Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей»
консультация (младшая группа)

Юматова Екатерина Анатольевна

В настоящее время в нашей стране отмечается
тенденция увеличения количества детей с отклонениями в развитии речи.
При этом бывает снижен тонус сенсорной и моторной сферы, что усугубляет
тяжесть речевой патологии, а также ведет к задержке темпа общего речевого
развития. Причины лежат в незрелости определенных зон мозга, либо их
дисфункции. Что касается самой речи, то, как правило, «страдают» не
просто звуки, а механизмы восприятия, понимания.
Актуальность этой проблемы в том, что именно развитие руки, ручных
умений является одним из показателей и условий хорошего физического и
нервно - психического развития ребенка. Развитие тонких движений пальцев
рук тесно связано со становлением речи, так как области коры головного
мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями
пальцев рук, «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны,
стимулируя их активную деятельность. Поэтому с помощью
целенаправленного воздействия на определенные зоны коры головного мозга
можно проводить профилактическую и коррекционную работу по
исправлению речевых нарушений. Известно, что движения пальцев рук
исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с
речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были
жесты, особенно велика была здесь роль руки. Развитие функции руки и речи
у людей шло параллельно. Примерно такой же подход развития речи
ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем
появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование
речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки
движений пальцев.
Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Данные
электрофизиологических исследований показывают, что речевые области в
коре головного мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих
от пальцев рук. Моторика - сфера двигательных функций организма и
связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают
мелкую моторику (движения руки и пальцев) и крупную моторику
(перемещение тела, ходьба). Мелкая моторика – волшебное сочетание, о
котором уже известно, пожалуй, всем. И о том, что ее развитие стоит
начинать как можно раньше. На всех этапах жизни ребенка движения рук
играют важную роль. Почему же так важно для детей развитие тонкой
моторики рук?
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у
детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует
формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности. А
самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Таким образом, использование в коррекционно-педагогической
деятельности системы эффективных методов и приемов по развитию мелкой
моторики у детей дошкольного возраста, обеспечивающих развитие речи.

С целью создания оптимальных условий для развития мелкой моторики руки

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:


Консультация для воспитателей
«Развитие мелкой моторики рук
как средство развития речи детей»

В настоящее время в нашей стране отмечается
тенденция увеличения количества детей с отклонениями в развитии речи.
При этом бывает снижен тонус сенсорной и моторной сферы, что усугубляет
тяжесть речевой патологии, а также ведет к задержке темпа общего речевого
развития. Причины лежат в незрелости определенных зон мозга, либо их
дисфункции. Что касается самой речи, то, как правило, «страдают» не
просто звуки, а механизмы восприятия, понимания.
Актуальность этой проблемы в том, что именно развитие руки, ручных
умений является одним из показателей и условий хорошего физического и
нервно - психического развития ребенка. Развитие тонких движений пальцев
рук тесно связано со становлением речи, так как области коры головного
мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями
пальцев рук, «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны,
стимулируя их активную деятельность. Поэтому с помощью
целенаправленного воздействия на определенные зоны коры головного мозга
можно проводить профилактическую и коррекционную работу по
исправлению речевых нарушений. Известно, что движения пальцев рук
исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с
речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были
жесты, особенно велика была здесь роль руки. Развитие функции руки и речи
у людей шло параллельно. Примерно такой же подход развития речи
ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем
появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование
речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки
движений пальцев.
Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Данные
электрофизиологических исследований показывают, что речевые области в
коре головного мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих
от пальцев рук. Моторика - сфера двигательных функций организма и
связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают
мелкую моторику (движения руки и пальцев) и крупную моторику
(перемещение тела, ходьба). Мелкая моторика – волшебное сочетание, о
котором уже известно, пожалуй, всем. И о том, что ее развитие стоит
начинать как можно раньше. На всех этапах жизни ребенка движения рук
играют важную роль. Почему же так важно для детей развитие тонкой
моторики рук?
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у
детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует
формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности. А
самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Таким образом, использование в коррекционно-педагогической
деятельности системы эффективных методов и приемов по развитию мелкой
моторики у детей дошкольного возраста, обеспечивающих развитие речи.

С целью создания оптимальных условий для развития мелкой моторики руки
и речи воспитанников в группе желательно создать следующие условия:
1. Картотека пальчиковых игр;
2. Уголок «Мои умелые пальчики»;
3. Оформить рекомендации для родителей и воспитателей по развитию
мелкой моторики.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, работу ведсти
в тесном контакте с родителями, специалистами учреждения дошкольного
образования. Для развития тактильной чувствительности рук использовать
следующие приемы:
- массаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика и физкультминутки;
- пальчиковые игры (со стихами, со скороговорками);
- пальчиковый театр;
- лепка из пластилина, соленого теста;
- работа с бумагой в технике «Оригами»;
- рисование нетрадиционными способами;
- рисование по трафаретам, дорисовка, штриховка, графические диктанты,
лабиринты, копирование по точкам и по образцу.
Вот некоторые из них подробнее:
1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца: дети растирают
сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию.
Такой массаж сопровождаю веселыми рифмовками.
2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или
стеклянными шариками. Детям предлагаю шарики, которые можно просто
вертеть в руках, щелкать по ним пальцами.
3. Массаж грецкими орехами. Предлагаю катать два ореха между ладонями,
прокатывать один орех между пальцами, удерживать несколько орехов
между пальцев обеих рук.
4. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша, дети
перекатывают между ладоней, активизируют при этом нервные окончания,
снимают напряжение.
5. Массаж четками. Перебирание четок детьми развивает мелкую
моторику пальцев, успокаивает нервную систему детей.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики
являются пальчиковые игры. Например, «Добывание огня»,
«Пианино», «Прятки» и другие.
В ходе пальчиковых игр дети активизируют моторику рук, тем самым
вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями,
концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры
требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в
понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и так далее.
Дополнительно дети проговаривают стихотворения одновременно с
движениями, при этом их речь как бы ритмизируется движениями, делается
более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно
влияет на слуховое восприятие. Очень важны эти игры для развития
творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую
игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для
других стихов и песенок.
Оптимально проводить пальчиковые игры в форме физкультминуток.
Физкультминутки как элемент двигательной активности предлагают детям
для переключения на другой вид деятельности, повышения
работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением.
Упражнения, в которых используется поверхность стола, проводить, не
поднимая детей со стульчиков. Такие упражнения сочетать с традиционными
(динамическими) физкультминутками, чтобы обеспечить воспитанникам
двигательную активность.
Еще одним приемом развития точности и согласованности движений кистей
рук является работа с мелкими предметами и мозаиками. Индивидуально
можно предложить собрать из мозаики различные фигуры. Эти задания
служат двум целям: коррекции, развитию мелкой моторики и закреплению
знаний по лексической теме; совершенствованию фонетико-фонематической
сферы.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все
что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно
составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев
деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать
аккуратные дырочки тоже полезно. Величина бусин зависит от возраста
ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с
круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно
постепенно «измельчать».
Большой популярностью пользуются у детей такие игры как «Собери бусы»,
«Волшебные крышки», «Копилочка» и другие. Интересна и увлекательна и

работа с «каштанами» (резиновыми мячиками с шипами). С помощью
«каштанов» дети производят самомассаж кистей и пальцев рук. Конструкция
массажера позволяет эффективно воздействовать на различные функции
кисти как органа и психо-эмоциональную сферу ребенка, позволяет снять
мышечное пальчиковое утомление, улучшает кровоток кистей и пальцев рук.
Все приемы работы по развитию мелкой моторики проводятся параллельно,
они дополняют друг друга, а их чередование делает занятия эмоционально
насыщенными и приносит детям радость.
Подобрав необходимый набор наиболее эффективных игр и упражнений для
развития мелкой моторики рук, нужно постепенно приступать к
формированию графических навыков. Так как выполнение графических
упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения
письмом.
При этом следует помнить, что руки — инструмент тонкий, и
«настраиваются» они в течение долгого времени. Не следует ожидать
немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается
многократным его повторением.


Список используемой литературы
1. Пятница, Т.В. Пальчиковые игры и упражнения. Массаж карандашами/
пособие для занятий по коррекции мелкой моторики и речи// Т.В.
Пятница - общество с дополнительной ответственностью «Аверсэв»,
2005.
2. Аверина, И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ /
И. Е. Аверина. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2005.
3. Анищенкова, Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи
дошкольников\ Е. С. Анищенкова.- М.: АСТ: Астрель, 2006.Н
4. Бондаренко, Т. М. Комплексные занятия во второй младшей группе
детского сада\ Т. М. Бондаренко.- Воронеж: Учитель,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей"

Консультация необходима родителям и воспитателям средней группы....

Консультация для воспитателей по теме «Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у старших дошкольников»

Ручной труд является одним из старейших в трудовой деятельности человека. Раскопки древних захоронений и поселений подтверждают, что вышивка одежды, предметов быта, плетение из различны...

Консультация для педагогов Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития мелкой моторики и активизации речевой деятельности у детей с ОВЗ.

Присущие детям с ОВЗ грубые нарушения мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность. В связи с этим актуальны поиски...