Инновационная площадка А. Бурениной
материал (старшая группа)
«Организация музыкально-театрализованной деятельности в детском саду на основе творческого взаимодействия детей с педагогами и родителями»
Название: Детский театр «Золушка»
Вид музыкально-театрализованной деятельности: Театр песни и танца.
Контингент детей для детей старшей группы с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inova.docx | 206.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
администрации муниципального образования
Тихвинский муниципальный район Ленинградской области
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад Россияночка"
Проект
Песенно-танцевальное творчество «Веселые друзья»
Подготовили:
Давиденко Светлана Викторовна,
воспитатель
высшей квалификационной категории,
Шпанюк Наталья Евгеньевна,
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
город Тихвин
2023 год
«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное,
что есть в жизни – это свободное движение под музыку.
И научиться этому можно у ребенка и вместе с ним»
А.И.Буренина
Проблема:
Театр является одной из наиболее наглядных форм художественных форм отражений жизни, основанной на восприятие мира через образы. Однако в области начального музыкального образования детей музыкально-театрализованная импровизация представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна.
Но, к сожалению, в современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и знаний. С этим связано стремление дать детям знания, научить их писать, считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи отмечают «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение. Как правило такие дети не могут себя занять в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Сегодня мы хотим научить детей быть творческими личностями, стремиться к восприятию новизны, умеющими импровизировать, чтобы смело входить в современный мир. И для достижения этой цели нет лучшего средства, чем музыкальная импровизация.
Музыкально-театрализованная импровизация оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления. Процесс театрализованной импровизации неразрывно связан с музыкальным развитием ребенка, в частности с песенным и танцевально-игровым творчеством.
Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание.
Ребенок, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и попевки. Позже начинается становление собственно певческой деятельности.
Сегодня, когда мир музыки представлен чрезвычайно широким спектром различных стилей и направлений, особенно актуальной становится проблема воспитания хорошего вкуса, умение отличать высокохудожественные образцы музыкального искусства. Поэтому очень важно формировать у дошкольников разносторонние художественные способности и высокие духовные потребности, для раскрытия талантов и стремлений ребенка.
Причины:
Научить детей импровизировать – дело далеко не простое. Главное, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а занят был интересной для него деятельностью, был увлечен сказкой, игрой. Театральное искусство необычайно важно для детей, оно близко им и понятно. Ведь театр – всегда чудо. Это возможность не только увидеть героя самому, но и стать им, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты. Театрализованная деятельность, являясь синтезом разных видов искусства: литературы, музыки, живописи, танца, актерской игры, обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка, развивает эмоциональную сферу, учит общаться друг с другом это и натолкнуло нас на разработку данного проекта, где мы попытаемся заинтересовать детей музыкально-театрализованной деятельностью, развивать компетентность детей (учить оперировать полученными знаниями, учениями, навыками) в самостоятельной театрализованной деятельности.
Актуальность:
Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте. Именно в детском саду происходит знакомство детей с танцем и их первое активное приобщение к этому виду творческой деятельности. Одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствует развитию танцевального творчества – является музыкально-ритмическое движение. Это наиболее благоприятный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников общих и специальных способностей личности.
Объединяя хореографию, песню и театр детям предоставляется возможность пережить новые для них роли и образы, ситуации. Дети становятся более отзывчивыми, проявляют внимание к переживаниям и эмоциям друг друга. А участие в постановочной деятельности развивает воображение, креативность, позволяет раскрыться творчески. Всё это обеспечивает психологическую разгрузку, даёт чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах.
Работая с детьми с нарушениями речи, сталкиваешься с проблемой запоминания текста, заторможенностью психомоторных процессов. Детям с ограниченными возможностями здоровья трудно говорить и двигаться одновременно. А так хочется выступить.
Как же помочь маленьким артистам? На помощь приходит театрализация песен. Ребята с удовольствием изображают персонажей песни, выражая эмоции, заложенные в поэтическом тексте, посредством движений и мимики.
Такие занятия имеют неоценимое значение, а особенно для детей ОВЗ, детей с неустойчивой нервной системой, незрелостью эмоционально-волевой сферы. Четкое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук произносятся осмысленно, с искренним отношением. Чем четче произносят, тем лучше двигаются дети. Такая методика помогает постигать речевую культуру, способствует координации.
Все отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, стихийно не преодолеваются, поэтому требуется специально организованная работа по их коррекции. Музыка же является могучим средством в решении коррекционных, воспитательных, развивающих задач.
Паспорт проекта:
Вид проекта: информационно-творческий, познавательно-игровой.
Продолжительность проекта: среднесрочный - 1 месяц.
Место реализации: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Россияночка» г. Тихвин
Участники проекта: воспитанники старшей дошкольной группы с ОВЗ, воспитатели, родители (законные представители) детей группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед.
Цель:
раскрытие творческого потенциала дошкольников в музыкально- театрализованной импровизации.
Задачи:
разработать проект по данной проблеме;
побуждать детей с ОВЗ к инсценированию содержания песен, проявлять самостоятельность в творчестве;
совершенствовать умения самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни;
формировать певческие умения и навыки;
содействовать выработке правильного дыхания, звукообразования, интонирования, артикуляции и проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера;
воспитать способность стойкий интерес и положительное отношение к сценическому искусству, желание выступать и умение быть слушателем.
развивать танцевально-игровое творчество.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Формы работы с воспитанниками:
беседы о театре, импровизации
игровые упражнения;
подвижные игры с элементами драматизации;
дыхательная гимнастика;
театрализованные игры;
виртуальное путешествие «Мир театра» (презентация);
проведение игр имитационных и пластических;
организация и проведение развивающих и творческих игровых занятий;
организация и проведение совместных с родителями мероприятий.
Методы и приемы:
творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное);
упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы, театральные этюды, ритмопластика;
упражнения по дикции, ритмике, хореографии;
драматизация детских литературных произведений, песен;
театрализованные игры-превращения.
Формы работы с родителями (законными представителями)
Папка-передвижка
Изготовление костюмов, атрибутов
Ожидаемые результаты:
Дети будут проявлять импровизационные способности. Речь станет более четкая, плавная, насыщенная интонациями. Речь с движением более координированная. Будут воспитываться желание выступать и любовь к сцене. Сформируются певческие навыки. Благодаря реализации проекта дети и родители проживут ситуации успеха.
Этапы работы над проектом.
1 этап – подготовительный
изучение методической литературы по данной теме;
анкетирование родителей;
мониторинг воспитанников;
активизация интереса детей и родителей (законных представителей) к выбранной теме проекта;
постановка цели и задач, составление перспективного плана работы;
разработка сценария, подбор театрализованных игр для подготовки к песенно-танцевальной импровизации.
2 этап — основной
Реализация проекта
подбор игр на развитие слухового восприятия, звукоподражания, эмоций, мимики, жестов, предметно-игровых действий, формирование речи;
пополнение предметно-развивающей среды, оформление картотеки пальчиковых игр, артикуляционной и дыхательной гимнастики, пластических этюдов;
оформление совместного детско-родительского альбома о видах театра, лэпбуков «Детям о театре», «Театральные профессии».
изготовление декораций и атрибутов, пошив костюмов.
3 этап - заключительный.
подведение итогов проектной деятельности
презентация проекта (показ театрализованной импровизации);
составление рекомендаций для родителей (законных представителей).
Схема реализации проекта через образовательные области.
№ п/п | Образовательная область | Формы и методы работы |
1 | ОО «Познавательное развитие» |
|
2 | ОО «Художественно-эстетическое развитие» |
Практические занятия:
|
3 | ОО «Физическое развитие» | Взаимодействие с инструктором по физической культуре: п/и: - «С кочки на кочку»; - «Перелети с цветка на цветок» |
4 | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Сюжетно-ролевые игры: - «Театральный салон»; - «Поездка в кукольный театр». Игра «Маски» (понимание мимики); Игра «Зеркало». Имитационные упражнения: - «Кто как ходит»; - «Изобрази насекомое» - «Незнайка в театре». Пантомимы: «Сон», «Испуг», «Печаль», «Радость», «Хвастовство», «Грусть», «Тревога», «Удивление», «Восхищение». Этюды: «Бабочки и мотыльки», «Стрекоза и муравей», «Бабочки на цветочной поляне», «Полёт шмеля», «Труженицы пчёлки» |
5 | ОО «Речевое развитие» | Упражнения на дикцию: чистоговорки, артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание, скороговорки. Логоритмика: «Пчела», «Кузнечик», «Божья коровка», «Жук». Творческие игры со словами. Пальчиковая гимнастика. Считалки и импровизированная игра. Диалоги. |
Этапы работы над этюдами:
— создание изобразительного образа: «Прыгают кузнечики», «Паутинка и паучок»;
— создание изобразительного образа в контрасте: «Муравей спит» — «Муравей трудится»;
— создание выразительного образа: «Бабочка красавица».
Статические этюды. Легче всего дети создают и изображают образ по иллюстрации (картинке) с музыкальным оформлением: «Светлячки зажигают огоньки».
Позиционные этюды с интересом выполняют дети дошкольного возраста. Они дают возможность ребёнку самостоятельно придумать композицию, используя жизненный опыт в соответствии с возрастом: «Цветок распускается». Для создания выразительного статического образа необходимо развивать мимику и общую пластику, а также координацию движений.
Переходные этюды из динамических в статические. Игра «Замри», «Море волнуется раз». По условиям игры виды движений чередуются. Этот тип сочетает в себе выразительные возможности динамических и статических этюдов.
Для этого вида творческих заданий предпочтение отдаётся яркой изобразительной музыке. Задача педагога – помочь ребёнку качественной и выразительной импровизацией на фортепиано.
К творческим относятся и специальные театральные игры для детей или творческие этюды.
Это — маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предполагаемых ситуациях, обстоятельствах, условиях.
Каждое занятие строится следующим образом:
1. Упражнения на развитие голоса;
2. Дыхательные упражнения;
3. Разучивание мелодии;
4. Упражнения на развитие ритмичности, пластики движений.
Для развития голоса используются технологии В. В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса»: «Жираф». «Бегемот».
Дыхательные упражнения «Собачке жарко», «Воздушный шарик», «Воротики», «Цветок».
«Хомячок» - пошмыгать носом с закрытым ртом. Часто подышать носом с высунутым языком.
«Воротики». Глубокий вдох через нос - «воротики» открылись, воображаемый паровозик может в них въехать. Задержка дыхания и мягкий длинный выдох на звук «ф» - закрыли «воротики».
«Воздушный шарик». Резкий выдох – живот втянули. Затем расслабить или «отпустить» мышцы живота. При вдохе живот естественно «выталкивается» вперед, как шарик.
При разучивании мелодии используются такие методы: пение мелодии на слог «ма» или гласную «я». При разучивании песни со словами внимание детей концентрируется на одновременный вдох, работе над фразировкой, пропеванием гласных, правильным переносом согласных, дикцией, однородным формированием гласных, кантиленой, смысловыми кульминациями и агогикой.
Этапы процесса инсценировки:
Подготовительный этап (Введение в инсценировку, творческие и дидактические игры, слушание песни, беседа по песни и разучивание песни)
Творческий этап (обсуждение сюжета, составление плана действий , выбор и распределение ролей, придумывание движений в соответствии с сюжетом.)
Исполнительный этап (практическая инсценировка на занятии или празднике)
Классификация песен для инсценировки:
Виды песен:
- Фольклорные песни хороводы;
- Детская эстрадная песня;
- Театральные игровые песни;
- Сюжетно игровой танец;
- Песни-попевки;
- Песенки-шумелки;
Виды инсценировок по использованию видов музыкальной деятельности:
Вокал +ритмопластика;
Фонограмма + ритмопластика;
Вокал +ритмопластика + музыкальные инструменты;
Виды инсценировок по количеству участников:
Общая - участниками являются все дети.
Индивидуальная – участвуют от4 до 10 человек.
Виды инсценировок с применением оборудования:
Предметов ( в зависимости от сюжета ,количества героев или задумки);
Детских музыкальных инструментов;
Костюмов или их элементов;
Детям желательно давать свободу с помощью чего они будут осуществлять задуманное.
Заключение:
Используя в работе инсценирование песен, мы сделали вывод, что этот вид деятельности детей играет важную роль в развитии творческих способностей дошкольников. Детям активно включаются в эту деятельность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Григорьева О.А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников // Современные научные исследования и инновации. 2014 №11.
- Зимина А.Н. Первые шаги в творчестве. – М., 2003
- Зимина А.Н. Инсценирование песен на музыкальных занятиях с детьми 4-7 лет, практикум для педагогов, 2001.
- Мигунова Е. В. «Организация театрализованной деятельности в детском саду»: учебно-методическое пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2006г
- Рубенок Е.В. Игры-драматизации в воспитании дошкольника//Дошкольное воспитание.-2007.-№4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»
Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»...
Приказ на участие в организации инновационной деятельности учреждения (участие в работе муниципальной инновационной площадки)
Приказ на участие в организации инновационной деятельности учреждения(участие в работе муниципальной инновационной площадки)...
Участие в инновационной деятельности.Федеральная инновационная площадка АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России», федеральный уровень. Тема: «Организация дополнительного образования детей в ДОО»
Информация об участии педагога в инновационной деятельности...
Участие педагога в инновационной деятельности.Региональная инновационная площадка Московской области в 2021 году в направлении« Образовательный потенциал STEM-технологий»
Информация об участии педагога в инновационной деятельности...
Участие педагога в инновационной деятельности.Региональная инновационная площадка Московской области в 2021 году в направлении« Образовательный потенциал STEM-технологий»
Распоряжение Министерства образования Московской области от 11.11.2021 № Р-709 « Об утверждении Перечня победителей областного конкурса дошкольных образовательных организаций муниципальных образ...
Участие педагога в инновационной деятельности.Региональная инновационная площадка Московской области в 2021 году в направлении« Образовательный потенциал STEM-технологий»
Приложены приказы регионального,муниципального уровня и уровня образовательной организации...