Проект "Край родной,земля сибирская!"
проект (старшая группа)
Цель работы: формирование экологической культуры дошкольника, которая проявляется в эмоционально положительном отношении к природе, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении моральных норм и ценностных ориентаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ryzhova.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 58»
ПРОЕКТ
«МОЙ КРАЙ РОДНОЙ,
ЗЕМЛЯ СИБИРСКАЯ!»
Разработчики проекта:
заместитель заведующего по ВМР
Федотова Г. В. и
творческая группа педагогов.
Томская область,
ЗАТО Северск.
Разработчики проекта: заместитель заведующего по ВМР
Федотова Галина Владимировна.
Участники творческой группы: воспитатели
Ехлакова Елена Викторовна,
Кузнецова Ольга Валерьевна,
Техриб Елена Александровна,
Кузнецова Юлия Валерьевна,
Яицкая Ирина Александровна,
Пелипенко Елена Геннадьевна,
Родина Татьяна Владимировна,
Жилинская Елена Александровна,
Юрьева Елена Михайловна,
Рыжова Юлия Алексеевна,
Хакимова Юлия Алексеевна,
Быстрицкая Галина Владимировна,
Ольсевич Мария Юрьевна,
Непряхина Наталья Александровна,
Кузнецова Ольга Валерьевна,
Роман Ирина Геннадьевна,
Колесникова Тамара Андреевна,
Петрова Светлана Николаевна,
Пермякова Ольга Владимировна,
Шамова Наталья Викторовна,
специалисты:
педагог-психолог Морхинина Ольга Александровна,
музыкальные руководители: Нестеренко Ольга Викторовна, Колодникова Лариса Станиславовна,
инструктора по физическому воспитанию: Пашковская Галина Валерьевна, Анкудинова Екатерина Валерьевна,
учитель-логопед: Фролова Людмила Алексеевна.
Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, игровой.
По содержанию: естественно-научный, психолого-педагогический.
По числу участников проекта: дети дошкольных групп, воспитатели, специалисты, родители.
По времени проведения: долгосрочный.
По месту реализации: МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 58» ЗАТО Северск, Томская область.
По методическому обеспечению: проект является вариативной частью образовательной программы ДОУ, составленной в соответствии с ФГОС ДО.
Пояснительная записка.
Актуальность.
Наступивший двадцать первый век – время экологического кризиса, когда крайне остро встает вопрос об отношении человека и природы. Известные ученые, педагоги считают, что одним из истоков кризиса в обществе является отсутствие или недоразвитие нравственного начала в личностях людей, населяющих нашу планету, что ведет к нарушению основного принципа жизни на земле: все живое находится в неразрывной связи со средой своего обитания.
С выходом в свет закона РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» и постановления «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях РФ» (30.03.1997 № 4\1-6) экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений, в том числе и в нашем детском саду. Экологическое воспитание, организованное в дошкольном учреждении, представляет большие возможности для развития духовной сферы ребенка. Эти возможности заключены главным образом во взаимодействии дошкольника с миром природы, находящейся в пространстве его жизнедеятельности.
В настоящее время в экологическом образовании наметился целый ряд прогрессивных тенденций: расширились рамки экологического воспитания (от овладения знания – к воспитанию экологического мировоззрения), наметилась линия формирования эколого-осознанного поведения в природе и привития практических природоохранительных навыков, наблюдается положительная тенденция к введению экологических компонентов в программу обучения и развития дошкольников. А с принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования появилась необходимость пересмотреть содержание и организацию работы по экологическому воспитанию. При этом устанавливается принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу. Это в полной мере относится и к экологическому воспитанию дошкольников.
Такие подходы требуют значительных изменений в области повышения квалификации педагогических кадров. Мы нуждаемся в педагогах, способных постоянно совершенствовать свою профессиональную деятельность, обновлять знания, расширять арсенал знаний и умений, осваивать новые технологии обучения, в том числе и в экологическом направлении, ведь уровень профессиональной компетентности определяет результативность развития и воспитания детей. Поэтому в проекте большое внимание уделяются вопросам развития творческого потенциала наших педагогов.
Как отмечал Л.С. Выготский, ребенок, вступая во взаимодействие с окружающей средой, развивается не сам по себе, а во взаимодействии «ребенок – взрослый». Именно поэтому взаимодействию семьи и дошкольного учреждения в вопросах экологического развития детей в проекте отведено много места.
Работа по проекту в целом - это систематическая и последовательная работа, которая организуется с опорой на интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную и поведенческую сферы дошкольников, т.е. на развитие всех сторон его личности, осуществляется на основе образовательной программы дошкольного образования «Детство», (авторы Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, и др. -, СПб.:, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», и авторской программы ДОУ № 58 «Живой родник», предусматривающий ознакомление детей с народной культурой.
Проблемы.
Мы считаем, что сегодня, экологическое образование еще не достигло того уровня, который позволил бы говорить о его высокой результативности. Нами выделены основные проблемные поля, которые мы решаем в процессе реализации своего проекта:
- Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе?
- Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: игровую, проектную, исследовательскую, познавательную, музыкальную, изобразительную, физическую?
- Как уделить внимание региональному компоненту?
Остаются актуальными поиски эффективных методов, технологий, и интеграция содержания экологического образования в другие образовательные области; мы знаем, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.
Новизна в работе по проекту:
- При организации воспитательно-образовательного процесса учтены Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования в основу работы положен принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Реализация задач образовательной области «Познавательное развитие» (экологическое образование) осуществляется через комплексно-тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью.
- Экологическое образование дошкольников будет реализовываться с использованием регионального компонента с учетом дат народного земледельческого календаря, что даст возможность детям ощутить движение жизненного цикла природы и человека.
- Включение регионального компонента предполагает изучение природы родного края (географическое расположение, климатические условия, растительный и животный мир), работу над сказками, легендами народов Сибири, знакомство с обрядами и традициями, праздниками жителей сибирского региона.
- Одним из путей повышения эффективности экологической деятельности в ДОУ и решением программных задач считаем использование разнообразных методов, приемов, технологий (с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и предпочтений), разных форм совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Особое внимание уделяем проектной деятельности детей.
Гипотеза. Системная работа по экологическому воспитанию позволит приобрести детьми навыки экологической культуры, повысит экологическую грамотность всех субъектов эколого-образовательного пространства.
Цель работы: формирование экологической культуры дошкольника, которая проявляется в эмоционально положительном отношении к природе, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении моральных норм и ценностных ориентаций.
Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач:
- Формировать систему элементарных научных экологических представлений о природе родного края, доступных пониманию ребенка - прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе;
- развивать познавательный интерес у детей к природе, желание действовать с природными объектами (с учетом избирательности и предпочтений детей), поддерживать проявление инициативы в самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности.
- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, а также навыков элементарной природоохранительной деятельности в ближайшем окружении;
- воспитывать бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом; развить чувства эмпатии к объектам природы.
Ожидаемые результаты.
1. На основном этапе педагоги повысят свою экологическую грамотность, благодаря этому и воспитанники будут иметь более высокий уровень знаний, умений и навыков по предмету природный мир. Повышая образовательный уровень экологических знаний всех педагогов через самообразование, проведение семинаров, практикумов, мастер-классов, консультаций, повысится профессиональная компетентность педагогов по экологическому воспитанию дошкольников. Высокий уровень подготовки будут иметь 70% педагогов, остальные – средний.
2. Экологическое воспитание дошкольников будет реализовываться на основе ФГОС ДО, с использованием регионального компонента, активно будет внедряться метод проектной деятельности.
3. Повышения уровня экологической культуры воспитанников. Дети будут иметь достаточно высокий уровень знаний и умений по экологическому воспитанию (высокий уровень - 65%, средний – 35%), а самое главное, наши выпускники будут бережно относиться ко всему живому, проявляя экологическую культуру, знать природно-экологическое своеобразие своего региона.
4. Родители (законные представители) активнее участвовать в экологических мероприятиях, проводимых в ДОУ (увеличение числа участников до 85%), уровень удовлетворенности деятельностью ДОУ составит 95%.
5. Разработаны и апробированы методические и практические материалы по организации экологического образования дошкольников в ДОУ на основе природы Сибирского края.
6. Обобщен и распространен опыт работы на мероприятиях разного уровня, в публикациях в журналах и методических сборниках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Россия – родная Земля». Сценарий музыкального развлечения в подготовительной группе.
Цель.Воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, к Родине, чувство гордости, уважение к государственной символике.Задачи.Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру че...
картотека стихов о родной земле
Стихи о любви и бережном отношении к земле...
Досуг "Край родной, земля Амурская"
Материал в доступной форме формирует у дошкольников нравственно - патриотические чувства; закрепляет представления детей о малой родине – Приамурье, приобщает дошкольников к национальной к...
Конспект образовательного мероприятия в подготовительной к школе группе «Защищал родное небо - прославил родную землю»
Конспектобразовательного мероприятия в подготовительной к школе группе«Защищал родное небо - прославил родную землю»[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"8489882","attribut...
НОД в подготовительной группе Тема: «Родные просторы, родная земля, цвети, процветай же моя Кулунда!»
Цель: Прививать чувство любви к родному селу, родной природе.Задачи:Дать детям знания об истории родного села; Формировать представление о малой Родине через просмотр...