Роль сказки в формировании математических представлений у детей.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Консультация
Роль сказки в формировании математических представлений у дошкольников
Изучение математики – процесс сложный и трудный. Математические
представления должны осваиваться последовательно, равномерно и систематически. Для дошкольника одним из средств развития математических
способностей является сказка, которая представляет собой феномен культуры.
Сказка играет в мышлении ребенка ту же роль, что в мышлении взрослого
играет логика, это универсальное средство, которое имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал.
С помощью сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Сказки помогают детям запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, развивают память, инициативность, учат импровизации.
Прежде всего, следует отметить, что разграничивается два аспекта использования сказок:
— работа детей с авторской или народной сказкой;
— совместная работа детей и взрослых над созданием собственных авторских математических сказок.
Уже с самого раннего возраста дети, незаметно для себя и родителей, входят в мир математики и сказки в этом очень помогают. Дети очень любят сказки, они им понятны и знакомы, герои сказок любимы детьми. Во многих сказках математическое начало видно на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринуждённо и легко.
Основными целями развития элементарных математических представлений у детей раннего возраста являются:
- развитие любознательности и положительной мотивации у детей;
- формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (количество, величина, форма).
Включение сюжетов сказок в организованную образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми раннего возраста способствует тому, что ребенок из пассивного бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника, что в свою очередь помогает формировать у ребенка устойчивую положительную мотивацию к изучению математики. Пространственные отношения, количественные свойства и величина достаточно ярко представлены в сказке «Репка». Дед посадил маленькую репку, она выросла и стала большая. Герои сказки выстраиваются в ряд, который постоянно увеличивается по мере того, как подходят новые помощники. На примере образовавшейся цепочки героев сказки эффективно формируются представления о длине, которые дети могут закрепить с помощью полосок различной длины, палочек Кюизинера и т.п. На материале этой сказки у детей формируются количественные представления: один, много, а также представления о величине (большой, маленький). В организованной образовательной деятельности можно использовать магнитный театр «Репка», который легко изготовить своими руками. Этот же театр можно использовать и в индивидуальной работе с детьми, а также предложить детям самостоятельно выстроить героев в ряд, обыграть сказку, вспомнить, в каком порядке появлялись сказочные герои, ответить на вопросы «Кто самый большой?», «Кто самый маленький?» и т.д.
Сказки «Теремок» и «Рукавичка» помогает запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй – лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке, как образуются последующие числа. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица – стало четверо. Помогут ребенку пересчитать персонажей сказок красочные иллюстрации. А можно и разыграть сказку при помощи игрушек. Можно изготовить пальчиковый театр из фетра «Рукавичка», который можно использовать, как и в организованной образовательной деятельности, так и в индивидуальной и групповой работе.
Героев сказки «Колобок» можно «зашифровать» с помощью геометрических фигур, изготовив дидактическую игру. Данная игра подходит для индивидуальной и групповой работы. Так в игровой форме дети легко учатся различать предметы по форме и называть их.
Материал сказки «Три медведя» можно использовать для формирования у детей представлений о величине предметов (большой, маленький). Читая сказку “Три медведя”, можно и медведей посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), и соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками и кроватями. Для этого можно использовать настольные игры-лото, которые подходят для групповой и индивидуальной работы с детьми. Магнитный театр по сказке «Три медведя» легко изготовить своими руками, использовать его можно для фронтальной, групповой, индивидуальной и самостоятельной работы детей.
Перед проведением занятий обязательно проводится предварительная работа с детьми: чтение сказки, инсценировка сказки или части ее в каком-либо из видов театра. Когда у детей складывается целостное представление о сказке, как о литературном произведении, ее наполняют математическим содержанием. Игры и игровые упражнения должны быть подобраны по принципу «от простого к сложному». Математические игры по сюжетам сказок могут быть использованы как в организованной образовательной деятельности, так и в режимных моментах.
В старшем возрасте начинается совместная работа детей и взрослых над созданием собственных авторских математических сказок.
Математическая сказка - самая простая и ненавязчивая, цель которой - передать ребёнку некое новое знание, умение, навык, а также показать смысл и важность этого умения. Чаще всего такая сказка заканчивается небольшим заданием (связанным с темой сказки, которое ребёнок должен выполнить. Главными героями сказки являются дети или сказочные персонажи, а также математические объекты.
На современном этапе разработано множество разнообразных математических сказок такими авторами как Шорыгина Е. А., Ерофеева Т. И., Большунова Н. Я. и многими другими. В содержания математических сказок обязательно включены математические понятия и представления: о форме, величине, длине предметов, о геометрических фигурах, о времени, о пространстве и числах.
Под математической сказкой мы понимаем, как специально созданную сказку математического содержания, так и хорошо знакомую сказку, позволяющую решить дидактическую задачу.
Дидактическая математическая сказка или сказка с математическим содержанием — это сказка, персонажами которой могут быть не только герои обычных сказок, животные, волшебные сущности и просто люди, а также различные математические понятия: цифры, геометрические формы и фигуры, математические знаки, символы, то есть любые математические понятия.
Выделяют следующие виды математической сказки в соответствии с изучаемыми разделами:
- понятийные сказки, которые включают основные и математические понятия и термины; - цифровые сказки, в которых основной акцент делается на знакомство цифрами;
- геометрические сказки, в которых происходит знакомство с основными геометрическими фигурами;
- комплексные сказки, в которых происходит закрепление изученного материала и в единое математическое целое соединяются различные математические понятия.
Примерный цикл занятий с использованием сказочных сюжетов, игровой сказочной мотивации для повышения мыслительной активности детей старшего дошкольного возраста, при формировании математических представлений:
-Закрепить количественный счет, познакомить с порядковым счетом
«Колобок» «Теремок» «Репка», «Волк и семеро козля», «Три поросенка»,
«Белоснежка и семь гномов».
- Закрепить представления о месяцах.
«Двенадцать месяцев».
-Различение равенства и неравенства групп предметов путем подкладывания одного предмета под другой.
«Три медведя».
-Умение сравнивать предметы контрастных размеров.
«Дудочка и кувшинчик», «Лиса и Журавль», «Мышка и кувшин молока».
- В сказке «Три медведя», определяют пространственное расположение
предметов (справа, слева, впереди, сзади, а также сравнивают предметы мебели по высоте и длине.
- Учить алгоритму измерения объемной меркой сыпучих веществ.
«Горшочек каши».
- Сенсорное развитие
«Цветик -семицветик».
Требования по использованию математической сказки выдвигаются различные в зависимости от возраста ребенка и педагогического взгляда воспитателя:
-сказка должна быть не затянутой, а именно рассчитана на 25 – 30 минут, так как способность детей внимательно воспринимать информацию укладывается в этот промежуток времени; при этом необходимо, чтобы были изложены все основные события и решены все цели и поставленные задачи;
-иметь увлекательный сюжет, который по своей сути будет отвечать требованиям детской психологии, а именно с элементами волшебства, необычное место действия, динамичность развития событий;
-иметь героев или персонажей, которые детям были бы понятны и интересны, доступны для понимания, и вызывали бы желание сотворчества, участия в сказке. Большое влияние на формирование интереса к математике оказывает сочинение сказок математического содержания детьми. Конечно, сочинение математических сказок не является заменой обучения. Создание математических сказок предполагает не только умение фантазировать на математические темы, но и умение владеть грамотной речью, а также уверенное владение математическими понятиями. Сочинение математических сказок - занятие, которое увлекает детей различного возраста, однако возрастают не только возможности, но и трудности: как лучше построить сюжетную линию, чтобы не нарушить целостности сказки и не прийти в противоречие с математическими понятиями. Предлагая сочинить математическую сказку, ставится задача развития математического творчества, умения выражать свои мысли логично и последовательно.
Еще одной из форм использования сказки для формирования у детей элементарных математических представлений является, собственно, авторская педагогическая сказка, которую создает и рассказывает педагог своим воспитанникам. Целесообразным считаем использование таких сказок во время знакомства с цифрами, геометрическими фигурами. Дети с интересом погружаются в путешествие в сказочное Королевство Математики, где «живут» цифры, знаки и геометрические фигуры.
Формирование у детей элементарных математических представлений средствами сказки является весьма эффективным для детей дошкольного возраста. Сказки помогают воспитывать интерес к логико-математическим упражнениям и задачам, вызывают радость от познания нового.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
роль дидактической игры в формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возроста
как дидактическая игра способствует формированию математических представлений...
Консультация «Роль сказки в формировании экологических представлений у детей дошкольного возраста»
Дети приходят в детский сад, с огромным творческим потенциалом. Его реализация во многом зависит от педагогов и методов обучения. Сказки могут помочь развить фантазию ребенка, сделать обучение привлек...
«Роль сказки в формировании экономических представлений у детей»
Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Любая сказка «обучает» и «воспитывает», а значит, несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. Работа по форми...
Из опыта работы "Роль сказки в формировании экологических представлений у детей дошкольного возраста"
Джанни Родари, автор «Грамматики фантазии», писал: «Воображение все еще находится в нашей школе на положении «бедного» родственника — вниманию и запоминанию отдаетс...
Консультация для родителей «Роль сказки в формировании математических представлений у дошкольников»
Математика — это одна из наиболее важных областей знания современного человека. В наше время, когда люди широко используют технику (в том числе и компьютерную) — это требует от каждого опр...
Консультация для воспитателей "Роль сказки в формировании математических представлений у дошкольников"
Консультация для воспитателей "Роль сказки в формировании математических представлений у дошкольников"Воспитатель:Мохова Г.В.Проведено: 01.11.2022г...