Статья "Экономика и дети"
статья
В статье расскрывается опыт работы по экономическому образованию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ekonomika_i_deti.docx | 17.69 КБ |
Предварительный просмотр:
А.В. Костеева
воспитатель частного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 233 «ОАО «РЖД»,
г. Улан – Удэ, Республика Бурятия
ЭКОНОМИКА И ДЕТИ
Еще совсем недавно слово «экономика» не употреблялось в работе с дошкольниками. А нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке — веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит — строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей закладываются первоначальные понятия экономического содержания. Закладывая предпосылки экономического мышления, ребенок в дальнейшем сможет легко им оперировать, выстраивая сложные экономические цепочки.
Впервые экономическое воспитание с детьми дошкольного возраста включил в свою программу Я.А. Каменский. В своей книге «Материнская школа», он предлагал давать детям «экономические познания»: дети должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать ее. Детей необходимо знакомить с назначением сундуков, шкафов, кладовых, подвалов, замков, ключей. Большую роль он отводил труду, считая, что дети с самого малого возраста привыкли «избегать ленивого досуга».
Поэтому, работая с детьми старшего дошкольного возраста, я стала наблюдать за их играми, вслушиваться в понятия, которыми они оперируют при построении диалога в игровых ситуациях. Современные дети в своих играх дети пользуются экономическими понятиями: кредит, банк, кредитная карта, банковская карта, покупают, работают, получают деньги. Эти ситуации условные, «как будто», но в них дети закрепляют и уточняют многие житейские мудрости, проигрывают роли членов семьи.Я решила, что надо расширить знания детей об экономических понятиях: познакомить с историей денег и учить расходовать их, уточнить и расширить знания о современных профессиях и сфере их деятельности, формировать желание трудиться и видеть результат своего труда, ценить и бережно относиться к предметам окружающего мира.
Мной была разработана рабочая программа по экономическому воспитанию, на основе парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», разработанной Сбербанком России совместно с Министерством образования и науки РФ.
В группе созданы необходимые условия для ознакомления детей с финансовой грамотностью – подобраны дидактические и настольно печатные игры, сюжетообразующие наборы для игровой деятельности, созданы электронные дидактические игры, есть мини-музей «Деньги –вчера, сегодня, завтра» и т.д.
Работа с детьми организуется через разные виды деятельности: кружковая работа (1 раз в неделю), организованная образовательная деятельность, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей.
В соответствии с программой работа с детьми проходит по 3 основным блокам:
1 – знакомство с профессиями
2 – знакомство с рекламой
3 – использование полезных экономических навыков и привычек в быту.
Знакомясь с профессиями у детей воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие. Дети учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах; дети узнают о взаимосвязи понятий «труд - продукт - деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества.
Уточнив и расширив знания детей о профессиях, продуктах труда, мы знакомимся с историей денег, с денежными единицами разных стран, товарообменом, ценой и качеством товара.
Знакомясь с понятием, реклама дети узнают для чего она нужна, реклама - это правда или ложь и др. В ходе работы над данным направлением совместно с детьми были разобраны такие вопросы – «Для чего создают рекламу?», «Хитрости рекламных роликов». Дети попробовали прорекламировать свой товар и получить обратную связь от своей деятельности. Мы установили взаимосвязь рекламы со спросом товара в магазине.
После того, как дети познакомились с основными понятиями мы учимся использовать полезные экономические навыки и привычки в быту, проигрывая разные жизненные ситуации.
Безусловно, в период дошкольного детства огромную роль играет семья и то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения к экономическим ценностям. Семья в решении задач экономического воспитания - ведущий социальный институт. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она решает. В семье - реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие. От того, какое настроение у родителей (оптимистичное, вера в то, что все можно решить, умение убедить ребенка, что есть трудности, но они временные), зависит эмоциональное состояние и маленького члена семьи.В свою работу по формированию у детей экономических знаний мы постарались включить и родителей, с которыми было проведено анкетирование. Выпущены буклеты «Реклама: правда и ложь», «Дети и деньги», «Семейный бюджет» и др.
Другие социальные среды, с которыми соприкасается ребенок: детский сад, учреждения дополнительного дошкольного образования, дружеские компании, учреждения культуры, СМИ и т.д.- представляют еще более широкий спектр для познания реалий современного мира, в том числе экономических. Надо иметь в виду, что дети, особенно дошкольники, воспринимают события, происходящие в широком социальном контексте, через призму семейного отношения к ним.
Таким образом, в ходе такой систематической и целенаправленной работы дети познакомятся с семейной экономикой, продуктами труда и их производителями, с окружающим их миром вещей, людей, природы на реальном материале. Дети научатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Ребята получат начальные сведения об экономике своего города, своей страны, о профессиях связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по еѐ изготовлению и реализации. Дети будут уважительно относиться к людям, которые трудятся и честно зарабатывают деньги. Они научатся правильно, распределять семейный бюджет, выбирать дешевые и дорогие товары.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация доклада на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей 5-7 лет в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием"
Мои методические разработки....
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...
Безопасность детей в летний период.Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!
Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!...
Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)
Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....