РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.91 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности. В сложном процессе вхождения в мир людей ребенку необходима квалифицированная помощь. Разновозрастное взаимодействие – это взаимодействие двух или нескольких детей разного возраста, способствующее обогащению их опыта, познанию себя и других, а также развитию инициативности детей, проявлению их творческого потенциала и овладению нормами взаимоотношений. Первый опыт разновозрастного взаимодействия дети получают в семье. Но, необходимо учитывать, что современная семья имеет свои специфические особенности – это и неполные семьи, и семьи с единственным ребенком, семьи, где отсутствуют бабушки и дедушки и пр. естественно, что это ограничивает диапазон первичного социального взаимодействия ребенка и получение им разнообразного социального опыта и социальных норм. Нашей задачей на данном этапе является формирование социальных навыков дошкольников через разновозрастное взаимодействие, таких как: - умение вступать в контакт со взрослыми, сверстниками и детьми младшего возраста; - проявлять отзывчивость, уважительное отношение к окружающим людям, их интересам; - умение принимать на себя функции организаторов взаимодействия: способность заинтересовать перспективами участия в игре, совместной деятельности, предлагать тему, распределять роли и т.д., проявлять умение выслушать собеседника, согласовать с ними свои предложения; - умение оказывать действенную взаимопомощь, способность обратиться и принять помощь взрослого и других детей. Согласно требованиям ФГОС разновозрастное взаимодействие: - способствует усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - формирует уважительное отношение и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых; - формирует позитивные установки к различным видам труда и творчества; - формирует основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; - развивает общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; - развивает социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, готовность к совместной деятельности со сверстниками; - способствует становлению самостоятельности и целенаправленности, саморегуляции собственных действий. Разновозрастное взаимодействие имеет большое воспитательное значение: - способствует расширению спектра освоенных социальных ролей; - создает условия для формирования таких социально значимых качеств личности как самостоятельность, толерантность, доброжелательность, дисциплинированность, а также ответственность; - является доступным для ребенка пространством обмена социальным опытом, в том числе знаниями, практическими умениями, ценностными приоритетами, что стимулирует интерес дошкольника к социуму. Показателями сформированности разновозрастного взаимодействия у детей являются: - общность интересов и осознанность цели работы каждым участником коллективной деятельности; Образовательные технологии как объект педагогического выбора - проявление индивидуально-творческого потенциала, самовыражение и самореализация каждого; - общение на основе добровольности и взаимных симпатий; - доверие и взаимопомощь. Для того, чтобы способствовать позитивной социализации, мы создаем условия организации разновозрастного взаимодействия дошкольников через интеграцию деятельности творческих групп детского сада «Реализация регионального компонента в детском саду как условие воспитания основ экологической культуры», «Модернизация развивающей предметнопространственной среды детского сада», сетевого проекта «Ранняя профориентация». Приоритетным направлением нашего детского сада является познавательное развитие в условиях разновозрастного взаимодействия, в процессе формирования экологической культуры у дошкольников. Мы осуществляем разновозрастное взаимодействие дошкольников в различных видах деятельности экологического содержания, таких как: - трудовая деятельность (посадка и уход за растениями); - познавательно-исследовательская деятельность; -продуктивная деятельность; - художественно-эстетическая деятельность (экопразники, досуги, спектакли); - экологические акции («Помоги птицам зимой!», «Наш зеленый детский сад»); - экскурсии по экологической тропе детского сада Осуществляя работу в рамках сетевого проекта «Ранняя профориентация». В рамках мини-проекта «Маленький ландшафтный дизайнер» мы включаем разновозрастное взаимодействие: - проектная деятельность; - продуктивная деятельность; - познавательно-исследовательская деятельность; - трудовая деятельность; - художественно-эстетическая деятельность. Используемые технологии: - информационные технологии (образовательная и совместная деятельность) - технология обучения в сотрудничестве - интерактивные технологии (детские проекты, мастер-классы) - технология проблемного обучения Как показывает практика, в условиях дошкольной образовательной организации можно достаточно эффективно организовать разновозрастное взаимодействие, которое обеспечит широкий спектр общения между детьми разного возраста и позволит выполнить все задачи Федерального Государственного образовательного стандарта ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/22/picture-565426-1679487571.jpg)
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками как условие успешной социализации.
Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/31/picture-558236-1643603571.jpg)
Мастер-класс для педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»
На современном этапе необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в детском саду, так и в семье. Важным условием преемственности детского сада и семьи является установ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/13/picture-905139-1557748122.png)
«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»консультация для педагогов
По мнению многих ученых первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закл...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/05/picture-758022-1607190871.jpg)
Взаимодействие с семьёй как условие успешной социализации дошкольников
из опыта педагогической деятельности в ДОУ, формы и методы работы с родителями....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/11/picture-1010384-1518340487.jpg)
Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка.»
Сегодня одним из условий необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста в соответствии с Федеральным государственным образовательным ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/19/picture-757374-1455858092.jpg)
«Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка»
Самую важную роль в процессе становления личности ребенка играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/28/picture-746246-1456686708.jpg)
«Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка»
Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того ...