Формы и методы духовно-нравственного воспитания дошкольников
статья
Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_po_estetike_na_sayt.docx | 53.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Н.В. ПУШКОВА»
Формы и методы
духовно-нравственного
воспитания дошкольников
Воспитатели:
Банникова Н.А.
Сташкова В.В.
Г. Москва г. Троицк 2022г.
«Душа каждого человека-зародыш прекрасного цветка ,
но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания
и образования, полученного человеком в семье и детском саду.»
В.А.Сухомлинский
Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Общество способно ставить и решать масштабные общенациональные задачи только при наличии единой системы моральных ориентиров, благодаря которым они сохраняют уважение к родному языку, самобытной культуре и самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей национальной истории.
Личные ценности, конечно, в основном формируются в семье. Но наиболее планомерное, последовательное и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Образовательным учреждениям отводится ключевая роль в формировании духовно- нравственных норм будущего поколения.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с использованием определенных методов и форм организации деятельности детей.
Методы духовно-нравственного воспитания - это методы педагогического воздействия, посредством которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и задачами нравственного воспитания.
К основным методам выполнения работы по духовно-нравственному воспитанию относятся:
-метод убеждения,
-положительный пример,
-поощрение и наказание,
-привычка, упражнения,
-представление и воспроизведение учебных ситуаций,
-внушение,
-этический разговор.
Классификация методов, которую предложила В. И. Логинова, выстроена на том же основании, что и у В.Г. Нечаевой и объединена в три группы:
· методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);
· методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение, беседа);
· методы стимуляции чувств и отношений (пример, поощрение, наказание)
Система мероприятий духовно-нравственной направленности предусматривает следующие формы:
-участие в ежегодных муниципальных конкурсах духовно-нравственной
-подготовку и участие в детских праздниках, развлечениях, театральных представлений
-организацию культурно-массовых мероприятий, а также мероприятий развивающих и здоровье укрепляющих
-участие педагогов и воспитанников ДОУ в международных, региональных, муниципальных конкурсах детского творчества, в конкурсах методических разработок;
- организация и участие педагогов и детей в социальных акциях; организация экскурсий для детей старшей группы в библиотеку, организация мероприятий, направленных на патриотическое воспитание
-организация и участие педагогов и детей в мероприятиях, направленных на развитие любви к природе
Эти формы организации подходят для проведения различных праздников, посвященных той или иной теме учебного процесса, для формирования духовно-нравственных качеств детской личности в более торжественной обстановке.
В повседневной жизни могут использоваться следующие формы организации совместной деятельности педагога и воспитанников:
· игры-путешествия;
· виртуальные экскурсии по достопримечательным местам;
· театральная деятельность;
· праздничные развлечения;
· познавательные викторины;
· сюжетно-ролевые игры;
· разыгрывания нравственно - этических ситуаций;
· тематические и ситуативные беседы – рассуждения;
· просмотр социальных видеороликов;
· художественно-продуктивная деятельность и др.
Великий российский учёный Михаил Ломоносов в своем научном труде об истории славян сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего..»
Действительно, у нас не сможет сложиться нормальное будущее, если мы свою российскую историю будем считать только чередованием кровавых и жестоких событий, а большинство своих правителей из прошлого считать исключительно «палачами и душителями свободы». Фундамент исторических знаний о достоверной истории своей страны мы закладываем уже сегодня в нашем саду, что значительно облегчит изучение истории в школе.
К 350-летию Петра I мы провели познавательный квест, во время прохождения которого ребята подготовительных к школе групп с удовольствием отгадывали загадки, решали ребусы и кроссворды. Предварительно воспитанники посмотрели видеоролик о жизни и деятельности российского императора. Ребятам стало любопытно, какой он, город Санкт-Петербург, который построил Пётр I. И как можно его посмотреть, оставаясь в группе?
Развитие общества диктует свои особенности. В нашу жизнь прочно вошли информационные и коммуникационные технологии. Учителя стали использовать их в своей работе: презентации, фильмы, мультфильмы по рисункам своих учеников, аудиозаписи и т.д.
Хочется немного остановиться на новой форме, которая стала доступна благодаря развитию информационных технологий-это ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ, которая успешно реализуется в нашем саду. Именно она позволяет ребенку наглядно увидеть, то, о чем он уже слышал от педагога, посетить памятные места города, музеи, центры культуры и т. д.
Преимущества виртуальных экскурсий:
1.Не требует денежных затрат ;
2. Нет границ, что позволяет посетить необходимые места, не покидая здания детского сада ;
3. Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме ;
4. Не влияют ограничения по передвижению во время пандемий ;
5. Дает возможность остановить экскурсию при необходимости обдумать что-то или обсудить ;
6. Наглядность . «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»;
7. Наличие интерактивных заданий способствует закреплению знаний, в том числе и по современным компьютерным технологиям.
Как результат проведения такой виртуальной экскурсии по Санкт- Петербургу – это желание многих ребят посетить город Петра I. Вместе с родителями этим летом многие ребята посетили этот чудесный город.
Так же наши дети заинтересовались просветительским проектом «Музеи, парки и усадьбы» и стали ее участниками, который реализуется с апреля 2020 года и входит в перечень городских мероприятий Департамента образования и науки города Москвы.
Конечно же не стоит забывать, что основная форма работы с дошкольниками и основное занятие – это игра. Вот и здесь дети выполняют задания в игровой форме- в виде квестов, что так же закрепляет их знания.
Все мы знаем, что воспитание ребенка это сложный процесс в котором задействовано государство, детский сад и семья.
Самым важным инструментом работы воспитателя в любом направлении является – семья. Существует множество форм работы с родителями:
1.коллективные
2.индивидуальные
3. досУговые
4. наглядно-информационные и информационно-аналитические
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы плохо ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им правильную, достойную жизнь.
Закончить свое выступление хочу словами Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго:
Судьба России, ее будущее - в руках педагогов, воспитателей и учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мертвенной, а труд ее - безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребенку стать личностью самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству.
Литература:
1. Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной
педагогической теории и практике // Педагогика. 2011. № 10. С. 36 - 46.
2. Анисимов С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. М.,
2013.
3. Губанова Е.В., Пушнова Ю.Б. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности
гражданина России // Воспитание школьников. 2014. № 5. С. 8-14.
4. Абраменкова В. В. Принципы и критерии духовно-нравственного развития современного ребенка в образовании: Сб. материалов первой ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» — М., 2011. — С. 151–169.
5. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2011. — С. 4–5.
6. Виноградова И.А. Духовно-нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста в условиях новых стандартов // Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях новых стандартов. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т , 2015. С. 27-
7. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Даннлюк, А.М. Кондаков, В.А.Тншков. - М.: Просвещение, 2015. - 24 с.
8. Золотарева Е.К. Педагогическая система духовно-нравственного
развития и развития личности. – Пермь: ПГПИ, 1993. С.64-87.
9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России // Городской методический центр URL:
http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoeobrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniyalichnosti-grazhdanina-rossii.html (дата обращения: 12.12.2016).
10. Маркова В. духовно-нравственное развитие в отечественной
педагогике / В. Маркова // Дошкольное воспитание, 2016. №12. – С.104-110.
11. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
12. Петрова В.И. духовно-нравственное развитие в детском саду.
Программа и методические рекомендации / В.И. Петрова. – М.: Мозаика Синтез, 2009. – 72 с.
13. Султанова Н. Духовно-нравственное развитие дошкольников//
Дошкольное воспитание. – 2014 – №6. – с.6-13
14. Феоктистова, Т. О программе духовно-нравственного развития
дошкольников / Т. Феоктистова, Н. Шитякова //Дошкольное воспитание. -
2009. - №6. - С. 7-10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Формы и методы духовно-нравственного воспитания школьников"
В статье коротко обозначены методы, формы и условия успешной работы педагогов ОО по духовно-нравственному воспитанию учащихся....
Формы и методы духовно-нравственного воспитания дошкольников
Дошкольное детство –важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, доб...
современные формы и методы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
из опыта работы...
Опыт работы «Современные формы и методы духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Опыт работы «Современные формы и методы духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста»...
Опыт работы «Современные формы и методы духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Опыт работы «Современные формы и методы духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста»...
Формы и методы духовно-нравственного воспитания дошкольников
Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, до...
Статья "Формы и методы духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, до...