"Инновационные технологии в развитии мелкой моторики дошкольников с ОВЗ"
статья

Кунденок Наталия Викторовна

Для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika.docx105.63 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №77»

Картинки по запросу картинки ладошки для детей

Инновационные технологии 

в развитии мелкой моторики 

дошкольников с ОВЗ.

Подготовила:

Учитель-дефектолог

Н.В.Кунденок

        


Стремительное развитие нашего общества, новые образовательные технологии, трудности коррекционно – реабилитационной деятельности логопедов, сталкивающихся со сложными сочетанными медицинскими диагнозами детей, как никогда требуют такого же динамичного восстановления и закрепления как произношения, так и правильной речи в целом. Формирование фазы активной речи у ребенка начинается только тогда, когда движения рук достигают точности и четкости. Подбор и изобретение таких игр и упражнений на мелкую мускулатуру, способствующих возрастанию у детей интереса к активной работе пальчиками, вызыванию динамичной продолжительной речи, можно отнести к инновационным технологиям в коррекционной педагогике.

«Ин» (лат.) — новое, а инновационные технологии — привнесение нового и действенного (т. е. развивающего далее), иначе — это методы обучения и развития дошкольников путем активного вовлечения и взаимодействия, обучаемых в образовательном процессе. Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие). Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения. Любая инновация, используемая в логопедической практике, не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую и повышает эффективность коррекционного воздействия. Рассмотрим некоторые из них.

  • «Друг наш — Самомасссаж» — совокупность массажных движений пальчиков, речевых зон лица и речи. На кистях рук расположена система высоко активных точек соответствия всем органам и участкам тела в сочетании с зонами речевого развития головного мозга. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие.
  •  Массаж ушных раковин (Аурикулотерапия) — это массаж множества нервных окончаний, осуществляющих связь с центральными и вегетососудистыми отделами ЦНС и внутренними органами, включаем его на логопедических занятиях в совокупности с пальчиковым. Используем здесь самые простые движения: поглаживание ушек, разминание, легкое оттягивание мочек, похлопывание и т. п. Самомассаж глаз включает поглаживание век, обведение окологлазных впадин, сжатие век одновременное и поочередное. Один из вариантов такого самомассажа сухое умывание «С добрым утром»: с добрым утром, глазки! (Поглаживаем веки глаз)

- Вы проснулись? (Смотрим в бинокль)

- С добрым утром, ушки! (Поглаживаем ушки).

- Вы проснулись? (Прикладываем ладони к ушам).

- С добрым утром, ручки! (Поглаживаем кисти рук).

- Вы проснулись? (Хлопаем в ладошки).

- С добрым утром, ножки! (Поглаживаем ножки).

- Вы проснулись? (Притоптываем).

- С добрым утром, солнце! (Руки раскрыть навстречу солнышку).

- Я проснулся (ась)! (Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться).

Пальчиковую гимнастику можно связать с артикуляционной и корригирующей гимнастикой для глаз, например, упр. «Часики» — одновременное движение рук, язычка и глаз, «Качели» — аналогично, «Киска умывается» — движения языка, ладоней и глаз по кругу, «Лошадка» — щелканье яз. и пальцев в сочетании с движениями глаз влево — вправо и т. д.

  • Кинезитерапия от греческ. Kinezis — движение, therapia — лечение может взаимодействовать с небольшими стихами: позицию кистей рук «Лягушки» сочетаем с «Вот лягушка на дорожке …, позицию «Ежики» + «Ходит ежик без дорожек.., позиция «Жуки» + «Жук жужжит … и т д. Кинестетическая чувствительность является базой для формирования межсенсорных связей: зрительно — двигательных в процессе пространственного зрения, слухо – моторных и зрительно – моторных — при письме, речедвигательных — при произношении.
  • Полезной и инновационно занимательной признана технология В. Цвынтарного «Играем, слушаем, подражаем — звуки получаем». В ней используются элементы мелкой моторики в органичном сочетании с развитием фонематического слуха по подражанию и закреплением артикуляционных укладов для точного воспроизведения того или иного звука. Используя игровую ситуацию, подражательные способности детей, можно легко добиться произношения и автоматизации того или иного звука. Дети кистями рук изображают птиц, животных и подражают им. Игры обычно проходят на высоком эмоциональном уровне, а помогают ребятам ориентироваться и тренироваться веселые цветные карточки.

                 Итак, мы видим, что простые движения нескольких речевых анализаторов позволяют убрать напряжение не только с рук, но и с губ, языка, снимают умственную усталость. Необычными и вызывающими интерес и желание ребят работать пальчиками, являются техники с использованием нестандартного материала. В библиографии нет описания игр и приемов по подготовке руки к письму с использованием подручного, а часто и бросового. т. е. нетрадиционного материала, и в этом их новизна. И тем не менее, эти игры также выполняют роль «мостика» при поступлении ребенка в школу.

   Использовать нетрадиционный материал можно в 3 – х направлениях: 

В непосредственно образовательной деятельности детей, в свободной деятельности и в организации работы родителей и детей.

         Одним из доступных подручных материалов в поделках для поздравления мам были использованы макароны. Планируя занятия по подготовке к письму, за основу следует брать лексические темы, которые дети проходят согласно годовому учебному плану «Коррекционной программы».

  • Так, при прохождении темы «Части тела», в логопедическое занятие включаем конструирование «Веселые человечки» из палочек и горошин;
  • В занятие «Игрушки» — изготовление бус или браслетов для кукол, а можно предложить оригами «Любимая Неваляшка» или «Забавный клоун», если дети уже знакомы и освоили навыки сгибания и складывания фигурок из цветной бумаги;
  • Темы «Овощи», «Фрукты» можно разнообразить выкладыванием контуров овощей и фруктов из проволоки или цветных нитей, тесьмы;
  • Темы «Осень» — нанизывание ягод рябины на зубочистки; для темы «Обувь» использовать завязывание узелков и бантиков на шнурках;
  •  Тему «Дикие и домашние животные» провести с выкладыванием их силуэтов из скрепок, прищепок, семечек и круп.

      В свободной деятельности детей и на индивидуальных занятиях предлагаются следующие игры и упражнения: «Пальчиковый бильярд», « Игра на гуслях», «Пристежки», «Ищем клад» (использование сухих бассейнов, прокатывание колесика, надетого на карандаш, плетение косичек, сматывание ниток в клубок, составление цепочек из металлических скрепок, раскладывание фишек для заполнения заданной фигуры, складывание карточек, открыток, нанизывание на леску или проволоку бусин, откручивание и закручивание крышек на баночках; надевание на каждый пальчик пробок из – под флаконов с духами; выкладывание в ячейки формочек для льда бумажных шариков, или заполнение цветными капельками таблетницы с помощью пипеток и т.п.

  Организация работы родителей и детей по использованию нетрадиционного материала осуществляется с помощью консультаций, папок — передвижек, небольших вернисажей. Родителям рекомендуем поделки из камешков, проволоки, бисера, пенопласта, различных семечек, плодов рябины — нетрадиционные материалы, имеющие художественную и эстетическую направленность. Важно отметить, что игры и упражнения с нетрадиционным материалом в своем многообразии не менее детально прорабатывают тонкие движения пальцев, чем традиционные.

  • «Пальчиковый бильярд» (тренирует динамичные толчки пальцами обеих рук, движения группировки и сжатия пальцев одновременно).
  • «Надень наперсток» (надевание наперстка, пробочек от флаконов на каждый пальчик) — нетрадиционный самомассаж пальчиков поочередно.
  • «Поработай на швейной машинке» (осуществляется навык вращения кистью правой руки ручки на детской машинке с захватом двумя пальчиками по очереди: большим и указательным, большим и средним, большим и мизинцем; пальцы левой руки придерживают ткань или лист бумаги).
  • «Чистильщик обуви» (чистка обуви щеткой: щетку можно держать всеми пальцами, тремя или двумя поочередно, ритмично двигая кистью вперед — назад), - «Веселые щелчки» (пощелкивание кнопочками на полиэтиленовых упаковках — сжатие подушечек пальцев по два одновременно).
  •  «Игры – пристежки» (захват деталей целого двумя руками одновременно и прижатия к пазам кнопок на твердой поверхности) — массаж подушечек пальцев.

«Сказочные секреты» (круговые движения всей кистью руки для раскручивания крышек на пластмассовых баночках с «секретами» — картинками).

  • «Волшебные картинки» (захват 2 -3 мя пальцами палочек из –под мороженого и выкладывание картинок). -«Натюрморт», «Цветочная композиция» (захват 3 – мя или 5 -тью пальцами связанных плоских фигурок фруктов или цветов с мягкой магнитной лентой и перемещение, укладывание их в композицию на металлической доске (ритмичные соразмеренные движения всей кисти руки).

 Нет отбоя от игр пальцами, прикосновений, постукиваний, защелкиваний. открывания замочка ключом и т. п. когда ребятам предлагаются для игр многофункциональные игрушки, такие как «Теремок», «Часы с секретом», «Книжка — развивайка» , «Хрюня Маша» , «Посади бабочку на ее цветок» , «Геоконт» и другие. Эти игрушки — тренажеры потренируют пальчики дошкольников весело, всесторонне и без утомления. Рассматривая нетрадиционные техники развития мелкой моторики у детей, следует упомянуть и о «Оригами». Она мало используется в коррекционной логопедической практике, но у ребят пользуется спросом, и популярность ее сейчас начинает возрастать.

  • Инновационная техника «Бусография» привлекает и вовлекает своей необычностью, кропотливостью старших дошкольников. Она способствует развитию тактильных ощущений, развивает мелкую ручную моторику, расширяет представления детей об окружающем мире, развивает внимание, любознательность, совершенствует сенсомоторику — согласованность в работе глаз и рук, координацию движений и их точность, конструктивный праксис, ориентировку в пространстве, счетные операции, подвижность речевого аппарата, монологическую речь.
  • «Бусографией» рекомендуют начинать заниматься с младшего возраста для освоения простейших приемов работы с бусами: массаж пальчиков, пальчиковый бассейн из бус, упражнения на развитие динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений, сортировка бус по цвету. Сначала дети знакомятся с бусами, берут их в руки, исследуют (это мощная импульсация в кору головного мозга). Затем отбирают бусы по цвету, размеру и нанизывают их на проволоку или шнурок по выбору предложенных образцов. Старшие дошкольники, занимаясь «бусографией», используют уже свой замысел (придумывают объект), подбирают нужный материал и действуют по знакомому алгоритму выполнения. Помощь взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку посчитать необходимое количество бусинок, провести чередование по цвету и правильно провести соединение линий, получая ту или иную геометрическую фигуру. Результат успешно проделанной работы является сильнейшим психологическим стимулом для развивающейся личности ребенка, а сама техника «бусография» оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.
  • Не менее интересна для дошкольников такая инновационная технология, ставшая популярной в нашем детском саду, как воскотерапия. Изучая методическую литературу и пособия по изодеятельности, развитию мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста, опыт работы педагогов, воспитателей по изодеятельности, учителей–логопедов, мы пришли к выводу, что занятия по ручному труду, конструированию и изобразительной деятельности в детском саду, в основном, включают в себя конструирование из бумаги, строительного и природного материала (шишек, сухих листьев, семян), рисование, аппликацию, лепку из пластилина и глины. Воск, являющийся природным материалом, не используется на занятиях. Занимаясь с детьми лепкой, воспитатели, как правило, используют пластилин, в то время как работа с природным материалом — воском, способствует не только развитию мелкой моторики, но и оказывает терапевтическое воздействие на организм ребенка (т. к. воск содержит прополис и пигменты цветочной пыльцы, ароматические и минеральные вещества, которые проникая в организм ребенка, способствуют его оздоровлению). Помимо этого, в процессе занятий воскотерапией формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно–эмоциональное восприятие окружающего мира (т. к. она является составляющей арттерапии). Цель воскотерапии — развитие речи и ознакомление младших дошкольников с доступным их возрасту видом ручного труда – лепкой из воска. В результате проведения коррекционной работы дошкольники научились основным формообразующим движениям, некоторым способам и приёмам лепки из воска, а также оречевлять собственные действия и договариваться друг с другом при выполнении коллективных работ. Целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по формированию мелкой моторики, на занятиях с воскотерапией способствует не только развитию моторики пальцев рук и речевых процессов, но также и познавательной деятельности.
  • Су-Джок терапия считается одной из лучших систем самооздоравления. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду. В результате использования Су-джок терапии: осуществляется благоприятное воздействие на весь организм; стимулируются речевые зоны коры головного мозга; развивается координация движений и мелкая моторика; развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности. Мы применяем вариативность использования Су-Джок массажёров. Изготавливаем дидактические пособия, которые выполнены для закрепления сенсомоторных навыков. Благодаря таким чувствам, как зрение, слух, осязание ребенок закрепляет понятия цвет, величина, форма, поверхность предмета в игре с колючим шариком Су-джок-массажером. Данные приёмы мы используем в своей работе и можем с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей, что подтверждают результаты диагностики

  • Для развития мелкой моторики и заинтересованности в тренировке тонких движений пальцев нашим детям были предложены спирографы. Спирограф, по сути — это линейка, прямоугольная, с вырезами-кругами и фигурными вставками, которая позволяет делать удивительные орнаменты, легко и просто. Пользоваться спирографом могут и дети, и взрослые. С его помощью можно оформлять рисунки, открытки, и т.п. - стоит он недорого, цвета — в ассортименте, но цвет спирографа значения не имеет, так же как не имеет значения цвет обычной линейки. Узоры получаются круговыми, идеально ровными. В зависимости от выбранной вставки и выреза-круга — очень разные узоры. У детей спирограф развивает не только мелкую моторику и координацию движения кисти, но и воображение, фантазию, творческое и логическое мышление, способность к рисованию. Улучшает характер почерка и увеличивает скорость письма. Учит моделированию цветов и пространственному мышлению. Совершенствует эстетические способности и повышает интеллект. Как пользоваться спирографом. Выбираем вырез-круг в прямоугольнике, берём одну из вставок (так, чтоб она по диаметру была меньше выреза), вкладываем вставку в вырез так, чтобы зубчики вставки закрепились, ставим ручку в любую из «дырочек» круга-вставки, и начинаем вращать круг внутри выреза по или против часовой стрелки. Ручка будет оставлять след-узор, удивите. Если поставить ручку в другую «дырочку» — узор получится другой, даже если снова использовать тот же круг-вырез линейки и ту же вставку. А поскольку на каждой вставке дырочек много, узоров при помощи спирографа можно сделать огромное разнообразное количество.

Раздаём заготовленные шаблоны, предлагаем украсить определённые места узорами. игрушки, вспомогательные предметы, макеты предметов домашнего обихода.

  • Также мы используем инновационные техники беспредметного рисования, которые позволяют детям не только развить мелкую моторику, но и преодолеть чувство страха в данном виде творчества, выразить в рисунке чувства и эмоции. Оттиск паролоном или жёсткой полусухой кистью. - это точки, которые наносят на предварительно намеченный рисунок. Удобно использовать густую гуашь, обмакивая в неё «печатку». Кроме «печатания» «тычка» можно использовать бросовый материал-это пластиковые бутылки, спичечные коробки «растяжку» – получаются красивые цветы. Тычковое рисование. Используем спички с ватой или ушные палочки Монотипия — техника рисования с помощью отпечатка, при которой гладкую поверхность покрывают краской, а потом делают отпечаток на листе бумаги. После этого полученные изображения дополняют недостающими деталями. Набрызги. (При помощи зубной щётки и расчёски) Скрапбукинг — вид рукоделия, при помощи которого красиво оформляются фотоальбомы, открытки и рамки. При этом используются фигурные дыроколы. Мы в своей работе используем элементы скрапбукинга. Игры с применением этой оригинальной технологии развивают не только мелкую моторику, но и зрительное восприятие, логическое мышление, воображение, память. Можно предложить сделать фигурки и поиграть в такие игры, как «Одинаковые фигурки», «Заплатки», «Весёлая считалочка», «Чего не стало?», «Что изменилось?» и т.д. Мы проводим семинары и обучающие мастер-классы для воспитателей и родителей. Таким образом, представленные выше традиционные и инновационные технологии для стимулирования двигательной активности пальцев рук наших дошкольников, помимо мелкой моторики развивают у детей все психические процессы, в том числе и речь, что очень важно для нас, как для логопедов. Одновременно развивается мускульная память, повышается работоспособность детей, а также улучшается качество образовательного процесса.

                Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей и должна приносить ощутимые результаты. Использование инновационных методик и технологий в системе коррекционной работы с детьми с ОВЗ, позволяет обеспечить полноценное развитие ребенка, сохранить физическое и психическое здоровье детей, нормализовать двигательную активность, скорректировать недостатки просодической, эмоциональной стороны речи и успешно социализировать детей с дефектами речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов "Использование традиционных и инновационных технологий в развитии мелкой моторики детей с нарушениями речи"

традиционные и инновационные технологии развития мелкой моторики детей с нарушениями речи...

« Традиционные и инновационные технологии в развитии мелкой моторики дошкольников с нарушением речи»

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на цент...

Инновационные технологии в развитии мелкой моторики. Пальчиковые игры-как средство развития речи детей.

Современные игровые технологии для развития речи детей вне занятий....

Использование инновационных технологий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Использование инновационных технологий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

«Использование игровой технологии для развития мелкой моторики рук как одного из условий речевого развития дошкольников»

В материале уделяется большое внимание применению игровой технологии для развития мелкой моторики рук, направленное на обеспечение речевого развития детей дошкольного возраста....

Игровые технологии для развития мелкой моторики дошкольников

Системное изучение двигательной сферы детей с отклонениями в речевом развитии показывает, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), ...