РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В ОБУЧЕНИИ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

 Сегодня знание и соблюдение правил дорожного движения, обучение детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице является очень актуальным. Если верить статистике, причиной аварий часто являются дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Взрослые, педагоги совместно с родителями воспитанников, должны обучить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, транспорте и правилам дорожного движения. Делать это нужно как можно раньше, т.е. с младшего дошкольного возраста. Ведь известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Главная задача взрослого - доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы и методы обучения, выбрать такие, с помощью которых можно донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание и самим быть примером в соблюдении правил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_efremushkina.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                             РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

В ОБУЧЕНИИ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Сегодня знание и соблюдение правил дорожного движения, обучение детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице является очень актуальным. Если верить статистике, причиной аварий часто являются дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Взрослые, педагоги совместно с родителями воспитанников, должны обучить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, транспорте и правилам дорожного движения. Делать это нужно как можно раньше, т.е. с младшего дошкольного возраста. Ведь известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Главная задача взрослого - доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы и методы обучения, выбрать такие, с помощью которых можно донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание и самим быть примером в соблюдении правил.

Анализ современной методической литературы показывает, что при обучении дошкольников ПДД наиболее широко используются объяснительно–иллюстративные методы: это беседы, дидактические игры, рассказы, чтение художественной литературы, рассматривание плакатов, иллюстраций. Также много звучит рекомендаций   по обучению ребенка дорожной грамоте -  работу проводить в разных формах: театрализованной, музыкальной, художественной, игровой, так как игровая деятельность – это ведущая в жизни дошкольника.

Одним из основных условий обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения является системный и комплексный подход к решению проблемы. Использование художественной продуктивной деятельности представляет для этого большие возможности. У детей дошкольного возраста очень хорошо развито воображение и только яркие моменты оставляют в сознании детей нужные знания, так необходимые ему.  Поэтому работу по обучению дошкольников ПДД, осуществляемую на познавательных занятиях, в беседах, рассказах из личного опыта и полученные при этом знания, рекомендуется закреплять в детской художественной продуктивной деятельности. Изобразительная деятельность - это прекрасное средство для развития творческих талантов и всех прочих способностей ребенка. Кроме того, с помощью изобразительной деятельности дети легче познают окружающий мир, так как она является специфическим образным познанием действительности. А теоретические знания дошкольников подкрепляются продуктивной деятельностью.  

Продуктивная художественная деятельность в детском саду (рисование, лепка, аппликация и конструирование) имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним и темой, которая лежит в основе для получения новых или закрепления усвоенных ранее знаний.

При знакомстве детей с правилами дорожного движения я использую художественно-творческую деятельность. Так дети не только закрепляют знание правил дорожного движения, но и развивают воображение, творческие способности и мелкую моторику рук. Так, во время раскрашивания, рисования различных дорожных ситуаций, дети учатся безопасному поведению на улице и даже не подозревая этого.

На занятиях по аппликации, таких как «Светофор», «Пешеходный переход», «Дорожный знак», «Транспорт», мы также закрепляем правила дорожного движения, учим применять знания, полученные ранее в практической деятельности, развиваем воображение и чувство композиции, учимся пользоваться ножницами и аккуратно наклеиваем детали.

Во время конструирования дети также закрепляют знания по ПДД, обыгрывая свои постройки или конструируя из бумаги и картона транспорт, светофор, дорожные знаки и т.п.

Одной из любимых видов деятельности детей является пластилинография, при помощи которой дети изучают и повторяют правила дорожного движения. Ведь из пластилина можно вылепить все, что захочешь. Ребята с большим удовольствием делают из этого материала коллективные работы «Макет улицы», объединяя свои поделки в одну и обыгрывая постройку. Помимо этого, дети учатся дружить и помогать друг другу. Очень нравится детям делать аппликацию из пластилиновых шариков, так мы закрепляем знания дорожных знаков и вместе с развитием мелкой моторики пальцев рук развиваем усидчивость.

 Говоря об ознакомлении дошкольников с ПДД посредством художественного творчества, не следует забывать о методе проектов. В ходе реализации проекта детей следует привлекать к изготовлению дорожных знаков и транспорта, оформлению макетов домов и дорожной разметки. Все эти знания могут быть получены и закреплены в ходе реализации проектов «Светофор и его сигналы», «Законы улиц и дорог», «Наши верные друзья - дорожные знаки», «Дорога и правила поведения на ней».

В заключении хочу отметить, что роль художественного творчества в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения весьма значительна, так как у воспитанников наблюдаются устойчивые знания и представления об основах личной безопасности. Они учатся заботиться о своём здоровье, соблюдать правила поведения на дорогах, природе, дома, получают элементарные знания по личной безопасности и способах их применения. Наша система работы помогает дошкольникам чувствовать себя уверенно на улице и дорогах в любой ситуации. 

Использованная литература

  1. Волков С.Ю. «Про правила дорожного движения» - М., 2000г. - 172с.
  2. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова ИЮ. «Здоровый ребёнок - в здоровом социуме», -  М., «Илекса», 1999г. 320с.
  3. Елюшкина Е. «Физкультурный досуг «Красный, жёлтый, зелёный» // Ребёнок в детском саду, 2001г., М9 1.
  4. Карпушина М.Ю. «Быть здоровыми хотим!» - М., ТЦ Сфера, 2004г. – 384 с.
  5. Радзиевская Л.И. «Ты и дорога» - М., «Литература», 2008 г. – 18 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста.»

Материал полезен для воспитателей детского сада, студентов и родителей. В нём изложены все формы и методы ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения....

«Нетрадиционные формы обучения правилам дорожного движения детей дошкольного возраста».

Обучение правилам дорожного движения  в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования....

Консультация для воспитателей Методика обучения правилам дорожного движения детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателейМетодика обучения правилам дорожного движения детей дошкольного возраста.Подготовила: восп-ль 1кв.кат. Гусамутдинова Е.В.Целью организации работы является формирование и р...

Роль обучения правилам дорожного движения детей дошкольного возраста

Одной из главных задач дошкольного учреждения, является воспитание безопасного поведения на дороге. Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому раз...

Дидактическая игра по обучению правилам дорожного движения детей дошкольного возраста «Собери дорожный знак»

Дидактическая игра по обучению правилам дорожного движения детей дошкольного возраста «Собери дорожный знак»...

Методические рекомендации для педагогов «Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста»

Обеспечение здоровья детей — основная цель, главная задача цивилизованного общества. Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому различные ме...

Консультация «Методика обучения правилам дорожного движения детей дошкольного возраста»

Целью организации работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный ...