Проект в младшей группе «Русская народная тряпичная кукла»
проект (младшая группа) на тему

Штырева Ульяна Сергеевна

Проект в младшей группе

«Русская народная тряпичная кукла»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tryapichnaya_kukla.docx971.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга»,

Кулундинского района Алтайского края,

ул. Советская,43

Проект в младшей группе

«Русская народная тряпичная кукла»

Автор проекта:

Воспитатель I квалификационной категории

Штырева У. С.

2018г.

Введение:

Без прошлого нет будущего.

Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Каждый народ не должен терять своих корней, забывать о своем культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил историю и культуру своей нации.

Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскута, грудь из туго набитых шариков, коса, наряд из пестрых лоскутков – вот такая кукла. В русских семьях к куклам относились бережно, передавались по наследству. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое невесте, ведь девочка выходила замуж  с 12 лет: «молодуха»  тайком играла с куклами, а потом они переходили к детям.

Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами. Возрождение рукотворной тряпичной куклы следует оценивать как вклад в сохранение и развитие отечественной культуры.

Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку в дальнейшей жизни.

Актуальность:

Приобщение детей к  истокам народной культуры одна из важнейших задач современной  дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей.

Реализуя приоритетное направление детского сада по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста, считаю необходимым комплексное использование всех средств эстетического цикла: музыки, рисования, театра, художественной литературы. Поэтому, большое место в приобщении дошкольников к народной культуре занимают народные праздники, выставки народных умельцев и традиции.

В нашем детском саду стало традицией всем коллективом проводить народные праздники, выставки, объединённые названием «Мы гостям хорошим рады!». О празднике в народе говорят: «Всякая душа празднику рада».

Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре?

Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку.

Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции.

Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности.

         Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Основные ориентиры проекта

Срок реализации:

 Сентябрь – декабрь 2018 г.

Участники проекта:

 педагоги, родители, воспитанники младшей группы.                              

Социальная значимость проекта:  

направлен на расширение духовно – нравственного опыта  детей  дошкольного возраста.

Вид, тип проекта:

творческо – исследовательский, краткосрочный.

Проект  построен на основе главных методических принципов:

-учет возрастных особенностей детей;

-доступность материала;

-постепенность его усложнения.

Цель проекта: 

  • установить единство работы дошкольного образовательного учреждения и семьи как средство приобщения детей и родителей к проблеме народно – патриотического воспитания ребёнка;
  • создание своей коллекции тряпичной народной куклы.

Задачи проекта:

- познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол;

- дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);

- изучить и применить на практике технологию изготовления тряпичной куклы (пеленашки) с родителями;

- развивать мелкую моторику рук;

- формировать индивидуальные творческие способности детей;

- учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы;

- обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница);

- стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.        

Формы реализации проекта:

Тематические занятия по ознакомлению с окружающим.

Создание в музее ДОУ экспозиции, посвященной истории русской народной тряпичной куклы.

Занятия по изодеятельности – художественный труд (создание народной тряпичной куклы).

Изготовление кукол  детьми совместно с родителями.

Составление и отгадывание загадок.

Знакомство с устным народным творчеством.

Презентация проекта:  организация  выставки «Народная тряпичная кукла».

Ожидаемый результат

для педагога:

повышение уровня компетентности в рамках выбранной темы;

распространение педагогического опыта на открытых мероприятиях ДОУ.

 для воспитанников:

формирование знаний об истории русской народной тряпичной куклы, материалах, инструментах, необходимых для  изготовления  разнообразных кукол;

 развитие познавательного интереса к истории, национальным традициям.

для родителей:

активное вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

жидаемые результаты: 

  • тряпичные куклы:

- русская народная кукла;

- обереговые куклы;

- обрядовые куклы;

- игровые куклы;

- кукла – символ нашей группы;

  • творческие работы детей;
  • совместные работы «родитель- ребенок»;
  • иллюстрации, отражающие жизнь и трудовую деятельность крестьян в старину, предметы старины, русского быта;
  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр, посиделок с использованием тряпичных кукол;
  • картотека народных игр;
  • атрибуты для игр;
  • книги, журналы;
  • фотоматериалы.

Этапы реализации проекта:

1-й этап: подготовительный – целеполагание, игровая мотивация, выявление проблемы, сбор информации, материала.

2-й этап: организационный – разработка содержания работы с детьми, прослушивание сказок, беседы, занятия по образовательным областям: художественное творчество, познание, коммуникация, проведение развлечения.

3-й этап: формирующий – проведение встречи с детьми и их родителями, мастер-класс с родителями по изготовлению куклы, анкетирование и консультация.

4-й этап: итоговый (анализ полученных результатов, создание мини-музея кукол) .

Вывод:

Использование народной тряпичной куклы на практике оказалось эффективным средством повышения уровня воспитательно - образовательного процесса, формирования познавательной и творческой активности дошкольников, способствующим развитию духовности, формированию нравственно-патриотических позиций. 

В результате совместной творческой деятельности педагогов, родителей по осуществлению намеченных мероприятий, в положительную сторону изменились представления детей о добре, милосердии, великодушии, отзывчивости, трудолюбии, гражданственности и патриотизме, повысился интерес детей и уровень знаний о народной культуре, истории, обычаях, традициях предков

Список литературы:

  1.  Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст]: пособие для учителя/ В. П. Аникин. – М.: Учпедгиз, 1957. – 240 с.  
  2.  Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] : методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Л. С. Куприна, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова /  – СПб. : «Детство-Пресс», 1999. – 384 с.

3. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду [Текст] : пособие для воспитателей / Е. П. Панкова/ – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с. - (Серия «Дошкольное воспитание и развитие»).

4. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры  [Текст] : программа. Учебно – методическое пособие/ М. Д. Маханева / под ред. С. Д. Ермолаева. – СПб.:  «Детство-Пресс», 2010. – 304 с.

5. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции [Текст] : занятия с детьми 3 -7 лет/ В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.

6. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла.

7.Учебно-методическое пособие» Санкт-Петербург:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011

8. Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007

9. Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.

10. О. Н. Попова «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь

11. Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009

12. Ирина Богданова “Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки”/ Сибирская Благозвонница, 2010г.

13. Москин Д., Яшкова Т. “Загадка народной куклы”.- Петрозаводск: Периодика, 2010.

14. Лариса Яковлева “Куклы на все времена”.

Детская литература

15. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492

16. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009

17. Дайн. - М. : Культура и традиции, 2007.- 120 с.

18. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы /сост. З. И. Зимина.

19. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла.

Электронные (интернет) ресурсы

20. Тряпичные куклы: www.rukukla.ru

21. Тряпичные куклы: www.krupenichka.ru

22. Тряпичная народная кукла:www.kukla-dusha.net

23. Славянская кукла: www.slavakukla.ru

24. Народная кукла:www.vedjena.gallery.ru.

25. Русские обрядовые куклы:www.club.osinka.ru.

26. Ручная Работа:www.handmade.idvz.ru

27. Славянская доктрина : www.mirtesen.ru

28. Славянские куклы: www.liveinternet.ru 


Стихи о куколке

Русская тряпичная куколка простая.

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная,

А по нраву русская, значит нам родная.

* * *

В этих куклах доброта и грусть,

Они помнят Киевскую Русь.

Мы берем этих кукол в руки –

Оживают истории звуки...

* * *

Я кукла, кукла-оберег,

Твоя помощница навек.

Люби меня и уважай,

И никогда не обижай.

Я принесу тебе удачу.

Жизнь станет ярче и богаче!

* * *

Лоскуток да ниток катушка.

В умелых руках оживает игрушка.

* * *

Кручу, верчу,

Создать хочу

Куколку красивую,

Дивную и милую.

Пусть нас она оберегает

И злых духов отгоняет.

* * *

Тряпичную куклу сшила мама дочке,

Надела на ножки в красные носочки.

Ниточки – косички, платьице в горошек.

Вся теплом согрета маленьких ладошек.

* * *

Моя куколка грустит:

Не с кем хоровод водить.

Сделайте подружек ей,

Кукле будет веселей.

* * *

У кукол, знаю точно, есть душа,

В груди тряпичной сердце бьется часто...

Прижми ее к себе, увидишь, счастье

Из глаз струится, как у малыша.

Приложение

Согрета человеческим теплом,

Тех рук, что эту куклу создавали,

Лелеяли, ночами обшивали...

Теперь она несет тепло в твой дом.

А ты в ответ мне: «Верится с трудом».

* * *

Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,

Куклу сделаю сейчас из лоскутьев пёстрых.

Я лицо ей разошью нитками цветными

И волшебное сама выдумаю имя.

* * *

Подарили куклу мне на день рожденья.

Это просто чудо, радость и везенье.

Бросила игрушки, только с ней играю,

Обо всём на свете с Машей забываю.

Я кормлю и мою милую подружку,

Спать кладу в кроватку Машу на подушку.

Мы гуляем с куклой, делаем зарядку,

Вместе привыкаем с Машенькой к порядку.

Куклу берегу я, я её лелею.

С ней я стала лучше, стала я добрее.

* * *

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье!

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить,

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

* * *

Свою куклу я качаю, спать укладываю.

Чтобы кукла не скучала, байки складываю.

Потом песню пропою ей тихо, ласково

Да поправлю одеяльце ей атласное.

Спи, усни, моя подружка, без забот-хлопот.

За окном на небе звёзды водят хоровод.

Нам с тобой не будет скучно до утра:

Сказки ждут нас в снах чудесных, спать пора.

* * *

Кукла на улице снега наелась,

В дом пришла мокрая и не разделась,

Плачет, что горлышко сильно болит.

Надо нам куколку будет лечить.

Градусник ставим, положим в кроватку,

Сделаем теплый компресс ей из ватки,

Чаем напоим, таблетку дадим.

Скажем об этом игрушкам другим,

Чтобы, гуляя, снег в ротик не брали

И по сугробам сырым не скакали.

* * *

Не сержусь на куклу Дашу

И в обиду не даю.

Целый день её проказы

И капризы я терплю.

Пусть она чуть-чуть упряма,

Но ведь я для куклы – мама.

* * *

Я пекла, варила,

Кукол накормила.

Куклы меня слушали,

Быстренько все скушали:

И суп из цветочков,

И пирог из песочка,

И котлеты из глины,

И компот из рябины.

* * *

Нет у куклы носа,

Растрепались косы.

Сидит она косматая,

В платьице с заплатами...

Потеплей укутаю

Милую мою,

«Баю-баю, баюшки», –

Песенку спою.

***

Приложение

Будет тебе платьице –

Новое, в горошину!»

* * *

Кукла Катя в новом платье, сшила я его сама.

Я полдня над ним корпела, доводила до ума.

Только вечером попало мне от мамочки моей.

Я потратила на платье кучу новых простыней.

* * *

Ах вы, куклы, замарашки,

Где испачкали рубашки?

И чулочки, и носочки.

Как же вам не стыдно, дочки?

Снова целый день стирать,

Даже некогда играть!

* * *

Сонница-бессонница, не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой… (куколка Бессонница)

* * *

Фея знала свое дело,

И, летая в небесах,

Днем и ночью то и дело

Совершала чудеса.

Фея кукол создавала,

Мастерила, колдовала.

Все, чего она касалась,

Оживало, просыпалось.

И в ее руках послушно

Обретали куклы души.

Ведь у кукол судьбы тоже

С человеческими схожи.

А потом свои трофеи

Раздавала людям фея,

Потому что это средство,

Чтобы вечно помнить детство.

* * *


Приложение

Игра-хоровод «Приехала купаленка…»

Приехала купаленка

(дети ходят по кругу)

На семидесяти тележеньках,

Привезла нам купаленка

(наклоняются в круг и разводят руки в стороны)

Добра и здоровья,

(хлопки руками вправо-влево)

Богатства и почести.

(хлопки руками вправо влево).

Игра-хоровод «У бабушки Маланьи»

Дети идут хороводом, приговаривая:

«У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке:

Семь сыновей,

Семь дочерей,

Все без бровей,

С вот такими вот носами,

(показывают жестами)

С вот такими бородами.

Все они сидели,

Ничего не ели,

Делали вот так…»

(воспроизводят действия, показанные Ведущим)

Игра-хоровод «Платочек»

Дети становятся в круг, не держась за руки. В центре круга стоит Галя с голубым платочком в руке.

Галя по садочку ходила,

Свой платочек там уронила.

Дети поют, стоя в кругу. Галя с платочком проходит мимо детей и на слово «уронила» роняет платочек. Ребенок, около которого упал платочек, поднимает его.

Обошла тут Галя садочек,

Ищет голубой свой платочек.

Галя ходит и ищет платочек. Не найдя его, садится в центре круга и делает вид, что плачет (закрывает лицо руками).

Не горюй, подруженька Галя!

Мы платочек твой разыскали

Под малиновым под кусточком,

Под зелененьким под листочком.

Дети, взявшись за руки, сужают круг, подходя к Гале, чтобы её утешить. Дети отходят назад, расширяя круг. С окончанием куплета останавливаются и разъединяют руки.

 Приложение

Игра-хоровод «Ярмарка»

Дети стоят в кругу. Это – «продавцы». Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов – красного, оранжевого, зеленого, синего, желтого, фиолетового и т.д. Можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок. Он – «покупатель». Дети все вместе произносят слова, под которые ребёнок-покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперёд руку, наподобие стрелки:

Ваня, Ваня, покружись,

Всем ребятам покажись,

И какой тебе милей,

Укажи нам поскорей!

Стоп!

На последнем слове ребёнок останавливается. Тот, на которого указала «стрелка», спрашивает «покупателя»:

– Что угодно для души?

Все товары хороши!

Ведущий «делает заказ»:

– Хочу фрукт! (или овощ, ягоду, цветок)

Теперь ребёнок, «принявший заказ», должен предложить фрукт, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной.

– На тебе грушу, – говорит продавец и протягивает жёлтый кубик.

Ход игры может быть разным – смена покупателя через определённое количество покупок или начисление очков за каждый правильный ответ (детям до 6 лет не рекомендуется). Играть можно и вдвоём с ребёнком, по очереди изображая покупателя и продавца.

Жмурки «Ваня» и «Маня».

Выбираются двое водящих (девочка и мальчик) и назначают одного из них «Маней» с тоненьким голоском, а второго – «Ваней», который говорит басом. (Для большего веселья мальчика можно сделать «Маней», а девочку «Ваней».) Водящим завязывают глаза, иногда кружат вокруг себя. Остальные играющие образуют вокруг водящих круг и берутся за руки. «Ваню» отводят подальше от «Мани» и предлагают ее найти.

Протянув вперед руки, «Ваня» начинает искать и звать: «Где ты, Маня?». «Я здесь», – отвечает «Маня», но сама, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. «Ваня» может принять за «Маню» кого-нибудь из играющих. В этом случае ему объясняют ошибку. Вместе с тем играющие не дают и «Мане» выйти из круга и натолкнуться на что-нибудь. Когда «Ваня» находит «Маню», их заменяют новой парой водящих.

Стоящие в кругу дети не должны подсказывать водящим, где кто находится. Чтобы поймать «Маню», достаточно коснуться ее рукой, не хватая и не удерживая. Если «Ваня» долго не может поймать «Маню», следует предложить им поменяться ролями или уступить место новой паре желающих.

«Жмурки»

Приложение

Водящий – жмурка – становится в центре. Ему завязывают глаза и поворачивают несколько раз вокруг себя. Происходит диалог жмурки и играющих:

– Где стоишь?

– На мосту.

– Что продаёшь?

– Квас.

– Ищи три года нас.

Участники расходятся по комнате, жмурка идёт их искать. В ходе игры участники не должны сходить со своих мест. Им разрешается приседать, отклоняться, вставать на колени. Если водящий находит и угадывает ребёнка, он передаёт ему роль жмурки.

«Сиди, Яша»

Выбирается Яша. Он встаёт в центр, ему завязывают глаза.

Все идут по кругу и поют:

Сиди, сиди, Яша, под ореховым кустом,

Грызи, грызи, Яша, твердые орешки,

Орехи калёные, ядра золочёные.

Далее говорят, хлопая в ладоши:

Чок-чок, удалец! Вставай, Яша-молодец!

Где твоя невеста и в чём она одета?

Как её зовут и откуда привезут?

Яша в это время крутится на месте, когда песня заканчивается, идёт наугад, выбирает кого-нибудь и выводит в середину. Необходимо узнать, кто перед ним и назвать имя.

 

Приложение

Крупеничка или Зерновушка

Кукла символизировала достаток и благополучие в доме .  Кукла обязательно наполнялась зерном,  чтобы урожай был богатым.  На Руси на Акулину Гречишницу (26 июня) начинали сеять гречиху. При посеве первые горсти гречихи, символизировавшие сбережѐнные силы Кормилицы Земли брали из мешочка, сшитого в виде куклы,  которую называли Крупеничка.

             А ещѐ в этот день в селах и деревеньках, варили «мирскую кашу» – для нищих и странников. «Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной», – уважительно говорили крестьяне. После угощения по традиции благодарили хозяев: "Спасибо вам, хозяин с хозяюшкой, со малыми детками и со всем честным родом - на хлебе, на соли, на богатой каше! Уроди, Боже, вам, православным, гречи без счету! Без хлеба, да без каши - ни во что труды наши".            После уборочной страды Зерновушку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Куклу наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу рядом с иконами. Она - знак сытой жизни и достатка в семье.

C:\Users\днс\Downloads\20181208_200829.jpg

Подорожница

Эта маленькая кукла, которая называется Подорожница - верный хранитель в дорогу и дарится тому, кто уезжает путешествовать. Ростом она всего 5-6 сантиметров. Сумку не утяжелит, но всегда напомнит о своем Родном очаге или интересной поездке. В своем мешочке она несет или горсть земли, или немного золы и еще можно добавить туда кусочек хлебушка или зернышко, чтобы путник был сыт. 

C:\Users\днс\Downloads\20181208_200855.jpg

Кукла - кувадка

http://images.myshared.ru/5/353444/slide_7.jpg C:\Users\днс\Downloads\20181208_200843.jpg

C:\Users\днс\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20181208_200955.jpg

C:\Users\днс\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG-20181207-WA0021.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Русская народная тряпичная кукла»

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью...

Проект "Русская народная тряпичная кукла" Презентация

Приобщение детей к русской народной культуре является актуальной темой. Детям нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, ощущать гордость за свою страну....

Проект «Русская народная тряпичная кукла»

Мы так мало знаем о своей культуре, о прошлом наших предков, об истории тех вещей, которые нас окружают...

«Игрушечных дел мастера» Приобщение детей к русским народным традициям Методическая разработка Мастер- класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы для родителей и педагогов

        Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своим...

Краткосрочный проект «Русская народная тряпичная кукла»

В народных играх ребёнок имеет большую возможность активно действовать, познавая окружающий мир, осваивая отношения между людьми....

Образовательный проект в 1-ой младшей группе общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет. " Русская народная тряпичная кукла "

Автор: ГБДОУ № 1 воспитатель Ярош С. ПУчастники проекта: дети 1- ой младшей группы детей от 3 до 4 лет, воспитатель, родители. Тема: «Русская народная тряпичная кукла»Вид: групповой, кратк...