейшие законы природы.
Таким образом, на сегодняшний момент экологическое воспитание должно быть неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Это не только поможет детям быть разносторонне развитыми, но и сформирует в них потребность правильно заботиться о природе. С помощью экологической деятельности школьники приобретают адекватное представление об окружающем мире и видят связь между деятельностью людей и состоянием природы. Это позволяет им не только получить необходимые экологические знания, но и развить эмоциональное отношение к проблемам растений и животных.
Совершенно очевидно, что положительный результат может быть достигнут только при тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. Только при соблюдении этого условия ребенок правильно воспримет бережное отношение к природе, будет заинтересован в соблюдении правил безопасности при общении с ней.
Совместная работа родителей и педагога учит обращать внимание детей на красоту окружающей природы, на бережное отношение к ней. Так шаг за шагом идёт освоение программы, в процессе реализации накапливается материал, работы детей.
Для работы с родителями мы используем анкетирование , например:
«Как выбрать для прогулок с детьми безопасный участок», «Как выбрать место для летнего отдыха», «Воздух в нашей квартире», «Курение и воздух» изготовляем папки– передвижки: «Правила поведения в лесу», «Вода и дети», «Дети в лесу», консультации и памятки для родителей: «Если ребёнок потерялся в лесу», «Как вести себя в природе», активно используем выставки семейных рисунков и поделок «Дети и природа», альбомы «Природа глазами детей» и «О ком я забочусь», составление рассказов по рисункам детей. Дети принимают участие в конкурсах и акциях по природоохранной деятельности.
В качестве примера мы можем совершить экскурсию в лес. Объяснить детям, насколько полезны прогулки в лесу, как это полезно для их здоровья. Гуляя там дети рассматривают деревья, кусты, ягоды и грибы, делятся впечатлениями, у них активизируется словарь, богаче становится речь.
Каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектом природы. Но нужно, чтобы эти правила обращения формировались не в негативной (не рвать, не топтать), а в позитивной форме (как помогать, заботиться). Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит по лесу, посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит на себя.
Именно в детстве, когда инициатива и энергия ребенка, кажется, бьют через край, имеет смысл направить их в созидательное, творческое русло – русло полезных дел. И общение с природой дает для этого бесконечные возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отдых с ребёнком на природе.
Почему так важно проводить время с ребёнком на природе....
Консультация для родителей Ребёнок и природа
Консультация предназначена для родителей, поможет им в воспитании у детей экологической культуры....
Формирование эстетических чувств ребёнка посредством природы.
Статья "Формирование эстетических чувств ребёнка посредством природы"...
Досуг с ребёнком на природе
Досуг ребенка, каким содержанием мы его наполним, зависит целиком от нас, родителей....
Статья "Как научить ребёнка беречь природу?"
Статья о экологическом воспитании дошкольников....
Консультация для родителей "Досуг с ребёнком на природе"
Досуг ребенка зависит целиком от родителей. Впоследствии, став взрослым, ребенок уже самостоятельно будет заполнять свое свободное время, опираясь на имеющийся опыт. Досуг помогае...
Безопасность. Ребёнок и природа
Консультация для педагогов ДОУ....