Долгосрочный проект "Сенсорное развитие воспитанников младшего дошкольного возраста через дидактическую игру"
проект (младшая группа)

Развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через сенсорное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sensornoe_razvitie_3-4_goda.docx54.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №4 «Радуга», дополнительный адрес «Ракета»

Поспелихинского района Алтайского края

Проект

«Сенсорное развитие воспитанников младшего дошкольного возраста через

дидактические игры»

Подготовила: воспитатель высшей

квалификационной категории

Гредасова Ирина Николаевна

С.Поспелиха

2020г.

  Содержание:

1. Пояснительная записка…………………………………………………………3

2.Актуальность…………………………………………………………………….4

3.Цель………………………………………………………………………………4

4.Задачи…………………………………………………………………………….5

5. Ожидаемый результат…………………………………………………………..5

6. Формы и методы работы……………………………………………………….5

7. Принципы обучения воспитания.......................................................................6

 Содержание работы:

Календарно-тематическое планирование работы  воспитанниками…………..6

Календарно-тематическое планирование работы с родителями воспитанников……………………………………………………………………20

Результативность……………………………………………………………..…..21

Методическое обеспечение……………………………………………….… ….22

         Приложение 1. …………………………………………………………………….23

         Пояснительная записка:

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств  предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Самые далеко идущие успехи

науки и техники рассчитаны

не только на мыслящего,

но и ощущающего человека"

Б. Г. Ананьев.

Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по. Под Дьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).

Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста  через дидактические игры».

Работу по данному проекту планируется осуществлять на протяжении длительного периода.

В младшей второй  группе – (01.09.2020 – 31.05.2021) планируется у воспитанников развивать  умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам; различать основные цвета спектра, познакомить с геометрическими фигурами.

      В средней группе – (01.09.2021.- 31.05.2022г) у дошкольников планируется сформировать сенсорные эталоны, развивать познавательные способности, аналитическое восприятие,                                                                                                                                                                       В средней группе – (01.09.2021. – 31.05.2022) у дошкольников    сформируются сенсорные эталоны, разовьются познавательные способности, аналитическое восприятие, что поспособствует интеллектуальному развитию детей.

           В старшей группе – (01.09.2022 – 31.05.2023) у дошкольников     планируется – продолжать учить детей воспринимать предметы, выделять их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.) и сравнивать предметы между собой. Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку, выбирая их из других предметов. Продолжать знакомить детей с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, голубой, белый и серый. Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно их называть и другое.

Актуальность:

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Так как я работаю на второй младшей группе, решила начать работать над темой по самообразованию «Сенсорное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры». Так как считаю, что в данном возрасте у ребенка идет подготовительный этап сенсорного воспитания и только потом начинается организация систематического усвоения сенсорной культуры. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 3-4  лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего  окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Цель: Развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через сенсорное развитие.

Задачи:

1.Образовательные:

- развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;

- формировать у детей зрительные способы обследования предметов;

- познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями;

  учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);

- развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;

- обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет»«такой же»«разный».

2.Воспитательные:

- воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;

- формировать умение слушать и понимать инструкции педагога.

3.Развивающие:

- развивать познавательные процессы;

- развивать мелкую моторику.

- развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.);

- развивать силу рук, мелкой моторики, координации движений.

- развивать слуховую чувствительность, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.

Срок реализации: 01.09.2020 – 31.05.2021год – младшая вторая группа

                               01.09.2021 – 31.05.2022 год – средняя группа

                               01.09.2022 – 31.05.2023 год – старшая группа

Ожидаемые результаты:

- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 3-4 лет.

     Предполагаемый результат:

       - Воспитанники научатся различать  и называть  цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.

- Научатся различать и называть некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).

     - Дети научатся использовать сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).

    - Начнут на ощупь различать качество предметов и их называть,

    - У родителей повысится  уровень знаний по сенсорному развитию детей. Они научатся  создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их, научатся изготавливать игры самостоятельно.

Содержание программы:

  1. Формы и методы работы:

Родители:

- сотрудничество через консультации,

- родительское собрание,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Воспитанники:

          -диагностика уровня сенсорного развития воспитанников

- специальные занятия по сенсорному воспитанию

-индивидуальная работа с детьми

-подгрупповая работа с детьми

-показ

-объяснение

-вопросы

-наблюдение

          - Дидактические игры на развитие тактильных ощущений

- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета

2.Основные принципы программы:

Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.

Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.

Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.

Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности,

  доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь. 

Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).

Этапы работы:

1 этап:

 - знакомство с темой проекта, сбор и анализ информации по данной проблеме;

- изучение литературы;

- выявление проблемы, цели, задачи;

- составление перспективного плана работы;

- повышение уровня профессиональной компетентности;

- определение объема материала, который будет адресован детям;

- планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и  моторного восприятия;

создание условий для эффективного использования игр.

     2 этап – проектировочный.

- Разработка перспективного плана 2020-2021 учебный год

- Изучение опыта педагогов ДОУ

- Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми

- Изучение методик и технологий педагогов в интернете

- Консультация для родителей «Сенсорные игры малышей»

- Презентация «Дидактические игры»

3 этап – творческий.

     - реализация перспективного плана проекта;

- консультации для родителей и педагогов;

- формирование у детей основ познавательного, бережного, созидательного        отношения к окружающему миру;

- знакомство детей с дидактическим материалом и играми.

    4 этап – заключительный

1 этап. Подготовительный.

Название мероприятия

Время проведения

Изучение литературы по теме

1. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

2. «Развивающие игры с детьми 3-4 лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова
3. Л.А. Венгер, В.С. Мухина «Сенсорное воспитание дошкольников»,  Дошкольное воспитание,2004,№ 13
4.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников под ред. Л.А. Венгер,2008г
5. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников» 1996г

Август, сентябрь

Диагностика детей: выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.

Сентябрь

Составить картотеку игр по сенсорному воспитанию детей через дидактические игры.

В течение года

Консультация для воспитателей «Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста»

Октябрь

Фотовыставка «Дидактические игры нашей группы»

Ноябрь

Выставка дидактических игр, игр сделанных руками родителей.

Февраль

Индивидуальные беседы с родителями по вопросам развития сенсорных способностей

В течение года

Презентация проекта по «Развитию сенсорных способностей у детей через дидактические игры»

Март

2 этап. Основной (Практический)

Календарно-тематическое планирование работы с воспитанниками младшей группы.

сроки

Формы работы

Месяц, недели

Цвет

Форма

Величина

Сентябрь

1-2 неделя

Создание предметно-развивающей среды для сенсорного развития.

Диагностика детей: выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.

3 -4 неделя

Познакомить детей с цветами. Знакомство с цветами: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный.

Д/игра «Спрячь мышонка». Цель: Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи, определять и называть цвета.

Знакомство с формой: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг. Д/игра: «Птичка в клетке». Трубочки для коктейля: Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.

Знакомство с параметрами трех величин. Д/упр: «Накорми мишек»

Октябрь

1 неделя

Д/игра «Разложи фигуры по цвету». Цель: закреплять представления о шести цветах, закреплять названия цветов спектра.

Продолжать учить детей определять предметы по цвету.

Д/игра «Собери пирамидку из колец». Цель: закреплять представления об отношениях по форме, учить располагать в порядке убывания.

Д/игра «Собери матрешку». Цель: учить детей устанавливать отношение предметов по величине.

Задание на доске. Подбери по росту

2 неделя

Д/игра «Собери овощи». Цель: познакомить детей с формами: круг и овал; учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры).

Наблюдение на прогулке полюбоваться разноцветным окрасом листьев.

Пальчиковая игра «Листопад, листья желтые летят».

Работа со стержнями для нанизывания цветных колец.

Д/игра «У кого такая же?». Цель: закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии.

Рассматривание иллюстраций «Овощи».

Пальчиковая игра «Прыг - прыг».

Д/игра «Сложи бочонки». Цель: закреплять умение устанавливать соотношения предметов по величине.

Пальчиковая игра «Мед в лесу медведь нашел».

Физминутка «Дом большой и маленький».

Знакомство с плакатом «Овощи».

3 неделя

Д/игра «Собери фрукты  по цвету». Цель: учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет

Лепка «Вкусные ягоды».

Подвижная игра «Запомни свой цвет».

Д/игра «Найди такую же». Цель: учить детей группировать предметы, имеющие одинаковую форму. Изучение плаката «Фрукты».

Подвижная игра «Светофор».

Д/игра «Разложи яблоки по величине». Цель: развивать глазомер привыборе по образцу предметов определенной величины.

Подвижная игра «Раздувайся пузырь».

Рассматривание плаката «Осень».

4 неделя

Д/игра «Спрячь мышку». Цель: закрепление знаний детей о шести цветах спектра и их названии.

Загадка «Мышь»

Чтение стихотворения С.Я.Маршак «Светофор».

Ответы на вопросы по картине «Едем в поезде».

На прогулке полюбоваться красками осеннего пейзажа.

Д/игра «Найди что-нибудь круглое». Цель: закреплять представления о формах, учить подбирать фигуры по образцу.

Подвижная игра «Ровным кругом».

Рисование «Светофор».

Д/игра «Собери башенку». Цель: закреплять представления об отношениях по величине, учить располагать в порядке убывания.

Пальчиковая игра «Башенка»

Чтение рифмовки «По дороге длинной…»

Ноябрь

1 неделя

Д/игра «Что нужно куколке красавице?». Цель: дать детям представление о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения. Пальчиковая игра «Божья коровка».

Чтение рифмовки «Куколка-красавица всем ребятам нравится».

Рассматривание иллюстраций «Одежда».

Д/игра «Собери бусы». Цель: учить чередовать предметы по форме.

Подвижная игра «Мы топаем ногами…».

Пересказ сказки «Репка». Рисуем на песке разные фигуры.  Работа с сортировочным ящиком с прорезями разной формы.

Д/игра «Подбери одежду для куклы». Цель: соотносить предметы по величине.

Чтение рифмовки: «Встали куколки с утра, одеваться им пора».

Потешка «Сверху репка зелена…». Наблюдение на прогулке: высокие и низкие деревья.

2 неделя

Д/игра «Подбери машинку по цвету». Цель: Закреплять умение группировать объекты по цвету и обучать детей соотносить разнородные объекты по цвету.

Продолжать учить детей соотносить фигуры по цвету. Познакомить детей с синим цветом. Сюжетно-ролевая игра «Едем на машине».

Д/игра «Найди предмет такой же формы».  Цель: учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.

Лепка «Шарики».

Д/игра «Найди такое же колечко».

Цель: учить детей находить два предмета одинаковой величины путем накладывания.

Рассматривание комнатных растений.

3 неделя

Д/игра «Что подарила бабушка?». Цель: закреплять представления о шести цветах спектра, учить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.

Рассматривание картины «Кошка с котятами».

ЛЕГО-материал «Собери конструкцию из красных деталей». Заучивание потешки «Наша Маша маленька».

Д/игра «Подбери по форме». Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других признаков.

Чтение рифмовки «Что купили мишке?»

Подвижная игра «Добеги до своего флажка».

Рассматривание иллюстраций «Мебель».

Д/игра «Что привез Мишутка?» Цель: формировать представления о геометрических формах.

Знакомство с плакатом «Домашние животные и их детеныши».

Потешка «Большие ноги шли по дороге».

Работа с цветными палочками.

4 неделя

Д/игра Цель: Учить детей различать и называть цвета.

Д/игра «Бабочка»

Цель: Учить различать основные цвета, учить соотносить предметы по цвету.

Игра «Снеговики»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, закреплять основные цвета. Учить закручивать и раскручивать пробки

Пальчиковая игра «Пирог»

Д/игра «Новоселье у куклы Наташи».

Цель: учить детей определять величину предмета».

Декабрь

1 неделя

Д/игра «Украсим елочку». Цель: группировать цвета, подбирать их по слову, обозначающему цвет.

Поручение в изо - уголке – расставить карандаши по цвету.

Проведение опыта с водой.

Чтение потешки «Ослик черный, беломордый…».

Д/игра «Подбери фигуру». Цель: закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии.

Наблюдение на прогулке – рассматриваем облака.

Работа с раскрасками.

Рассматривание плаката «Зима».

Д/игра «Башня из кубов». Цель: учить детей сравнивать несколько объектов по величине и располагать их по убывающее величине.

Настольный театр «Маша и медведь».

Ответы на вопросы по картине «Строим дом».

2 неделя

Д/игра «Найди нужный цвет»

Цель: Закреплять сенсорные способности детей, умение подбирать по образцу нужного цвета пробки или бусинки и выкладывать рисунок на образце.

Продолжать учить детей различать цвета правильно соотносить с цветными шариками.

Д/игра «Цветные колпачки»

Цель: Закрепить умение действовать с предметами и раскладывать колпачки по одинаковому цветовому признаку.

Учить детей различать геометрические фигуры треугольник, квадрат, круг.

Д/игра «Разложи собачек по росту». Цель: учить детей располагать предметы по убывающей величине.

Д/игра «Бусинки»

Цель: Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в чашечки, развивать мышление, память.

3 неделя

Д/игра «Двойняшки». Цель: учить детей выделять цвет предмета, отвлекаясь от других его признаков.

Чтение рифмовки «Мы с тобой сейчас пойдем и шары все разберем».

Вечер рукоделия – изготовление фонариков и цепочек.

Д/игра «У зайки день рожденья, готовим угощенье». Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Наблюдение на прогулке – любуемся снежинками.

Рисуем на снегу – разнообразные снежинки

Д/игра «Спрячь шарик в ладошках». Цель: соотносить действия с величиной.

Загадка «Снежинка».

Физминутка «большие ноги…».

Чтение потешки «Высоко звезда восходила…»

4 неделя

Д/игра  Продолжать учить детей различать и называть цвета (красный, синий, зеленый, белый, желтый).

«Найди твой цвет» Цель: Дайте малышу в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т.д.).

Предложите ему пройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.

Д/игра

Учить детей группировать геометрические фигуры по коробкам. Развивать внимание.

«Угадай на вкус» Цель: Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.

Д/игра «Ежик». Цель: учить детей соотносить предметы по величине, закреплять знания слов «больше», «меньше».

Январь 1 неделя

Д/игры «Какого цвета не стало?» Цель: подобрать необходимый цвет для предмета.

Лото «цвет и форма».

Д/игра «Какого цвета не хватает?» Цель: Развивать наблюдательность, внимание, память и сенсорные способности, умение сказать, какого цвета отсутствует диск.

Д/игра «Из каких фигур состоит?» Цель: нужно по рисунку определить,  из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

Какой формы предметы в нашей группе?

Д/игра «Вкладыши» Цель: Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.

Д/игра «Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая» Цель: разложить разноцветные  ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам.

«Построим башню» - величина.

Игра соревнование «Кто быстрее свернет ленту».

2 неделя

Д/игра «Выложи по образцу». Цель: вырабатывать у детей умение воспринимать взаимное расположение фигур на плоскости.

На прогулке рассмотреть краски зимнего пейзажа.

Сюжетно-ролевая игра «Угощаем чаем».

ЛЕГО-материал – «Создай конструкцию так, чтобы верхняя деталь была зеленой».

Чтение сказки В.Сутеева «Петух и краски».

Д/игра «Чудесный мешочек». Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы.

Рассматривание шаров на елке. Рисование предметов круглой формы.

Подвижная игра «Карусель». Цель: развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

Д/игра «Подбери машинку для мишки». Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы по величине

Игра со снегом - лепим снежные комочки.

Чтение сказки «Снегурушка и лиса».

Пальчиковая игра «Зайчик».

3 неделя

Д/игра Продолжать учить детей различать и называть цвета

Д/игра «Обведи и заштрихуй»

Цель: Развивать и закреплять сенсорные способности детей, умение заштриховывать по трафарету на белом листе круг, квадрат, треугольник, закрепить основные цвета.

Д/игра Продолжать учить детей различать и называть геометрические фигуры.

Д/игра «Разноцветные прищепки» Цель: Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.

4 неделя

Д/игра «Найди такой же цветочек» Цель: Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы.

Д/игра «Покажи такую же» Цель: Продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь умение называть цвет фигуры.

Д/игра «Большой, поменьше, маленький» Цель: Продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.

Февраль

1 неделя

Д/игра «Выкладывание орнамента». Цель: выработать у детей умение воспринимать взаимное расположение фигур.

Физминутка «Во дворе у Толика беленькие кролики…».

Раскрашивание раскрасок карандашами.

Работа с разноцветной мозаикой.

Д/игра «Сложи снеговика». Цель: упражнять детей в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

Рисование на снегу кругов разной величины.

Рассматривание иллюстраций «Обувь».

Чтение рассказа Е.Павловой «Чьи башмачки?».

Д/игра «Разные круги». Цель: учить детей устанавливать отношения между объектами по величине, располагать их в порядке убывания и нарастания величины.

На прогулке постройка снежной горки для мишки.

2неделя

Д/игра  Учить детей чередовать предметы по цвету.

Д/игра «Бусинки»

Цель: Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в чашечки, развивать мышление, память.

Д/игра Продолжать учить детей соотносить однородные предметы по величине.

3 неделя

Д/игра «Чередование флажков». Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы по цвету.

Чтение рифмовки «В магазин с тобой пошли, что же там увидели?»

Подвижная игра «Увидали флажок».

Д/игра «Подбери к шарикам круги». Цель: соотносить объемные предметы с их плоским изображением (круг, шар).

Пальчиковая игра «Шарик».

Работа с родителями – печем блины.

Д/игра «Кому какой?». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине.

Чтение рифмовки «Мы с тобой сейчас пойдем…».

Наблюдение на прогулке – какая птичка больше?

4 неделя

Д/игра Формировать представление детей о разных цветах.

Д/игра “Бусы из солёного теста”. Цели: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;

Д/игра

Март

1 неделя

Д/игра «Окраска воды». Цель: ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте.

ЛЕГО-материал «Создай конструкцию так, чтобы нижняя деталь оказалась синей».

Пальчиковая игра «Зайка серый умывается».

Ответы на вопросы по картине «Катаем шары».

Д/игра «Что в мешочке лежит?». Цель: закреплять знания детей о форме.

Рисуем с трафаретом.

Работа с предметными картинками для последовательной группировки по форме. Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие».

Подвижная игра «Волчок».

Д/игра «Разрезанные картинки» Цель: учить детей составлять предмет из частей.

Работа с цветными палочками.

Настольный театр «Три медведя».

2 неделя

Д/игра «Собери гирлянду» Цель: (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)

Закреплять знание детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами.

Д/игра «Разноцветные кружки» Цель: (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их.

Д/игра «Кто высокий?». Цель: учить детей понимать относительность высоты предмета.

Учить детей сравнить предметы по величине. Пальчиковая гимнастика:«Капустка».

3 неделя

Д/игра «Найди в группе игрушки (красного) цвета». Цель: выявлять способности устанавливать сходство и различие в предметах на основе зрительного анализа, закреплять знания детей об оттенках цвета.

Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч».

Поручение – разобрать детали конструктора.

Д/игра «Геометрическое лото». Цель: ознакомление детей со способом соотнесения формы изображенного предмета с геометрической формой. Наблюдение на прогулке - за облаками.

Работа с разрезными картинками.

Д/игра «Построим дом». Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Работа с родителями – лепить из теста печенье.

Наблюдение на прогулке – сравнить высоту кустов и деревьев.

Чтение сказки «Лиса и журавль».

4 неделя

Д/игра «Нанизывание кольца на шнурок»

Цель: Закрепить умение действовать с предметами, развивать моторику: кистей рук, потренировать в различении 4-х основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый).

Д/игра «Сделай картинку». Цель: учить детей составлять картинку из разных частей.

Пальчиковая гимнастика: «Братики-пальчики».

Д/игра «Кукле Кате пора спать». Цель: развивать глазомер при выборе предметов.

Пальчиковая гимнастика: «Замок».

Апрель

1 неделя

Д/игра «Мозаика». Цель: учить детей воспринимать и воспроизводить взаимное расположение мозаики на плоскости с учетом их цвета».

Физминутка «На болоте две подружки…»

Работа с предметными картинками для последовательной группировки по цвету.

Настольный театр «Волк и семеро козлят».

Рассматривание плаката «Весна».

Д/игра «В стране фигурок». Цель: закреплять знания детей о форме, учить подбирать предметы по геометрическому образцу.

Подвижная игра «Угадай, чей голосок?».

Наблюдение на прогулке, «Какой формы солнце?».

Работа с набором плоскостных геометрических форм.

Д/игра «Длинное-короткое». Цель: формировать у детей четкое дифференцированное восприятие новых качеств величины.

ЛЕГО- материал «Чья дорожка длиннее?».

Поручение в изо - уголке расставить кисточки.

Чтение рифмовки «Ушки длинные у зайки…».

2 неделя

Д/игра «Полосатые коврики». Цель: учить детей практически применять знания, полученные ранее, сравнивать по цвету.

Д/игра Сортировка мелких предметов: сортировать по цвету, форме, размеру мелких предметов, (бусинки).

Д/игра «Широкое -узкое». Цель: формировать у детей восприятие новых качеств величины.

Болты и гайки: накрутить гайку на болт.

3 неделя

Д/ игра «Что нужно кукле?». Цель: учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.

На прогулке рассмотреть краски весеннего пейзажа.

ЛЕГО-материал «Создай конструкцию так, чтобы желтая деталь оказалась над красной».

Подвижная игра «Мяч».

Д/игра «Собери картинку». Цель: учить детей видеть форму в предмете, составлять целое из геометрических фигур.

Рисование с трафаретом.

Рисуем мелом на асфальте.

Д/игра «Веселые матрешки». Цель: учить детей различать и сравнивать предметы по разным качествам величины.

Сюжетно-ролевая игра «Уложи куклу спать».

Работа с предметными картинками для последовательной группировки по величине.

Чтение сказки «Кот, петух и лиса».

4 неделя

Д/игра «Подбери фигуру»

Цель: Приготовьте картинки, на которых нарисованы геометрические фигуры – квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, а также несколько самих фигур.

Предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите малышу, как это нужно делать, а затем попросите его самого выполнить задание.

Закреплять знание цветов.

Пальчиковая гимнастика: «Кошки-мышки».

Д/игра «Включи - выключи, открой - закрой»

Цель: Продолжать развивать моторику кистей рук, умение пользоваться выключателями, щеколдами, шпингалетами, крючками.

Д/игра

Развивать зрительное внимание, упражнять в умении сравнивать предметы, по величине раскладывая от самого маленького до самого большого.

Май

Повторение и закрепление пройденного материала.

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

Календарно – тематическое планирование работы с родителями воспитанников.

Формы работы

Сроки

Форма отчета

Анкета для родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"

Сентябрь

анкета

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Март

Консультация

Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями.

В течение года

Семейный досуг – изготовление рождественских свечей.

декабрь

Папка-передвижка по сенсорике.

январь

Работа  с  родителями.

«Чему научился ребенок во второй младшей группе?». Ознакомление родителей с результатами диагностирования по сенсорному развитию детей.

Май

3 этап: Творческий  (создание дидактических игр).

Дидактическая игра «Большой и маленький листочек» 

Цель: Формировать представления о цвете и величине.

Дидактическая игра «Цветные ежики»

Цель: Формировать умения чередовать объекты по цвету.

Дидактическая игра «Подбери форму»

Цель: Формировать умение детей подбирать фигуры к геометрическим образцам

Дидактическая игра с бельевыми прищепками

Цель: Развивать мелкую моторику, закреплять знания основных цветов.

И другие интересные игры.

4 этап - Заключительный.

  1. Организация в групповой комнате « Центра сенсорного развития»
  2. Создание картотеки дидактических игр по сенсорному развитию.
  3. Итоговая диагностика воспитанников, ознакомление родителей с результатами диагностирования по сенсорному развитию детей).
  4. Выступление на педагогическом совете по теме проекта.
  5. Презентация «Сенсорное воспитание ребенка раннего возраста»
  6. Консультации для родителей по сенсорному развитию детей.
  7. Мастер – класс для родителей «Изготовление дидактических игр».

Результативность:

- У воспитанников сформируются сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

- сформируются  представления о свойствах предметов и различных явлениях    окружающего мира.

- Родители проявят интерес к сенсорному  развитию детей в дальнейшем.

- У родителей вырос уровень знаний  по сенсорному развитию детей.

Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их, научились самостоятельно изготавливать их.

Литература:

  1. Программа «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
  2. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста Методическое пособие  Под ред. И.В. Петровой Москва 2012
  3. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Э.Г. Пилюгина. Москва Просвещение 1983 г.
  4. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;
  5. «Развивающие игры с детьми 3-4 лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова
  6. Л.А. Венгер, В.С. Мухина «Сенсорное воспитание дошкольников»,  Дошкольное воспитание,2004,№ 13
  7. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников под ред. Л.А. Венгер,2008г.
  8. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников» 1996г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру....

Инновационный педагогический опыт воспитателя "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру"

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ  «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Байбиковой Клары Растямовны по т...

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру».

         В младшем дошкольном возрасте развитие сенсорных способностей детей является одним из главных направлений воспитания и образования дошкольника....

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Дидактическая игра является средством воспитания сенсорной активности детей, помогает ребенку узнать, как устроен окружащий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности....

«Развитие речи младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Актуальность темы:   в  раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём г...