Сюжетно - ролевая игра
материал

Сюжетно ролевая игра как способ приобщения детей к социуму и создание условий для проведения этих игру у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno_rolevaya_igra_2.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Условия и способы развития сюжетно ролевой игры у дошкольников.

Воспитатель: Борцова И.С.

Известна истина, что дети развиваются, играя. Значит, и игра способна развиваться. И в процессе развития игры ребенок переходит от простого к сложному. То есть от простых и готовых, знакомых и элементарных сюжетов к более сложным, насыщенным и продуманным самим, которые охватывают все стороны происходящего бытия. В процессе своего развития наши дети учатся играть вместе с другими, постепенно обходятся без игрушек, а самое главное, овладевают правилами игры. А затем и начинают им следовать. Однако в дошкольном возрасте игра является однородной деятельностью. И для этого возраста характерно первое усвоение общественной жизни и уклада вокруг. Ребенок растет, живет и развивается в семье и окружающем его мире. Звездное небо, отдых с родителями, картинка за окном — все эти впечатления сказываются на детском развитии. Любая игра для ребенка — это то, что ему доступно, где он может применить свой детский опыт и полученные впечатления. Игровая деятельность — основа жизнедеятельности малыша, потому что здесь ребенок проявляет самостоятельность — принимает решения, примеряет роли, овладевает правилами.

 Одним из условий, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфики дошкольного возраста, согласно требований ФГОС ДО предполагается поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства, а также организация образовательного пространства для игровой и творческой активности. Известный психолог Д. Б. Эльконин отмечал в своих работах, что в развитии продуктивных видах деятельности ребенка есть три этапа:

  1. Сперва малыш придает значение и смысл уже готовому продукту (который сделал сам).
  2.  Затем, по мере взросления, он придает смысл тому, что изготовляет, в процессе работы.
  3. И только к концу дошкольного периода малыш начинает независимо от обстоятельств строить свою деятельность и продукт, руководствуясь только своими замыслами и желаниями.

    . Для организации сюжетно-ролевой игры необходимы три условия:

 Первое — обязательное знакомство детей с различными сферами деятельности взрослых.

 Вторым условием является сам процесс обучение игре ребенка для передачи игрового опыта.

 И третьим условием является игрушки, адекватные по возрасту и воображению.

Также имеются основные черты игры:

- эмоциональная насыщенность,

- увлеченность детей,

- самостоятельность,

- активность,

- творчество.

 Дети самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

 Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Структура сюжетно-ролевой игры:

-сюжет

-роль

-содержание

Сюжет - главный компонент сюжетно-ролевой игры, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры- это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих людей.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на: бытовые (игры в семью, детский сад), производственные (отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т.д.), общественные (игры в библиотеку, школу и т.д.).

Роль - это средство реализации сюжета. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он соотносит себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых.

Содержание игры - это взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей в игре. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть. По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с опытом, особенностями развития воображения, мышления, речи.

 Условия, необходимые для развития сюжетно-ролевой игры:

- соответствующая предметно-развивающая среда,

- наличие игрового пространства, места для игры,

- наличие времени для игр,

- руководство игрой (определённые знания по теме игры и умение их  реализовывать в практической деятельности).

Немаловажным условием для развития сюжетно - ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создаёт «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.

Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учётом ближайшей перспективы их развития. Для детей младшего дошкольного возраста нужна игрушка, позволяющая развернуть игры в семью, детский сад и пр. В группах среднего и старшего возраста подбор игрушек должен обеспечивать развитие игр на трудовые темы и игр, отражающих общественные события и явления..

Организуя хранение игрушек, воспитатель должен учитывать развитие игровой деятельности. В младших группах наиболее целесообразно хранить игрушки в доступном для детей месте.

 Детская игра должна быть ориентирована на развитие, а игровые элементы сочетаться с обучением. Определим основные принципы игры:

– игра тесно связана с обучением;

– постепенное усложнение условий игры и обучающего процесса;

– связь между обучающими и воспитательными факторами;

– активизация познавательной деятельности ребенка при выполнении новых заданий;

– постепенное увеличение интенсивности познавательной деятельности.

Основными принципами обучения сюжетно-ролевой игре являются необходимость взрослого играть вместе с детьми, играть на протяжении всего дошкольного возраста и ориентация на раскрытие смысла партнеру по игре. Чтобы дети смогли овладеть игровыми умениями, взрослому необходимо играть вместе с детьми, ненавязчиво и непринуждённо передавать свой опыт. Воспитателю необходимо продемонстрировать ролевые способы поведения — мимику, интонацию и жесты. И при этом немаловажную роль имеет поведение самого взрослого. Ни в коем случае нельзя давить, подавлять своим опытом. Эталоны в игре просто-напросто уничтожают саму игру. Надо стать для ребенка партнером в игре. Играть надо на протяжении всего дошкольного возраста. Но обязательное требование при построении игры — постепенное усложнение правил и линии поведения. Когда игра достигает своего пика, ребенку становится недостаточно заменять отношения в игре, вследствие чего назревает мотив сменить свой статус. Единственный способ выйти из этой ситуации — это пойти в школу. пика Игровые умения нам каждом этапе дошкольного возраста необходимо формировать таким образом, чтобы ориентировать ребенка одновременно на игру и пояснения ее смысла партнеру.

Выводы: – Для того, чтобы реализовать используемый в игре сюжет полностью, необходима большая целенаправленная работа – каждая игра — это зеркальное отражение того, что происходит в жизни ребенка – Сюжетно-ролевая игра позволяет доступными методами и способами смоделировать окружающую действительность. По сюжету игры можно безошибочно определить, что более всего волнует ребенка на данный момент. – Отраженные в игре события ребенок переживает искренне, а совместная игра со взрослым является передачей социального опыта. – Через чтение художественной литературы, беседы и экскурсии взрослый пополняет жизненный опыт ребенка, чтобы тот в дальнейшем реализовал его в игровой деятельности. При этом решаются разные задачи, следовательно, и результат будет отличат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие ( развитие речи, ручной труд и сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детский сад» и сюжетно – ролевой игры «Школа» подготовительная группа Автор: воспитатель: Свинцова Е.А. МКДОУ д/с «Колокольчик» п.Пур

Цель:Продолжать обучать детей связной монологической и диалогической речи в процессе проектной, совместной деятельности; обучать безопасному поведению, правилам дорожного движения; расширять представл...

Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

  Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности №9 «Ромашка» Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности  №9 «Ромашка»Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»Цель: Познакомить дошкольников с сюжетно – ролевой игрой «Школа»...

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе» Конспект по руководству сюжетно-ролевой игры

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе»Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрыАвтор проекта: Лобанова Татьяна Михайловна, ГБОУ Прогимназия «...

Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

Задачи:1) расширение представлений об окружающем;2) формирование игровой деятельности:  а/ развивать сюжет  б/ обучение игровым действиям (объединение в игре, взаимодействие по ходу иг...

Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению атрибутики для сюжетно-ролевой игры "Морское путешествие" и сама сюжетно-ролевая игра

Дети с родителями готовят из бросового материала атрибутику для сюжетно-ролевой игры "Морское путешествие" и играют...

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Цель: Развивать у детей игровые умения и навыки, которые позволят им развертывать самостоятельно творческую игру. ...