Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе Тема " Народные промыслы"
план-конспект занятия (средняя группа)
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Народные промыслы» Подготовила воспитатель I категории Титова В.А.
|
Цель:
- познакомить детей с народными промыслами России.
Задачи:
- Образовательные:
- закрепить знания детей об истории возникновения народных промыслов;
- продолжить формировать знания об особенностях изделий городецких, хохломских, дымковских, гжельских мастеров;
- познакомить детей с технологией изготовления народных промыслов.
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к народным промыслам;
- воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства прекрасного.
- 3 Развивающие:
- развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству, художественный вкус, чувства цвета, ритма;
- развивать мелкую моторику рук, аккуратность, творческое и образное мышление, кругозор;
- способствовать гармоничному развитию личности.
Материалы и оборудование:
- изделия народных промыслов :дымковская игрушка, разделочная доска с городецкой росписью, гжель, посуда – хохлома;
- готовые образцы рисунков;
- фломастеры для каждого ребёнка.
Предварительная работа:
- беседы;
- рассматривание альбомов;
- рисование по образцам.
Словарная работа:
- закрепить в словаре детей слова: промысел, роспись, узор.
- В группе организована выставка «Народные промыслы России».
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними, подарим им свои улыбки и хорошее настроение. (дети берутся за руки, улыбаются друг другу).
«Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
Доброе утро всем нам -
Добрым, хорошим друзьям».
(дети проходят, садятся на стулья).
Воспитатель: Ребята, я сегодня получила сказочное письмо, давайте посмотрим, что в письме. (воспитатель открывает конверт и читает письмо). «Дорогие ребята, пишет вам ваш друг Незнайка. Мальвина дала мне очередное задание, узнать всё о народных промыслах России. А я ничего не знаю об этом. Помогите мне, пожалуйста».
Воспитатель: - Ребята, а что такое народные промыслы? (дети отвечают: это то, что мастерили русские люди)
Воспитатель: - Да, русские люди – удивительный народ. Они всегда стремились к красоте, замечали её вокруг себя: восход солнца, снегопад, хоровод осенних листьев. Своими руками русские люди творили чудеса: делали посуду, игрушки и много других предметов, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так появились народные промыслы. Посмотрите на все эти изделия: дымковская игрушка, гжель, деревянная посуда, расписанная узором хохломы, и другие изделия. Как они красивы, какой тонкий и неповторимый узор на каждом предмете. Они все применяются в быту, все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.
Воспитатель: - Ну, что ребята, отправляемся с вами по волшебным местам.
(воспитатель показывает предмет городецкой росписи).
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовут.
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
На берегу Волги раскинулся древний русский город Городец. Окружающие город богатые леса служили постоянным источником сырья. И вот в этих местах начал развиваться этот промысел. Кто-то вырезал ложки, кто-то точил посуду: чашки, миски, поставки, солонки, а кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества: прялка, веретено, ткали полотно.
Воспитатель: - Рассмотрите элементы городецкой росписи. Из каких элементов состоит узор? (дети отвечают: цветов, листочков).
Воспитатель: (показывает дымковскую игрушку)
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
И село большое Дымково назвали.
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Воспитатель: - Как называются эти игрушки? (дети отвечают: дымковские игрушки).
Воспитатель: - Из какого материала они изготовлены? (дети отвечают: из глины).
Воспитатель: - Верно, молодцы! Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек.
Воспитатель: - Скажите мне, какой узор характерен для росписи дымковской игрушки? (дети отвечают: кружочки, точки, клетка, прямые и волнистые линии).
Воспитатель: - Давайте, детки, дадим нашим глазкам немного отдохнуть.
Воспитатель: (показывает хохломскую игрушку).
Роспись хохломская,
Словно колдовская.
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней,
Наша хохлома!
Воспитатель: - Как вы думаете, из какого материала изготовлена посуда? (дети отвечают: из дерева).
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на элементы хохломской росписи. Из каких элементов состоит узор? (дети отвечают: из травки, листочков, ягод).
Воспитатель: «Всё верно. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, который называют «травкой», «ягодкой», «листиком».
Воспитатель: А назвали хохломской, потому что мастера из древесины изготавливали посуду, расписывали её и везли продавать в большое торговое село Хохлома. Кричали, зазывали на ярмарке: «Кому посуда для каши, окрошки! Чудо – блюдо, да чашки ложки, к вам приехала сама золотая хохлома!» Ребята, что такое ярмарка? (дети отвечают: это место, где продают разные товары).
Воспитатель: Ярмарка – это праздник, веселье, торговля, гуляние.
Физкультминутка «Я»:
Сначала буду маленьким, (дети приседают)
К коленочкам прижмусь. (дети обнимают колени руками)
Потом я вырасту большим, (дети встают)
До неба дотянусь. (дети поднимают руки вверх, встают на носочки)
Воспитатель: Давайте продолжим наше путешествие по необычным местам. (показывает предмет из гжели).
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели.
Воспитатель: - Какой цвет используют мастера при росписи керамической посуды? (дети отвечают: посуда расписана синим или голубым цветом).
Воспитатель: В городке Гжель изготовлялась из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий.
Воспитатель: - А сейчас, ребята, я предлагаю вам стать народными мастерами, художниками и добавить к нашей выставке свои работы. У вас на столе лежат незаконченные образцы частей одежды. Нам надо дорисовать узоры. Приступаем к работе. (Самостоятельная работа детей).
Итог.
Воспитатель: - Какие красивые у нас получились одёжки, вы молодцы! Чья работа вам понравилась больше всех? (дети отвечают).
Воспитатель: - Ребята, вам понравилось занятие? Что именно понравилось? (дети отвечают).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_narodnye_promysly.docx | 23.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Народные промыслы» Подготовила воспитатель I категории Титова В.А. |
Цель:
- познакомить детей с народными промыслами России.
Задачи:
- Образовательные:
- закрепить знания детей об истории возникновения народных промыслов;
- продолжить формировать знания об особенностях изделий городецких, хохломских, дымковских, гжельских мастеров;
- познакомить детей с технологией изготовления народных промыслов.
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к народным промыслам;
- воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства прекрасного.
- 3 Развивающие:
- развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству, художественный вкус, чувства цвета, ритма;
- развивать мелкую моторику рук, аккуратность, творческое и образное мышление, кругозор;
- способствовать гармоничному развитию личности.
Материалы и оборудование:
- изделия народных промыслов :дымковская игрушка, разделочная доска с городецкой росписью, гжель, посуда – хохлома;
- готовые образцы рисунков;
- фломастеры для каждого ребёнка.
Предварительная работа:
- беседы;
- рассматривание альбомов;
- рисование по образцам.
Словарная работа:
- закрепить в словаре детей слова: промысел, роспись, узор.
- В группе организована выставка «Народные промыслы России».
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними, подарим им свои улыбки и хорошее настроение. (дети берутся за руки, улыбаются друг другу).
«Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
Доброе утро всем нам -
Добрым, хорошим друзьям».
(дети проходят, садятся на стулья).
Воспитатель: Ребята, я сегодня получила сказочное письмо, давайте посмотрим, что в письме. (воспитатель открывает конверт и читает письмо). «Дорогие ребята, пишет вам ваш друг Незнайка. Мальвина дала мне очередное задание, узнать всё о народных промыслах России. А я ничего не знаю об этом. Помогите мне, пожалуйста».
Воспитатель: - Ребята, а что такое народные промыслы? (дети отвечают: это то, что мастерили русские люди)
Воспитатель: - Да, русские люди – удивительный народ. Они всегда стремились к красоте, замечали её вокруг себя: восход солнца, снегопад, хоровод осенних листьев. Своими руками русские люди творили чудеса: делали посуду, игрушки и много других предметов, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так появились народные промыслы. Посмотрите на все эти изделия: дымковская игрушка, гжель, деревянная посуда, расписанная узором хохломы, и другие изделия. Как они красивы, какой тонкий и неповторимый узор на каждом предмете. Они все применяются в быту, все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.
Воспитатель: - Ну, что ребята, отправляемся с вами по волшебным местам.
(воспитатель показывает предмет городецкой росписи).
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовут.
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
На берегу Волги раскинулся древний русский город Городец. Окружающие город богатые леса служили постоянным источником сырья. И вот в этих местах начал развиваться этот промысел. Кто-то вырезал ложки, кто-то точил посуду: чашки, миски, поставки, солонки, а кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества: прялка, веретено, ткали полотно.
Воспитатель: - Рассмотрите элементы городецкой росписи. Из каких элементов состоит узор? (дети отвечают: цветов, листочков).
Воспитатель: (показывает дымковскую игрушку)
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
И село большое Дымково назвали.
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Воспитатель: - Как называются эти игрушки? (дети отвечают: дымковские игрушки).
Воспитатель: - Из какого материала они изготовлены? (дети отвечают: из глины).
Воспитатель: - Верно, молодцы! Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек.
Воспитатель: - Скажите мне, какой узор характерен для росписи дымковской игрушки? (дети отвечают: кружочки, точки, клетка, прямые и волнистые линии).
Воспитатель: - Давайте, детки, дадим нашим глазкам немного отдохнуть.
Воспитатель: (показывает хохломскую игрушку).
Роспись хохломская,
Словно колдовская.
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней,
Наша хохлома!
Воспитатель: - Как вы думаете, из какого материала изготовлена посуда? (дети отвечают: из дерева).
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на элементы хохломской росписи. Из каких элементов состоит узор? (дети отвечают: из травки, листочков, ягод).
Воспитатель: «Всё верно. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, который называют «травкой», «ягодкой», «листиком».
Воспитатель: А назвали хохломской, потому что мастера из древесины изготавливали посуду, расписывали её и везли продавать в большое торговое село Хохлома. Кричали, зазывали на ярмарке: «Кому посуда для каши, окрошки! Чудо – блюдо, да чашки ложки, к вам приехала сама золотая хохлома!» Ребята, что такое ярмарка? (дети отвечают: это место, где продают разные товары).
Воспитатель: Ярмарка – это праздник, веселье, торговля, гуляние.
Физкультминутка «Я»:
Сначала буду маленьким, (дети приседают)
К коленочкам прижмусь. (дети обнимают колени руками)
Потом я вырасту большим, (дети встают)
До неба дотянусь. (дети поднимают руки вверх, встают на носочки)
Воспитатель: Давайте продолжим наше путешествие по необычным местам. (показывает предмет из гжели).
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели.
Воспитатель: - Какой цвет используют мастера при росписи керамической посуды? (дети отвечают: посуда расписана синим или голубым цветом).
Воспитатель: В городке Гжель изготовлялась из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий.
Воспитатель: - А сейчас, ребята, я предлагаю вам стать народными мастерами, художниками и добавить к нашей выставке свои работы. У вас на столе лежат незаконченные образцы частей одежды. Нам надо дорисовать узоры. Приступаем к работе. (Самостоятельная работа детей).
Итог.
Воспитатель: - Какие красивые у нас получились одёжки, вы молодцы! Чья работа вам понравилась больше всех? (дети отвечают).
Воспитатель: - Ребята, вам понравилось занятие? Что именно понравилось? (дети отвечают).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: "Путешествие по волшебному лесу".
Цель: Обучать детей ориентировке на листе бумаги. Уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи. Развивать у детей конкретные представления о признаках животных, умения различать явления приро...
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе. Тема "Найди отгадку"
В ходе НОД применяется интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие. детям предоставляется во...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: "Путешествие в зимний лес"
Задачи:1. Познакомить детей с некоторыми правилами поведения в лесу;2. Уточнить знания детей о диких животных;3. Развить у детей...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: « Цените и берегите воду»
: Познакомить детей со свойствами воды. Формировать естественные научные представления у дошкольников, путем проведения опытов...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «День народного единства»
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «День народного единства»...
Конспект занятия в родительском клубе в средней группе. Тема: "Народные промыслы"
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Музей в детском сад...