Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении в условиях современного образования
статья

Дронова Елена Владимировна

Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении в условиях современного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issn.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении в условиях современного образования

До 2022 года наше общество развивалось с сознанием того, что война никогда не коснется ни нашего поколения, ни последующего. В нашей памяти еще живы воспоминания всех тех, кто пережил Великую Отечественную войну. Мы знаем, какую цену заплатил наш народ за победу над фашистской Германией. В памяти зверства фашистских захватчиков, разруха, голод и тот урон, который был нанесен не только нашей стране, но и многим странам мира. Мы были уверены, что это живет и в памяти других стран. Но оказалось все иначе. В современном мире интересы бизнеса встали выше общечеловеческих ценностей, произошла их полная подмена. Подмена ценностей, незнание истории своей страны, игнорирование исторических уроков, уход от духовно-нравственных истин приводят, как показывает история, к страшным последствиям. Пример тому, что происходит сейчас в мире. А в мире выросло новое поколение фашистов, националистов. Цель некоторых мировых стран просто стереть с лица земли Российскую Федерацию и всех русских.

2023 год объявлен в нашей стране Годом педагога и наставника, потому что будущее страны формируют педагоги. 2 марта 2023 года Владимиром Владимировичем Путиным был дан старт Году педагога и наставника. Президент страны отметил, что историческая миссия отечественного образования всегда состояла в воспитании гражданственности и патриотизма, и ответственности за свою страну, напомнил о подвиге учителей, которые вырастили поколение ветеранов Великой Отечественной войны. Владимир Владимирович также подчеркнул: «А сейчас, как мы знаем, солдаты и офицеры армии России, воспитанные нашей школой, нашими учителями, наставниками, мужественно, героически исполняют свой долг, защищают Россию, наших людей, защищают от неонацистов и от террористов".

Таким образом, перед современными педагогами стоят очень важные задачи, которые нашли свое отражение в нормативно-правовых актах РФ.

22 июня 2020 года Государственной Думой РФ принят ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304, который вступил в силу с 1 сентября 2020г. Принятые изменения подчеркивают важность воспитания, ставят воспитание в образовательном процессе на 1 место. В данном законе расширен термин воспитание. «Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению», – говорится в законе. Таким образом, воспитание направлено на формирование у юных граждан России:

  • патриотизма в самом положительном его проявлении;
  • гражданственности;
  • чувства глубокого уважения к памяти защитников Родины и их подвигам;
  • чувства законности;
  • уважения к труду и старшему поколению, друг другу.

В связи с новыми поправками с 1 сентября 2021 года все дошкольные образовательные учреждения разрабатывают и утверждают рабочую программу воспитания и календарный план воспитательных мероприятий. Рабочая программа воспитания как часть основной образовательной программы разработана и в нашем образовательном учреждении.

Рабочая программа воспитания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад «Ласточка» города Обнинска разработана на основе требований Федерального закона № 304-ФЗ от 31.07.2020 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 01 июля 2021 № 2/21).

Общая цель воспитания в нашем учреждении направлена на личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:

  1. формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
  2. овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
  3. приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

Задачи воспитания решаются через основные направления воспитательной работы. Таких направлений шесть: патриотическое, социальное, познавательное, физическое и оздоровительное, трудовое, этико-эстетическое. В каждом из направлений формируются базовые духовно-нравственные ценности. Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания. Ценность знания в основе познавательного направления воспитания. Ценность здоровья в основе физического и оздоровительного направления воспитания. Ценность труда в основе трудового направления воспитания. Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания. Ценности Родины и природы в основе патриотического направления воспитания.

Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.

Задачи патриотического воспитания:

  1. формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
  2. воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
  3. воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
  4. воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.

Решение данных задач происходит через:

  • ознакомление детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;
  • организацию коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям;

- формирование правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.

На основе рабочей программы воспитания составлен примерный календарный план воспитательной работы.

Патриотическое воспитание осуществляется в совместной деятельности детей и взрослых во время организованной образовательной деятельности, досуговой деятельности, в режимных моментах, во взаимодействии с родителями и социальными институтами. Педагоги являются примером для своих воспитанников и родителей: занимаются самообразованием, принимают участие в акциях, занимают активную гражданскую позицию, тщательно продумывают, через какие виды деятельности, в какой форме будет происходить решение задач по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности составлено таким образом, что формирование патриотических качеств личности начинается с раннего возраста и до выпуска в школу постепенно, через знакомство с самим собой, с семьей, детским садом, городом, страной и всем миром.

В каждой возрастной группе оформлены патриотические уголки, дети знакомятся с символикой РФ, а также своего города. Каждый понедельник в старших и подготовительных группах, а также все официальные мероприятия в саду начинаются с прослушивания и исполнения гимна РФ. Организуются тематические выставки, экскурсии, обучающиеся принимают участие в конкурсах, спортивных соревнованиях, праздниках, акциях по патриотической тематике.

Познакомить ребят с историей города, родного края, страны помогают сотрудники городского музея, детской комнаты «Факел» и библиотеки, с которыми заключены договора о совместной деятельности.

Большое внимание уделяем семьям воспитанников. Именно в семье сохраняются и передаются из поколения в поколение все нравственные, духовные ценности, обычаи. Для родителей педагоги проводят тематические консультации, конкурсы, выставки, викторины, анкетирования, родительские собрания в нетрадиционной форме (праздник, мастер-класс, деловая игра, круглый стол), вовлекают в совместные проекты по патриотическому воспитанию.

С целью педагогического просвещения родителей и решения задач, стоящих перед учреждением, созданы страницы учреждения в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники». Педагоги публикуют интересный материал по различной тематике, в том числе и по патриотическому воспитанию.

В 2023 году нас ждут новые изменения. На заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам (15.12.2022 года) Президент РФ обозначил ключевые задачи по развитию страны на 2023 год, где особое внимание уделил дошкольному образованию. 28 декабря 2022 года законодательно была зарегистрирована новая федеральная программа дошкольного образования Минпросвещения России. (Приказ Минпросвещения России № 1028 от 25.11.2022 года «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».) Федеральная программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного образования. Я выделю первых две: «Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами; создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины….»

В текущем году нам придется разработать и утвердить новую основную образовательную программу, скорректировать свою работу согласно новым вызовам времени. Цель всех этих изменений одна, чтобы, по словам Президента РФ Владимира Владимировича Путина, «дети росли счастливыми в суверенной стране».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях модернизации современного российского образования»

Педагогический проект  на тему: "Развитие патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения праздника "Масленица"....

«Анализ работы по инновационной деятельности «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современного детского сада»

С 2019 года  МДОУ «Детский сад № 5» начал работать в инновационном режиме по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современной дошкольной организации&raq...

Название проекта «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях модернизации современного российского образования»

Тема проекта «Этих дней не смолкнет слава!» Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общест...

Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении в условиях современного образования

Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении в условиях современного образования...

Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении в условиях современного образования

Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский п...

Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении в условиях современного образования

Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении в условиях современного образованияПатриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурн...

Проект «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому восп...