Самообразование воспитателя Кузнецовой Натальи Владимировны на 2020-2021 учебный год
материал
Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_na_2020-21_uch.god_._kuznetsova_n.v.docx | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование воспитателя Кузнецовой Натальи Владимировны
на 2020-2021 учебный год
Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр».
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Изучение теоретических основ формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Изучение особенностей сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста как средства формирования финансовой грамотности.
Задачи:
1. Осуществить подбор и анализ литературы по теме самообразования, конкретизировать содержание понятий «финансовая грамотность», «экономическое воспитание».
2. Определить роль игровой деятельности в воспитании основ экономической культуры у старших дошкольников.
3. Разработать план мероприятий по формированию финансовой грамотности для воспитанников старшего дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевых игр.
4. Разработать систему просвещения родителей.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
работы по самообразованию на 2020 – 2021 гг.
Учебный год | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат |
Организационно-ознакомительный этап | |||
2020-2021 | Формирование потребности в самообразовании (актуальность), самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка цели и задач | Сентябрь -декабрь, 2020 г. | Актуальность, цель, задачи, новизна, практическая значимость |
Теоретическое изучение проблемы | |||
Планирование по самообразованию | Сентябрь - май 2020-2021 г. | Перспективный план работы | |
Подготовка оборудования и материала | Оборудование, атрибуты к играм, картотека игр. | ||
2020-2021 | Основной этап | ||
Практическая деятельность (применение знаний, навыков, умений на практике: применение (изготовление дополнительных) пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями). | Сентябрь 2020 – май 2021 г. | -картотека игр и пособий. - оформление выставки методических пособий. -консультации для педагогов и родителей. | |
Заключительный этап | |||
2020-2021 | Практическая деятельность | Сентябрь 2020 май 2021 г. | - конспект проведения игр. - родительское собрание. |
Подведение итогов самообразования | Май 2021 г. | Выступление на педагогическом часе с педагогическим опытом работы по теме самообразования. |
Пояснительная записка
В современном обществе происходят существенные изменения экономического характера, связанные со сложившимися рыночными отношениями, что определяет интерес к экономическому воспитанию и финансовому просвещению населения.. Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний. В настоящее время стратегии финансового образования населения разрабатываются на государственном уровне, осуществляется процесс разработки и внедрения национальных программ и стратегий формирования финансовой грамотности населения, который активно поддерживается Центробанком РФ, Минфином и Минобрнауки РФ. Минобрнауки планирует включение преподавания финансовой грамотности в программу обучения детских садов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности. В дошкольном возрасте наиболее естественным, увлекательным и эффективным средством формирования финансовой грамотности детей является игровая деятельность, где особое и ценное значение имеют сюжетно-ролевые игры, способствующие расширению кругозора в вопросах экономики и бережливости, содействуют удовлетворению интересов и рациональной реализации возможностей, оптимизации межличностных отношений, влияющих на разностороннее развитие личности ребёнка. А в дальнейшем разумного, образованного, рачительного, ответственного «хозяина своей страны».
Актуальность темы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – дошкольным и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их зарабатывания.
Цель: раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста, а также дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.
Задачи:
- формирование экономических представлений и компетенций; - развитие экономического мышления дошкольников,
- воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики,
- обучение правильному отношению к рекламе, умению разбираться в ней;
- обучение детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- обучение детей тому, как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер .
Принципы организации сюжетно-ролевых игр:
- отбор знаний, полученных на занятиях и в совместной деятельности в процессе обучения, для последующего отражения в играх;
- ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия и знания из финансово- экономической области;
- отражение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр; - организация коллективных игр.
Привлечение каждого ребенка к выполнению ролей, включающих экономическое содержание;
- непосредственное участие в игре педагога, выполняющего наряду с детьми игровую роль.
Знакомство с миром экономики и финансов логически выстраивается от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий; от простейших экономических категорий - «труд», «профессия», «потребность», «деньги» к более сложным финансово-экономическим явлениям: «товарно-денежные отношения», «купля-продажа», «бюджет» и др.
Перспективный план самообразования педагога
План работы с детьми, с педагогами, с родителями на 2019-2020г.
№ | Месяц | План мероприятий |
1. | Сентябрь | 1. Дидактическая игра «Заветные желания», демонстрация мультфильма «Телефон». 2. Подбор материала по данной теме, необходимого для работы с детьми и родителями. 3. Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» |
2. | Октябрь | 1. Чтение сказки С. Я. Маршак «Кошкин дом», Сюжетно-ролевая игра «Сберегательный банк» 2. Семинар для педагогов «Финансы и дошкольник: за и против» 3. Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики» |
3. | Ноябрь | 1. Квест – игра «Путешествие Буратино» 2. Консультация для педагогов: «Формируйте у детей разумные потребности» 3. Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет» |
4. | Декабрь | 1. Формировать представление о потребностях и возможностях: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковский «Телефон». 2. Круглый стол «Развитие финансовой грамотности дошкольников» 3. Разработка буклетов «Ребенок и финансы» |
5. | Январь | 1. С/р «Магазин», Д.и «Безналичные деньги». Поход с детьми в магазин. 2.Буклет для педагогов: «Бюджет семьи – забота каждого» 3. Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами» |
6. | Февраль | 1. Викторина по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы «Путешествие в денежную страну» 2.Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников» 3. Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар» |
7. | Март | 1. Игра «Хочу и надо». Формировать представление детей о понятии «бюджет» 2. Консультация «Учите ребенка планировать семейный бюджет» 3. Буклет «История о дереве и человеке» |
8. | Апрель | 1. КВН «Путешествие в денежную страну» 2. Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики» 3. Деловая игра для родителей детей подготовительной группы «Азбука финансов» |
9. | Май | 1. Формировать представление детей о рекламе. С. В. Михалков «Как старик корову продавал» 2.Отчёт - презентация 3. Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги» |
Литература по теме самообразования:
- Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
- Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет
- Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.
- Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с.
- Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.
- Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.
- Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.
- Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
- Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.
- Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование на 2018-2019 уч.год. Тема: Развитие речевых навыков и умений у детей с помощью русского фольклора. МАДОУ ДС №15 «Югорка» Воспитатель: Кузнецова Наталья Владимировна
Самообразование на 2018-2019 уч.год.Тема: Развитие речевых навыков и умений у детей с помощью русского фольклора.МАДОУ ДС №15 «Югорка»Воспитатель: Кузнецова Наталья Владимировна...
Рабочая программа воспитателя средней группы на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа (далее - Программа) средней группы общеразвивающей направленности «Бабочки» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского с...
План по самообразованию воспитателя подготовительной группы на 2020-2021 гг. Тема: «Развитие речи с помощью дидактических игр»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 комбинированного вида»Авиастроительного района г. Казани План по самообразованию воспитателя подготовит...
План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2020-2021 гг. Ф.И.О: Черновой Наталии Сергеевны Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Начало работы над темой: сентябрь 2020 г.Предполагаемая дата окончания работы: май 2021 г.Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития позна...
Отчет по теме самообразования «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе игры» воспитателя Остапкевич О. Ф.2020 - 2021 учебный год.
Отчет по теме самообразования "Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе игры"....
Отчет творческой группы «Русская изба» на 2019-2020 уч. год. Подготовила воспитатель: Кузнецова Наталья Владимировна
Отчет творческой группы «Русская изба» на 2019-2020 уч. год. Подготовила воспитатель: Кузнецова Наталья Владимировна...
МАТЕРИАЛЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на 2020-2021 г. учебный год Тема: «Сенсомоторное развитие детей 3-4 лет»
МАТЕРИАЛЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮна 2020-2021 г. учебный годТема: «Сенсомоторное развитие детей 3-4 лет»...