Познавательно-творческий проект «Лоскуток, да ниток катушка, в умелых руках оживает игрушка». («Русская народная тряпичная кукла»)
проект (старшая группа)

Ягунова Надежда Юрьевна

Одной из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом является угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров.

Сегодня особенно важно обратиться к традициям, восстановить те нити, которые в прежние времена связывали старшее и младшее поколения, возродить преемственность.

Необходимо передать подрастающему поколению те нравственные устои, которые пока ещё живы в людях старшего поколения, сохранивших чистоту помыслов, чувство любви к своему народу.

Кукла - первая игрушка, она близка и понятна ребенку с рождения.

Рукотворная тряпичная кукла - часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сам, ее создает человек, а самые талантливые мастера кукол - дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности.

Русская народная кукла - это представление наших предков об устройстве мира, выраженное через рукоделие. Конечно, сейчас на рынке продается масса игрушек, но традиционная фигурка должна быть в каждой семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tryapichnaya_kukladocx.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 193» г. Иваново

 

 

Познавательно-творческий проект

 «Лоскуток, да ниток катушка,
в умелых руках оживает игрушка».

(«Русская народная тряпичная кукла»)

старший дошкольный возраст

Подготовила:

воспитатель 1кв.кат.

Ягунова Н.Ю.

2021г.

... Кто в куклы не играл, тот счастья не видал... 

(народная мудрость)

Вид проекта: информационно- познавательный, социально-значимый, среднесрочный.

Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники, родители. 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Проблема: у детей дошкольного возраста очень слабый интерес к русскому народному творчеству, в частности к тряпичной кукле.

Актуальность проекта:

Одной из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом является угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров.

Сегодня особенно важно обратиться к традициям, восстановить те нити, которые в прежние времена связывали старшее и младшее поколения, возродить преемственность.

Необходимо передать подрастающему поколению те нравственные устои, которые пока ещё живы в людях старшего поколения, сохранивших чистоту помыслов, чувство любви к своему народу.

Кукла - первая игрушка, она близка и понятна ребенку с рождения.

Рукотворная тряпичная кукла - часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сам, ее создает человек, а самые талантливые мастера кукол - дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности.

Русская народная кукла - это представление наших предков об устройстве мира, выраженное через рукоделие. Конечно, сейчас на рынке продается масса игрушек, но традиционная фигурка должна быть в каждой семье.

Цель: приобщение дошкольников к русской народной культуре, создание мини-музея в группе «Русская тряпичная кукла».

Задачи:

- способствовать овладению детьми знаниями о русской народной тряпичной кукле через экспозиции мини-музея «Русская тряпичная кукла»;

- активно развивать художественные способности детей на основе изучения и творческого освоения русской народной куклы;

- формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров; прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

- осуществлять гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста;

- воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, - развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;

- развивать память, формировать умение работать по памяти; развить пространственное мышление;

- развивать самостоятельность и аккуратность в изделии.

- формировать эстетический и художественный вкус.

Методы и формы работы с детьми:

- наблюдение, экскурсии

- виртуальная экскурсия с использованием ИКТ

- беседы, рассматривание иллюстраций; мини-выставки,

- чтение художественной литературы, художественное слово

- творческая мастерская.

Формы работы с родителями воспитанников:

- Консультации для родителей, оформление информационных стендов: «Тайна русской тряпичной куклы», памятки для родителей «Тряпичная кукла», папка-передвижка «История возникновения тряпичной куклы».

- Участие родителей в обогащении РППС: оказание помощи в создании мини-музея «Русская тряпичная кукла».

- Индивидуальные беседы с родителями по теме проекта.

- Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы «Берегини».

- Проведение выставки творческих работ детей и родителей.

Ожидаемый результат по проекту:

Для детей:

  • у детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для ее изготовления;
  • для детей созданы необходимые условия по ознакомлению с тряпичной куклой:

подборка иллюстраций и фотографий; альбом с описанием разных видов тряпичных кукол; выставка мини-музея «Русская тряпичная кукла».

  • воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа;
  • развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу;
  • привлечение родителей к активному участию в проекте, в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Для педагогов:

  • осуществляют инновационную деятельность;
  • повышают профессиональный уровень;
  • развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде.

Для родителей:

  • активные и заинтересованные участники проекта;
  • ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.

Продукт проекта:

  • использование полученных знаний, умений, навыков в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях;
  • куклы-обереги и игровые куклы, сделанные своими руками для мини-музея в группе «Русская тряпичная кукла»;
  • презентация проекта.

 

  Этапы осуществления проекта.

I этап - подготовительный

II этап -основной

III этап –заключительный

План реализации проекта.

I этап – подготовительный

  • Подобрать и систематизировать наглядный материал по теме проекта;
  • подобрать художественную литературу по теме для чтения детям (стихи, сказки, рассказы);
  • подбор консультаций для родителей;
  • изготовление папки-передвижки для родителей;
  • подготовка мастер-класса для родителей совместно с детьми;
  • разработка бесед, виртуальных экскурсий.

II этап - основной

  • Выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.

III  этап. Заключительный.

  • анализ  полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами;
  • оформление  фотоальбома «Куколка тряпичная – игрушка симпатичная»;
  • оформление мини-музея на группе «Русская тряпичная кукла»;
  • презентация на педсовете ДОУ.

Приложение:

План работы по теме проекта

Мероприятия

Цели

Ответственные

  1. этап подготовительный

1.1.Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода.

Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования

Воспитатель

1.2. Составление плана над проектом.

Реализация мероприятий по проектной деятельности

Воспитатель

1.3. Беседы с родителями по теме: «Что рассказать детям дома о русской народной кукле», мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы.

Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта

Воспитатель,
родители.

1.4. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, художественных произведений, информационного материала, презентаций, дидактических пособий.

Создать условия для реализации проекта

Воспитатель,
родители.

1.5. Создание условий для организации работы: обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

Развивать творчество детей, расширять кругозор.

Воспитатель,
родители.

1.6. Консультации для родителей «Тайна русской тряпичной куклы», «Традиции и народные праздники», «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»

Просвещать родителей по данной теме.

Воспитатель.

1.7. Ознакомление  родителей и детей с фотоматериалом «Куколка тряпичная – игрушка симпатичная»

Сформировать интерес у детей к проектной деятельности.

Воспитатель,
родители, дети.

1.8. Итоговое мероприятие Оформление мини-музея на группе «Русская тряпичная кукла»

Формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

2 этап Основной

Содержание

Познавательные беседы

«История возникновения народной куклы», «Какие бывают куклы», «Русская народная игрушка», «Моя любимая игрушка».

Творческая мастерская:

Изготовление экспонатов для мини-музея: Пеленашка, Кувадка, «Десятиручка», «Берегиня», «Крупеничка».

Рисование «Нарисуй тряпичную куклу», «Моя любимая кукла», «Куклы из нашего музея».
Аппликация «Кукла из бабушкиного сундука»
Конструирование из бумаги «Кукла».
Лепка «Девочка в сарафане», «Сарафан для куклы»

Чтение художественной литературы:

РНС «Василиса прекрасная», «Матушкина куколка», «Снегурочка» «Десятиручка», «Терешечка», Н. Телешов «Крупеничка»,

Доступ в сети интернет: http://мы-гимназисты.рф/index.php/skazki-o-narodnykh-kuklakh/496-tekhnologiya/skazki-o-narodnykh-kuklakh

Разучивание стихов и песен о журавлях: Стихи про тряпичные куклы

Г. Заславская, Л. Рубальская, В. Берестов. Потешки. Поговорки. Загадки.

Доступ в сети интернет: https://vk.com/wall-89693779_6333

Словотворчество «Сочини стихи или сказку о тряпичной кукле», с последующим оформлением фотоальбома.

Русские народные игры

«Платок», «Приехала купаленка», «Ярмарка», «У Маланьи, у резвушки», «Кружева»

Задачи:

• Расширение культурных границ.

• Активизация мыслительной деятельности ребёнка.

• Развитие памяти, речи, воображения.

• Воспитание бережного отношения к культурному наследию своего народа.

Дидактические игры

Цель: обогащение представлений о русской народной тряпичной кукле

«Разрезные картинки», «Кто ты, куколка моя», «Народные промыслы», «Угадай узор», «Узнай по описанию», «Что из чего», «Дорисуй орнамент», «Одень куклу», «Укрась платье».

Итоговое мероприятие оформление мини-музея «Русская тряпичная кукла»

Цель: формировать познавательные интересы у дошкольников путем использования различных видов наглядности.

 

Работа с педагогами

 1

Консультации по организации мероприятий проекта.

2

Сбор методического материала по теме проекта

Работа с родителями

1

Работа с интернет- ресурсами, презентации

Оформление стенда в приемной, папка-передвижка.

Консультативная помощь по теме проекта

Проведение мастер-класса

3 этап - III этап -заключительный

 

РППС

Пополнение мини-музея тряпичными куклами, дидактическими пособиями, наглядным материалом.

2

Презентация фотоальбома «Куколка тряпичная – игрушка симпатичная»

3

Презентация проекта на педсовете ДОУ

Литература:

1. Берстенева Е.В., Догаева Н.В. «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г. – 111 стр.

2. Горичева. В. С. Куклы. Ярославль: «Академия развития», 1999 г. – 192 стр.

3. Дайн Г. Д. «Русская народная игрушка» - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. -192с.,ил.

4. Дайн Г. Л., Дайн М.Б. «Русская тряпичная кукла», Культура и традиции, 2007 г.

5. Знакомство детей с русским народным творчеством, Санкт-Петербург, 2008 г.

6. Л. В. Иванова, Народные обрядовые праздники, М.; 2009г.

7. Кононов А. Духовный смысл игрушки //Духовно-нравственное воспитание.– 2002. – №1. – С. 40-51.

8. О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

9. Москин Д., Яшкова Т. Загадка народной куклы. Петрозаводск: Периодика, 2010 г. – 64 стр.

10. Нестеренко А.В. Традиционные народные куклы в игре современных дошкольников. /Современный детский сад, 2010, №5, с. 51 -56

11. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005

12. Чуксина С.Н. Русская народная тряпичная кукла. Златоуст, 2010 г. – 41 стр.

13. Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла. Детство-пресс, 2011 г.

14. Юрина Н. Куклы. Москва. Слово, 2002 г. – 47 стр.

Электронные ресурсы:

http:www.oberegov.net

http:www.krupenichka.ru

http:www.rukukla.ru

http:www.krupenichka.ru

http:www.kukla-dusha.net

http:www.slavakukla.ru

http:www.vedjena.gallery.ru.

http:www.club.osinka.ru.

http:www.handmade.idvz.ru

http:www.mirtesen.ru

http:www.liveinternet.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Русская народная тряпичная кукла»

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью...

Проект "Русская народная тряпичная кукла" Презентация

Приобщение детей к русской народной культуре является актуальной темой. Детям нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, ощущать гордость за свою страну....

Проект «Русская народная тряпичная кукла»

Мы так мало знаем о своей культуре, о прошлом наших предков, об истории тех вещей, которые нас окружают...

Проект в младшей группе «Русская народная тряпичная кукла»

Проект в младшей группе«Русская народная тряпичная кукла»...

«Игрушечных дел мастера» Приобщение детей к русским народным традициям Методическая разработка Мастер- класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы для родителей и педагогов

        Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своим...