Кукла-мотанка Берегиня — оберег казаков». мастер класс с детьми
консультация (старшая группа)

Тамулина Ольга Геннадьевна

 

- знакомить детей с жизнью, бытом казачества, с назначением оберега;

- формировать умение детей делать голову и туловище при помощи ниток, умение наматывать туго нитку; продолжать учить завязывать узелки

-развивать познавательный интерес к истории своего народа;  развивать мелкую моторику рук

-воспитывать любовь к малой родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_detey.docx16.17 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 1»

        

«Кукла-мотанка Берегиня — оберег казаков».

 Воспитатель: Тамулина О.Г

Мастер-класс для детей «Кукла-мотанка Берегиня — оберег казаков».

Задачи.

- знакомить детей с жизнью, бытом казачества, с назначением оберега;

- формировать умение детей делать голову и туловище при помощи ниток, умение наматывать туго нитку; продолжать учить завязывать узелки

-развивать познавательный интерес к истории своего народа;  развивать мелкую моторику рук

-воспитывать любовь к малой родине.

Инструменты и материалы. Лоскуты ткани белые квадрат 30х30 – по количеству детей, лоскут ткани цветной круг 25см – по количеству детей, 3 шарика из синтепона – по количеству детей, полоска ткани белая 15х5 – по количеству детей, нитки мулине красного цвета, лоскут ткани прямоугольный для поневы 9х12 – по количеству детей, по два лоскутка цветные квадраты 5х5 – по количеству детей, лоскут треугольный для платка на каждую мотанку.

История куклы-мотанки «Берегиня»

 На Руси одной из самых распространенных кукол-мотанок, была Берегиня. Эта кукла обычно была в центре среди оберегов, с ней даже советовались. Главный вопрос возник у детей для чего же нужна эта кукла, почему к ней было особое внимание, мы вместе изучили историю возникновения и назначения куклы. Имя куклы происходит от слов «беречь», «оберегать», таким образом, главное ее назначение — это защита. Обладательница такого оберега становится более сдержанной в своих поступках, словах и мыслях, что само собой ведет к семейному счастью. Следующее значение куклы Берегини — это здоровье и благополучие рода. Куклу  оберег ставили в изголовье на постели роженицы, что помогало ей родить здорового ребенка. Впоследствии мать клала Берегиню в люльку, чтобы защитить новорожденного от хворей и злых духов, таких как кикимора и игоша. Большое влияние кукла Берегиня оказывает на домашний быт. Считается, что благодаря ее особой энергетике у хозяйки лучше идут дела: еда получается вкусной, чистота наводится легко и быстро, а сил при этом расходуется меньше! Очень важное значение оберега — это благоприятная атмосфера в доме. Когда в доме царит мир и любовь, гораздо проще собрать семью за уютным совместным ужином! В древности куклу-оберегделали только женщины: основой фигурки служил тряпичный валик, символизирующий мужское начало, а атрибутом женского начала был нарядный сарафан или платье, надетое на основу. Это олицетворяло единство мужа и жены. Иногда за основу брали не тряпичный валик, а березовое полено, благодаря чему второе имя куклы Берегини — Столбушка. Также обязательным условием было отсутствие лица у куклы — верили, что через глаза в оберег может вселиться злой дух. Лицо Берегини должно было оставаться полностью белым, что символизировало чистоту помыслов. Наши предки использовали ее для привлечения семейного благополучия и материального достатка, защиты от злых чар и нечистой силы, а также для сохранения любви между супругами на долгие годы.

Ход работы:  Юные дошкольники вместе со своим воспитателем Тамулиной Ольгой  Геннадьевной, отправились в увлекательное путешествие в необыкновенную страну Традиции Казаков. Результатом этого замечательного путешествия явилось создание старинной детской игрушки – тряпичной куклы.

Сколько интересного из истории куклы – казачки узнали ребята! А сколько радости принес всем сам творческий процесс создания куклы «Донская казачка»! Дети и взрослые получили возможность не только прикоснуться к уникальным традициям донских казаков, но и стать активным участником современного процесса возрождения культурных традиций родного донского края.

Творческий процесс захватил всех – и детей, и взрослых! Педагог Прокопенко С. И. провела мастер-класс по созданию куклы-казачки, рассказав историю появления ее на Дону, и показала технологию изготовления куклы «Кукла- Берегини ». Ребята со своим воспитателям подготовили к занятию материал для изготовления куклы-оберега да еще и выставки : книжную выставку о культурных традициях казаков и выставку любимых детских семейных игрушек.

Каждый из присутствующих стал участником своей персональной творческой лаборатории, своего необыкновенного мастер-класса, в котором происходило рождение детской куклы .

В заключение занятия все участники организовали выставку замечательных кукол, сделанных своими руками.

Сколько позитивных эмоций принес всем присутствующим замечательный творческий процесс! Маленькие дошкольники решили дома в семье и на занятиях в детском саду сделать много кукол и подарить их своим родным и близким на Новый год и, конечно же, – в казачий уголок своего любимого детского сада


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерим открытки к 23 февраля в технике скрапбукинг (мастер – класс с детьми старшей группы)

Цель:Формировать у детей интерес к исследовательской деятельности и умение применять на практике полученные ранее знания.Задачи:1. Развитие творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а ...

Кукла-мотанка – это сильный оберег.

Цель этой работы : развитие личности ребёнка, его внутреннего и духовного мира, успешное овладение родным языком, по средствам народного творчества и народных традиций....

«Кукла-мотанка Берегиня -оберег казаков». мастер класс

- знакомить детей с жизнью, бытом казачества, с назначением оберега;- формировать умение детей делать голову и туловище при помощи ниток, умение наматывать туго нитку; продолжать учить завязывать узел...

Мастер-класс с детьми и родителями «Домашняя игротека - развивающих игр с детьми».

Актуальность:    Непонимание эмоциональных потребностей ребенка приводит к постепенному накапливанию у детей неудовлетворенности, пассивности, угасанию познавательной мотивации. Необходимо р...

Мастер-класс с детьми и родителями «Домашняя игротека - развивающих игр с детьми».Апрель.

Актуальность:   Непонимание эмоциональных потребностей ребенка приводит к постепенному накапливанию у детей неудовлетворенности, пассивности, угасанию познавательной мотивации. Необходимо ро...