Консультация для педагогов «Требования, предъявляемые к организации опытов».
консультация
Чтобы организационно-методический аспект опытнической деятельности был более целенаправленным, эффективным, в него можно включить следующие общие требования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_trebovaniya_predyavlyaemye_k_organizatsii_opytov.docx | 29.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Требования, предъявляемые к организации опытов».
Экспериментирование должно быть направлено на развитие и усовершенствование органов внешних чувств и на воспитание процесса представлений. Педагог должен включать в способность наблюдения запоминание наблюдаемого, умение отличать в наблюдаемом предмете, явлении существенное от менее существенного, навык сравнивать одни признаки с другими и привычку делать из них правильные заключения, выводы.
Чтобы организационно-методический аспект опытнической деятельности был более целенаправленным, эффективным, в него можно включить следующие общие требования:
- отбор содержания знаний;
- уровень готовности детей; необходимость запаса конкретных представлений, фактических знаний о тех явлениях и предметах природы, которые будут осваиваться поисковым способом;
- учёт пространственной организации наблюдений; отбор материала для эксперимента;
- создание развивающей предметно – пространственной среды;
- соблюдение правил по технике безопасности; охрана жизни и здоровья детей;
- соблюдение структуры организации опыта.
Раскроем каждое требование, которое выдвигается при экспериментировании, более конкретно.
Первое требование. Отбор содержания знаний. Необходимо отбирать те знания, освоение которых с помощью исследовательской, опытнической деятельности являются наиболее эффективными.
Так как в дошкольном возрасте преобладают наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления, сведения о природе должны быть специально отобраны и адаптированы к возрасту ребёнка. Только тогда содержание материала в элементарной поисковой и опытнической деятельности может легко и осознанно усваиваться детьми.
Изучаемый неживой предмет или явление должны выступить перед ребёнком самыми разнообразными свойствами такими, как:
- установление связей между состоянием воды и температурой воздуха;
- установление защитных свойств снега;
- определение свойств воздуха.
Второе требование. Уровень готовности детей. Организация опытов требует определённого уровня готовности детей. Необходимо, чтобы дошкольники имели запас конкретных представлений, фактических сведений о тех явлениях и предметах, которые будут осваиваться поисковым способом. Поэтому задачи вводного этапа экспериментальной деятельности опираются на ранее проведённую предшествующую работу. Например, перед тем, как организовать опыты со снегом на определение его свойств и качеств, необходимо провести наблюдения на прогулках. Выделить цвет снега, его плотность (рыхлый), температурные ощущения (холодный); отметить, каким снег в сугробах бывает в тёплый и морозный день и пр.
К готовности дошкольников необходимо отнести соблюдение ими правил поведения во время исследовательских наблюдений или экспериментов. Например:
- сидеть на определённом расстоянии от предметов, задействованных при нагревании в них жидкостей;
- не дотрагиваться до рассматриваемых предметов, не брать в рот, не получив на то разрешение педагога;
- работать с предметами (снег, лёд, вода, земля и пр.), пользуясь влажными салфетками, полотенцами;
- соблюдать чистоту и порядок на своём рабочем месте;
- рассматривать наблюдаемый объект в той последовательности, на которую укажет педагог;
- по окончании опытнической работы 1-2 минуты подумать над тем, что делали на занятии, что запомнили, какое задание получили для дальнейшей самостоятельной работы;
Подготовку детей к экспериментированию вести обычными методами. Они следующие:
- организованные наблюдения в уголке природы и на прогулках с использованием элементарных поисковых ситуаций;
- организация практического ознакомления со свойствами природных объектов;
- обучение детей навыкам ведения специального календаря наблюдений за погодой;
- чтение художественной познавательной литературы;
При соблюдении этого требования детское экспериментирование будет эффективным, его влияние весьма ощутимым на умственное развитие ребёнка.
Третье требование. Учёт пространственной организации наблюдений, отбор материала для экспериментирования. Педагогическое требование к пространственной организации наблюдений во время поисковой деятельности, экспериментирования заключается в том, чтобы любой объект природы был максимально доступен для наблюдения каждому ребёнку. В каждом конкретном случае педагог продумывает, сколько детей одновременно могут участвовать в наблюдении, как их расположить (расставить, усадить), чтобы они воспринимали наблюдаемый объект наилучшим образом и проводили с ним практические действия. Пространственная организация наблюдений истекает из того, что во время проведения наблюдений за исследуемым объектом, дети получают чувственную (сенсорную) информацию посредством органов зрения, слуха, обоняния, тактильных ощущений. Такое восприятие любых предметов и явлений природы возможно лишь при непосредственном контакте с ними, что является оптимальным условием проведения опытов. Ребёнок должен сам видеть объект и всё, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать его вкус, запах. В тех случаях, когда объект природы можно трогать, брать в руки, ребёнок должен иметь возможность тактильно обследования, чтобы ощутить характер поверхности и тяжесть предмета. Это и называется – самостоятельно получить сенсорную информацию о предмете.
Лучшему усвоению знаний, их прочности, пониманию причинно-следственных связей в природе, повышению интереса детей к опытам способствует хорошо продуманный подбор материалов, оборудования и другой наглядности.
Объектами изучения в экспериментальной деятельности должны быть натуральные объекты природы: песок, земля, вода, снег, лёд, растения и их плоды, семена и пр. Одно из важных правил к подбору демонстрационного материала – его целостность, чёткость выраженных форм, цвета, чистоты. Раздаточный материал должен быть доступен в идеале на каждого ребёнка или хотя бы на стол, чтобы дети могли брать его в руки и обследовать в индивидуальном порядке. При проведении опытов надо приучать детей к аккуратности. Например, при проведении опытов по изучению свойств снега, льда, воды у каждого ребёнка на столе должна лежать салфетка, чтобы они могли вытереть руки. Раздаточные материалы для опытов раскладываются в одинаковых пластмассовых розетках, стаканчиках и прочей лёгкой, безопасной для здоровья детей, посуде.
Все предметы должны находиться в эстетично оформленных одинаковых ёмкостях. Выдача оборудования детям на столы может осуществляться по-разному: или перед началом опыта, или непосредственно перед проведением практической работы с материалом.
Например, снег, лёд лучше разложить в ёмкости непосредственно перед рассматриванием, т.к. он может растаять.
Организуя экспериментирование с детьми, педагог должен словесно обозначить всё то, что видят дети. Только в этом случае у ребёнка формируется полноценное знание, он способен осмысленно делать умозаключения, выводы.
Четвёртое требование. Создание развивающей предметно – пространственной среды. Работу по внедрению экспериментирования надо начинать с создания предметно – пространственной среды, которая позволяла бы обеспечить каждому ребёнку развитие его способностей, смоделировать функциональное развитие деятельности ребёнка.
В предметное окружение можно привнести технические средства, оборудование и приборы, необходимые для постановки опытов. Это могут быть микроскопы, комнатный термометр, увеличительные стёкла, колбочки. Коллекции семян овощей и другого посадочного материала, деревянные, пластмассовые предметы, игрушки. Всё названное оборудование должно быть безопасно для здоровья и жизни ребёнка.
Важным аспектом в создании развивающей предметно – пространственной среды, является создание экологических «пространств» для экспериментов: уголок опытов, мини лаборатории на окне.
Пятое требование. Соблюдение правил по технике безопасности, по охране жизни и здоровья детей. Педагог принимает меры для создания безопасных условий проведения экспериментов. Обеспечивает безопасное состояние оборудования, приборов, инструментов. Не допускает проведение опытов, сопряжённых с опасностью для здоровья и жизни. В детском саду недопустимы ядовитые и колючие растения, химические удобрения.
Педагог проводит инструктаж по технике безопасности с детьми по случаю пользования оборудованием, материалами во время демонстрации опытов. Закрепляет правила поведения при демонстрации опытов через: беседы, дидактические игры, решение ситуаций, использование фотоиллюстративного материала и пр.
Шестое требование. Соблюдение структуры организации опыта.
1. Началом подготовки детей к опытнической работе является предшествующая работа. В неё входит знакомство с объектами, их свойствами, качествами.
2. Выбор объекта, оборудования, материалов для эксперимента.
3. Постановка цели, задач; что будут делать, чего добиваться.
4. Анализ состояния объекта. Определение проблемы.
5. Обсуждение вероятности прогноза.
6. Инструктаж по технике безопасности.
7. Организация опыта (эксперимента). В этой части организации опыта идёт процесс объяснения и показа хода опыта (эксперимента). Целесообразно использовать игрушки, сюрпризные моменты, неожиданные эффекты – всё это может вызвать сильное эмоциональное состояние, интерес к предстоящей работе и позволит детям активно включиться в поиск правильного ответа.
8. Опыты следует фиксировать через рисунки, схемы. Фиксация наблюдений развивает наблюдательность детей и делает их наблюдения полнее, точнее. Фиксация помогает детям сформулировать выводы, запомнить содержание и последовательность протекания опыта.
9. Завершение опыта (эксперимента). Обсуждение полученных результатов. Дети находят ответ на поставленный вопрос, устанавливают причину наблюдаемого явления.
10. Оформление выставки с наглядными материалами, сопровождающими опытническую деятельность.
Проведение экспериментальной работы в соответствии с обозначенными требованиями возможно лишь при условии специальной подготовки к ним педагога. Эта подготовка включает определение следующих моментов: содержание опытов и организацию, с помощью которой его можно продемонстрировать. Время и места проведения опытов, количества детей, которые могут в нём участвовать одновременно. Методических приёмов, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и в завершении опыта. Представленная структура организации опытнической деятельности поможет педагогу грамотно спланировать экспериментальную деятельность с детьми в режиме дня ДОУ, добиться общего положительного педагогического эффекта.
Литература:
1.Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования: книга для педагогов и родителей - Анжеро - Судженский городской округ, МБОУ ДОД «ДЭБЦ им. Г.Н. Сагиль», 2013. – 221 с.
2.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации – М.: АРКТИ, 2008 – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.
Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь - визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус...
Требования, предъявляемые к организации образовательной деятельности с использованием компьютера
Современный уровень развития дошкольной ступени образования предполагает активное использование информационных технологий во всех направлениях работы дошкольного образовательного учреждения в управлен...
Консультация для педагогов: «Требования к организации и проведению мастер-класса»
в данной консультации представлены необходимые правила и требования к проведению мастер-класса...
Консультация для педагогов «Требования к организации совместной деятельности дошкольников 5 – 6 лет»
Консультация для педагогов «Требования к организации совместной деятельности дошкольников 5 – 6 лет»...
Консультация для педагогов: "Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствиис требованиями ФГОС ДО"
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, п...
Консультация для педагогов «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, п...
Консультация для педагогов «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.Для со...