Доклад по теме пескография
материал (младшая группа)

Дьячкова Мария Александровна

Материал предназначен для педагогов в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_peskografiya.docx33.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Работа с песком, как эффективный способ развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности детей и взрослых»

Подготовил: воспитатель МБДОУ г. Иркутска

детский сад № 44

Дьячкова Мария Александровна  

Методический продукт:

  • Перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики посредством работы с песком в соответствие с календарно-тематическим планом ДОУ.
  • Цикл занятий «Волшебный песок».
  •  Изготовление рабочих поверхностей с разноцветным песком для подгруппы детей.

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста посредством работы с песком.

Задачи:

Обучающие

Познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительной деятельности с применением песка.

Освоить прием работы рисованием пальцем, ладонью, ребром ладони по песку.

Развивающие

Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала.

Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей.

Развивать способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук и глазомер.

Развивать моторику рук, посредством работы с песком.

Воспитательные

Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Что же такое пескография?

Пескография – это прием целенаправленного применения техники рисования песком в воспитательно- образовательном процессе.

Приемы рисования на песке можно выполнять указательным пальчиком, двумя пальчиками, всеми пальчиками, ладошкой, ребром ладошки, кулачком, двумя руками одновременно. Песок можно сыпать горстями и щепотками.

Данная методика даже эффективнее, чем пальчиковая гимнастика. Почему так? Потому что задачи с песком больше напрягают и мозг, и мышцы. Для сравнения стоит просто попробовать высыпать песочек равномерной струйкой или нарисовать сразу обеими руками два одинаковых солнышка слева и справа от воображаемой центральной линии. Поэтому мы можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий.  

Занятия по развитию мелкой моторики позволяет интегрировать различные образовательные области. Темы занятий переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.) Такое построение занятий способствует более успешному освоению образовательной программы дошкольного образования.

Технические элементы рисования

Техника засыпания – используется для создания затемненных поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем темную поверхность в нужном месте; 

Техника насыпания – взяв песок в кулак (ситом), сжимаем его и держим вертикально, чтобы пальцы были обращены к рисующему. Рукой, находящийся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти они напоминают штрихование карандашом;

 Техника отпечатка – помогает добиваться имитации различных фигур и материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки все ладони, пальцев, ребра ладони (например: прыгают зайчики, идут медвежата, бегут жуки). Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти, формочками для пластилина, наборы для песочницы, использование шаблонов и контуров, резиновые мячи с шипами и т.д. Изображения получают, нанося на фон линии, точки и другие фигуры пальцами, боковой стороной ладони, внутренней частью ладони. Тонкий слой раздвигают, разгребают по фону. 

Техника тёмным по светлому (насыпание). Он немного сложнее. На чистый «световой» лист можно сыпать песок любым образом: линиями тонкими, толстыми, фигурными. 

Техники легко можно комбинировать, совмещать в одной композиции.

 Начинать ознакомление деток с песком можно с несложных приёмов: поздороваться с песочком, погладить его (какой песок — тёплый, сухой?), согреть в кулачке, пропустить его между ладонями, послушать, как он с вами разговаривает, шепчет.

 Детям нравится веселить песок: пощекотать его сначала одним пальчиком, потом всеми, двумя руками — песочек смеётся. Поскользить ладонями по песку, рисуя, как проехал бульдозер, двумя пальцами – машина.

 Простые графические упражнения

– Выбирать или насыпать прямые линии: дорожки, провода, столбы, заборчики, дождик; 

– Выбирать и насыпать волнистые, а потом и замкнутые линии: волны, дым, фонтанчик, бусы; 

– Перейти к насыпанию контуров и выбиранию предметов геометрической  формы; 

–Несложные сюжеты: молния, радуга, высокие горы;

 – Элемент спирали. Причём скованным, замкнутым детям советуем спираль   раскручивать из одной точки – разворачивать. А гиперактивным,   наоборот, скручивать – это их успокаивает и уравновешивает. 

Если исходить из принципа графики, хорошо познакомить ребёнка с её элементами. 

– Точка. Маленькая, побольше и так далее (сливка, яблочко, луна, солнце, а    две точки рядом – уже цыплёнок, овал и круг – цапля); 

– Линия. Линии бывают разные и могут передавать настроение: лёгкие,   весёлые, колючие, нежные, игривые, загадочные (кружить, не отрывая   пальца от стола);

 – Пятна различаются по плотности, составу и объём. Из них создаётся образ.   Пятно из точек превращается в кашу на тарелке, в овечку; несколько таких пятен – в образ дерева (добавить несколько линий).   Пятно из штрихов (коротких линий) легко превратить в ёжика.

 

Преимущества песка

Занятия с песком очень важны для гармоничного развития ребенка. Они развивают его восприятие и мышление, улучшает мелкую моторику, тренируют внимание и учат планировать свою деятельность. Песочница становиться одной из первых форм социализации ребенка.

Игры с песком:

  •   развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • снимают мышечную напряжённость;
  •  помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
  • развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
  •  стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
  • позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
      преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
      развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
  • совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
  • способствуют расширению словарного запаса;
  • помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  • позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
  • способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
  • помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

 

Общие условия организации деятельности с песком

 В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). 

Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы мы рекомендовано использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.
В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики.

В дальнейшей работе планирую продолжать применять новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных техник рисования.

     Используемая литература: 

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозайка – Синтез, 2014
  2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в д/с: конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа – М.: «КарапузДидактика», 2007
  3. Мариелла Зейц Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ.]- М.: ИНТ, 2010
  4. .Михайлова Ирина Михайловна  – Песочная страна (методические рекомендации)
  5. 4.Павлова О.В. Художественное творчество: комплексные занятия/ Волгоград: Учитель,2013
  6. 5.Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2014
  7. 6Большебратская Э.Э. Песочная терапия. – Петропавловск, 2010 
  8. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить/ Москва , 2005
  9. Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. чудеса на песке. Песочная игротерапия.
  10. Зинкевич-Евстегнеева, Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб., 2010.
  11. Казакова Р.Г., Рисование с детьми дошкольного возраста: методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  12. Куксова Н.А. Я рисую солнышко: обучаем и развиваем малышей/ Издательство: Минск: Зорны верасень, 2007
  13. Крупенчук О.И. Развиваем мелкую моторику. – СПб., 2002 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы на тему: «Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

  «Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либ...

Консультация для педагогов на тему: "Пескография"

Данный материал предназначен для педагогов желающих организовать деятельность детей на прогулке с интересом....

Доклад на тему: «Взаимодействие ДОУ с семьей в рамках речевого развития посредством пескографии»

 В настоящее время находят применение инновационные формы и методы, способствующие более эффективному взаимодействию дошкольного учреждения с семьями воспитанников в развивающих вопросах....

Педагогический совет №2 на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Доклад на тему: «Подвижные игры - как средство повышения двигательной активности дошкольников»

Педагогический совет №2 на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»  Доклад на тему: «Подвижные игры - как средство повышения двигательной активности дошк...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

Доклад на тему: Тема: «Особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников».

Доклад на тему: Тема: «Особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников»....