«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ НА СТУПЕНИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья (подготовительная группа)

Пашкова Светлана Александровна
Тема подготовки дошкольников к школе, по-прежнему остается актуальной. Это и понятно. Главная цель любого занятия с детьми: включение его в активную учебную деятельность через формирование у ребенка определенных умений и знаний. Это и является залогом будущей успеваемости в школе. Поэтому, в детском саду необходима качественная подготовка дошкольников. Воспитатель придает обучению воспитывающий характер, при этом дошкольники не только получают знания, но и приобретают такие черты характера, как воля, интерес к учебной деятельности, стремление к получению определенного результата. Желание играть и учиться параллельно сосуществуют у детей на протяжении дошкольного возраста. По мнению Л.С. Выготского, обучение и подготовку к школе надо начинать, когда психические функции находятся в стадии созревания. Слишком ранние и поздние сроки всегда вредны. Необходимо начать подготовку к школе, не минуя срок созревания. Ребенок к школе будет готов тогда, когда он научился слушать взрослого.
Одним из этапов подготовки к школе дошкольников является поэтапное освоение навыка чтения. Вообще, дети шести лет более восприимчивы к обучению чтения, чем пятилетки. На первом этапе ребенок должен усвоить, что звуки бывают гласные и согласные, глухие и звонкие. Это позволяет детям работать умственно и выполнять задания правильно. На втором этапе, когда ребенок освоит буквы и звуки, можно начинать учить чтению простых слов, затем сложных.
Начиная с подготовительной группы, я учу детей выделению словесного ударения, и переход от слогового чтения к чтению целыми словами. При обучении чтению, дети пользуются долго слоговым способом и не определяют ударение в написанном слове. Выделение ударения происходит на основе чтения слова целиком. Сначала я даю карточки со словами, в которых ударение стоит правильно. Затем карточки со словами, в которых ударение стоит неверно. Следовательно, дети, читая слова с ориентировкой на ударный гласный, учатся читать целым словом в соответствии с проставленным ударением.
Обучение дошкольников чтению требует гибкости. Например, если ребенок быстро и легко справляется с заданиями, предложить ему более трудный вариант, и наоборот, в случае затруднений подольше задерживаюсь на простых заданиях. К подготовительной группе дети переходят непосредственно к чтению, формируется способ слогового чтения, что дает возможность читать слова с
39
открытыми слогами. В течение года дети овладевают плавным слоговым чтением в пределах полного алфавита.
Занятия организую в форме игры, требующей от ребенка хороших процессов сопоставления, синтеза, анализа, что способствует в дальнейшем лучшему обучению чтения. Обязательно форма занятия должна соответствовать его содержанию. Для меня важно не только научить ребенка читать, но и вселить в него уверенность, научить понимать прочитанное. Я не стараюсь научить детей читать как можно быстрее. Важнее, делать упор на осознание того, что ребенок прочитал. Поэтому педагог должен быть нацелен на качество, а не скорость чтения.
Я считаю, что переход на новую ступень подготовки к школе, будет более успешным, когда у ребенка полностью раскрываются его возможности, стремление самостоятельно анализировать действительность. И дело даже не в том, что ребенка можно обучить чтению в игре, а в том, что именно в игре происходят наиболее психологические изменения, подготавливающие его к новой, высокой ступени развития. Ни в коем случае нельзя упрекать ребенка, просто необходимо позаниматься дополнительно, понять интересы и стремление, это принесет пользы. Любое занятие с дошкольниками имеет смысл тогда, когда оно развивает его способности. Чтобы научить чему-то дошкольников, надо учитывать возрастные способности.
Важно, чтобы малыш понял и почувствовал «законы школы», научился жить вместе с ними, понимать взрослого, сотрудничать с одноклассниками. Конечно, надо помнить, что занятия с дошкольниками, это не школьный урок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Формирование навыков экспериментирования у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.

В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.  Расширя...

ПРОГРАММА « ДЕТИ И ДОРОГА » по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дороге

Программа «Дети и дорога» направлена на совместную деятельность педагогов и родителей по формированию социальной компетентности безопасного поведения детей в дорожном движении. В ней предл...

Проект «Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста.

Проект "Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста....

«Формирование навыков этикета у детей дошкольного возраста»

Этикет - это порядок поведения, способствующий созданию наилучших условий для общения людей разного происхождения, национальной принадлежности, социального положения образования различных взглядов убе...

Формирование навыков чтения в периоде дошкольного образования детей с аутизмом

Как показывает опыт, представления о том, что обучение детей с аутизмом академическим навыкам не отличается от обучения детей с типичным развитием, глубоко ошибочны.  Особенности формирования нав...