«Формирование критического мышления у детей посредством современной инновационной технологии «Кубик Блума»
методическая разработка (подготовительная группа)

БОРЗОВА АЛЬБИНА ЮРЬЕВНА

Мастер-класс способствует повышению  профессионального мастерства педагогов, участников мастер – класса, в процессе активного педагогического общения по проблеме  развития критического мышления учеников посредством современной инновационной технологии «Кубик Блума». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«Формирование критического мышления

у школьников посредством современной инновационной технологии

 «Кубик Блума» (слайд 1)

Конспект мастер-класса для педагогов

  

Подготовили

Борзова Альбина Юрьевна,

Яруськина Лидия Юрьевна.

Чебоксары 2023

Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме  развития критического мышления учеников посредством современной инновационной технологии «Кубик Блума» (слайд 2).

Задачи: 

1.Вовлечь педагогов в совместную деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.

2.Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к данной теме (слайд 2).

Оборудование: Проектор, экран, ноутбук, листы бумаги, ручки, кубик Блума.

Ход мастер – класса

 

Добрый день, уважаемые члены жюри и коллеги! Я рада приветствовать вас!

Прошу ответить на мое приветствие после той фразы, которую посчитаете обращенной именно к вам.

Здравствуйте, те, кто готов творчески работать!

(Ответ участников: Здравствуйте!)

Здравствуйте те, кто умеет мечтать!

Здравствуйте те, кто в отпуске хорошо отдохнул!

Здравствуйте те, кто любит свою работу и детей!

Здравствуйте те, кто любит успех!

         Начать свое выступление я хотела бы с притчи.

«Однажды беседовали два учителя. Один из них удивился:

- Почему твои ученики сами приходят к тебе за советом, а мои меня избегают и невнимательно слушают?

Второй поделился секретом:

- Не давай им готовые решения, а научись правильно формулировать вопросы, которые помогут найти ответ. И тогда те, кто ищет этот ответ, сами к тебе придут».

         Эта притча тесно связана с ФГОС. Требования современного образования, обозначенные во ФГОС, нацеливают на принцип "учить не науке, а учить учиться". И задача учителя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.

         Возникает вопрос: Как и с помощью чего это сделать? (слайд 3).В этом современному педагогу помогают разнообразные методики и технологии.

Издесь уместно будет упомянуть о ключевых компетенциях XXI века 4К, которые вытекают из, так называемых, Давосских компетенций 2020, провозглашенных в 2016 году на Всемирном форуме в Давосе. Изначально их 10, но со временем они трансформировались в более краткие понятия. Так появилась «Модель 4К», которая предполагает развитие таких качеств современного человека, как:

 Критическое мышление.

 Креативность.

 Коммуникативные навыки.

 Командность.

Эта модель активно внедряется в сферу образования в нашей стране. И я, стараясь идти в ногу со временем, применяю в своей работе с детьми технологию развития критического мышления (ТРКМ).

         Работая в режиме данной технологии, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы ТРКМ, превращает занятия с детьми в совместный и интересный поиск.

         Как вы думаете, что же такое «критическое мышление»? (Выслушать ответы). Подвести итог: Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.  

       В педагогике – это  открытое оценочное мышление, не принимающее догм и правил, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт, это взвешенный подход к любым утверждениям. 

(слайд 4). Именно таким мышлением должен обладать современный человек.

        Сегодня я хочу вам продемонстрировать один из приемов ТРКМ, инновационную технологию развития критического мышления,  разработанную   американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, которая называется «Кубик Блума» (слайд 5). Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

     Данная технология достаточно популярен в мире современного образования.

Она основана на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован не только учителем истории, но  и любого предмета, учителями начальных классов.

      Главным в работе с текстом является осмысление информации. Практика показывает, что у современных школьников с этим, не редко, возникают большие проблемы.  Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие учащиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. А нужно ли их учить задавать вопросы?  Перефразируя высказывание Элисон Кинг можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы, умеют мыслить» .

Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.

Работа с фокус-группой.

        Пока мы рассмотрим «Кубик Блума», прошу выйти шесть человек (можно 2 чел., можно 3 чел.). Вы будете ФОКУС-ГРУППОЙ.

         Ваша задача: с помощью Кубика Блума смоделировать целое занятие с учениками, либо его фрагмент. Пожалуйста, выберите возраст детей и тему. В вашем распоряжении 4 минуты. Время пошло.

А мы  с вами рассмотрим (познакомимся) «Кубик Блума».

         Кубик представляет собой объемную фигуру(можно бумажную, тканевую), на гранях которой написаны слова Они являются отправной точкой для ответа (слайд 6). 

Предлагаю рассмотреть каждую грань.

1. Грань «Назови» предполагает простую репродукцию полученных знаний. Здесь используются простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …(слайд 7).

2. Грань «Почему». Здесь используются интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему Петра I называют Великим?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности (слайд 8).

3. Грань «Объясни». Здесь используются  уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление ученику  возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни…(слайд 9).

4. Грань «Придумай». Необходимо использовать творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться ...?". Придумай, что случится, если …. Вопрос следует начать со слова – придумай…. Придумай, что случится, если …(слайд 10).

5. Грань  «Предложи». Используются практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте …?". Вопрос следует начать со слова – предложи….(слайд 11).

6. Грань «Поделись». Используются оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…

(слайды 12).

     Хочу отметить, что названия граней можно немного видоизменять, в зависимости от цели и задач урока. 

    Таким образом, ребенок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания.

     Правила игры с Кубиком довольно просты:

1.     Формулируется тема урока.

2.      Ребенок бросает Кубик.

3.     Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать.

4.     И так до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы. (слайд 13).

Этот прием уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

Существует 2 варианта использования на уроке «Кубика Блума»:

1.  Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с ромашкой.

2. Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

(слайд 14).

       В старших классах кубик Блума можно представить в виде таблицы. Учащимся предлагают заполнить таблицу вопросами соответствующего типа. Затем на занятии они обмениваются составленными таблицами и анализируют ответы одноклассников. (слайд 15).

    Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы. 

Хочу отметить, что на основе приема Кубик Блума педагог может выстроить целое занятие, а можно использовать его, как один из этапов. Работая с Кубиком, возможно организовать как групповую, так и подгрупповую и индивидуальную деятельность детей

       

  Уважаемые коллеги! Есть вопросы по теоретической части технологии?

Если нет, а вернемся к нашей фокус-группе. Мы готовы послушать, что у вас получилось. (открывается слайд 17, по слайду фокус-группа раскрывает тему «Политика Петра I»)

– Трудно ли вам было справиться с заданием?

– Что вызвало затруднение?

– Как вы думаете, где еще, кроме урока, можно использовать этот прием? – Спасибо. Прошу вернуться на свои места.

Уважаемые коллеги! Вы только что познакомились простым вариантом составления «Кубика Блума» по теме «Политика Петра I», когда учитель формулирует тему урока и круг вопросов, которые будут обсуждаться на уроке.

Работа по группам

   А сейчас предлагаю разделиться на 2 группы. Каждая группа будет придумывать вопросы для Кубика Блума по заданной теме. А следующая группа будет отвечать на вопросы.

   Вам предлагается за 5 минут составить 6 вопросов по образцу.(«Назови», «Почему», «Объясни», «Предложи», «Поделись», «Придумай») или используйте предложенный мною кубик.

    Дается каждой группе кубик, таблицу  и текст.

    Первой команде предлагаю тему  «Александр Невский – полководец, дипломат» (слайд 18).

Дается куб, текст, таблица.

Грани

Вопросы

«Назови»

«Почему»

«Объясни»

«Предложи»

«Поделись»

«Придумай»

2й группе предлагаю видоизмененный мною «Кубик Блума» Слайд 19.

Таблица для записи

Тема «Екатерина II»

Личности

Внешняя политика

Внутренняя политика

Вопрос от учителя

Поделись

Выводы

     Затем группы задают вопросы друг другу.

     Спасибо всем. Молодцы.

      Итак, мы с уверенностью можем сказать, что выбранная мной технология анализа и представления информации является универсальным. Она уникальна тем, что способствует развитию критического мышления школьников. Его можно использовать на любом предмете и на любом этапе урока. Он будет уместен в начале урока в качестве мотивации и постановки проблемного вопроса, подойдет и для изучения и закрепления нового материала. Его можно использовать для контроля знаний. Кроме того, этот способ позволяет использовать самые разные источники информации: визуальные, аудиальные, текстовые (слайд 19).

Рефлексия.

  Уважаемые коллеги! Вот и закончился наш мастер-класс.

       - Что вы можете сказать о полученной информации на сегодняшнем мастер-классе?

- Как бы вы могли использовать приём «Кубик Блума» на своих уроках?

- Какие трудности испытывали во время мастер-класса?

   Уважаемые коллеги! Если вам понравился мастер-класс, вы считаете эффективным технологию «Кубик Блума» и будете его использовать в своей работе, прошу поставить «лайк» и поднять зеленую карточку (пальцем вверх). Если же мастер-класс вам не понравился, и вы не удовлетворены работой в нем, поднимите «дизлайк» (красная карточка палец вниз).

  Закончить свой мастер – класс мне хотелось бы словами Джона Холта (слайд 20):

   «Учиться – значит задавать вопросы. Чтобы задавать вопросы, ребенку нужна вера в себя, а педагогу – умение ее поддержать»

    Я хочу поблагодарить вас за работу и поддержку. Надеюсь, вам этот опыт пригодиться в вашей деятельности. Чтобы вы могли попробовать применять этот приём на своих уроках уже завтра, я дарю вам этот замечательный кубик.

Спасибо за внимание! (слайд 21)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста через приём "Кубик Блума"

Мастер-класс для педагогов "Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста через приём "Кубик Блума"...

Мастер-класс "Педагогический приём «Кубик Блума» в формировании критического мышления у детей дошкольного возраста"

Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер – класса через процесс активного педагогического общения по проблеме развития критического мышления детей дошкольн...

«Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста через прием «Кубик Блума»

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов процессе активного педагогического общения по проблеме развития критического мышления детей дошкольного возраста. Задачи: 1.Вовлечь педагогов в сов...

Мастер-класс на тему: «Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста через прием «Кубик Блума»

(мастер-класс был проведен в рамках городского фестиваля методического мастерства в апреле 2022 года)...

Презентация "Формирование критического мышления у детей дошкольног возраста с помощью Кубика Блума"

Презентация "Формирование критического мышления у детей дошкольног возраста с помощью Кубика Блума"...

Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста с помощью « Кубика Блума»

Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста с помощью «Кубика Блума»...