Самообразование воспитателя Кузнецовой Натальи Владимировны на 2020-2021 учебный год
материал

Кузнецова Наталья Владимировна

Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_na_2020-21_uch.god_._kuznetsova_n.v.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование воспитателя Кузнецовой Натальи Владимировны

на 2020-2021 учебный год

Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр».

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Изучение теоретических основ формирования финансовой грамотности  у детей дошкольного возраста. Изучение особенностей сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста как средства формирования финансовой грамотности.

Задачи:

 1. Осуществить подбор и анализ литературы по теме самообразования, конкретизировать содержание понятий «финансовая грамотность», «экономическое воспитание».

2. Определить роль игровой деятельности в воспитании основ экономической культуры у старших дошкольников.

3. Разработать план мероприятий по формированию финансовой грамотности для воспитанников старшего дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевых игр.

 4. Разработать систему просвещения родителей.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

работы по самообразованию на 2020 – 2021 гг.

Учебный год

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат

Организационно-ознакомительный этап

2020-2021

Формирование потребности в самообразовании (актуальность), самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка цели и задач

Сентябрь -декабрь, 2020 г.

Актуальность, цель, задачи, новизна, практическая значимость

Теоретическое изучение проблемы

Планирование по самообразованию

Сентябрь - май 2020-2021 г.

Перспективный план работы

Подготовка оборудования и материала

Оборудование, атрибуты к играм, картотека игр.

2020-2021

Основной этап

Практическая деятельность (применение знаний, навыков, умений на практике: применение (изготовление дополнительных) пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями).

Сентябрь 2020 – май 2021 г.

 -картотека игр и пособий.

- оформление выставки методических пособий.

-консультации для педагогов и родителей.

Заключительный этап

2020-2021

Практическая деятельность

Сентябрь 2020 май 2021 г.

- конспект проведения игр.

- родительское собрание.

Подведение итогов самообразования

Май 2021 г.

Выступление на педагогическом часе с педагогическим опытом работы по теме самообразования.

Пояснительная записка

В современном обществе происходят существенные изменения экономического характера, связанные со сложившимися рыночными отношениями, что определяет интерес к  экономическому воспитанию и финансовому просвещению населения.. Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний. В настоящее время стратегии финансового образования населения разрабатываются на государственном уровне, осуществляется процесс разработки и внедрения национальных программ и стратегий формирования финансовой грамотности населения, который активно поддерживается Центробанком РФ, Минфином и Минобрнауки РФ.  Минобрнауки планирует включение преподавания финансовой грамотности в программу обучения детских садов.   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.  В дошкольном возрасте наиболее естественным, увлекательным и эффективным средством формирования финансовой грамотности детей является игровая деятельность, где особое и ценное значение имеют сюжетно-ролевые игры, способствующие расширению кругозора в вопросах экономики и бережливости, содействуют удовлетворению интересов и рациональной реализации возможностей, оптимизации межличностных отношений, влияющих на разностороннее развитие личности ребёнка. А в дальнейшем разумного, образованного, рачительного, ответственного «хозяина своей страны».

Актуальность темы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – дошкольным и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их зарабатывания.

Цель: раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических  компетенций и  финансовую  грамотность у детей старшего дошкольного возраста, а также дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.

 Задачи:  

- формирование экономических представлений и компетенций; - развитие экономического мышления дошкольников,  

- воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики,  

- обучение правильному  отношению  к рекламе, умению разбираться в ней;

 - обучение детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- обучение  детей тому, как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер .  

Принципы организации сюжетно-ролевых игр:

 - отбор  знаний, полученных на занятиях и в совместной деятельности в процессе обучения, для последующего отражения в играх;  

- ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия и знания из финансово- экономической области;

 - отражение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр;  - организация коллективных игр.

Привлечение каждого ребенка к выполнению ролей, включающих экономическое содержание;  

 - непосредственное участие в игре педагога, выполняющего наряду с детьми игровую роль.

Знакомство  с миром экономики и финансов логически выстраивается  от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий; от простейших экономических категорий - «труд», «профессия», «потребность», «деньги» к более сложным финансово-экономическим явлениям: «товарно-денежные отношения», «купля-продажа», «бюджет» и др.

Перспективный план самообразования педагога

 Учебный год

Тема по самообразованию

Форма отчёта

Срок отчёта

2020-2021

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр

Консультация для педагогов:

 «Дошкольник и экономика»

Викторина по экономическому воспитанию

для детей 6-7 лет

 «Путешествие в денежную страну»

Деловая игра для родителей детей

6-7 лет «Азбука финансов»

План работы с детьми, с педагогами, с родителями на 2019-2020г.

Месяц

План мероприятий

1.

Сентябрь

1. Дидактическая игра «Заветные желания», демонстрация мультфильма «Телефон».

2. Подбор материала по данной теме, необходимого для работы с детьми и родителями.

3. Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

2.

Октябрь

1. Чтение сказки  С. Я. Маршак «Кошкин дом», Сюжетно-ролевая игра «Сберегательный банк»

2. Семинар для педагогов «Финансы и дошкольник: за и против»

3. Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики»

3.

Ноябрь

1. Квест – игра «Путешествие Буратино»

2. Консультация для педагогов:  «Формируйте у детей разумные потребности»

3. Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет»

4.

Декабрь

1. Формировать представление о  потребностях и возможностях: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковский «Телефон».

2. Круглый стол «Развитие финансовой грамотности дошкольников»

3. Разработка буклетов «Ребенок и финансы»

5.

Январь

1. С/р «Магазин», Д.и «Безналичные деньги». Поход с детьми в магазин.

2.Буклет для педагогов: «Бюджет семьи – забота каждого»

3. Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами»

6.

Февраль

1. Викторина по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы «Путешествие в денежную страну»

2.Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников»

3. Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар»

7.

Март

1. Игра «Хочу и надо». Формировать представление детей о понятии «бюджет»

2. Консультация «Учите ребенка планировать семейный бюджет»

3. Буклет «История о дереве и человеке»

8.

Апрель

1. КВН «Путешествие в денежную страну»

2. Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики»

3. Деловая игра для родителей детей подготовительной группы «Азбука финансов»

9.

Май

1. Формировать представление детей  о рекламе.

С. В. Михалков «Как старик корову продавал»

2.Отчёт - презентация

3. Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги»

Литература по теме самообразования:

  1. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
  2. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности.  Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет
  3. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.
  4. Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с.
  5. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.
  6. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.
  7. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.
  8. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
  9. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.
  10. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование на 2018-2019 уч.год. Тема: Развитие речевых навыков и умений у детей с помощью русского фольклора. МАДОУ ДС №15 «Югорка» Воспитатель: Кузнецова Наталья Владимировна

Самообразование на 2018-2019 уч.год.Тема: Развитие речевых навыков и умений у детей с помощью русского фольклора.МАДОУ ДС №15 «Югорка»Воспитатель: Кузнецова Наталья Владимировна...

Рабочая программа воспитателя средней группы на 2020-2021 учебный год

Рабочая  программа  (далее -  Программа) средней группы общеразвивающей направленности «Бабочки» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского с...

План по самообразованию воспитателя подготовительной группы на 2020-2021 гг. Тема: «Развитие речи с помощью дидактических игр»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 комбинированного вида»Авиастроительного района г. Казани План по самообразованию воспитателя подготовит...

План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2020-2021 гг. Ф.И.О: Черновой Наталии Сергеевны Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Начало работы над темой:  сентябрь 2020 г.Предполагаемая дата окончания работы:  май 2021 г.Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития позна...

Отчет по теме самообразования «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе игры» воспитателя Остапкевич О. Ф.2020 - 2021 учебный год.

Отчет по теме самообразования "Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе игры"....

Отчет творческой группы «Русская изба» на 2019-2020 уч. год. Подготовила воспитатель: Кузнецова Наталья Владимировна

Отчет творческой группы «Русская изба» на 2019-2020 уч. год. Подготовила воспитатель: Кузнецова Наталья Владимировна...

МАТЕРИАЛЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на 2020-2021 г. учебный год Тема: «Сенсомоторное развитие детей 3-4 лет»

МАТЕРИАЛЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮна 2020-2021 г. учебный годТема: «Сенсомоторное развитие детей 3-4 лет»...