Театрализованные игры и упражнения - их роль в развитии слухового внимания, творческого воображения и фантазии
статья
Театрализованные игры и упражнения - их роль в развитии слухового внимания, творческого воображения и фантазии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dubonosova.docx | 17.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Театрализованные игры и упражнения – их роль в развитии слухового внимания, творческого воображения и фантазии
Дубоносова Т. В.
Музыкальный руководитель МАДОУ №106
Работа педагога в театрализованной деятельности направлена, прежде всего, не на подготовку «шоу», а на развитие и воспитание каждого ребенка, раскрытие его творческого потенциала, индивидуальности, формирование позитивных черт характера, воспитание духовно-богатой, творческой личности.
Использование творческих заданий в общении с детьми должно быть ситуативным, естественным и гармоничным в сочетании с другими видами деятельности. Другими словами, мы предлагаем включать игровые упражнения в самые различные занятия, и такие включения могут заранее планироваться, а иногда – импровизироваться. Педагогу необходимо иметь в своем багаже множество игр, интересных и доступных для ребенка, которые позволяют обыгрывать любую ситуацию.
Перед тем, как предложить детям игры и упражнения для развития слухового внимания, следует провести своеобразную «настройку слуха». С этой целью всем участникам игры предлагается сесть в удобной позе и послушать окружающее пространство с закрытыми глазами:
- Звуки улицы. Внимательно послушать и отгадать, что там сейчас происходит (птицы поют, собаки лают, дети играют, машины проезжают, дождь идет и т. д.). условно назовем это большим кругом внимания.
- Вслушаться в звуки, которые окружают нас в данном помещении (имеется в виду все здание). Можно услышать чьи-то шаги, голоса, шум электричества и др. Это – средний круг внимания.
- Вслушаться в звуки, которые живут внутри нас (дыхание, биение сердца и др.) Это – малый круг внимания, требующий наибольшей концентрацию.
В процессе проведения таких упражнений важно научить детей внимательно слушать и определять (понимать, расшифровывать) различные звуки. Такие задания стимулируют развитие воображения, фантазии, речи и т. д.
В начале работы над развитием слухового восприятия лучше прислушиваться к звукам, которые непосредственно нас окружают. Вот, например, какие вопросы предлагаются детям:
- Чьи голоса слышны на улице? Детские или взрослые? Много ли детей гуляет во дворе? Какая сейчас погода на улице? А какая машина проехала (уехала), легковая или грузовая?
- Кто прошел по коридору (ребенок, женщина на высоких каблуках, группа детей, пожилой человек и др.)?
- Какие настроения у людей, которые разговаривают за стеной (слов не разобрать): они спокойно беседуют, либо один что-то возбужденно рассказывает, и т. д.?
- Определить и рассказать, что делает человек (слышен хруст откусываемого яблока, шелест, ткани, бумаги, клеенки и т. д.).
- Определить по звуку, что находиться в закрытой коробке (пуговицы, деревянные палочки, песок и т. д.).
Однако при планировании подобных занятий нужно учитывать, что не всегда вокруг будут звучать чьи-то шаги, голоса и т. д. поэтому удобно использовать различные театральные шумы (аудиозапись).
Вот примерные вопросы и задания, которые можно предложить детям разного возраста.
- Послушать запись шумов и отгадать, что происходит:
а) на улице; какая погода? (дождь, гроза, ветер и т. д.);
б) какой автомобиль проехал? (легковой, грузовой, «Скорая помощь», пожарная или полицейская машина);
в) где сейчас мама: на кухне или в ванной?
г) какое угощение мама готовит? (взбивает крем миксером или режет на доске овощи);
д) отгадать, кто пришел (по шагам);
е) рассказать, кто находиться в соседней комнате (маленький ребенок, взрослый);
ж) отгадать, где находиться, например, Буратино: в зоопарке, на улице, дома, на игровой площадке, на берегу моря и т. д.
з) придумать и рассказать:
- о чем беседуют собаки,
- почему котенок плачет,
- почему пищит щенок и т. д.
Используя запись театральных шумов, педагог постепенно увеличивает количество записанных фрагментов и таким образом определяет объем слуховой памяти. Вначале эти задания можно облегчить использованием картинок. Постепенно дети привыкают сосредотачивать свое внимание на прослушивании и запоминают последовательность и количество услышанных звуковых «картинок».
- Послушать и нарисовать, что услышали:
а) где сейчас Красная Шапочка? (в лесу, в деревне, на берегу реки, дома с мамой);
б) кого встретил Колобок? (Волка, Петуха, Собаку, Кошку);
в) какая погода на улице? (дождь, солнышко, ветер);
г) нарисовать машину, которая проехала (разные типы автомобилей);
д) над каким местом пролетает «ковер-самолет»? (над морем, над лесом, над городом).
3. Послушать и изобразить (пантомима) того, кого услышали: кошку, собаку, петуха, корову, лошадь, лягушку, комара и т. д.
Таким образом, разнообразные игры позволяют повысить эмоциональный тонус, снять напряжение, активизировать внимание детей, сделать их жизнь необыденной увлекательной. Реальность и значимость результата совместной игры доставляют огромное удовлетворение и стимулируют дальнейшее творчество.
Методическая литература:
Родина М. И., Буренина А. И. «Кукляндия». – СПб.: Музыкальная палитра, 2008 г.
Буренина А. И. «Театр всевозможного». – СПб.: Музыкальная палитра, 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для развития психических процессов (внимания, мышления, памяти, воображения) у детей 2-3 лет
Игры и упражнения на развитие психических процессов для детей 2-3 лет предназначены для игр как в детском саду, так и дома. Игры проходят в доброжелательной, непринужденной обстановке. Для игр и...
Игры и упражнения на развитие изобразительных способностей и творческого воображения.
«Симметричные предметы»Задачи: дать понятие «симметричность предметов»; учить находить одинаковые части предме...
Игры и упражнения на развитие изобразительных способностей и творческого воображения.
Картотека игр и упражнений по изо....
Игры и упражнения на развитие изобразительных способностей и творческого воображения.
Игры и упражнения для детей по изо....
Игры и упражнения на развитие изобразительных способностей и творческого воображения детей.
Игры и упражнения на развитие изобразительных способностей и творческого воображения детей...
Игры и упражнения на развитие изобразительных способностей и творческого воображения.
Игры и упражнения на развитие изобразительных способностей и творческого воображения...
Игры и упражнения на развитие изобразительных способностей и творческого воображения.
Картотека дидактических игр и упражнений по ИЗО для дошкольников....